Крестовый поход на Русь

  (ст."Крестовый поход на Русь",ягдмитриё,2023) "Средневековая Европа организо-вывала крестовые походы не только на Ближний Восток, но и в другие регионы ряда государств. Одним из них был поход на территорию, которую контролировала Русь. Из истории мы хорошо знаем о Ледовом побоище, в котором Александр Невский разгромил западное войско крестоносцев,целью которых было обращение язычников в христианс-тво,разграбление и захват земель.Немного истории о том,что предшествовало кресто-вым походам Европы.На долю Римской империи вначале нашей эры выпали нелегкие ис-пытания.Ее границы подвергались жестокими атаками варваров,а некогда непобедимые легионы проигрывали сражение за сражением.В конце концов великая империя распалась на западную часть и восточную(Византию).Также произошел раскол и в христианстве. Центром одной конфессию стал Рим,а другой– Константинополь.В конце XI в.Византию стали притеснять мусульмане.Они нападали на паломников,идущих поклониться гробу Господнему,грабили и разрушали христиан-ские святыни.Все это подвигло Византию обратиться за помощью на Запад,точнее к папе Римскому Урбану II,который отреаг-ировал незамедлительно и вскоре были организованы первые крестовые походы на Ближ-ний Восток,которые принесли бога-тство и славу не только его участникам,но и вер-ховному духовенству Европы.Поэ-тому,когда войска крестоносцев терпели неудачи во имя «спасения гроба Господне-го»,вдохновители крестовых походов обратили свой взор на непокорные народы языч-ников: прибалтов,финн и др.Период с 1232 по 1242 г.считается активной фазой эк-спансии Европы против Руси. Примечательно,что для этой цели объединились между собой немцы,датчане и шведы. Первый удар по европейской коалиции рыцарей был нанесен в 1240 г.молодым полководцем Александром Ярославичем на Неве,в после-дствии и названный Невским.А другой,сокрушительный– на Чудском озере,и вошедший в историю как Ледовое побоище.Александр Невский- одна из ключевых фигур в исто-рии средневековой Руси. Он был великим князем Киевским и Владимирским, а также одним из самых прославленных полководцев своего времени.Александр Ярославич родился в 1220(дата неточная)году в городе Переславль-Залесский.Уже в юном воз-расте он начал проявлять свои лидерские качества и военную доблесть.Благодаря своим победам над шведами и тевтонскими рыцарями,Александр Невский стал одним из самых уважаемых правителей своего времени и символом русской воинской славы.Он скончался в 1263 г.и был канонизирован Русской Православной Церковью."

  (ст."Зачем в египетских пирамидах лифт?",Великая Евразия,2024) "Наконец всё прояснилось.Инопланетяне окончательно вычеркнуты из списков почётных строителей египетских пирамид.Теперь их место занимают египетские же боги воды,не получив-шие пока широкую известность в современном околоисторическом фольклоре.В своём предыдущем посте «Даёшь пирамиды— двигатель прогресса!» я в общих чертах расска-зал о модной нынче научной теории использования высохшего рукава Нила для дост-авки материалов.Как следовало ожидать,учёные не смогли остановить полёт фантазии и расширили применение неожиданно появившихся в местах строительства больших об-ъёмов воды.Для этого пришлось приписать египтянам изобретение гидравлических ли-фтов.За доказательствами тоже дело не стало: просто переписали функции некоторых технологических сооружений или,если точнее,того,что ими считается.Возводить громадные зиккураты — задача весьма нетривиальная даже для древних египтян, а уж для нынешнего уровня строительной техники так и вовсе невыполнимая. Например, пирамида Хуфу (или Хеопса) состоит из блоков, средний вес которых — 2,5 тонны, а максимальный — 15. Хорошо, когда можно переложить самые тяжёлые этапы на плечи инопланетян, сразу освобождаешься от сознания неполноценности текущей версии техногенной цивилизации.А если задаться целью исключить «зелёных человечков» из уравнения? Затем набраться смелости и, плотно зажмурив глаза, вычеркнуть даже легендарных атлантов? Вот тут учёным пришлось устроить мозговой штурм,который привёл их к поразительным результатам.Первыми осенило французских исследователей .Они следом за египетскими затейниками из мохнатой древности догадались,как мо-жно использовать вертикальные шахты в центре пирамид.Правда, для этого пришлось отказаться от казавшихся до того перспективными более ранних версий: вентиляция, снижение давления на камеру,расположенную внизу,и других.Зато радикальное измен-ение функционала давало отличные результаты! Французские энтузиасты считают,что загадочное пустое пространство было частью гидравлической системы,с помощью ко-торой наверх поднимали блоки массой 300 кг.Вот только из доказательств у них по-ка одни гипотезы,хотя и весьма смелые.Присмотревшись повнимательнее к примелька-вшемуся известняковому сооружению рядом с гробницей Джосера,учёные вдруг осозн-али,что никакое это не военное укрепление,как считалось ранее,а натурально бас-сейн для накопления воды.Тут же вспомнили,что на дне вертикальной шахты находит-ся гранитный «саркофаг» с пробкой.Её назначение оставалось неразрешимой загадкой для научного мира.Французы решились предложить банальное объяснение: пробка пре-дназначалась для спуска воды.Научный мир вздохнул поглубже и выдохнул: гениаль-но! К месту и по теме пришлось также исследование об изменении климата Сахары, согласно которому в искомое время строительства вокруг расстилалась саванна(я писал об этом благословенном времени в посте «Когда усохла Сахара?»),а значит, можно было накопить воду для гидравлических механизмов.«Монолиты пирамид весят десятки тонн,что делает,по-видимому,невозможным их перемещение с помощью только человеческого труда.В то же время гидравлический подъёмник среднего размера мож-ет поднять от 50 до 100 тонн.Исследование скрытых шахт внутри этих пирамид может стать многообещающим направлением для исследований»,— отмечает французский спе-циалист.Но научный мир пока не торопится аплодировать смелым идеям и полон здор-ового скептицизма.Во-первых, об этом ничего не написано у древних историков, а во-вторых,почему эти устройства впоследствии нигде более не использовались? Резонные аргументы.Французы взяли таймаут на раздумья,подождём и мы.Продолжение обязательно последует..Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт— первоисточник: Великая Евразия.Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.Главные новости политики в моём сообществе ВКонтак-те- Великая Евразия.Присоединяйтесь."
  (ст."Это степь дала грекам двуликого бога!",Великая Евразия,2024) "Судя по находкам археологов,образ двуликого бога Януса мог прийти в Рим из евразийских степей вместе с его почитателями— представителями Ямной культуры.Я писал об этой миграции в статье «Генетики выяснили происхождение этрусков.Сенсация,не ставшая новостью» и получил множество гневных откликов узко-диванных специалистов,знаю-щих всё на свете,в том числе лучше генетиков и археологов.И вот,пожалуйста,нов-ый повод поорать в комментах: археологи,ведущие раскопки в Омской области,нашли подтверждение своим ранним догадкам о преемственности римской традиции двуликого божества от сибирских племён.Начать стоит с находок более 300 гранитных стелл при раскопках в Минусинской котловине,отнесённых к Окунёвской культуре.Куски гр-анита высотой 5-6 метров венчали антропоморфные изображения.У идолов могло быть три глаза,рога или несколько голов,смотрящих в разные стороны.Подивившись необы-чным изображениям и вдоволь порассуждав,историки не стали делать поспешных выво-дов.Хотя подумать было о чём,к примеру,о найденном на реке Ир Омской области ка-менном жезле с причудливым навершием— двумя разнонаправленными лицами.После дл-ительных споров решили,что его предназначение связано с переходом человека в об-итель духов.Подобные предметы находили и в Северном Китае (бронзовую рукоятку с похожим двуликим персонажем),и в северо-восточной части Евразии(на головке древ-ка из моржового клыка две разнонаправленные головы).Новые находки в Омской обла-сти представляют из себя пару копий с изображением на каждом двух личин,направ-ленных в разные стороны.Сложив наконец один плюс один и набравшись смелости,наши учёные высказали осторожное предположение об очевидном: лик Януса пришёл в Рим из Сибири.Датируются копья XVII в.до н.э.,и в них прослеживаются следы сразу двух культур: сейминско-турбинской культурной традиции и окунёвской культуры. «Становится очевидным,что на юге Западной Сибири,как и по всей Евразии,сформиро-валась идея янусовидного божества,которое мы знаем благодаря античной традиции», — утверждает профессор НГПУ А.Бородовский.Какую же роль римляне отводили своему двуликому богу? На раннем этапе его чествовали как творца,но впоследствии это амплуа Янус переуступил Юпитеру и заделался покровителем всех начинаний,хранит-елем дверей,входов и выходов.Его часто изображали с ключами и посохом в руках— главными атрибутами сторожа в древности.И в этом качестве он повторял функции многочисленных ранних восточных божеств.Вообще,надо признать,что изображение богов с множеством ликов— довольно распространённая практика в древности.К примеру, славянский Триглав — Святовит, анатолийская и фракийская богиня Геката, индийские боги различных эпох и так далее. Очевидно, что многое из того, что нас приучили приписывать древней Греции или Риму, не является таковым, и процессы, приведшие к появлению многих проявлений их мировоззрения, приводят к истокам их предков,пришедших на Аппенины с востока.В этих находках также находятся и ответы на предостережения некоторых псевдопатриотов,страдающих историческим мазохизм-ом.Что научно доказано,надо не замалчивать и скрывать,а обсуждать.Ведь именно всестороннее обсуждение может в конечном итоге привести к истине.Нас же,к сожал-ению,долгое время приучали к вторичности нашей культуры и цивилизации,рассказы-вали чужие мифы и легенды,откровенно глумясь над собственным богатейшим фолькл-орным наследием.И сейчас некоторые деятели всё ещё призывают признать старшин-ство западного мира,согнуться в почтении и припасть к источнику мудрости.Но жиз-нь показывает совершенно иное и нам ещё предстоит переоценить влияние востока на запад.А там,глядишь и первичность пересмотрим.Рекомендую: в издательстве КТК«Га-лактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы— белые кочевники Евразии».Копиро-вание только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт— первоисточник: Великая Евразия."
  (ст."Мои заметки о БЕСАХ и ДЕМОНАХ. Высшие и низшие",Гримуар,2024) "Моё почтение уважаемые дамы и господа,это канал Гримуар- небольшой уголок исследова-теля.И мы продолжаем заметки о демонах.Исключительно на основе знаний и опыта автора,информации из Библии и средневековых гримуаров.Без каких-либо домыслов. Итак.Сущности потустороннего мира делятся на Высших и Низших.Например 72 Демона перечисленных в Гоэтии,в Малых Ключах Соломона- высшие демоны,"в чинах" от бар-онов до королей.Хоть чины и являются некоторой пародией на иерархию ангелов.Но сказано "то что вверху то и внизу."Самый низкий чин из 72 демонов Гоэтии у злоб-ного духа по имени Фуркас- он имеет чин рыцаря,но даже он управляет 20-ю легио-нами низших бесов.Для удобства мы низших духов называем бесами,а высших демонами - которые вероятно когда-то были падшими ангелами,развращаясь в своём зле.Вот когда кто-то лезет в духовный мир без подготовки.Как например,мне человек писал в комментариях что проводил ритуал эвокации без защитных кругов.Или вы пытаетесь вызвать дух умершего.В первую очередь на это всегда слетаются самые низшие злоб-ные духи.Их удобно представлять как свору потусторонних собак.Они безъязычные и живут страстями- похотью,агрессией,алкоголизмом,страхом,ненавистью.Вот кого при-зывает маг неверным ритуалами.Такие духи как лярвы окружают человека и носятся за ним стаей- форма своего рода проклятия.Окружённый низшими демонами- человек быстро спивается,попадает в беду,ввязывается в драку- в общем с ним случается беда.Изгоняются низшие бесы как паразиты- благочестивым образом жизни,когда вас не одолевают никакие страсти- им нечем питаться,нечего от вас получать.А вот когда я просто читал молитвы- бесов это только веселило,это было для предметов издевательств:"ну давай попробуй- думаешь поможет,думаешь защитит тебя Христос - а нам что-то всё равно от твоих молитв"..Высшие демоны- притворялись и притворя-ются богами: Например Вельзевулу поклонялись иудеи,его имя упоминается в Библии как Баал Зевув,возможно поэтому Исус сказал им что ваш отец Дьявол.Так же в Биб-лии довольно часто упоминаются и высшие демоны Астарот,Мамона,Белиал.Судьи 2:13: "Оставили Господа и служили Ваалу и Астартам".Множество демонов,чьих имен мы не знаем- исполняют роль божков,как я считаю и поныне: в индуизме,неославянстве, в северной традиции.Это то что знаю о бесах и демонах я.Но можно обратится и сред-невековым гримуарам.Как вы догадываетесь единогласия тут опять нет.Например сог-ласно "Священой Магии Абрамелина демоны подчиняются 4-ём верховным демонам,коро-лям,каждый отвечающим за свою часть света: Люциферу,Левиафану,Сатане,Белиалу.А вот Истинный Гримуар что демонов возглавляет Чёртова Троица в противовес Христ-ианской Троице: Тот же Астарот,Люцифер и Вельзевул.Или вот деление демонов в трактате Альфонсо де Спина "Fortalitium fidei" 1459 год. Я кстати так и не нашёл эту книгу на русском или хотя бы на английском. Понимаете в чём ужас? Книги 15 века можно пересчитать на пальцах, а тут её якобы 500 лет не переводили и не оцифровывали текст, он есть только в пдф на латыни.Ну в это невозможно поверить! Конечно же такую книгу перевили- только тайно и до сих пор прячут эти книги от общества в своих орденах.Если найдете эту книгу- оставьте ссылку в комментариях Там самая интересная последняя часть про демонов,где он рассказывают что демоны делятся по роду занятий.Я с вашего позволения своими словами есть демоны плету-щие нити судьбы,подобно Арианде или Мойрам.Да оказывается этим занимаются демо-ны,что как бы намекает нам кто такие греческие боги.есть демоны-полтергейсты - шумящие или передвигающие предметы,живущие в домах с негативной энергией, прячу-щие вещи и делающие мелкие пакости.Видимо сюда можно отнести и домовых.Да,церк-овь не зря говорит что домовые это мелкие демоны.Есть демоны приходящие в кош-марах,иногда человек их даже не помнит но просыпается весь измученный.Вы слышали наверняка истории как демон садится на грудь спящего- вот это они демоны душите-ли известные ещё в древней Греции.Есть демоны сукубы- являющимся мужчинам в обр-азе женщины,или инкубы являющиеся мужчинам.На кладбище есть особые бесы- упыри, питающиеся энергией мертвых.При определённых обстоятельствах остатки астрального тела умершего человека могут стать бесом.Есть демоны Шабаша.Присутствующие на оргиях ведьм,когда они собираются на холме,целуют задницу козла или борова,моля-тся дьяволу и плюют на кресты.Эти демоны покровительствуют ковенам ведьм,и есть более низшие бесы- фамильяры помогающие ведьмам(что то вроде Икотки беса,хорошо известного на русском Севере).Каждому из 7 смертных грехов служат свои демоны: Асмодей-блуд,Мамон- алчность,Бегемот- чревоугодие..Демонов кроме Высших и Низших можно разделить ещё на несколько групп- Воздушных - искушающих душу после смерти (поэтому очень важно молится после смерти за человека), земляных живущих в лесах полях, водяных,подземных адских демонов,и ночных демонов смерти- самых злобных и страшных..Отступление: Именно с последними и довелось мне разговаривать.А как побочный эффект,никогда в это не верил- но тогда я мог понимать язык птиц.Это было не дословно,но по тону их чириканья я легко определял суть того что они хо-тят сказать и их эмоции,обычно они просто соревновались кто красивее перепоёт. Уже позже я узнал,что некоторые демоны могут предоставить возможность понимать язык птиц.От себя могу сказать,что есть ещё очень интересная группа демонов ко-торые занимаются технологиями.Да,не говорите что вы этого не знали большинство научно-технических открытий и движения прогресса осуществляется демонами в своих целях.Так Сократ говорил с голосом в своей голове, который рассказывал ему много интересного. Или демон Азазель давший людям металлургию и открывший драгоценные камни. Точно так же и сейчас - просто посмотрите как быстро появились мобильные телефоны- и через несколько лет уже опутали весь мир.Как быстро распространился интернет.Всё это нечеловеческие технологии.Сами люди не смогут это повторить: просто почитайте как например выращивается кристалл для создания нанометрового процессора- невозможные по уровню сложности технологии,но есть у каждого в теле-фоне.Так что есть демоны нашёптывающие людям нужные им изобретения.А есть ещё "Псевдомонархия Демонов" Иогана Вейера как часть трактата Фокусы Демонов (1563) Между прочим он отец психиатрии, Зигмунд Фрейд считал эту его книгу - одной из самых важных для психиатрии. Если найдёте - тоже оставьте ссылку в комментариях Вот там уже 69 демонов некоторые имена пересекаются с Гоэтией.Главная особенн-ость,что в Псевдомонархии,что в Гоэтии призываются именно князья и герцоги демо-нов,именно аристократия бесовского мира.Потому что они хоть более опасны и хит-ры- они более разумны чем слепая злоба низших бесов.Многие короли и Папы Римские состояли в тесных связях со своими личными демонами.Точно так же сейчас сильным мира сего демоны нашёптывают что делать и как поступать.Именно связями с демо-нами и занимаются все эти закрытые ордена и парамасонские организации.Зачем ск-рывать что-то хорошее,зачем скрывать свет истины? Как сказал Исус- никто не зак-рывает горшком горящую свечу,наоборот ставят её повыше,чтобы её свет дошел до всех.А если знания скрываются- значит они исходят от зла.Но лично я считаю что ве эти классификации демонов составляются теоретиками -это интересно но не очень полезно. потому что это лишь ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ, понимания людьми их мира. Подгон под физические стандарты. Их тёмная духовная реальность хаотична - и по умолчанию не приемлет никаких стандартов. Это мы своем мире можем создавать стандарты но не в их мирах - там только нечеловеческий страх и злоба. Когда ночью вы услышите голоса и увидите тени - вам будет всё равно кто перед вами барон или граф. Потому что первое что вы почувствуете - это опасность, все ваши инстинкты взмолят вас бежать как можно быстрее.Так что не делайте ошибку как современные московские маги- не недооценивайте этот нечеловеческий потусторонний мир."
  (ст."Основы Бесологии: Единственное существо которое может жить и в материаль-ном и в духовном мире- это человек",Гримуар,2024) "Человек это уникальное сущес-тво которое может существовать и в материальном и в духовном мире одновременно. Нам доступен и физический мир- по сути,наш домик и мир духовный -нематериальный куда мы тоже можем протянуть свою руку,если знать как.Почему например именно к монахам чаще всего приходят бесы, именно их соблазняют демоны? Да потому что мо-нахи- уже по-большой части духовные существа- годы проведенные в молитвах и мыс-ли устремленные к Богу сильно отрешают их от нашего материального мира.Поэтому демонам до них легче дотянуться чем до заклятых материалистов.На удивление здесь работает правило- не веришь во всё это и "это" тебя не трогает.Наш физический мир,наше материальное царство- лишь маленький кусочек Мира Нематериального.Мы спрятались в своём домике из физичекских законов- и это защищает,точнее раньше защищало от того зла что за границами материального мира.Но так как человек при-надлежит двум мирам: и материи и нематерии- то сущности населяющие мир духов мо-гут дотянуться до нас через нашу нематериальную часть,проникнуть через сердце развратить душу.

Это основы борьбы против бесов. Если человек не поймёт принцип 2 миров - то не поймёт и дальше. Некоторые просто намерено завязывают повязкой своё духовное зрение: повторяя бесов не существует, наука доказала, этого не может быть. Такие люди полностью погружены в материю - они спрятались от внешнего ужаса и скрежета зубов за законами физики. И вероятно вечно будут перерождаться в колесе Сансары - пока не откроют глаза. Не допустят в душе своей что есть что-то нематериальное - что нельзя измерить приборами.Другая крайность погружение в нематериальное - через занятия колдовством, таро, гаданиями, культами, и даже религиозными или медитативными практиками. Тренируя своё духовное зрение - вы сможете видеть всех этих сущностей и это вам не понравится.Это не сильно отличается от белой горячки .Большинство бесноватых,одержимых бесами- те кто практиковали магию.Многие из тех кто приходят на отчитку к специальным батюшкам в церкви- большинство из них практиковали магические ритуалы,особенно они любят призывать демонов и "богов" - точнее сущностей выдающих себя за них..Они открывают сами духовную дверь демонам и бесам- через которую они заходят и поселяются к человеку.Это просто сводит неудавшихся магов с ума и дальше дорога либо в психлечебницу или в церковь,может попадется сильный батюшка который сможет изгнать беса.Но некоторые туда годами ходют- не помогает.Да я и сам обжёгся достаточно,хотите верьте- хотите нет теперь после неких опытов меня постоянно преследует число 666: в цене на кассе, в количестве лайков, в чеке- бывает по несколько раз на дню вижу.На самом деле это довольно страшно.У меня математический склад ума- я побеждал в олимпиадах по математике и поэтому прекрасно могу рассчитать- что вероятность так часто видеть число 666- стремится к нулю.Что это невозможно согласно теории вероятности- но это есть.Из других последствий,я например путаю порядок букв в словах- такое заболевание действительно есть и это плохой признак,только вот запамятовал чего.
Вот именно поэтому я и предупреждаю - не лезьте туда, не практикуйте особенно если ваша душа не сформирована. Большинство людей не понимают что есть зло а что добро, не могут решить "Задачку Вагонетки" - их этому не учили а Евангелия они не читали, а если читали не поняли. Именно христианство это тот корабль который может спасти наши души- провести через нематериальное потустороннее море ужасов. Мои знакомые ведьмы говорят, что после смерти человек попадает в черно-серый мир и плывет по темному бесконечному морю ужаса, встречая отвратительных существ. Поэтому за человека очень важно молится после смерти ставить свечки- они будут его огоньками а молитва поддержкой. О том же говорят знающие священники. Колдуя, вы по сути,также проникаете в духовный потусторонний мир,так как мы благодаря своей природной способности умеем находится в двух мирах.Но делаете вы это неза-конно и попадаете конечно не в Царство Небесное- а в нижние потусторонние миры. И если у вас нет крепости христианского духа- демоны как псы учуют вашу слабую душу и сожрут.У меня ведь тоже не так крепка как хотелось- скажу сразу,чтобы присечь гордыню.Поэтому нередки и случаи когда и сущности потустороннего мира могут дотянутся до нас через наше астральное тело. То что я сейчас говорю вам не расскажет никто - все это спрятано за 7 замками 13 Великих Орденов. Я тут начал об основах бесологии- но как-то беструктурно,от души.Если тема будет интересна- я смогу понять это по лайкам и просмотрам.Ну а пока основа такова:1 Правило: Нужно запомнить и понять,что Человек всегда одновременно находится в 2 мирах: в нашем физическим мире- в нашем домике,ментальном шалаше,который постепенно раз-рушается и в мире нематериальном,который куда больше нашего мира и имеет свои нефизические законы и своих обитателей.2 Правило: не лезть без нужды в тот мир. Хрупкая душа может сильно пострадать и привлечь тех кого бы вы не хотели бы видеть. От себя могу сказать что никогда не испытывала более сильного страха чем там.3 Правило. Любое использования магии, колдовских ритуалов - это незаконное проникновение в тот мир, это как обмазаться кусками мяса и крови и пойти ночью в лес к волкам.Особенно опасно таро: пока расклад не сделан- будущее не сформиро-вано- но если вы вытащите болезнь- вы её на себя и накличите.Я писал об этом здесь.Я человек строго научный.Просто однажды как и многие допустил существова-ния нематериального.И с тех пор изучал теорию "изнанки" этого мира.Некоторая практика навсегда отбила у меня эту охоту.Я понял всю греховность этого действа. И сейчас если я что-то рассказываю об этом то исключительно для общей эрудиции нужной в целях защиты от демонов и бесов. Я далеко не самый большой специалист по этим вопросом. Хотя бы потому что погружаться в эту тему банально страшно. Но кое что рассказать могу.Если есть вопросы- пишите в комментарии и на интересные в следующих постах постараюсь ответить."

  (ст."Тайны происхождения рас. Беломоро-балтийцы",Сказы юного биолога,2024)
"Как понятно из названия, проживают представители беломоро-балтийской малой расы между Балтийским и Белым морями,впрочем,на востоке своего ареала доходя даже до уральских предгорий.Очень светлой пигментацией кожи,глаз и волос,а также чертами лица,беломоро-балтийцы весьма напоминают атланто-балтийцев,образуя вместе с ними северную ветвь большой европеоидной расы.Хотя отличия между двумя этими малыми расами тоже,конечно,имеются.Цвет кожи будет потемнее,чем у атланто-балтийцев, хотя и не так уж чтобы и намного.Но зато беломоро-балтийцам принадлежит рекорд по депигментации волос и глаз.Такого количества голубоглазых блондинов и блонд-инок нет ни у одной из человеческих рас! Процент "блондинистости" у представи-телей расы достигает 60-70%(остальные- светло-русые и (реже!)каштановые),а про-цент "голубоглазости" "гуляет" вокруг 30(а к этому числу стоит добавить ещё и светло-серые и светло-зелёные глаза).В общем,были бы идеальные "арийцы",но подк-ачали другие признаки.В первую очередь,форма носа и рост.Типичный для европео-идов длинный прямой нос с прямым или выпуклым переносьем("спинкой" носа)у бело-моро-балтийцев частенько(примерно в 40% случаях)сменяется на относительно корот-кий нос с вогнутым переносьем.Проще говоря,представители этой малой расы часте-нько бывают весьма и весьма курносыми.Подвёл и рост.Беломоро-балтийцы обладают наименьшим средним ростом среди всех европеоидов.Он составляет около 168 сантим-етров у мужчин и 158 у женщин.Кроме того,у беломоро-балтийцев неприлично часто для приличных европеоидов встречается "монголоидный" эпикантус(от 1 до 5% у раз-ных популяций).Он,конечно,мог появиться в результате метисации с представителями северных монголоидов или "уральцев",но есть предположения,что у беломоро-балт-ийцев эпикантус возник своим путём.Нужно,правда,отметить,что и у атланто-балт-ийцев тоже кое-что в лице монголоидное имеется,в частности,хорошо развитые высо-кие скулы.А они так-то довольно далеко живут от мест,где пересекаются ареалы двух больших рас.Так что вполне реальным всё-таки видится "свой" путь,а не посл-едствия метисации.Своё формирование беломоро-балтийская раса начала около 10тыс. лет назад,когда белокожие и светлоглазые(но ещё не светловолосые!)пришельцы из глубин Восточно-Европейской равнины и с предгорий Северного и Среднего Урала (это два разных потока!)начали вытеснять и ассимилировать предыдущее население восточного побережья Балтики,нынешних Финляндии,вост.Швеции,Карелии,западного и южного берегов Белого моря.Позднее (около 4 тысяч лет назад) в эти края прибыли новые пришельцы. Они имели свою историческую родину на Южном Урале(а ещё раньше в Южной Сибири)и получили в историографии название индоевропейских(или "арий-ских")племён.В исторической перспективе именно эти пришельцы стали основой боль-шинства народов современной Европы.Они внесли немалый вклад в формирование бел-оморо-балтийцев.Но,замечу,всё-таки этногенез(вместе с генетикой),да и лингвис-тика тоже,имеют весьма опосредованное отношение к формированию расовых и антро-пологических типов.И беломоро-балтийцы это и подтверждают!Единый антропологиче-ский тип(хотя и распадающийся на 5 подтипов)беломоро-балтийцев образован ныне народами,говорящими на разных языках (индоевропейской и финно-угорской групп)и весьма неоднородными по генетике.В той или иной степени признаки беломоро-балт-ийской расы свойственны части поляков,большей части литовцев и латышей,северным белорусам,части эстонцев,части шведов,восточным и южным финнам,ижорцам,карелам, северным русским,эрзянам,части коми."
  (ст."Почему Батый искал под Ярославлем своего отца– он же монгол,сын Джучи?", Записки КОМИвояжёра,2024) "Оказалось,что с монголо-татарским нашествием всё не так просто,как привыкли сообщать учебники.В 1957-64 гг.недалеко от города Шепе-товка Хмельницкой области был раскопан довольно большой город Древней Руси,жизнь которого прервалась,как думают археологи,в 1241 г.Этот город,предполагают архе-ологи,можно идентифицировать как Изяславль,погибший в ходе нашествия с востока и не восстановленный.Найдено не только огромное количество предметов,но и такое же огромное количество останков погибших(ок.2500).Всего было найдено 748 наконеч-ников стрел,которые,скорее всего,были выпущены штурмующими,и при этом они почти точно соответствует стрелам монгольского Кара-Корума и образцам,найденным при раскопках других разоренных монголами городов(Княжая Гора,Райки,Колодяжин).А вот здесь нужно сделать большую паузу: если в Изяславле совершенно точно можно сказ-ать о том,что стрелы защитников и нападающих отличались,то в других названных городах таких различий нет!В 1925-35 и 1947 гг.археологи провели раскопки на т. н.Райковецком городище,которое находилось на возвышенном левом берегу реки Гнил-опяти у села Райки нынешнего Бердичевского района Житомирской области Украины, было основано в IX в.и прекратило свое существование в первой половине XIII в.в результате уничтожения войском монголо-татар(как принято считать).Город был взят после мощного штурма,в ходе которого победители уничтожили всех,находившихся за ее стенами,а постройки сожгли: были обнаружены многочисленные останки людей,как вооруженных,так и безоружных,в тех местах,где их застала смерть,а также сотни предметов вооружения и быта,найдены и костяки погибших жителей,на многих из кот-орых сохранились остатки обгоревших одежд и украшений.Никаких ссылок на то,что стрелы(главный отличительный признак)были монгольскими,в материалах по итогам раскопок не обнаружено,но вывод напрашивается: если это XIII в.,то враги– монго-лы,больше некому!Итоги многократных раскопок раскопок городища Княжая Гора,важ-ного административного центра на юге Новгородскои; земли в эпоху средневековья, дают такую же картину: предметы быта,жилища,личные вещи,даже свинцовые печати – никаких указаний на то,что город разрушали именно монголы.Ещё более показательны раскопки в центре Ярославля,который также был взят штурмом.Помимо обнаружения довольно большого количества остатков деревянных построек,разрушенных и сгорев-ших,как показал анализ,именно в начале XIII в.(постройка 1220 гг.,уничтожение 1240-50 гг. плюс-минус 10 лет,считают историки),было обнаружено несколько массо-вых санитарных захоронений(захоронения,произведенные после сражения для очистки местности),также датированных этим периодом.В одном из них находились останки сразу 97 человек,а всего было найдено почти 300 скелетов людей,погибших зимой 1238 г.и наскоро похороненных весной.«Основная масса костяков была уложена,верн-ее свалена в котлован уже через некоторое время,о чем свидетельствует наличие первоначальной засыпки.Судя по расположению погребенных(костяки лежали хаотично, в различных позах: на боку,на спине,плашмя,в сложенном или перекрученном в поя-сном отделе виде,а также сброшены в котлован вниз головой),захоронение было сов-ершено в спешном порядке»(Энговатова А.и др.Массовые средневековые захоронения в Ярославле: анализ археологических и антропологических материалов//Российская археология,№2.2009).«Количество незаживших травм и их характерные особенности приводят к выводу о насильственной и жестокой смерти изученного населения, которое подверглось нападению профессионального военизированного отряда всадников, которые не оставляли в живых никого» (Энговатова А. и др. Массовые средневековые захоронения в Ярославле...).Анализ находок позволяет историкам говорить о том, что эта катастрофа случилась зимой 1238 года во время нашествия татаро-монгол на Русь. На вопрос, найдены ли артефакты, подтверждающие версию монгольского нашествия,историк указал на обломок «сабли восточного типа» (!). Анализ дискуссии,порой переходящей в открытое оскорбление всех,кто думает по-другому,позволяют сформулировать следующие варианты:1.Это был поход по приказу Чингисхана– «к последнему морю».2.Это была гражданская война,где все воевали против всех,то вступая в союзы,то разрывая договоры,а гражданская война ведёт к откровенному «озверению»,поэтому уничтожались и мирные жители.3.Это было оконча-тельное торжество христианства над язычеством,а религиозная война точно так же ведёт к полному истреблению инаковерующих.Можно долг перебирать доказательства, артефакты,скелеты с рублеными и колотыми прижизненными ранами на костях– каждый довод можно подтвердить и опровергнуть в зависимости от точки зрения участника дискуссии.Но есть ещё одно свидетельство,вносящее весьма своеобразный оттенок в эту дискуссию.Монах Пахомий был пострижен в Спасо-Каменном монастыре на острове Кубенского озера (современная Вологодская область). Очень мало сведений о нём, но известно, что Великий князь Василий Тёмный, ослеплённый своими врагами во время междоусобной войны XV в.,некоторое время провёл в этом монастыре и мог познакомиться с Пахомием,человеком глубоко и всесторонне образованным,настоящим книжником, любителем неспешных рассуждений о «Фаворском свете»,о возможности грешному человеку увидеть рай (об этом писал Новгородский архиепископ Василий Калика), что могло полюбиться Василию, неволею погружённому в суетный мир интриг и династических войн и явно душой отдыхающему в обществе умного монаха.Не этим ли объясняется особая привязанность сына Василия,Ивана,будущего царя Ивана III, к Пахомию,который крестил его сына,а затем стал,по настоянию Ивана,игуменом Троице-Сергиева монастыря.Пахомий был монахом, чуждым карьерных интересов, он вскоре отказался и от игуменства,и от предложения Ивана стать митрополитом.Кни-ги,летописи, старые свитки– вот сфера его запросов.Фамильное прозвище Пахомия– Ярославов– намекает на его близость к старинному ярославскому боярству,а то,что он выбрал монашество – это не исключение: например,митрополит Московский Алексий (XIV в.)происходил из старинного рода московских бояр Бяконтовых.Иван III получ-ил власть после смерти отца в 1462 г.И сразу сумел добиться огромного успеха: богатое Ярославское княжество добровольно признало власть Москвы,последний уде-льный князь Александр Фёдорович Брюхатый уступил вотчину (за серебро!),числился князем и до самой смерти имел право чеканить собственную монету.Но в Ярославле произошло не совсем обычное событие: в 1501 году в сгорела соборная Успенская церковь, и когда начали разбирать обгорелые камни, нашли два гроба с нетленными мощами; на гробах прочитали имена князей Василия и Константина.Последовал ряд чудес…Местное предание запомнило,что князья-чудотворцы были родными братьями Всеволодовичами.Иван III заинтересовался и поручил Пахомию написать..сейчас ска-зали бы: подготовить справку для администрации.Приняв это известие за основание своей повести,Пахомий начал «собирать материал»– у него получилось «Житие святых благоверных князей Василия и Константина».Содержание «Жития...» важно для темы дискуссии о монголах: повествуя о кончине обоих братьев, Пахомий говорит, что оба они погибли при захвате Ярославля Батыем, но эта ошибка для нас не очень-то и важна, потому что далее Пахомий сообщает: «Батый приде к великому граду Ярославлю, и стоя под ним два лета и шесть месяц, отыскивая своего отца, бяше бо той окаянный царь Батый родом града Ярославля от веси Череможския».Появилась версия,что «весь Череможская»– это территория,заселённая черемисами.Сейчас это марийцы.Следовательно,Батый был представителем поволжского финно-угорского наро-да! Никакой не монгол,считает Р.Строганов.Сработало созвучие: черемис– «весь Череможская».Но сохранилась «Жалованная Грамота» Ивана III 1464 г.на села Чере-мошского стана бывшего Ярославского княжества,выданная Леонтию Алексеевичу Ярос-лавову,и это является первым официальным актом,свидетельствующим о присоединении Ярославской земли к Московскому государству.Черемошский стан определяется сове-ршенно иначе: в книге «Батый» А.Ю.Карпова утверждает,что «весь Череможская»–неб-ольшое сельское поселение(«грады и веси» в летописи),которое находится на терри-тории современного Рыбинска,где есть и речка Черемха и слобода соответствующая.И получается,что Батый имел отношение к ярославским боярам,почему-то привёл войско ,по какой-то причине безжалостно штурмовал Ярославль и другие города Северо-Вост.Руси и при этом разыскивал упорно своего отца,жителя или владельца слободы на рыбинской речке Черемохе (Черемхе).И что теперь будем делать с монголо-татар-ским нашествием?Отложим писание Пахомия как результат «религиозного дурмана»?"

  )ст."Столкнувшись с монголами, Европа решила: нужно менять тактику, а Русь решила: нужно платить дань",Записки КОМИвояжёра,2024) "В начале весны 1242 года Бату-хан прекращает боевые действия и покидает испуганную и растерянную Европу. Это во многом породило в историографии самые разнообразные версии,в том числе очень лестную для нас: монголы побоялись оставить за спиной непокорённую Русь!
Сейчас одна из наиболее принятых гипотез – смерть Великого хана Угэдея явилась основной причиной прекращения дальнейших завоеваний в Европе– наследники собира-лись делить великую империю!Но через 40 лет монголы снова выступили в поход. Они вторглись в Венгрию в 1285 году под командованием хана Талабуги и его союзников с тремя туменами(30 000 человек).Чуть поменьше,чем было у Бату-хана и чингизид-ских принцев,которые сорок три года до этого во время Западного похода прошли через Русь и дошли до Адриатического моря.Монголы в этот раз намеревались заво-евать Венгрию,превратить венгерскую степь в кормовую базу для своей конницы и уже затем продолжить завоевание Европы.Монголы опустошили Венгрию в 1241-42 гг. под предводительством Бату-хана и его великих полководцев Субудая и Джебе и дос-таточно успешно тогда атаковали Польшу и Германию,но,в конце концов,в 1243 г. вернулись в свои степи.Король венгров Бела IV пережил первое нашествие, хотя потерял тогда армию, и после ухода захватчиков заново отстроил Венгрию. Бела хорошо помнил, как бегал и прятался по всей своей стране и у соседей, чтобы не попасться захватчикам и не быть растерзанным нукерами Бату-хана, и он очень много сделал для того, чтобы новая встреча с монголами прошла по-другому.Он усвоил урок: чтобы остановить монголов, нужны укрепления в виде замков,которые монголы штурмовать не умели(можно рассказывать про китайские камнемёты,но монг-олы шли, чтобы ещё раз погонять слабых европейцев, которые не умеют воевать), необходима тяжелая рыцарская конница и арбалеты для пехоты.Во время правления Белы и его сына Стефана(Иштвана)V было построено множество замков.Венгры и сами пару столетий до этого были кочевниками и хорошо представляли себе, что их бывшие соседи по азиатской степи в покое не оставят и вернутся обязательно, чтобы задавить окончательно. Но это были уже не те венгры, перед которыми 2 века назад трепетала Европа – не стало той энергии, ярости, которая вела мадьяр в Германию и Италию, когда хронист записал: «Перед нами города без горожан и поля без земледельцев,равнины белы от сухих костей мертвых».Прошло время,кочевники разжирели,полюбили уютные дома и виноградное вино.В битве при Шайо в 1241 г. монголы невероятно быстро, в течение двух часов, разгромили венгерскую армию Белы, которую поддержал хорватский герцог Коломан, а затем в течение 6 дней буквально гоняли венгров и хорват, вырубая бегущих, затем без боя заняли Пешт – столицу короля Белы. Сам король едва спасся бегством.Когда отхлынуло нашествие, Бела нашёл выход: он призвал в армию половцев.Как они оказались здесь?Половецкий хан Котян перед самым нашествием монголов на Русь бежал,привёл около 40 тысяч соплеменников к королю Беле и попросился в подданство,опасаясь монголов.Л.Н. Гумилёв утверждал,что одной из главных целей похода монголов на запад в начале XIII в.было тотальное истребление половцев,которых монгольские ханы считали сво-ими конкурентами в Великой степи,а затем уж поиски «последнего моря».И даже на Русь монголы пошли лишь затем,чтобы зайти в тыл половцам,и разрушению подверга-лись те столицы княжеств,от которых была получена половцами помощь во время бит-вы при Калке.Король Бела IV принял половцев в подданство,а Котян и его воинство приняли крещение.Бела настолько был заинтересован в степной коннице,что объявил о помолвке своего сына Стефана и дочери Котяна,в крещении Елизаветы.Но приближённые Белы, недовольные усилением короля и его воинства (феодализм! Король – только первый среди равных и не должен быть сильнее всех!), убеждали Белу, что Котян предаст, когда появятся монголы, а затем убили и Котяна, и его сыновей-наследников.Возмущённые половцы ушли к болгарскому царю Коломану.После того,как монголы отхлынули,Бела первым делом вернул назад половцев из Болгарии, при этом он женил своего единственного сына Стефана на дочери Котяна,с которой тот был помолвлен.Вот что пишет об этом английский исследователь Джеймс Чэмберс (1941–2012) в книге «Дьявольские всадники: вторжение монголов в Европу»: «Король Бела пригласил новых куманских иммигрантов,чтобы заменить армию,которая была по-теряна,и женил своего Стефана на куманской принцессе».Бела понял,что уцелевшие в бойне Шайо венгры могут рассказать своим детям и внукам только одно: как они бе-жали в ужасе,а страшные непобедимые монголы их рубили,рубили..Нужна была новая армия,не знавшая ужаса разгрома– половецкая,но хорошо вооружённая,и венгерские кузнецы получили «государственный» заказ: доспехи!Когда Бела умер в 1270 г.,Сте-фан V правил всего два года,затем трон перешел к его десятилетнему сыну Ладисла-су IV,который был по матери половец,поэтому отверг все западные порядки своих придворных и стал известен как «Ладислас Куман».Армию,прежде всего командный со-став,он набирал из половцев,венгр мог стать только рядовым.Ласло «Кипчак»,поль-зуясь поддержкой кыпчакского сообщества страны,да и простых венгров,начал вести независимую от папы Римского политику,стал увеличивать и усиливать армию,стро-ить замки,вооружать и обучать своеобразные «отряды самообороны»,скомплектован-ные из крестьян.Именно половцы,сознающие,что только король является гарантом их жизни в стране,составляли ядро королевской армии,всегда преданные королю и про-тивостоящие всем без исключения внешним врагам и подавляющие сепаратизм мятежных магнатов.Сейчас,в 1285 г.,монголы вернулись: им нужны были плодородные венгер-ские равнины как кормовая база для кавалерии.Когда монголы пришли опять,их встр-етила другая армия.В.О.Ключевский говорит о значении для Руси правления Ивана Калиты и Симеона Гордого,которые обеспечили «передышку» от нашествий:«В эти спо-койные годы успели народиться и вырасти целых два поколения,к нервам которых вп-ечатления детства не привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они и вышли на Куликово поле».То же самое произошло с Европой: новые люди, новая армия,новая тактика– Европа сделала выводы! Если русские князья решили: монголы непобедимы,сопротивляться бессмысленно,нужно признать их власть и выживать,то европейские правители тоже сделали выводы: нельзя воевать по правилам монголов– так они всегда победят,значит,нужно навязать им свои правила.Первым это сделал Ласло «Кипчак».Когда во второй раз с востока пришли монголы,опять,как и прежде, 3 тумена,то Ласло IV,внук мудрого Белы,половец по матери,не рисковал.Он исполь-зовал замки для удержания территорий и спасения населения.Крестьяне не просто прятались– они увозили и хлеб,и фураж,угоняли скот.Сам Ласло,отступая,завел ту-мены монголов к берегам Дуная,в район вблизи Буды,где открытая,ровная местность очень благоприятствовала действиям тяжелой кавалерии венгров. Он расположил свои войска перед сражением таким образом,что один из флангов упирался в реку: монго-лы лишились излюбленного приёма– охват флангов.Арбалеты,которыми были снабжены венгерские воины,стреляли заметно дальше даже превосходных монгольских композит-ных луков,и в этом состояло значительное тактическое преимущество: все атаки ле-гкой монгольской конницы встречали тяжёлые арбалетные болты,а затем ударила тяж-ёлая конница.Монголы были прижаты к реке и наголову разбиты.В Будапеште стоят памятники королю Беле IV,который своей мудрой внутренней политикой обеспечил по-беду своего внука над захватчиками.Через 2 года монголы попробовали ещё раз– те-перь в Польше,но и здесь поляки использовали ту же тактику,что и венгры в 1285 г.: мощные каменные крепости,тяжёлая конница,и не мужицкое ополчение,а брониро-ванная пехота.Ореол непобедимости монголов был развеян.Никогда более они не ста-новились серьезной угрозой для Венгрии,Польши и для остальной Западной Европы. Да,были набеги,но именно так– налететь,схватить,быстро скрыться.Европа научилась побеждать."
  (ст."Олег,погубив Аскольда,прервал развитие древней династии полянских князей Киева?",Записки КОМИвояжёра,2024) "Сведения об Аскольде очень темны и расплывч-аты,а личность Дира(который всегда упоминается вместе с Аскольдом)совершенно призрачна,академик Б.А.Рыбаков считает его просто несуществующим.В «Повести вре-менных лет» Аскольд и Дир названы боярами Рюрика,которые отправились в Царьград (обычный путь северного воина: если не грабить,то предложить свой меч сильному владыке),но на Днепре они встретили Киев,жители которого им сообщили,что дают дань хазарам,потому что «было три брата,Кий,Щек и Хорив,которые построили горо-док этот и умерли».Правителя не было,поэтому Аскольд предложил свою покровитель-ство Киеву– так он стал князем,варяги,которые пришли с ним,стали его личной дру-жиной.Новгородская летопись утверждает,что Аскольд княжил в Киеве,когда ни Рюр-ика,ни варягов в Новгороде не было,эту же точку зрения подтверждает польский историк Ян Длугош: по его сведениям,Аскольд и Дир являлись потомками легендарн-ого основателя Киева Кия,поэтому братья принадлежали к древнему полянскому кня-жескому роду и были законными властителями.Личность Аскольда и его дела полно-стью разрушают легенду о создании династии Рюриковичей,возможно,именно поэтому Аскольд уходит из истории Русского государства– две великих личности вносят пут-аницу в стройную картину появления Рюриковичей в Киеве,один лишний!При Аскольде Русь впервые и очень значительно заявила о себе как могучее государство: Аскольд принял титул Кагана,такой же,какой был у правителя Хазарии,государства сильного и уважаемого в тот период,что говорило об осознании киевским владыкой своей силы .Византийский базилевс Василий I,признавая за славянским князем это право,назы-вает Аскольда «прегордым каганом северных скифов»!Вскоре эта «прегордость» подт-вердилась– греческий историк тех лет повествует в «Житии патриарха Игнатия»:«В это время запятнанный убийством более,чем кто-либо из скифов,народ,называемый Рос,по Эвксинскому понту придя и разорив все селения,все монастыри,теперь уж со-вершал набеги на находящиеся вблизи Византия(т.е.Константинополя)острова,грабя все драгоценные сосуды и сокровища,а захватив людей,всех их убивал.Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри,они в гневе захватывали все,что ни находили,и схватив там двадцать два благороднейших жителя,на одной корме корабля всех перерубили секирами».Участник событий– сам патриарх Фотий– в своих проповедях отметил погром,который русы устроили в окрестностях Константи-нополя:«Ведь они разграбили его окрестности,разорили предместья,свирепо перебили схваченных и безнаказанно окружили весь город– настолько превознесенные и возве-личенные нашей беспомощностью…О,как нахлынуло тогда все это,и город оказался– еще немного,и я мог бы сказать– завоеван! Ибо тогда легко было стать пленником, но нелегко защитить жителей; было ясно,что во власти противника– претерпеть или не претерпеть это нам; тогда спасение города висело на кончиках пальцев врагов, и их благоволением измерялось его состояние».Само нашествие русов явилось непр-иятным сюрпризом для имперского правительства(и армия,и флот,и сам базилевс были далеко),Аскольд проявил себя грамотным стратегом,выбрав для нападения очень уда-чный момент.Потом этот приём: неожиданный мощный удар сотен ладей,которые выса-живали нападающих в окрестности столицы,которая в страхе затворила ворота,– пов-торяли и Олег,и Игорь,и дружины Владимира.Спасти город могло только чудо, и оно произошло, о чём рассказывает «Повесть временных лет»: «Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Вла-херне,и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы,и смочили в море ее полу.Была в это время тишина,и море было спокойно,но тут внезапно подня-лась буря с ветром,и снова встали огромные волны,разметало корабли безбожных ру-сских,и прибило их к берегу,и переломало,так что немногим из них удалось избегн-уть этой беды и вернуться домой».Патриарх сообщает,что чудо было убедительным– ризы Богородицы были вынесены из храма,крестный ход обошёл стены великого горо-да,и чудо свершилось:«Ибо как только облачение Девы обошло стены,варвары,отказа-вшись от осады,снялись с лагеря,и мы были искуплены от предстоящего плена и удо-стоились нежданного спасения».Интересно,что праздник Покрова Богородицы в грече-ской церкви связывали с заступничеством Богоматери при нашествии врагов,затем этот праздник в греческой церкви постепенно исчез,а в Русской православной церк-ви Покров Пресвятой Богородицы почитался на Руси как символ особого покровите-льства Богоматери именно Русской земле.Праздник,возникший как благодарность за спасение от русов,стал символизировать заботу Богородицы о России!А что касается «заступничества Богородицы» и спасения от набега «варваров»,то понятно,что долж-но всё закончится к удовольствию «принимающей стороны»,иначе просто неудобно пе-ред соседями,поэтому «варвары» побеждены и размётаны гневом небес,но в Венеци-анской хронике,составленной в начале XI в.,рассказывается,что исход был иным,пр-авда, русов здесь называют норманнами:«В то же время племя норманнов с тремяст-ами шестьюдесятью кораблями осмелилось напасть на Константинополь.Однако поско-льку они никаким образом не смогли захватить неприступный город,они разграбили предместья,где без жалости убили множество людей,после чего выше названное племя с победой вернулось в свои земли».Происходило это в 860 г.То ли Аскольд и его воины посчитали,что добычи достаточно и пора возвращаться домой,то ли до князя дошли известия о приближении базилевса с армией,но ладьи отправились в Киев.Но нашествие имело ещё один очень важный результат: византийский историк о том,что базилевсу пришла в голову блестящая идея– нужно сделать врагов если не друзьями, то союзниками!Василий I не только заключил с каганом русов мирный договор,но и отправил в Киев архиепископа Игнатия,который сумел установить дружеские отношен-ия не только с Аскольдом,но и с киевлянами,которых сразил тем,что однажды во вр-емя беседы со старейшинами о вере поступил,по легенде,совершенно необычно– дока-зывая могучую силу веры истинной,Игнатий бросил в огонь Евангелие,и святая книга осталась невредимой!Смерть Аскольда.А вот следующий шаг сделать архиепископу не дали: к Киеву приблизились люди,которые заявили,что они купцы,следующие в Царь-град– Аскольд вышел к ним и был заколот варягами Олега,который объявил,что теп-ерь править будет Игорь,сын Рюрика.Так был пресечён один из возможных путей развития Руси,когда во главе страны встал бы (возможный)потомок почти легендар-ного Кия,заключивший союз с базилевсом и установивший очень тесные отношения с православным епископом и, по всей видимости,принявший от него крещение.Теперь вхождение Руси в круг европейских государств задерживалось на 100 лет.Нет,коне-чно,можно гордо заявить,что нам это и не нужно было– крещение,европейские госу-дарства..только в те времена отказ от христианства означал отказ от культуры,и от равенства с другими народами."
  (ст."Откуда у монгольских воинов взялись миллионы стрел?",Записки КОМИвояжёра, 2024) "Монголы атаковали стремительно,к неповоротливому европейскому войску под-летали отряды конных лучников,со свистом и гиканьем они осыпали пехоту Генриха тучами стрел и тут же уходили назад»,– так описывается сражение монгольской кон-ницы и рыцарей,пытающихся остановить нашествие «тартар» возле польского города Легница.А дальше все: от Плано Карпини до В.А.Чивилихина– рассказывают о неверо-ятных качествах монгольских луков,потрясающей пробивной способности их стрел,по-трясающей меткости и богатырских силах самих стрелков.Очевидно,было так: собрал великий вождь-хан пастухов,построил и объявил,что пойдут они к «последнему морю» .И они победоносной волной прокатились до Адриатического моря,сметая всех на св-оём пути,в том числе не только средневековые среднеазиатские ополчения и дружины шахов,затем рушили стены Великого Булгара вместе с защитниками,потом разрознен-ные дружины русских князей и,наконец,армии польских,чешских,венгерских рыцарей, и везде было одно: тучи стрел из могучих луков,причём прямо с седла,во все сто-роны,а затем добивание рассеянных,испуганных,израненных врагов.Но! Кочевник-та-бунщик не имеет никакой физической возможности приобрести профессиональные навы-ки воина– ему это никогда не нужно было,потому что не нужно было ему на скаку стрелять из лука белке в глаз.И детей своих он этому не учил,«давая сначала мал-енький,а потом всё больше и мощнее лук».Да и коллективная выучка пастуху проти-вопоказана– уже в ХХ в.монгол повторял:«Если вижу в степи чужой костёр– мне тес-но».Загонные,облавные охоты? Но их проводили только для добычи пропитания армии – зачем гора мяса в стойбище,которое регулярно передвигается?И могучего монголь-ского лука ему тоже не нужно– охотились даже в ХІХ в.(это отмечали русские стр-оители Великого Сибирского пути,встречаясь с бурятами и монголами)стрелами с костяными наконечниками.Но кроме лука,который,как убеждают нас,был у монгола невероятно убойный и могучий,нужны ещё и стрелы,а это не просто палочка с острым кончиком.Есть ещё и оперение.Обратили внимание на изображение монгола? Да,у него пять стрел.Потому что в степи и железо(наконечник),и дерево(древко)дефицитны. Ах,да,монгол уже выпустил ливень стрел по рыцарям,вот и осталось пять.Как возни-кает ливень? На каждую стрелу нужны 2 гусиных пера.Перья других птиц не годились – ни дятлы,ни тетерева не подходили для оперения стрел.Будем считать: монгол вы-пускает в атаке 30 стрел,говорит Карпини,потом отъезжает и получает новый колчан .Итого 60 стрел.Монголов пошло в Европу 4 тумена– 40 тысяч воинов.Каждый монгол только в одной битве при Легнице выпустил 60 стрел– 2 миллиона 400 тысяч стрел. На стрелу требуется 2 пера,с крыла можно взять 3,редко 4 пера.То есть 1 гусь да-ет перьев для 4 стрел.Для армии Батыя требовалось 600 000 гусей.Где,в каких охо-тах они этих гусей добывали? В монгольских степях? Там их неисчислимые стаи? Бр-али дань с соседей? А в соседей чем стреляли?Сделаем отступление: великий завое-ватель Тимур требовал,готовя поход против Тохтамыша,чтобы «конный воин имел лош-адь,лук,20 стрел,топор,пилу,шило,иглу,аркан и бурдюк для воды».Это были не паст-ухи,которых собрали в армию Чингисхана «потрясать вселенную»,это было наёмное профессиональное войско– Тимур платил своим гулямам.Так вот сам Тимур не мог до-биться,чтобы у его конной армии было 2 коня на каждого воина(а нам говорят,что все монголы шли в поход на 3 лошадях),и не мог обеспечить,чтобы каждый воин имел в колчане 20 стрел.Единственное возражение,против которого не поспоришь: что там ваш Тимур,это же сам Чингисхан,он-то уж всё мог!Стрела– товар дефицитный и доро-гой.Особенно для ремесленной эпохи.Там не только нужно возиться с кованным нако-нечником и древком,так еще и маховые перья крупных птиц пускать на стабилиза-торы.То есть,нужны ремесленники,ремесленные центры и не самое доступное сырье.А стрелы каждый кочевник приобретал себе сам.Поэтому в его колчане больше пяти-де-сяти стрел обычно не водилось.И расходовал он их очень экономно,никогда не стр-еляя издалека или просто по площади.Для оперенья обычно разводили гусей целыми стадами. Не в степи, разумеется. В Британии стрелы были оперены гусиными перьями, которые собирались с крестьян в качестве налога. В 1418-1419 годах Генрих V приказал своим шерифам (королевским чиновникам в каждом графстве) собрать в общей сложности 1,19 миллиона гусиных перьев в течение десяти месяцев, перья должны были быть доставлены в Лондонский Тауэр. В аналогичном, но меньшем заказе, сделанном двумя годами ранее, было указано, что с каждого гуся нужно брать шесть перьев. В походе стрелы укладывали в бочонки и перевозили в обозах. Лучникам можно было получить три кочана по 24 стрелы в каждом, чтобы они несли их в бой,а во время долгого сражения посылались бегуны,приносившие больше стрел из повозок.Причём от лучников никто не требовал прицельной стрельбы– обязанность лучника была проста: по сигналу выпустить в сторону врага стрелу под тем углом, который указывал командир своей рукой,а дальше вступал в действие закон больших чисел– «стрела дырочку найдёт!»Что-то не так с этим могучим конным войском вели-ких монгольских стрелков!"


Рецензии