Уральская область. Темирский уезд
ТЕМИР – уездн. гор. Уральской обл. при р. Темире (притоке Эмбы), на возвышенности (1.253 фт.). Основан в 1879 г., когда сюда был переведен Эмбенский пост (построенный на р.Эмбе в 1862 г.). Жит. 616 (358 мжч. и 258 жнщ.) – представители уездной администрации, торговцы и несколько десятков казаков. Правосл. црк., училище, лазарет, городская библиотека; почт. отдел. Ярмарка; торговля, преимущественно меновая, с кочевниками (оборот ок. 600 тыс. р.).
ТЕМИРСКИЙ УЕЗД занимает юго-вост., пустынную часть Уральской обл.; образован в 1868 г. и до 1896 г. назывался Эмбенским. На С. и В. граничит с Тургайской обл., на ЮВ. примыкает к Аральскому морю, на Ю. возвышенностью Усть-Уртом отделяется от Закаспийской обл. 126.809 кв. в. (13.214.500 дес.). Сев. часть Темирского у. несколько всхолмлена; отдельные точки Мугоджарских гор, расположенных на сев.-вост. границе, поднимаются до 1.885 фт.; вся южная часть уезда – пустынная равнина с глинистым и песчано-солонцеватым грунтом, со скудною влагою, по ней разбросано много сыпучих песков, сухих и мокрых солонцов; растительность – среднеазиатских степей.
Орошен уезд скудно; более значительные реки только в сев. половине его, на Ю. они теряются в пустыне или питают ряд горько-соленых озер. Из рек более значительная Эмба, орошающая со своими притоками всю сев. часть уезда; кроме того, в уезде же берут начало степные pp. Сагиз и Улу-Уил. Вода в реках, пресная в их верховьях, принимает солоноватый вкус и делается негодною для питья. Лесов в уезде нет, только по берегам рек и озер растет камыш, играющий важную роль для населения как строительный материал и топливо.
Климат – типичный среднеазиатских степей: сухой, континентальный, с знойным летом и суровыми зимами.
Жителей (1897) вместе с г. Темиром 95.118 (48.993 мжч. и 46.125 жнщ.); за исключением сотни казаков, представителей уездной администрации и немногих торговцев – все киргизы-магометане. Кроме уездного города постоянных поселков нет; все население кочевое. На 1 кв. вер. приходится менее 0,8 жит.; это самый редконаселенный уезд Уральской обл.
Скотоводство составляет основное занятие населения. Лошадей 38 тыс., рогатого скота 52 тыс. голов, овец – 100 тыс., коз – 10 тыс., верблюдов – 60 тыс. Хлебопашеством занимаются некоторые полукочевые киргизы по берегам р. Эмбы; сеют преимущественно просо (собирается всех хлебов до 12 тыс. четвертей). Рыболовство довольно значительно в нижней половине течения Эмбы; право ловить рыбу – вольное. Фабрик и заводов нет. Торговля сосредоточена в уездн. г. Темире. Повинностей в виде кибиточной подати с кочевого населения собирается до 80 тыс. руб. в год.
• Ист. и лит.: Темир.// Энциклопедический словарь. – СПб.; Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1901. – Т. 32а. – С. 833.
II
ГОРОД ТЕМИР И ТЕМИРСКИЙ УЕЗД. Далее [степной Калмыковско-Уильский скотопрогонный] тракт, отдаляясь временно от р. Уила, входит в Темирский у. и при Ханды-Куле (20 верст от Кум-Кудука) соединяется с Уральско-Уильским трактом.
* * * * *
[ПО КАРАВАННОМУ ПУТИ НА ХИВУ ИЗ СТАНИЦЫ САРАЙЧИКОВСКОЙ ЧЕРЕЗ НИЖНЕ-ЭМБЕНСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ:] От поселения Нижне-Эмбенского, бывшаго укрепления, идут караванныя дороги в Хиву через Усть-Урт и в Уильское поселение. Хивинский путь достигает границы Гурьевскаго и Темирскаго уездов близ 46° сев. широты у уроч. Кокчи-Су, и здесь оставляет к С.-В. от себя возвышенности Джил-Тау, а далее (в 80 верстах от Ушкана) достигает Чинка (обрыва) Усть-Урта, на который и поднимается крутым подъемом, называемым Мын-Су-Алман, т. е. «Тысяча источников», известным русским еще со времен похода кн. Бековича-Черкасскаго. Источники эти выбиваются из известняков, входящих в состав Чинка; некоторые из них обделаны, так как здесь проходит древний караванный путь. Поднявшись на Чинк, дорога по территории Темирскаго у. уходит в пределы Закаспийской области и далее на Кунград и Хиву.
* * * * *
[ПО УРАЛЬСКО-УИЛЬСКОМУ ПОЧТОВОМУ ТРАКТУ:] Уральско-Уильский почтовый тракт между Айдар-Ханом (15 верст от Кара-Тюбе, близ рч. Джаксы-Бай) и Тюлеком (20 верст) входит из Лбищенскаго уезда в пределы Темирскаго (Эмбенскаго) уезда. Наиболее движущиеся барханы обойдены трактом, но это вызвало его уклонение здесь к югу. Наконец у Ханды-Куля (20 верст) Уральско-Уильский тракт соединяется с вышеописанным Калмыковско-Уильским и далее идет вместе с ним на восток.
Первая станция здесь – Джикинды или Аще Сай-Джикинды (24 версты) у речки того же наименования, в ровной суглинистой степи, кое-где распаханной киргизами, вблизи меловых гор Акчат-Тау.
Эти горы, сложенныя из мела и глинисто-известковаго сланца, крутыми террасами и обрывами спускаются в долину р. Уила. Самая высокая их точка – гора Тетерик-Тау, достигает 664 фут.
Далее дорога поднимается на южное предгорье Акчат-Тау – высоты Урундук, где и расположена одноименная почтовая станция, называемая также Аще Сай-Урундукты (20 верст). Превосходный вид, открывающийся с этих высот, был описан нами выше. Высоты Урундука состоят из мела с плитными известняками наверху. От Урундука идет спуск (более 350 фут. выс.) в долину р. Уила.
Здесь тракт достигает русскаго населеннаго пункта Уила, иначе Уильскаго укрепления или Шиповскаго поселка, названнаго так в честь бывшаго уральскаго наказного атамана ген. Н.Н.Шипова. Этот городок расположен на высокой террасе правобережья р. Уила, окруженной с З. вышеупомянутыми меловыми высотами Урундук, а с С. и В. (за рекой) окаймленной песками, к югу переходящими в высокие, движущиеся барханы. Уил, собственно говоря, состоит из трех частей. Первая из них представляет собой военное поселение, состоящее из казенных построек и церкви, расположенных у почти уже упраздненной крепости, гарнизон которой состоит из нескольких десятков казаков и солдат, главная обязанность которых – поддерживать порядок во время здешних многолюдных ярмарок. На С.-В. от этого военнаго городка в полуверсте находится собственно Шиповский поселок, состоящий из переселенцев (преимущественно малороссов), основавшихся однако здесь непрочно. Рядом с последним поселком на С.-З. расположены каменные корпуса ярмарки. Ярмарка в Уиле бывает дважды в году: весенняя (с 15 мая по 15 июня) с общим оборотом в 1900 г. на 1.491.000 руб. и осенняя (с 15 сент. по 15 окт.) с общим оборотом в 1900 г. на 509.000 руб. Ярмарка носит меновый характер, так как здесь русскими купцами главным образом обмениваются мануфактурные товары на киргизский скот и шерсть. В Уиле есть русско-киргизская школа, школа грамоты, церковь, почтовое отделение, лазарет при местной команде и ветеринарный пункт. Местоположение Уила имеет много недочетов: Городок страдает летом от пыли окружающих его летучих песков, а зимой от снежных буранов; кроме того ощущается недостаток пресной воды, а в ближайших окрестностях преобладает скудная полынная растительность. Между тем по соседству с Уилом есть места гораздо более защищенныя от ветра, более богатыя пресной водой и с более плодородной почвой, покрытой ковылем.
К В. от Уильскаго укрепления и к С. от барханов Баркин-Кум производится добыча твердаго плитнаго песчаника среди старых заросших барханов. К С.-В. от Уильскаго укрепления, верстах в 10, в урочище Кусь-Да-Кара имеются отложения гипса.
Уильское укрепление является центром, откуда радиусами в разныя стороны расходятся тракты и караванныя дороги по Зауральской степи, чем и объясняется его выдающееся торговое значение.
[ПО УИЛЬСКО-ИЛЕЦКОМУ ПОЧТОВОМУ ТРАКТУ:] Один из таких трактов направляется из Уила на север, к г. Илецку (Илецкой Защите) Оренбургской губ. Перейдя при Джунду-Сае (25 верст) через возвышенность (меловая сопка Ак-Бурун), дорога далее (верстах в 45 от Уильскаго укрепления), при устье р. Киила пересекает р. Уил и вверх по Киилу (по левому берегу, холмистому, обнажающему песчаники меловой системы), но все более и более уклоняясь от реки, через Сайндык (Кандык, 25 верст), Тюбе-Кудук (19 верст) и Караганды (16 верст) направляется к Ишкирганским горам, которых и достигает близ Джусал (25 верст). Пройдя при Коинды (25 верст) и Чубар-Кудук (15 верст) мимо Ишкирганских гор, близ верховьев р. Ишкиргана, путь пересекает далее, близ Хобланды (17 верст) самый значительный приток Илека – р. Кара-Хобду, где вступает в Актюбинский у. Тургайской области, а далее направляется к р. Илеку и, перейдя последний и вступив в Оренбургскую губ., достигает г. Илецка.
[ПО ДОРОГЕ ИЗ УИЛА В АКТЮБИНСК:] На восток от Уильскаго укрепления идет также дорога и при Байдавлете (14 верст) разветвляется на С.-В. – на г. Актюбинск, а на В. – на г. Темир. За Айсануром (26 верст) через 24 версты актюбинская дорога переходит через р. Уил, а далее, за Тюбе-Кудуком (16 верст) и Кара-Кудуком (50 верст) переходит в Актюбинскій у. Тургайской обл.
К Ю. от Кара-Кудука, при впадении рч. Бадам-Чалы в рч. Бабили-Кумды есть выход смолистаго (асфальтоваго) песчаника, имеющий вид потока.
[ПО УИЛЬСКО-ТЕМИРСКОМУ ПОЧТОВОМУ ТРАКТУ:] К В. от Байдавлета, как мы говорили выше, отделяется дорога на Темир. За ст. Курдакты (11 верст) и Караганты (18 верст) находится по этому пути ст. Калбатырь (17 верст).
К Ю. от Калбатыря, верстах в 60, на небольшой песчаной равнине обнажаются выходы смолистаго (асфальтоваго) песчаника в виде узкой полосы длиной до 20 саж., образовавшагося вероятно из нефти или горной смолы, разлившейся по слоям горных пород и постепенно превратившейся в асфальт.
При Калбатыре путь сближается с верхним течением р. Уила и следует ему почти до самых верховьев реки, проходя здесь через ст. Алты-Карасу (35 верст), Кинджалы (32 версты) и Чиилы (20 верст). За последней дорога близ ст. Калмак Кырган (25 верст) достигает верхней точки водораздела между Уилом и Темиром, а далее спускается в долину последняго, где в 33 верстах и достигает г. Темира.
[ПО ДОРОГЕ НА ВЕРХНЕ-ЭМБЕНСКИЙ ПОСТ:] Далее на В.-Ю.-В. от Уильскаго укрепления проходит еще караванный путь на Верхне-Эмбенский пост, пересекающий на полдороге р. Сагиз в ея верхнем течении.
[ПО ПОЧТОВОМУ ТРАКТУ ИЗ УИЛА К СТ. ЭМБА:] К Ю.-Ю.-В. от Уильскаго укрепления идет через Эмбу дорога на Усть-Урт. Местность сначала покрыта зимовками киргиз и изобилует пастбищами. Путь пересекает при устье рч. Курдакты p. Aщe («Горький»)-Уил, приток Уила. Аще-Уил протекает по чистому, каменистому руслу и несет чрезвычайно прозрачную, но сильно горькосоленую воду.
За Аще-Уилом дорога через Караганды-Сай, Чан-Кудук и Челесай идет по безплодной степи вдоль границы Гурьевскаго и Темирскаго у. поперек водораздела к р. Сагизу. Высокий, холмистый, пересеченный водораздел начинается близ Чан-Кудука.
На В. от дороги в Сагиз впадает рч. Ибейта, долина которой изобилует пресной водой, прекрасной злаковой и луговой растительностью и весьма пригодна для арычной земледельческой культуры. Сюда заходят все караваны, нуждающиеся в пресной воде. Близ Ибейты в двух различных местах есть даже два громадных осокоря (джинг-агач), посаженные здесь когда-то в старину и почитаемые киргизами священными. Это, кажется, самые южные, по географическому положению, экземпляры высокоствольных деревьев в Зауральской степи.
Долина Сагиза близ места пересечения его дорогой имеет несколько верст ширины и изобилует резкими солонцами, но, несмотря на скудныя пастбища, покрыта здесь зимовками и кочевьями киргиз. Перейдя через р. Сагиз, путь направляется опять поперек водораздела – к Эмбе. Первая станция на этом пространстве – Терсекан лежит между p.p. Кайнаром (с З.) и Терсеканом.
Далее дорога достигает ст. Дарел-Сая близ одноименных обрывов. К западу отсюда находятся горы Иман-Кара и Кой-Кара, а также оз. Тологой, а к востоку – двуглавая гора Ак-Кутa, имеющая 735 фут. высоты и далеко видная во все стороны. За ст. Алаша Казганом и Аще-Саем путь достигает близ песков Люсун р. Эмбы, которую и переходит недалеко от уроч. Кандарала, оставляя на восток, на левом берегу Эмбы, горы Чиркала и пески Аймагут.
Вдоль Эмбы к З. от Кандарала через Уй-Тас, Ак (Таз)-Мечеть и Аще-Кудук идет соединительная дорога на Нижне-Эмбенское укрепление.
[ПО ДОРОГАМ ОТ СТ. ЭМБА И УРОЧ. КАНДАРАЛЫ:] В то же время вверх по долине Эмбы от Кандарала мимо гор Чиркала через Санкыбай, Тургай-Камыш, Кара-Тюбе (Букембай), Ак-Джарляу, Кокпекты и развалины бывшаго Эмбенскаго укрепления идет соединительная дорога на Верхне-Эмбенский пост. От Кандаралы на восток идет, оставляя к северу горы Чиркала и пески Аймагут, дорога через Аще-Кудук, Аще-Урт, Бирюгум, Терсекан-Кум, Баканды, Туще-Урт, Aщe Кудук, Блуй-Булак (в верхнем течении р. Чегана), Джамбыске, Кизляр-Чекан (уже в пределах Тургайской обл.), Тамар-Кудук и Исен-Чагыл к Аральскому морю, где соединяется с караванным путем из Кунграда в г. Иргиз.
От Кандаралы к югу Уильско-Усть-Уртский путь, следуя вдоль границы Гурьевскаго у. с Темирским и оставляя к востоку горы Джил-Тау, соединяется наконец близ вышеупомянутаго Мын-Су-Алмана с дорогой из Сарайчиковской станицы и вместе с нею продолжается на Усть-Урт.
[ПО ДОРОГЕ ИЗ УИЛА В ТАС-КИЧУ:] Возвращаясь к Уильскому укреплению, мы можем упомянуть еще последний выходящий из него радиус – именно соединительную дорогу на юго-запад, мимо кол. Бархан, пересекающую далее р. Уил недалеко от впадения в него Аще-Уила, затем идущую через Кизыл-Сай и Мангыт к р. Сагизу, а далее по его течению через Ак-Кум и Ак-Чата следующую на соединение с Сарайчиковско-Хивинской дорогой у Тас-Кичу.
* * * * *
[ПО ОРЕНБУРГСКО-ТАШКЕНТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ:] За Актюбинском железный путь, следуя по направлению долины Илека и тракту из Актюбинска в Темир, поворачивает на юг, где вверх по реке расположены следующия станции: Биш-Тамак (280 верст от Оренбурга), Тамды (305 верст) и Ак-Кемир (322 версты).
От Ак-Кемира тракт отклоняется от железнаго пути к югу и за Ак-Булаком и Чиилы-Темиром достигает верстах в 60 от Ак-Кемира уезднаго города Уральской области Темира.
Железный-же путь за Ак-Кемиром принимает юго-восточное направление, следуя все вверх по долине р. Илека. Здесь расположена ст. Кандагач (343 версты). Далее при ст. Темирской (369 верст) железная дорога входит в Темирский у. Уральской области.
Расположенный верстах в 35 к Ю.-З. от Темирской станции уездный город Темир лежит на одноименной речке, впадающей в Эмбу. Город, как и Актюбинск, возник, вместо упраздненнаго военнаго Эмбенскаго поста, из казачьяго укрепления, основаннаго в 1897 г., вокруг котораго осели крестьяне-переселенцы. Выгодное положение на перекрестке караванных дорог, среди густо населенных киргизских волостей, сделало его заметным торговым пунктом в степи. В Темире, имеющем ныне до 750 жит., бывает ежегодно весенняя ярмарка (с 15 мая по 15 июня, имевшая в 1900 г. оборота 537 тыс. руб., т. е. вторая, по величине, после Уильской в Уральской области. На ярмарке производится преимущественно обмен мануфактурных и железных изделий на киргизский скот и шерсть (овечью, верблюжью и др.). Жители Темира занимаются земледелием и торговлей. В городе есть уездное управление, воинская команда, почтовое отделение, камера мирового судьи, военная церковь, русско-киргизская школа, лазарет, и живут медицинский и ветеринарные (пунктовый и уездный) врачи.
От Темира к Ю.-Ю.-В. отходит грунтовая дорога на Верхне-Эмбенский пост.
Далее, пройдя по летовкам киргиз через ст. Кер (393 верст) и Кудук (417 верст), железный путь достигает р. Эмбы недалеко от ея верховьев, при одноименной станции (434 верст). Следующая за Эмбой станция, на полупути к Мугоджарам, называется Киргизской (452 версты).
[ПО ДОРОГАМ ОТ ВЕРХНЕ-ЭМБЕНСКОГО ПОСТА:] Верстах в 30 к Ю.-З. от ст. Киргизской на р. Эмбе находится Верхне-Эмбенский пост, от котораго, как мы выше говорили, идет вниз по течению Эмбы соединительная дорога на Кандаралы. От Верхне-Эмбенскаго поста есть еще дорога на юг, параллельно Мугоджарским горам, мимо оз. Батпак и через Алты-Джаксы. У Джаинды (40 верст от В.-Эмбенскаго п.) эта дорога разветвляется. Западная ветвь через Майлы (20 верст далее) идет на пересечение с вышеупомянутой дорогой от Кандарала к Аральскому морю. Далее этого пересечения дорога пересекает долину р. Чегана и за ним поднимается на Чинк Усть-Урта по длинному оврагу Аще-Айрык (что значит «горький провал»). Р. Чеган, текущая в широкой долине, только весной, при и после таяния снегов на Myгоджарах имеет сильное сплошное течение; в июне течение прекращается, и остаются лишь котловины с пресной водой, заросшия камышем, осокой, местами с кочкарником по берегам. Аще-Айрык имеет широкое ложе с пологими восточными (правыми) и крутыми западными (левыми) берегами. Взойдя на Чинк, дорога несколько уклоняется к западу и, не доходя до 46° сев. широты, разветвляется; при этом западная ветвь мимо оз. Чумышты-Куля идет на соединение вышеописанной хивинской дорогой от Сарайчиковской станицы, а ветвь восточная направляется через Кос-Кудук мимо самосадочных озер Сам и Асмантай-Матай через барханные пески Матай к границе Закаспийской области и соединяется уже в пределах последней с идущим по западному берегу Аральскаго моря Иргизско-Хивинским путем.
От Джаинлы, как мы сказали выше, отделяется восточная ветвь дороги. Эта ветвь, пройдя мимо соленаго озера (грязи) Чушка-Куль с развалинами укрепления на его берегах и мимо южной оконечности Мугоджар, соединяется близ урочища Джамбышке, на границе Уральской и Тургайской областей, с дорогой от Кандарала к Аральскому морю. Мугоджары, представлявшие раньше на западном своем склоне плоские холмы и гривы из мела и зеленых песчаников частью с бурым железняком, на юге круто оканчиваются горой Джаман (Яманг)-Тау, состоящей из сиенита. Здесь есть признаки железных руд. Южнее ея плоский водораздел продолжается в виде ряда скалистых возвышений, переходящих понемногу в увалы. Диориты в последний раз обнажаются по верхнему течению р. Чегана, уже близ подножья Усть-Урта.
От ст. Киргизской есть дорога через Мугоджарския горы, следующая далее вдоль p.p. Чит-Иргиза и Иргиза на город Иргиз Тургайской обл.
[ПО ОРЕНБУРГСКО-ТАШКЕНТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ:] Возвращаемся к железному пути. За ст. Киргизской следует ст. Мугоджарская (469 верст от Оренбурга). Отсюда начинается подъем на Мугоджарский хребет.
Железный путь переваливает Мугоджары через перевал Кум-Асу (из Уральской обл. в Тургайскую) недалеко от высшей точки Мугоджар – горы Айрюк (более 1.000 фут. выс.). Близ перевала есть признаки железных руд. Ядро Мугоджарскаго хребта и его наиболее выдающияся вершины состоят из древних изверженных пород – гранита, сиенита, диорита, диабаза, порфира, порфирита, яшм и др. Эти породы окружены по обоим склонам гор полосами кристаллических известняков, сланцев и конгломератов девонской системы с сохранившимися местами окаменелостями. Южнее Айрюка по западному склону Мугоджар девонских отложений незаметно, а севернее его они прекращаются по восточному склону. К югу от Айрюка начинаются мощныя отложения мела в виде ряда плоских возвышенностей (200 – 300 фут. высоты над степью).
За Мугоджарами железный путь выходит из пределов Темирскаго у. Уральской обл. в Иргизский у. Тургайской обл.
Темирский уезд, самый восточный из уездов Уральской обл., есть вместе с тем и наиболее пустынный его уезд. Русскаго населения здесь насчитывается 2.280 чел., а киргиз-кочевников – 139.470 чел. Более прочная русская оседлость есть только близ Темира и Уила, обязанных своим развитием именно тому, что здесь поселились земледельцы-крестьяне близ казачьих укреплений. Зимовки (кстау) киргиз главным образом сосредоточены около Мугоджарских гор и близь Уила. Места, годныя для земледельческой культуры, встречаются спорадически главным образом в северной, пригодной для культуры, половине уезда, но пока еще очень мало изследованы. Обработанной земли было (в 1901 г.) 28.306 дес. т. е. 0,2% площади уезда. Земледелие заметно расширяется у киргиз. В северной части уезда находится лесничество, заключающее 30.194 дес. различнаго леса. Из них 136 дес. вырощено искусственно; тут же находится и плодовый сад. Русское население уезда имеет 9.163 гол. разнаго скота, а киргизское – 948.900 голов. Главныя соляныя богатства, в виде самосадочных озер, сосредоточены в южной части уезда – на Усть-Урте. Скрещение почтовых и караванных путей создало в уезде два торговых центра с преимущественно русским населением – Уил и Темир, в которых происходят бойкия ярмарки менового характера (главным образом мануфактура обменивается на киргизский скот и верблюжью и овечью шерсть).
• Ист. и лит.: Россия: Полное географическое описание нашего отечества./ Под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского. – СПб., 1903. – Т. 18: Киргизский край. – С. 317, 321, 326 – 329, 334 – 336.
III
1) ГОРОД ТЕМИР
[Город на р. Темире; управление Темирскаго уезда. Ярмарка с 20 мая по 20 июня (оборот до 600 т. руб.). Жит. 736. Почтовая контора].
• ТОРГОВЛЯ.
БАКАЛЕЯ:
Бочкарев Михаил Филиппович (ул. Главная); Имангулов Мухаметгалий (Базарный ряд); Кильдышев Габайдулла Садыкович (Базарный ряд); Муратов Азизулла (Базарный ряд); Судоплатов Василий Спиридонович (ул. Главная); Фадеев Иван Васильевич (ул. Базарная); Юркова Евдокия Степановна (Базарный ряд).
МАНУФАКТУРА (ТКАНИ):
Бочкарев Михаил Филиппович (Базарный ряд); Фадеев Иван Васильевич (Базарный ряд); Фаткуллин Мазит (Базарный ряд); Хабибуллин Мухамедвалий (Базарный ряд).
МЯСО:
Имангулов Мухаметгалий (Базарный ряд).
2) ТЕМИРСКИЙ УЕЗД
[Жит. 140.458, население сплошное киргизское, казаков 82 чел. и сельск. сослов. 680 чел. Темир. у. занимает южную, пустынно-степную часть области. Население кочевое и весьма редкие – на 1 кв. в. приходится всего 0,8 жит. Скотоводство. Уильское укрепление, в глубине степи. Ежегодно 2 ярмарки, самыя значительныя в области (2 млн. руб.): 20 мая – 20 июня и 15 сент. – 15 окт. Для ярмарок воздвигнут кирпичный гостиный двор, с 252 торговыми помещениями. Почтовое отделение].
• ТОРГОВЛЯ.
БАКАЛЕЯ И МАНУФАКТУРА (ТКАНИ):
Гамакберов Мухаметгалий Зайнетдинович (Шиповская вол.); Девердеев Исмагул Ибрагимович (Шиповская вол.); Красавин Андрей Васильевич (Шиповская вол.); Мельников Василий Васильевич (Шиповская вол.); Серяков Яков Степанович (Шиповская вол.).
• Ист. и лит.: Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. – СПб.; Изд-во А.С.Суворина, 1895 – 1902.
Свидетельство о публикации №224112801627