Татьяна. 9 глава

                   Осознав, что она заражена вирусом "злобиус-социалиус", но не являясь полной социопаткой, ведь это крайнее проявление болезни, Таня стала смотреть вокруг глазами зараженного человека и её теперь, главным образом интересовали здоровые люди. И вовсе не на предмет передачи им вируса, нет! Она просто хотела видеть, узнавать здоровых от этой напасти людей, безмятежных, счастливых. И, да, многие, очень многие, пораженные злобствующим вирусом, адаптировались к нему, приспособили свое поведение в обществе, сумев скрывать болезнь, маскируясь под вполне дружелюбных людей. Им было трудно сдерживаться, но культурный опыт, накопленный поколениями, держал их в рамках, они знали правила поведения в общественных местах. Единственное, что их выдавало - так это демонстрация своего превосходства над другими. Кстати, Таня и за собой знала этот грех и, поняв это, стала думать, как с этим бороться.   Их было трудно отличить от здоровых. Но тонкий нюх Татьяны по очень незначительным признакам все же позволял ей не перепутать их со здоровыми. Во-первых, их выдавал взгляд. Они смотрели неприветливо, порой настырно, как бы буравили тебя взглядом. Они всегда высматривали и находили свою потенциальную жертву. Иногда они делали вид, что сосредоточены на своих мыслях, равнодушны к окружающим, но внезапно, как выстрел, вдруг направляли свой взгляд, подобно стервятникам или другим хищникам-охотникам на вас.
Надо сказать, что это не касалось его, любимого ею персонажа. Он, как и все другие близкие ей люди (родственники, знакомые, сослуживцы) не подлежал оценке, анализу, пробам и тестам на зараженность. Здесь всё ясно, тут принимается  всё как есть. Это территория абсолютного смирения. Таню интересовали посторонние люди - те, что встречались ей на улице, в транспорте, в магазине.
В целом людям она сочувствовала, если узнавала из новостей о их несчастьях, всем незнакомым и далеким людям она сопереживала. Но её беспокоили попутчики, встречные и поперечные, а также ее собственное поведение среди них. Впрочем теперь  ее не беспокоили те, что были заражены, она понимала и их и себя. Ее интересовало, сохранились ли здоровые люди. Она стала наблюдать.
При беглом взгляде на пассажиров почти ночного троллейбуса, во вторник, она не заметила зараженных, легкое подозрение вызвала молодая красивая женщина, сидевшая в отдалении напротив. Таня всегда садилась спиной к кабине водителя и лицом ко всему остальному салону, таким образом, все, кто здесь ехал, сидели напротив неё. Женщина сидела далеко, но кольнула Таню слегка высокомерным взглядом. Все остальные даже не смотрели в ее сторону.
             Тут Таня заметила, что ведет себя, как жертва, как заяц, в любой момент ждущий нападения. И от этого надо было избавляться. Итак, на повестке стояли две задачи, одна из них - избавиться от высокомерия, от чувства своей исключительности, особости, при этом развивая внутреннее ощущения себя во всей глубине и полноте, и второе - устранить ощущения себя  как потенциальной  жертвы. Высокомерие и жертва. Странное сочетание. Но если вдуматься, не являются ли эти два столпа личности весьма характерными для человека.
                 И какое отношение имеет всё вышесказанное к любви?

              Оказывается, психиатрия зашла так далеко, что дала название всем, абсолютно всем признакам любви, отнеся их к различным разрядам расстройства (да-да, именно растройства!) сексуального поведения.  И приходит на ум - а само сексуальное поведение не есть ли паталогия? Какой вид сексуального поведения является абсолютно приемлемым и здоровым? Конечно же только то, которое направлено на продолжение рода! Ничего не чувствуя, не вожделея, не дыша тяжело и со стонами, человек ложится в постель с представителем противоположного пола с единственной благородной мыслью зачать ребенка. Да, если женщине, пожалуй, это свойственно, она, преодолев стыд, предоставляет себя представителю противоположного пола, понимая, что только так она может стать матерью, а потом за этот стыд ненавидит мужчину. Любовь? О, нет! Любовь - это психическое расстройство. Этим занимается психиатрия. Другое дело обоюдная ненависть в семейной паре - тут справится государство, общество, правоохранительная система. Все просто.
          И гасит человек свою свечу любви. Писателям, поэтам, художникам, деятелям исусства, впрочем, позволено немного повольничать, но не больно то они стараются, все больше уходя от романтики в абстракции...
           Татьяна отнюдь не стремилась идеализировать любовь. Она хотела защитить её, спасти и сохранить. Вот и всё.
           У всякого действия чедовеческого есть два значения - подлинное и мнимое. Даже у пишущего зти строки есть они, эти два значения - первое определяется его размышлениями о сути вещей, поиском ответов на те или иные вопросы жизни, второе - повествование, как таковое, забота о читателе, написание занимательного текста, цель которого развлечь читающего, скрасить его досуг, понравится ему и тому подобное. Очевидно, что второе значение в данном случае вообще никак не развито. Так вот и хорошо! Потому что оно ложное, уводит на путь неправды, искажения, обмана...
Примеры двойственных значений наших действий повсюду. Для чего человек ест? Вы скажете для удовольствия, для удовлетворения своих вкусовых предпочтений, в лучшем случае, чтобы избавиться от чувства голода. А ведь главное предназначение еды в том, чтобы быть, чтобы жить (есть значит - есть (я есть!). Тверская бабушка Тани говрила - "исти" или "исть",  что означало есть, кушать. "Будешь исти?" - спрашивала она. Тут проступает слово - истина, суть. Есть - исть - истина - есть (я есть, я живу). Человеку свойственно съезжать с основной сути и цели действия к ложной цели. Подстричь ногти (гигиена) - маникюр (красота, эпотаж, статус), подстричь волосы (гигиена, оздоровление) - модная стрижка, статус и многое другое с социальным смыслом, особенно бессмысленно красить волосы. Помыться (гигиена) - ароматное мыло, гель с дорогим запахом, двигаться (здоровье) - красиво танцевать на зависть всем, соревноваться в спорте до золотых медалей, путешествовать (вместо простой прогулки в ближайшем парке) и так далее. Все, что мы делаем, имеет двойной смысл. Даже та самая любовь, о которой мы тут размышляем, вторична (?????) по отношению к простой и истинной задаче продолжения рода. Тут мысль  Тани запнулась о какое-то неуловимое препятствие. Как мы только что хотели объяснить, второй ложный смысл обусловлен социальными, внешними обстоятельствами, надуман и изобретен человеческим обществом, его нормами и мнимыми ценностями. Значит и любовь такова? Она порождение человеческого изощренного умствования? Она тонкое и изящное изобретение его праздной души?  Но ведь то волнение, которое возникает при встрече с любимым человеком, те "бабочки" в животе, глубокий освобождающий вздох, разве это ложное переживание? Или вообще любое переживание - неужели не важное для существования явление?!!
          Часто кажется, что жить - это перемещаться в пространстве. А ведь тут не поспоришь. Общение с себе подобным и даже человека с животными, с природой - это жизнь, как таковая, это то, что обеспечивается биологическими задачами, это не вторично, это основное. Социальный аспект.... То бишь мы про движение, движение - это производное от физиологических функций, это цель работы здорового организма, но это одновременно и средство для достижения социальной цели общения, что в свою очередь.... "Боже мой!" - воскликнула Татьяна! - Боже ты мой! Зачем тебе (это она обратилась к самой себе) углубляться в анализ? Зачем тебе теории? Для спасения любви абсолютно не требуется объяснять, что и как, зачем и почему!". Ведь ты уже пришла к мысли упрощения всего и вся, принятия всего сущего на веру, как оно есть.
              Не является ли ложной сама цель, поставленная Таней?
             На очередной встрече перед началом мероприятия Таня перекинулась несколькими фразами с помощницей своего обожаемого... не пора ли уже дать ему имя? Человека, в которого была влюблена Таня, звали Владимир. Ольга, его помощница была на пять лет старше Владимира, что по сути не имело значения, всё равно они оба были людими своего поколения, своего круга. Ольга была практикующим психологом в начале своего пути на поприще психологических консультаций. Она душевный человек, но соблюдала свои границы, не впуская никого на свою внутреннюю территорию. Это чувствовалось в разговоре с ней. Не сказать, что это было не комфортно, но ты, будучи инициатором общения (а только так и происходило, Ольга всегда предоставляла инициативу начать общение партнеру),  так вот, начав, ты брал на себя ответственность и за его продолжение, стало быть раскрывался максимально, дабы продолжить это общение, не получая никакой поддержки, и ты не мог рассчитывать на ответную откровенность. Пришлось свернуть свой папирус - Танин монолог заходил в тупик. Худо-бедно, но Тане удалось выявить некое кредо Ольги-психолога, которое в чем-то совпадало с Таниной задачей. Она, кажется, строила свои консультации вокруг вопроса любви, её значения в жизни человека, прежде всего женщины (ее клиенты - женщины). Ольга сказала, что не правы те, кто не придает значения любви. Она полагает, что тот, кто не считает нужным изучать это явление, не прав! И это в тот момент, когда Таня несколькими часами ранее пришла к мысли, что ничего не надо понимать, надо все принимать, как есть, и не является ли ее цель изучения, исследования любви, ложной?! Таня не успела высказать мысль о том, что для понимания нужен диалог, вернее, косвенно она упомянула о значении диалога вообще, даже попыталась вспомнить фамилию Бахтина, но вспомнила только имя Михаил. О том, что диалог нужен именно с предметом своей любви, она не успела сказать,  началась встреча, все пошли рассаживаться в круг. Кстати, в этот день, оказалось, что Владимир находится где-то на барегах Ладожского озера в палатке и ждет одну из участниц встречи, куда она после оной и направится на последней электричке. Никакой ревности Таня не испытала. Это не ее жизнь, не ее мир, не ее поколение, с ней только любовь...
           Когда люди не любят друг друга, они, как правило, ругаются, когда любят, они молчат.
           Они не виделись уже больше двух месяцев! О каком диалоге может идти речь? Отсюда и сомнения Тани в правильности, в самой целесообразности выбранной задачи. Вот оно что... Похоже, их пути отдаляются друг от друга. Хотя, на дворе лето, середина августа, летом все перемещается, смещается, путается, чуть позже всё войдет в свою колею. Но добавляется еще и её скользящий рабочий график, благодаря (в кавычках)  которому она может плавно проскользить мимо собрания. Ну и всё, не будешь ведь искать встречи где-то за пределами этого круга.
"Вот бы он позвал её в этот поход. И что? Она бы, пожалуй, поехала, а что тут такого? Это было бы здорово: песни у костра, печеная картошка, выпивка под огурчики-помидорчики, может быть и шашлычок, что там еще туристы нынче берут с собой на природу? Она бы тоже набила рюкзачок или сумку (рюкзака то у нее пока-что нет), наверное пришлось бы приобрести и спальник, но в целом ей это не по душе, если честно..."


Рецензии