Эпизод из жизни - 14. Соборование

Говорят, что Таинство Соборования - это не Таинство смерти, а Таинство жизни, и проводится оно не с той целью, чтобы сопроводить человека в последний путь, а наоборот - для того, чтобы помочь ему исцелиться от смертельных недугов. Одни считают, что это Таинство можно совершать исключительно над тяжело болящими - непосредственно перед их смертью, другие же - наоборот советуют проводить его физически здоровым людям, чтобы излечиться от душевных болезней. Некоторые убеждены, что после Соборования человек вскоре обязательно должен умереть, но так ли это? А может, это как-то зависит от личности соборуемого?
Баба Шура жила одна в двухкомнатной полногабаритной квартире. Детей у неё не было - были только племянники, которые лишь изредка навещали её. В молодости она побывала замужем, однако, муж однажды изменил ей, и она, не простив измены, немедленно с ним развелась. Говорят, что после этого Баба Шура дала себе зарок, что никогда больше не допустит в свою жизни ни одного мужчину и постриглась в тайные монахини. Этот факт выдавало лишь то, что всю жизнь она одевалась очень скромно: всегда была одета в простой сарафан, пошитый из грубой тёмной ткани, и носила белую косынку, избегая появляться на людях простоволосой. Баба Шура была истинно верующей женщиной и на протяжении всей своей жизни неукоснительно соблюдала все церковные обычаи, посты и праздники, хотя и толковала их по-своему: так, например, такие слова, как "причищение", "помазование", "страшнАя неделя", "просворка", "постничать", "паска", "успеньЁ", "сретеньЁ", "веденьЁ" и иже с ними, были в её активном употреблении. "Причищением", например, она называла Таинство Причастия, которое трактовалось ею, в первую очередь, не как то, чтобы стать причастной ко Господу, "вкусивши просворку" и "пригубивши Кагора", символизирующих плоть и кровь Спасителя, а как то, чтобы посредством сего Таинства очистить душу (от всякой скверны) и стать пречистой, как  сама Дева Мария.
Дома у неё было много старинных икон, православных книг, журналов, газет, подсвечников со свечами, лампад, ладанок и прочей церковной утвари. Баба Шура регулярно посещала все заутренние и всенощные церковные службы, а так же часто паломничала по святым местам, ведя очень активный образ жизни. Однако, с возрастом силы постепенно стали покидать её, и она стала посещать церковные службы всё реже - в основном, только по большим православным праздникам. К 80 годам Баба Шура окончательно ослабла и вообще перестала выходить из дома, вследствие чего ей потребовался серьёзный уход. Ухаживать за бабушкой вызвались племянники со своими семьями - разумеется, по большей степени, из корыстных побуждений. Предвкушая надвигающуюся кончину своей тётушки, они между собою заранее распредели, кому что достанется после её смерти. Дождавшись момента, когда баба Шура совсем слегла, племянники решили на последок ей "потрафить", проведя над нею Таинство Соборования. Для того, чтобы пособоровать бабушку, в церкви они наняли батюшку и пригласили его в дом. Когда он пришёл, баба Шура лежала недвижно, устремив свой взгляд в потолок, однако, пребывала в ясном сознании. Родственники стояли поодаль дружным строем. Их лживые лица выражали поддельную преждевременную скорбь, сквозь которую читалось ожидание скорой наживы. Перед приходом батюшки они успели красиво обрядить бабушку и украсить её наряд траурными рюшечками - так, что оставалось лишь в гроб положить и накрыть крышкой. Батюшка принялся читать молитву и крестными движениями наносить на лицо бабушки освещённое оливковое масло, называемое елеем. Баба Шура прекрасно понимала всё, что вокруг неё происходит и, в свою очередь, твёрдо знала, что сие Таинство проводят только над умирающими, чтобы очистить их души до того, как они предстанут перед Господом. Однако, умирать она вовсе не собиралась и всё происходящее её крайне возмущало: "Да что же это делается-то?!" - подумала она с негодованием, и то ли масло "на чудеса богасло", то ли сам Господь приложил свою руку, да только эта мысль так воодушевила бабу Шуру, что она вдруг почувствовала неожиданный прилив сил, резко встрепенулась, встала с кровати и сорвала с себя все траурные рюшечки:
- Да что же вы делаете-то, ироды?! Похоронить меня вздумали раньше времени? Да не бывать этому! Я ещё всех вас переживу - вот увидите! - с укором воскликнула она.
В недоумении родственники вместе с батюшкой поспешили удалиться:
- Да в неё, похоже, бес вселился! - перешёптывались они.
- Нет, это Божий промысел! Господь даровал ей исцеление! - пояснил батюшка.
- Но ведь она сказала, что всех нас переживёт! - возмущённо отвечали они.
- На всё воля Божья! - заключил батюшка.
И в самом деле, в ближайшие 5 лет после случившегося, все претенденты на наследство один за другим по разным причинам умерли, а баба Шура прожила ещё достаточно долго, правда, последние годы она доживала в доме престарелых, поскольку к тому времени уже действительно нуждалась в серьёзном уходе и присмотре. Всё своё имущество она подарила церкви. Умерла баба Шура на 102-м году жизни, очень легко и тихо - во сне, накануне Пасхи.         


Рецензии