Драгоценный подарок к Рождеству

Этой чудесной Рождественской истории уже более двадцати пяти лет... Мне очень дороги эти мои воспоминания. В особо тяжкие моменты я мысленно возвращаюсь туда, где могу и сегодня подчерпнуть сил, поверить во всеобъемлющую силу доброты, безусловной любви, надежды и созидания, огромный потенциал энергии сотворчества...
Мне это очень помогает до сих пор.

Работала я тогда в Центре реабилитации для детей с ограниченными возможностям.  Дело было новое для всего нашего коллектива, а времена были тяжёлые.
 Огромная страна развалилась, предприятия закрылись, в одночасье обвалился курс рубля, лишив, и без того скудных, денежных накоплений людей. Безработица, растерянность и отчаяние оказались главенствующими. Был запущен преступный маховик обесценивания и подмены смыслов, которые испокон веков главенствовали в сознании народа...

И вот на фоне такой ужасающей действительности в нашем маленьком провинциальном городке вдруг открывается государственное учреждение - Центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями.

В здании бывшего детского сада, которое уже пришло в запустение и печально взирало на мир своими пустыми огромными окнами в "очках" с разбитыми стеклами, вдруг закипела работа. Поднялись строительные леса... Был сделан шикарный ремонт, грамотно оборудовано всё пространство для принятия на стационарный курс детей со всей области.

Теперь, переступая порог учреждения, сотрудники и пациенты оказывались в самом настоящем сказочном, волшебном  царстве, отдельном государстве.   Медицинское оборудование, специальные тренажеры, уникальные развивающие пособия, добротная мебель радовали глаз, удивляли всех, кто попадал в это пространство.

Коллектив сотрудников самозабвенно и искренне трудился, создавая особую атмосферу уюта, принятия, милосердия.
С огромной радостью и душевным теплом могу смело сказать, что мне выпала честь трудиться в этом замечательном, буквально по всем параметрам, месте, рука об руку с людьми, которые стали мне очень дорогими и даже родными - я крёстная мама деток, которые родились гораздо позже тех событий, о которых я хочу рассказать здесь, но, как говорится, это уже совсем другая история...

 И так, я психолог. Заместитель директора определил мне в профессиональную вотчину старшую группу.
Ни для кого не секрет, что подростки - самое беспокойное племя. Этот переходный возраст - пора эмоциональных бурь, шквала разочарований, время для глубоких раздумий и плохо контролируемого поведения, с вечным непониианием себя и поиском ответов на самые серьёзные жизненные темы, время искренних надежд и тайных мечтаний...
А когда юный человек, плюс ко всему этому, несёт, порой запредельные, тяготы тяжёлого диагноза, то груз проблем умножается...
Таким образом, работы было непочатый край! Каждый наш подопечный ребёнок - это целая уникальная вселенная, полная загадок и, к сожалению, боли...

А у каждого специалиста, естественно, возникало великое множество вопросов и  животрепещущая необходимость искать ответы на них...
У нас родилась замечательная традиция.
В благостное время тихого часа воспитатель, няня, психолог, логопед, учителя, и инструктор ЛФК, работающие с детками старшей группы собирались за чашкой чая и делились друг с другом наблюдениями, знаниями, обогащали свой опыт... - мини педсовет, целью которого был мозговой штурм. Полезное с приятным. Такие посиделки приносили драгоценные плоды - здесь у нас рождались рабочие идеи, обсуждались пути их реализации... Так процесс реабилитации становился поистине комплексным, позволял охватить всё грани личности наших подопечных, более эффективно формировать и развивать те потенциалы, которые заложены в детском коллективе и чего были лишины такие дети в обычной своей жизни (обычно, они обучались на дому и т.д.).

Психологи тогда только входили в профессиональное пространство школ, садов, Центров. Естественно, что много возникало тем для размышлений и дерзновенное желание найти универсальный ключик к решению множества проблем...

В обычный пасмурный и дождливый день осени ко мне в кабинет на занятие привезли в инвалидной коляске зареванную Лену. Девочка долго не могла успокоиться и поэтому ещё больше заикалась.
Из её рассказа выходило очень тревожное для нас послание: произошла крупная массовая ссора в группе, истинную причину которой предстояло установить...
На нашем мини-педсовете, как обычно, старались сложить "пазлы разрозненных событий в одну картинку".

Общими усилиями поняли, что всему причина тайное рождение первого робкого чувства любви... Душевное волнение передалось, по незримым каналам, каждому участнику событий, и  завладело, властно заполнило собой пространство группового сознания, стало причиной алогичных поступков и глубоких переживаний, взаимных обид, драм неразделенности и приступами ревности...

Как заблокировать негатив? Чем помочь? Как вести себя персоналу? - с такими вопросами мы разошлись на свои рабочие места...

Вечером дома я лихорадочно искала в книжном шкафу маленькую скромную книжецу, обладателем которой стала по великой случайности ещё до того, как поступила на факультет психологии. Авторы и опытные психологи И. Медведева и Т.Шишова подробно рассказали о  методе драматической психоэлевации, доступно объяснили его глубинные психотерапевтические корни. Нашла, кинулась перечитывать. Так провела всю ночь, но к
утру была уверена, что у меня в руках универсальное, практическое и действеное "лекарство", способное "без побочных эффектов" вернуть желанное равновесие, тактично коснуться переживаний каждого и умирить бушующие эмоции...

Коллеги с пониманием выслушали короткое эссе о "механизмах" психоэлевации. Решили предложить детям ставить спектакль.
 Заранее определились с распределением ролей. Поделили обязаности между собой: Елена Дмитриевна (логопед-дефектолог) вызвалась изготовить кукол для представления; Ольга Михайловна (воспитатель) тут же начала крючком вязать попугая; Юлия Николаевна (воспитатель) обещала поразмышлять на тему создания декораций; помогать заучить текст роли предстояло и воспитателям, и учителям, и мне, работая с новоиспечённой труппой; Оксана Владимировна (социальный педагог) объявила, что сделает с детьми билеты на спектакль, организует на премьеру настоящий театральный зал, с кассой и наклейками на каждый стул номера ряда и места;
Ольга Вадимовна (инструктор ЛФК), в свою очередь, обещала организовать  командные игры в спортивном зале, которые так же будут способствовать сплочению коллектива детей...
 
Сотрудники буквально загорелись общей идеей...

Наше предложение дети приняли с интересом ...

Работа закипела по всему направлениям...

Первые куклы были готовы уже на следующие утро... Елена Дмитриевна оказалась самой настоящей феей-волшебницей. Её мастерство превзошло все наши ожидания...
Куклы получились великолепными! Принц  в изысканных лаковых перчатках на руках, его крохотные башмачки украшены шикарными замшевыми бантами, легкий плащ развивается за плечами; принцесса в изящном шифоновом наряде, в кружевных перчатках до локтей... Их милые личики нарисованы на ткани детских колгот телесного цвета (что называется, голь на выдумки хитра!)...
Нужно сказать, возвращаясь в печальную реальность тех дней, что выплату зарплаты нам сильно задерживали. Материалы для декораций и изготовления кукол мы искали (скребли по сусекам), опираясь только на личные ресурсы...
Но это сделало процесс ещё более интересным, позволило активизировать творческий потенциал всех сопричастных...

Лене досталась одна из главных ролей. Логопед и психолог объединили свои усилия и переписали реплики роли, делая их более доступными для произношения...

Репетиции шли нон-стоп более двух месяцев... Это занятие заметно обогатило деятельность подростков и наполнило их времяпрепровождение другими переживаниями, что отвлекло от ссор и конфликтов в реальном общении... Сотрудники выдохнули с облегчением - накал страстей удалось переключить в позитивное русло...

Тем временем наступила зима. Белоснежное пушистое покрывало дивно переливалось на солнышке за окном...

Сюжет спектакля мы отредактировали, добавив нотки ожидания волшебного праздника...
Нарядили красавицу ёлку игрушками-ангелочками, изготовленными детками средней группы в мастерской Нины Семеновны (специалиста по рукоделию)...

Когда плотник принёс изготовленную ширму - остро стал вопрос о занавесе. Ни единой минуты не сомневаясь (вопреки своим скудным материальным возможностям), мы дружно скинулись на приобретение подходящей ткани...

Премьера!

Волнение  актеров... Ожидание третьего звонка публикой... Последние минуты перед началом... И вдруг дверь в мой  кабинет распахнулась: я увидела растерянные лица воспитателей и незнакомого мужчину.
Оказалось, что это папа Лены (исполнительницы главной роли), который приехал за дочерью, проделав шестьсот километров пути. О своём твёрдом намерении забрать сейчас же ребёнка (курс реабилитации подходил к своему концу) - он безапилляционно и категорично довёл до нашего сведения. Признаюсь, мне стоило больших усилий уговорить его остаться на спектакль и не тревожить нашу актрису своим неожиданным появлением.

Третий звонок. Нарядные зрители заняли свои места. Воцарилась тишина.

Начали...

Волшебный сюжет действа занял всё внимание зрителей...

Актёры трудились со всем своим усердием...
Те из них, кто в силу своих физических ограничений не смог водить кукол самостоятельно только озвучивали свою роль, а их персонажей за ширмой мастерски водили товарищи...

Всё было продумано и отрепетированно до мелочей. Ольга Михайловна (музыкальный руководитель) подобрала прекрасное музыкальное сопровождение...

Спектакль прошёл на одном дыхании.
 Без единой помарки!

Благодарные зрители наградили труппу нескончаемыми апплодисментами.

Оксана Владимировна всё утро трудилась с теми подростками, которые не были задействованы в спектакле, над изготовлением шикарных букетов из живых цветов (это ещё один момент
в копилку методов социализации и профориентации деток!)... Цветы вырастила её бабушка.  Поздней осенью цветущие кусты были заботливо
выкопаны и внесены в летнюю кухню, так сохранили свою непередаваемую свежесть. Теперь же загодя срезаны коллегой и доставлены в Центр (вот такая многоходовая комбинация)...

Триумф!

Но вручение букетов невозможно было технически осуществить непосредственно после окончания театрального действа. Места в зрительном зале было крайне ограничено, а
для манёвра актёров на инвалидных колясках его не хватало. Было решено накрыть для чаепития столы в группе и там вручить заслуженные букеты.

Мы терпеливо дожидались, когда последний зритель покинет зал, тогда сможем убрать ширму и позволить актёрам покинуть свои рабочие места...
В это время ко мне подошёл разъярённый папа Лены. Он с обидой в голосе и с вызовом громко обратился ко мне:

- Как вы могли нагло обмануть меня?

Повисла тишина. Я решительно не понимала вопроса.

- Моя дочь не принимала участия в этом спектакле! - решительно заявил он.

Я смогла выдохнуть с облегчением. Молча начала отодвигать ширму. Все, кто был за кулисами, безмолвно расступились и папа увидел свою любимую девочку. Лена заикаясь от волнения, сама сказала ему:

- Роль принцессы озвучивала я сама!

 Он не мог поверить...

 Когда папа всё же убедился в реальности произошедшего, пришёл в себя, то захотел загладить свою вину. Приобретённые им торты к столу чаепития в группе сделали меню поистине праздничным...

В моём кабинете мы с логопедом терпеливо объясняли папе секрет успеха его дочери:

- Она смогла говорить без заикания потому, что текст роли был тчательно проработан нами и многажды отрепетировано с Леной (с упором на строгую синхронизацию вдоха и выдоха нашей актрисы)...
Восторгу родителя не было предела. Он благодарил за неожиданно-драгоценный подарок...


28.11.2024

Фотография из интернета. Благодарю автора.







 


 


Рецензии
Для очень многих была бы полезна эта Ваша история.. Всем и каждому необходима реализация по жизни.. Вы молодцы все.. Так дружно о ответственно делали своё дело.. Хороший пример для многих сегодняшних и руководителей и коллективов..
Спасибо за Ваш подробный рассказ.. ВСех благ..

Ольга Аннина   26.12.2024 10:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.