Настенька

                "Самая большая роскошь –
                это роскошь человеческого общения"
                "Мы ответственны за тех, кого приручили"
               
                Антуан де Сент-Экзюпери               

               
               
                ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Настенька, девочка лет шести-семи, о которой дальше пойдет речь – внучка Валентины Ивановны, моей бывшей соседки.  Несколько слов об этой женщине. Как глубоко верующий человек, она посещала храм, постоянно интересовалась  религиозной литературой.  Давала и мне какие-то книжки и брошюры почитать, иногда говорила: "Оставьте себе".

Часть своей пенсии Валентина Ивановна отправляла на восстановление монастыря, недалеко от Егорьевска, где жила раньше.
 
– Надеюсь, буду доживать свой век в монастыре, – не раз говорила она, когда мы совершали неспешные прогулки по нашему поселку. – Но пока не время, я нужна здесь, особенно, внучке. У дочери с зятем не ладится, Настеньке не хватает внимания и воспитания. Ей скоро в школу, отдали поздно в садик, а там говорят, что она не справляется с программой, перевели в младшую группу.  Еще и характер дерзкий, непослушная, вся в деда пошла, не хочет ходить в сад.
 
Дед, муж Валентины Ивановны, директор какого-то предприятия, за которым по утрам приезжал водитель. А вечером привозил его, помогая выйти из машины, так как тот едва держался на ногах.

Нередко можно было слышать из открытых летом окон его пьяную ругань, порой с матами. Валентина Ивановна все это переносила с  молчаливым смирением и терпением.  Её фразу   "женой директора я никогда не была", понимайте сами, как знаете.
 
Настеньку привозили не часто, видно, из-за неблагоприятной обстановки в доме.  Я люблю детей, мне нравится  общение с ними, интересен их мир.
Но жизнь в элитном поселке разобщена высокими заборами, скучна, наблюдается дефицит общения, с детьми  особенно.

Поэтому, когда изредка езжу в общественном транспорте, стараюсь компенсировать этот недостаток,  сесть поближе,  если вижу детей. За ними даже просто наблюдать интересно.

Вот и недавно, села напротив женщины с мальчиком лет четырех-пяти. Типичная картинка: мама занята телефоном, привычно набирает текст в две руки.

Ребенок рядом скучает, то смотрит в окно, то начинает ерзать. Молодая женщина  одергивает его, последний раз с раздражением "Сиди спокойно!".
Останавливаю взгляд на малыше.  Он замечает, тоже начинает поглядывать в мою сторону.

Улыбаюсь ему, ребёнок расплывается в улыбке. Подмигнув, скорчила рожицу,  он, зажимая ладошкой рот, прыскает от смеха. Мама отвлекается на миг от телефона, непонимающе смотрит на сына, переводит взгляд на меня. Я пристально смотрю в окно, непроницаемая маска.
 
На остановке они выходят, женщина  держит перед собой телефон и почти тащит за руку сына по проходу. Он оглядывается, я широко улыбаюсь и машу рукой. Он тоже машет в ответ. Прощай, малыш, будь счастлив!
               
                НАРУШЕНИЕ ЧУЖОГО ПРОСТРАНСТВА   
               
Неожиданно увидела Валентину Ивановну в расстроенных чувствах. Она тут же выложила все, как на духу. Зять уходит к другой женщине, у дочери нервный срыв, положили в больницу. За Настенькой поехал дед, скоро привезет. 
 
Известно, что совместное проживание радости усиливает ее, а когда делимся с другими чем-то печальным, то его словно становится меньше. Общение помогает не чувствовать себя одинокими.

Выговорившись,  Валентина Ивановна немного успокоилась.  Когда прощались, сказала со вздохом:      
– Это испытание от Бога.  Пойду молиться и читать Псалмы.
 
Больше на прогулки она не выходила, а по улице вскоре стала бесцельно мотаться Настенька – туда-сюда, видимо, скучая без детей. Иногда со двора доносились грубые воспитательные поучения  деда, истошный плач внучки.
 
Вдоль забора росли кусты, однажды я услышала в той стороне треск. Подойдя ближе, увидела   как Настенька, вооружившись палкой, со всей силы лупила по растениям,  только ошметки разлетались в разные стороны.

-Настенька, зачем ты это делаешь?!  Кустам же больно, брось палку!
– Хочу и делаю! – с вызовом, дерзко, произнесла девочка. Убрала руку с первобытным оружием за спину, видимо, опасаясь, чтоб я не отняла его.

Детьми управляют инстинкты,  а поступками движет  непосредственность – искреннее выражение чувств и эмоций.

Глядя на разрушенный мир невинных кустарников, я без переводчика поняла детский язык невыразимого словами. Почувствовала сердцем тяжелое внутреннее состояние, с которым ребенок уже не мог справляться сам.
   
– Меня зовут тетя Вера, – тихо сказала я. – Тебе плохо, девочка?..
Настенька ничего не ответила, и развернувшись, пошла к дому. 

На следующий день все валилось у меня из рук, а мысли вихрем крутились в голове. Я росла чувствительным ребенком, долго оставалась ранимым подростком, но на моем пути всегда встречался тот человек, который помогал мне справиться с обидами, психологическими травмами или комплексами.

Видно, пришло время отдавать долги. Если не я, то кто же?!." – прозвучало во мне в одночасье принятое решение. И я нажала звонок, нарушив чужое пространство.

– Валентина Ивановна, здравствуйте! – с порога начала я. – Простите меня, ради Бога, я хотела бы с Настенькой немного позаниматься. Опыт со своими детьми есть, может, к школе удастся  подготовить, пока её мама болеет.

– Безнадежное дело, – упавшим голосом произнесла Валентина Ивановна. – Дед возил ее в школу, тесты не прошла, сказали отстает в развитии, и что ей место во вспомогательной школе. Я пробовала учить читать, тупая совсем. Вчера не выдержала, терпения не хватило, за волосы головой об стол стукнула. Вот замаливаю грех, читаю молитвы.
 
В комнате, освещенной только лампадкой,  стоял полумрак. 
Неожиданно из-за спины бабушки появилась Настенька.
– Я хочу к тете Вере, – сказала она тихо. – Можно сейчас?
В руках она держала свои вещи и расстегнутый, хаотично набитый книжками и тетрадками, портфель.               
               

                ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

У меня не было  ни  малейшего понятия о современной  программе подготовки к  школе. Но я искренне хотела помочь девочке. Прежде всего, установить контакт и наладить простое человеческое общение.

Это  как воздух,  необходимо каждому из нас, так устроены люди. Возможность разделить с кем-то эмоции – одна из защитных функций психики, детской особенно.

Когда мы зашли в дом, я присела на корточки и обняла Настеньку.
– Ты хочешь научиться читать и писать? – спросила ласково.
Она пожала плечами,  предоставляя мне право решать за нее.

– У тебя все-все получится, вот увидишь! – с уверенностью в голосе заговорила я. – Мы будем с тобой дружить, ладно?
– Ладно.
– Дай пять!
Мы пожали друг другу руки.
И тут началось!.. 

Мы вместе придумывали, какой должна быть школа.   
– Нам нужна доска и указка, – сказала я. – Можешь попросить дедушку, чтоб он нам сделал?
– Ага!

Дедушка превзошел все наши ожидания! Вскоре у нас было все, что надо для обычной школы. По утрам я надевала белую блузку и голубой пиджак, дети любят все красивое. Прикосновение красной помады к губам – встречала Настеньку радостной улыбкой.

– Здравствуйте, дети! – говорила бодрым голосом.
– Здрав-ствуй-те! – нараспев отвечали "дети".
– Садитесь, начинаем урок! Сегодня будем сочинять рассказ по картинке. Можно сказку. Поднимите руку, кто хочет отвечать? Настенька, иди к доске.

Были трудности с письмом, какое-то время моя рука направляла ее маленькую ручку, затем отпустила,  и я сказала: "Теперь сама!".
Ребёнка непременно надо проводить через успех! Даже маленькая удача, похвала воодушевляли Настеньку, вселяли уверенность в себя. С каждым новым днем!


По вечерам допоздна я делала карточки с пропущенными буквами, писала фломастером плакаты – наглядные пособия,  придумывала различные игровые способы обучения и развития.

Любимая игра -  мы  по очереди прятали буквы из картона  в укромных местах, их надо было искать, чтобы составить нужное слово.  Вроде старой доброй игры "горячо", "тепло", "холодно", при этом возникал такой эмоциональный накал, радость духа, когда зерна знаний падали, безо всякого напряжения,  на благодатную почву детского восприятия.

За конечный результат  следовала похвала с оценкой "пять", или вкусная награда. Или  то и другое.

"Вкусняшки" готовили тоже вдвоем. Особенно Настеньке нравилось вливать тонкой  струйкой молочную смесь в закипающий шоколадный крем, который я интенсивно помешивала на огне.


– Невозможно поверить, что это ты, Настенька, так красиво написала, – говорила бабушка Валя, наигранно-недоверчиво покачивая в разные стороны головой.

Я с улыбкой наблюдала за этой сценкой.
– Я сама! Я сама! Честное слово!  – нетерпеливо  выкрикивала девочка. – Скажите, Вера Петровна (вместо тети Веры)!

– Да, Настенька большая умница и очень старательная, – говорила я искренне, и она радостно  прижимала к себе дорогую для нее тетрадь.
- Повезу маме в больницу показать. И папе, он обещал повезти меня в Макдональдс.
   
Игровое обучение, просто дружба с ребенком, и правда, творили чудеса. Вскоре Настя уже бегло читала, могла писать, и это всего за несколько месяцев. В школе она прошла тесты, и ее зачислили в будущий первый класс.
Это были наши общие успехи!
 
                НАШИ ТАЙНЫ

Появились и наши маленькие тайны. Однажды Настенька сказала, что у себя дома сделала библиотеку, настойчиво приглашая меня её посмотреть. Мы поднялись на второй этаж. Собранные книжки были ровно выстроены на полке, а в баночке с водой стоял цветок. Под крышей было очень жарко, и он почти завял, чему девочка очень огорчилась. Я сказала, что дам ей свои цветы в горшочке.

 – Настенька, спасибо! Мне очень понравилась твоя библиотека!
 Было ясно, что  ученица хотела порадовать меня, и ей это удалось. 

Она просто светилась от удовольствия!
Счастье отдавать и брать с любовью, оно едино и неделимо.

Однажды утром муж принес большую охапку крапивы.
– Кто-то под воротами во двор положил, – с удивлением сообщил он.
Я тоже недоумевала.

Настенька в тот день не явилась на занятия. Валентина Ивановна сказала, что с внучкой  приключилась беда, руки в коросте, ярко-красные, держала полночи в холодной воде. Дала выпить лекарство диазолин.
– Видно, аллергия на что-то… – предположила  бабушка. – Но какая терпеливая, даже не жаловалась, в меня пошла.
 
И вдруг вспышка памяти осенила догадкой! Как-то при Насте по телефону я говорила знакомой, хорошо бы волосы мыть с крапивой, да руки не доходят. Все сошлось.
Я была тронута до глубины души этим героическим  поступком маленькой девочки,   ничем не выдавшей  себя.
   
Настенька уже знала, что моему мужу не очень нравилась наша затянувшаяся дружба. Её  предупреждала бабушка,  но она не хотела даже слышать об этом.

 – Ты достаточно много своего времени уделила этой девочке. У тебя есть свои интересы, дела, своя семья, – против доводов мужа трудно было возражать.
Я все понимала. Ревность и здравый смысл говорили его устами.

Беспокойно глядя на часы,  спешно засовывала в руки Насти ее вещи и тетрадки, открывала дверь, но она упиралась руками и ногами в дверной проём.  Мы начинали в шутку  толкать друг друга – кто кого, и это заканчивалось приступами безудержного смеха.
 
 Да, нам было хорошо вдвоем! Хотя оставалось совсем немного времени,  которое неизбежно приближало нас к разлуке.               
               
                ЛЮБОВЬ – ЭТО СВЯТОЕ

– Настенька…
Мой голос дрогнул.
Присев на корточки, я обняла девочку. Она доверчиво положила голову на мое плечо. Я не могла обманывать, не имела права. Глядя перед собой, словно через силу, тихо произнесла несколько слов.

Она услышала, до нее мгновенно дошел их настоящий смысл. Чуткая талантливая!
– Нет! – закричала она. – Я хочу с вами быть всегда!
И горько заплакала.
 
Я стала вытирать слезы, что катились градом, падали на ее и мою одежду.  Настенька не отпускала меня.
 
Взрослый способен управлять своими чувствами. А ребенок?..  Те серьезные люди, кто считают детей глупее или ниже по уровню, чем сами, глубоко ошибаются.  Дети более впечатлительны,  через чувства они постигают мир. Их сердца способны  любить самой чистой бескорыстной  всепонимающей нерастраченной преданной любовью.

Мне открылось! Не только я делилась знаниями и отдавала свои чувства,  но получала взамен гораздо больше!..
 
– Я буду все-все вам помогать, – не переставая плакать, вытирая двумя ладошками лицо, не сдавалась Настенька. 
Я молча гладила ее по волосам, по мокрым щечкам.
   
Вдруг, с новой надеждой в голосе, она выпалила:
– А давайте уедем с вами в деревню, у нас там есть дом, будем вдвоем жить.  На речке красиво, кувшинки плавают. Бабушка к нам в монастырь приедет.
Я грустно улыбнулась ее порыву.
 
Пробудить любовь в маленьком сердце –  какая это ответственность перед Богом!
Любовь – не игрушка. Ребенок – не игрушка.  Любовь – это святое. Нельзя играть чувствами. Любить – это не значит привязать другого к себе,  гордиться им, как трофеем, вырвав из привычного ему мира. Ради себя и своего эго. Давать ложную надежду, лишая свободы выбора и счастливого будущего.
   
– Настенька, милая, послушай меня, – стала говорить я очень медленно, с паузами.  – У каждого человека есть  своя жизнь. Ты скоро пойдешь в школу, мы будем иногда  видеться. Я хочу, чтобы ты училась правильно жить в своей семье. Понимаешь? Мама и бабушка болеют, они  нуждаются в твоей помощи. Попробуй сама теперь делать салатики, печь тортики, увидишь, как все будут рады. И твоим успехам в школе. И дедушка перестанет ругаться, он добрый. Сколько  он нам по школе помогал, помнишь?

Еще продолжая всхлипывать, она в знак согласия кивнула головой.
 
– Я верила в тебя, и ты оправдала доверие. Теперь ты сильная и будешь сама помогать другим.
Я говорила ей и себе слова, не вопрос, кто больше в них нуждался.

Настенька уже не плакала. Казалось, на глазах она становилась серьезнее и старше.
 
Пошли дни, один за другим.  Мне было нелегко  наблюдать через окно, как Настенька  ежедневно подолгу сидела на кирпичном заборе, словно нахохлившаяся птичка.

Достаточно было скрипнуть дверью, или выйти на крыльцо, как она слетала с него пулей. Закрытая мужем калитка для нее была не помеха, она проползала  под воротами.

Но никогда не просила больше, чем я могла дать.

                ЭПИЛОГ

Неожиданно у соседей загорелась баня, огонь ветром переметнулся на дом. До приезда пожарной успела сгореть крыша и часть второго этажа. На улице собрались сердобольные соседи, сочувствовали, и только Валентина Ивановна оставалась невозмутимой.

– Это материальное, все тлен. Пожар  – за грехи, – сказала она. – Дед пьет, матерится, любовь погубил, бесследно ничего не проходит. Бог все видит.

Сквозь толпу прошла Настенька, в руках, вымазанных сажей, она держала книжку, обгоревшую по краям.
– Библиотека моя сгорела, – грустно сказала она. – Вот, уцелела только детская Библия, возьмите себе.

Вскоре хозяина не стало, и семья переехала в город. Жизнь развела наши пути, каждый пошел своим. Настенька успешно закончила школу и поступила в университет, добилась больших результатов в спорте "хоккей на траве". Любит готовить, особенно, печь разные "вкусняшки".
   
Будь счастлива, Настенька*!


* - В основе рассказа реальная история, имя главной героини сохранено.


Рецензии
Понравился ваш рассказ. Будто художественное оформление учебника по детской психологии и педагогике прочитал - вся суть в одном коротком тексте! Очень талантливо у вас получилось, а сколько чувств вложено, сколько эмоций, сколько любви.
Меня очаровала ваша маленькая Настенька. Спасибо!

Денис Лунин   18.06.2025 13:04     Заявить о нарушении
Денис, искренне тронута вашим отзывом, душевной чуткостью.
Время неумолимо идет вперёд, и благодаря творчеству, можно сохранить какие-то важные уроки и страницы из жизни.
Большое Вам Спасибо, талантливый читатель! С уважением, Ли

Лидия Мнацаканова   18.06.2025 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 68 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.