Знак качества

 Под вечер как-то тоскливо. Целый день в мастерской. Домой возвращаться не хочется. Раньше я спешил, а теперь, когда жена ушла, так и не тянет совсем. Моих родителей уже давно нет, а так порой хочется с ними поговорить. Или встретить хоть кого-нибудь знакомого. «Бывает пообщаешься – и на душе легче» – думал Дмитрий Т, шагая по брусчатому тротуару старого города Н. Он шел мимо высоких зданий 50-х годов и вдруг впереди увидел знакомое лицо.
– Давно не виделись,- произнёс Дмитрий Т. и поправил потёртый клетчатый берет, который ему когда-то подарила мать. 
– О, какая встреча! Давно не виделись, думал что вы уехали куда-то!– расправляя конец широкого полосатого шарфа, сказал Афанасий К.
– Да нет, я никуда не уезжал. С чего вы взяли? Я обычно здесь. В основном, дом - мастерская - выставки.
– Хм. Ясно. – на секунду потупив взгляд, произнёс Афанасий К. И продолжил:
- Если не очень торопитесь, то вот я пример приведу один. Про нашего коллегу. Про художника Евгения Р. Он вот уехал за границу сейчас. И все сначала стали гадать, куда он уехал. Пошли разговоры, сплетни и всё как обычно. Сами знаете. А до этого я его и не замечал особо. Вот странное дело.
- Говорите не замечали? – Спросил Дмитрий Т.
- Не особо он местному художественному сообществу был интересен. А вот уехал – и его зауважали.
– Странные вещи говорите, Афанасий.
– Понимаете, это теперь его знак качества – то, что он уехал. И дело в том, что он не просто уехал, а сделал выставку. Да не просто выставку, а выставку в самой столице!
После этих слов Афанасий К. посмотрел немного свысока на Дмитрия.
– А, подождите. Так и я, кажется, слышал про эту выставку. Вы же знаете, наше художественное сообщество очень маленькое, и все всё друг о друге знают. Ведь эта выставка была в подвале под рестораном. Там технический этаж. Мне рассказывали, что там какие-то трубы шли под потолком, и, пока шла выставка, одна труба протекла и, замокли две картины. Вроде, не сильно, но всё равно неприятно.
– Да, я как раз про эту историю, произнёс Афанасий, почесав затылок. Ну что поделаешь, к сожалению, так случилось. Но главное то, что он сделал эту выставку в столице! Это центр, понимаете, коллега? Хоть и на техническом этаже, но это детали. И это, кстати, мало кто знает, что картины замокли. Понимаете, получилось так, что теперь все художественное сообщество совершенно по-другому на него смотрит. Он всё здесь сидел, а вот взял вдруг и уехал! Что ни говорите, а зауважали человека.
- Так а чем плохо делать выставки здесь?
- Да тут болото, вы же сами понимаете, и художников-то у нас нет интересных. Там всё, понимаете?
- Я об этом подумаю. Как-то неприятно это всё слышать. Как-то обидно даже.
- Извините если чем обидел,- сказал Афанасий К.
 Через минуту-две  молчания, он начал что- то искать в своей серой куртке.
- Куда же я положил?
- Что вы ищите?
- А, вот уже нашел.
Афанасий достал из кармана мятый буклет.
- Дмитрий, вот посмотрите. Это буклет другого художника. Я вам как пример достал его. Это Олег Н. Вот, если посмотреть, то обычный художник. Но, год назад он ездил в Париж и там сделал выставку. Где, я точно не знаю. Но можно узнать. И что вы думаете? Одна из галерей нашего города раньше его в упор не видела, хоть он и жил здесь. А теперь пригласила его и сотрудничает с ним. Зауважали.
Афанасий снял очки, протёр их и снова надел.
- Вот такие дела, понимаете?- После паузы добавил: - Мнение о нём изменилось в лучшую сторону. Вот.
- Да, вы меня ввели в какие-то тяжелые мысли, ответил Дмитрий Т.
- Ладно, теперь извините, Афанасий, мне же  уже надо бежать.
 Дмитрий Т. быстро пожал руку и стремительным шагам направился прочь.
Он шёл и рассуждал:
– Просто нет слов. Это что получается, выставка в подвале около туалета, но заграницей важнее всех выставок в той стране, в которой мы живём? Повесил картины в техническом этаже - и зауважали. Нет. Это противно как-то. Не важно какие картины. Выставился в столице и молодец. Раньше я это чувствовал, и кто- то иногда мне такое говорил, но эта встреча просто что- то всколыхнула внутри. Пока даже сложно понять. Явно что-то неприятное. Какое-то унижение по собственному желанию …
Дмитрий Т. шел вдоль длинного четырёхэтажного дома с большими окнами. Он дошел до скверика с высокими деревьями. Среди них шла дорожка с потрескавшимся асфальтом. В глубине за деревьями виднелась старенькая киностудия. Дмитрий решил подойти к этому дому с колоннами и лепниной на фасаде. Он немного походил возле этого здания и увидел, как из главного входа вышел какой-то человек в пальто и меховой шапке. Было пять часов. Они посмотрели друг на друга. Дмитрий вдруг узнал своего знакомого оператора Сергея Ц. Они поздоровались и пошли вдоль дороги. Дмитрий был в подавленном настроении и рассказал ему  историю уехавших художников.
Сергей Ц. его внимательно выслушал и очень удивился. Ведь с ним только недавно произошла очень похожая история.
- Было это года три назад. Мы на студии снимали короткометражный художественный фильм о войне. Фильм сняли быстро, и, несмотря на небольшой бюджет, он получился вполне неплохой. Для своего формата- отлично, я бы сказал.
- Но вот дальше беда приключилась. На совещании нас закритиковали до смерти свои же. Зачем, даже понять не могу. Фильм ведь получился неплохой. После этого на просмотр пришло только десять человек. Из них трое- моя жена с дочкой и я. Потом фильм закинули на полку и забыли. Было неприятно, но мы как-то это приняли. Бывает. Но однажды к нам пришел запрос на покупку фильма такого формата, и мы, конечно, его предложили. Фильм купили. Но дальше было интересно.
 Над собеседниками с шумом пролетела стая птиц и расселась по веткам старых деревьев высоко над головой. Как будто собралась слушать.
- Так вот. Каким-то образом этот фильм участвовал в конкурсе в столице. И кто бы мог подумать- он получил высокую оценку. После этого ко мне подошли мои коллеги со словами: «Мы всегда в тебя верили. Мы очень рады. И помни,- говорят,- ты не возгордись слишком, ведь это благодаря нам всем такая удача.» Прямо почувствовал как зауважали. «-Удачи, говорят. Снимай ещё.» И начали фильм этот у нас после этого показывать почти во всех кинотеатрах.
 Дмитрий молча выслушал, постоял минуту и потом сказал:
- Получается, что без одобрения где-то у нас просто не могут. Кто-то важный дожен одобрить. Дать добро на одобрение. И тогда всё хорошо?
- Совершенно верно. Так сложилось здесь уже не за десяток и даже наверно не за одну сотню лет. Да что я говорю. За века это сложилось. Нравится это или нет. Не нравится- уезжай. Или живи и принимай ситуацию как есть.
- А противно ведь.
- Да. Но ты можешь всё это изменить?
- Не думаю. Но надо пытаться. Ведь так же нельзя.
- Да, согласен.
 Они дошли до станции метро и Сергей Ц. стал прощаться.
- Вы звоните мне. Заходите. Я живу через две остановки. Не так далеко. И, пожалуйста, будьте проще. Я имею в виду вот что. Просто решили зайти, позвонили и всё. Буду рад.
- До встречи.
- Они попрощались и Дмитрий пошел по тратуару вдоль проспекта.  Величественные здания с колоннами и арками уходили в небо и как- бы говорили этим о своей значимости.

Минск, 2024.


Рецензии