Зеленин Д. К. Присловья и присловицы
Присловья – мало исследованная область фольклора, но значительный пласт в народнопоэтическом творчестве русского народа. Некоторые лингвисты считают, что в это понятие входит всё: и пословицы, и поговорки, и прибаутки. По Д.К. Зеленину народное присловье определяется как прозвище, относящееся не к единичному лицу, а к группе лиц, целому коллективу, всей деревне или целой местности, жителей которой бранят, просмеивают или чествуют приложенным присловием.
Учёный уделял большое внимание изучению данного вида устного народного творчества, объясняя это тем, что присловья наравне с пословицами, сказками, песнями раскрывают душу народа, помогают понять его историю, являются голосом народа о самом себе.
Иногда присловье может быть кратким, как простое прозвище, иногда, чтобы понять его происхождение, надо заглянуть в историю, оно может быть выражено анекдотом или небольшим рассказом и имеет тесную связь с каким-нибудь поселением. То есть для его создания материалом послужили рассказы-анекдоты.
Изучая великорусские присловья, Зеленин сделал вывод, что они обладают особым, присущим только им свойствам, когда одно и то же прозвище применяется к нескольким этнографическим группам.
Русский фольклор располагает множеством примеров: боровичане и каслинцы – водохлёбы; псковичи и селигерцы – ершееды; арзамасцы и старгородцы – луковники; вятчан издавна называли толоконниками. На это есть историческое свидетельство.
Помимо вятчан толоконниками называли вологодцев и пошехонцев.
Этот перечень можно продолжить. И объясняется это явление тем, что в жизни народа было много похожих случаев, схожи характеры, вкусы и пристрастия людей.
Прозвища-присловья – это произведения устного народного творчества, поэтому имеют особенные причины возникновения и бытования. Желая отразить какую-нибудь черту жителей деревни, села, города, народ часто обращается к прозвищной традиции, находит меткое, смешное или саркастическое слово или сочетание.
Как отмечал В.И. Даль, присловия многофункциональны. В них есть всё: обладателей прозвищ прославляют, чествуют, дразнят, насмехаются над ними.
Например, для человека, умеющего хорошо работать и весело отдыхать придуманы прославляющие присловья: ярославцы — песенники, запевалы; осташи — золотошвеи; кушалинские крестьянки — тонкопряхи.
Прозвища хороших мастеров констатируют наличие у них хороших трудовых ремесленных качеств: осташи — сапожники, архангельцы — кровельщики, …..
Есть смешные и саркастические прозвища-присловья, которые вызывают добрый смех и улыбку, когда недостатки прощаются и к людям испытывается симпатия. Например, жителей села Улома Нижегородской губернии называли «уломский гвоздь», потому что все кузнецы были гвоздарями.
Горчичниками прозывали жителей Златоуста, хотя горчицу там никогда не садили. Объясняется это тем, что в Златоусте жили выходцы из Самарской губернии, где эта культура довольно известна. У Даля можно найти присловье «самарцы-горчичники».
В то же время просмеивались такие недостатки и пороки, как воровство, жадность, лень. Тогда прозвища вызывали уничижительный смех.
Чуланниками назвали жителей деревни Прилуки, потому что у них бытовала привычка прятать всё по чуланам. Сами-то они любили ходить или ездить по застольям, а к себе приглашали редко. И когда к ним приходили гости, могли сами укрыться в чулане.
Заборчане даже батожок у ворот подставляли, мол, нас дома нет. А сами в это время чулане сидели да в окошко поглядывали. И народ там был сердитый. Даже друг к другу редко ходили. Поговаривали, что в деревнях Прилуки и Заборье жили староверы, и церкви у них в чуланах были.
За жадность жителей микрорайона Сульфат г. Архангельска прозывали жипниками. Часто они продавали выращенные овощи по высоким ценам.
Иногда прозвища-присловья хоть и были смешными, но вызывали они горький смех. Так рабочих из Уфимского уезда называли бесшлейными. По бедности они ездили на лошадях без шлей. А бедных работяг Невьянского района прозвали синепупыми или самоварами. У них из-за плохого питания были вспученные животы. Бакальские горняки по бедности носили шматы – опорки, стоптанные лапти. И тоже не от хорошей жизни.
***
Много прозвищных присловий можно встретить в книгах Д.Н. Мамина-Сибиряка. Среди них и «долгоспинники», и «висимцы-кокурочники», и «черновляне-обушники», и известные не только в Сибири и на Урале «ершееды». И каждому прозвищу есть объяснение.
Уральский писатель, ураловед, фольклорист В.Н. Бирюков посвятил свою жизнь поискам живого слова, изучению народного творчества, и одним из направлений его деятельности было изучение уральских и зауральских прозвищ-присловий, в которых закреплена та или иная черта жителей деревни, села, города, уезда. Черты со временем исчезли, а прозвища остались и вспоминаются как дружеская шутка. Они являются неотъемлемой частью устного поэтического творчества русского народа.
Можно привести достаточно много примеров, чтобы убедиться в этом.
Так жителей села Биликуль Челябинской губернии за то, что они носили холщовые голенища – пагалёшки, называли биликульскими пагалёшниками, а жителей Бирска Уфимской губернии за их громкий говор, как у базарных торговок – бирскими калашницами.
Рабочие уральских металлургических заводов, которые часто обжигали ноги о горячий металл, получили красноречивое прозвище – жженопятики или жженопятые.
Промышлявших нищенством села Косулинского прозвали косулинскими нищими, попрошайками; жителей Большого Никольского, предки которых были выходцами из Курской губернии – куряками; переселенцев села Николо-Павловского за свою занятость по переработке и обдирке круп – крупениками.
Прозвище «пермяк – солёны уши» известно издавна. Так прозывались жители бывшей Пермской губернии, где велась добыча поваренной соли – пермянки.
За свою неопрятность и грязь в домах жителей деревни Кошкуль Челябинской губернии называли чернотропами. Всю грязь на ногах они тащили в избы, оставляя на полу чёрную тропу.
А прозвище «грязнотропы» по той же причине получили жители архангельской деревушки Челмохта.
Разделение народе на социальном уровне бытовало даже в прозвищной жизни. Н.С Лесков писал, что помещики его времени, стремясь разобщить народ, подогревали областной антагонизм, делили простых людей на «два народа»: «народ орловский» и «народ курский». Орловских считали «пошельмоватее», а курян – «подурасливее». Соответственно были придуманы и прозвища-присловья.
***
Эти и многие другие присловья являются голосом народа о самом себе, и для этнографов представляют большой интерес. Конечно, не все они одинаково ценны для культуры русского народа. Одни сохраняются и проживают долгую жизнь, другие быстро уходят в небытие и вряд ли когда воскреснут. Но учёные продолжают работать над восстановлением утраченного, собирают материал, публикуют его, понимая, что присловья так же, как и народные пословицы и поговорки географического содержания дают обширные сведения о жизни народа.
Среди современных этнографов, работающих по данной теме, можно назвать Воронцову Ю.Б., которая составила большой словарь областных коллективных прозвищ.
Свидетельство о публикации №224112901144