Покажите нам смерть

                Покажите нам смерть   
                ( Кинообозрение )

         С экранов телевизоров мы видим массу зверств, что в новостных программах, что в телефильмах. Убийства людей от бомбежек, в криминальных разборках, в техногенных катастрофах. И если последствия войн выглядят неизбежными, то засилье кровавых сцен, порождаемых теле, кино - индустрией, вызывает недоумение и возмущение. Доблестные сыщики в бесконечных сериалах находят и обезвреживают всевозможную нечисть, пачками убивающих хороших и не очень хороших людей. Смерть  людей становится настолько обыденной, что уже не вызывает никаких эмоций. Убили и убили, что тут такого. Пропадает трагичность преждевременного конца жизни, а подчас и величайшего момента напряжения духовных и физических сил человека. Происходит деградация нашего восприятия одного из главнейших событий в жизни любого человек. Ведь важно не только как мы живем, но и то, как мы уходим, потупившись в землю, или, образно говоря, “с высоко поднятой головой”.  Хочется вспомнить несколько фильмов, в которых эта тема прошла на самом высоком художественном уровне, оставив в памяти людей глубокий след.

          Начну издалека. Первым приходит на память художественный фильм “Овод”  1955 года, по роману Этель Лилиан Войнич. Киностудия “Ленфильм”. Фильм снят режиссером Александром Файциммером в классическом полуторачасовом киноформате. Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович. Главный герой – Артур, в исполнении Олега Стриженова, прошел путь от глубоко верующего человека  до непримиримого борца за свободу Италии от Австрийских оккупантов. В конце его арестовывают и приговаривают к расстрелу. Расстрельная команда отказывается его убивать и тогда он сам отдает команду стрелять. Надо видеть огонь его глаз в последний момент, огонь не сломленного человека. Незабываемая игра актера!

     О следующем фильме, возможно, кто-то скажет, что он скорее пропагандистский и в нем нет правды. Но ведь любой фильм это некая условность и, главное, как выстроен художественный ряд и какие эмоции он вызывает. Таков художественный фильм “Коммунист” 1957 года. Киностудия “Мосфильм”, режиссер Юлий Ройзман, музыка Родиона Щедрина. Роль молодого коммуниста Василия Губанова исполняет Евгений Урбанский. Кто бы что ни говорил, но он играет живого человека, играет убедительно, не оставляя сомнений в жизненности своего образа. В финале банда налетчиков его убивает, но надо видеть как перед ним, уже смертельно раненым, трепещет один из них, с наганом в руке. Сильнейшая сцена высочайшего кинематографического напряжения.

        В следующем фильме главную роль исполнил мой любимый иностранный артист Микеле Плачидо. В телевизионном сериале “Спрут” совместного производства Италии, Франции и Германии. В Советском Союзе сериал показывали с 1986 года. В сериале комиссар Коррадо Каттани борется с сицилийской мафией. Есть и победы, но в конце Каттани жестоко убивают. Потрясающая сцена во дворе больницы, когда Каттани увидел себя окруженным бандитами, он выкрикнул – “Я здесь”. Град пуль полетел в его сторону. Эту сцену можно пересматривать бесконечно, и всегда будешь испытывать не уходящую скорбь. В фильме звучит незабываемая музыка Эннио Марриконе.

       Микеле Плачидо, наверное, можно назвать самым русским из итальянцев. Не случайно, что через несколько лет после “Спрута” он сыграет роль русского офицера Михаила Бандуры в советско-итальянском фильме “Афганский излом” 1991 года. В этом фильме его герой погибает от пули афганского мальчика. Эта смерть не выглядит очень обоснованной, скорее как некая сакральная жертва, но в художественном плане убедительно.

          Таков краткий обзор фильмов на тему, имеющую отношение к каждому из нас. Тема, конечно же, странная – смерть, которая воодушевляет. Возможно, так и должно быть, чтобы люди могли жить дальше. Во всяком случае, эти фильмы дают нам больше, чем мыльные пузыри современного телевидения.
               
                Ноябрь 2024

         
 


Рецензии
Все фильмы, вами перечисленные видел и ценю. В разное время отношение к ним было разное. Овод -романтическая сказка. Коммунист - агитационное кино. Микеле бесподобен и в том и в другом фильме. Вначале Афганский излом не понравился, слишком приземленно и оттого гнусно, но потом почитал мемуары афганцев и понял, так и было на самом деле.
В жизни герой Плачидо мальчика, конечно же, пристрелил бы. Специально спрашивал об этом у приятелей-ветеранов.
Вы затронули интересную тему. Художественное изображение смерти.
С уважением,

Александров Николай   15.02.2025 10:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, очень рад, что тема вам показалась интересной. Конечно, хотелось бы видеть побольше фильмов, оставляющих глубокий след в душе и чтобы важнейшие вопросы жизни не замыливались, как это зачастую происходит сейчас. Немного заступлюсь за Коммуниста, игра Евгения Урбанского настолько хороша, что затмевает цель фильма и веришь,что такие люди могли быть вживую. Ну,это только мое мнение. Читал ваши обзоры фильмов,которые сам не смотрел, могу сказать, что поразило, как несколькими фразами вы донесли суть и содержание фильмов - четко и по делу.

Валерий Юденков   15.02.2025 16:16   Заявить о нарушении
Агитацию не дураки делали и делают, а талантливые люди. Сейчас, правда, фильмы - агитки как то в публику не пошли. И на страдания Зои народ не пошел смотреть, и бравых командиров , которые одним махом семерых убивахом видеть не желает. То ли дело сказки, чебурашки всякие и железные дровосеки, вот они герои. Не ужасен российский народ, а добр. Вот что хочет увидеть население.
С уважением,

Александров Николай   15.02.2025 17:24   Заявить о нарушении
С этим не поспоришь, тем не менее приветствую разнообразие жанров и стилей, главное, чтобы было интересно смотреть.
С уважением,

Валерий Юденков   15.02.2025 23:08   Заявить о нарушении