Святой Мина Египетский

СВЯТОЙ МИНА,
ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЧУДОТВОРЕЦ ЕГИПЕТСКИЙ.

В память вечную будет праведник.
— Причастен.

ВВЕДЕНИЕ.

С IV по XIII век святилище святого Мины близ Александрии было одним из главных святых мест Христианства, и паломники со всего христианского мира съезжались туда, чтобы поклониться святым мощам святого. Керамические фляги, в которых паломникам раздавали чудодейственное масло из лампад над мощами святого, а также воду из святого колодца на этом месте, которые по молитвам святого обладали необычайной целебной силой, были найдены не только в Египте и областях, некогда составлявших Византию, но и в таких отдаленных местах как Ирландия и Франция. Действительно, о всеобщей популярности святого свидетельствует исключительное количество чудес, совершенных благодаря его заступничеству. В Византии под его небесным покровительством было возведено множество церквей, а на Западе ему посвящали храмы даже в Риме и Кельне.

Хотя среди инославных христиан Запада почитание святого, кажется, полностью угасло, оно по-прежнему живо среди православных, особенно среди греков: главная церковь Ираклиона на острове Крит, а также церковь на острове Хиос посвящены святому. Мощи святого Мины входят в число множества святых реликвий, хранящихся у монахов монастыря святой Екатерины на горе Синай, а среди многострадальных и гонимых греческих верующих Малой Азии (Турция), где святой Мина провел большую часть своей жизни и где свершилась его мученическая смерть, он пользуется особенно глубоким почитанием, как и среди греческого населения Александрии. Известный своими исцелениями от различных болезней и спасением одержимых бесами, а также своей силой защиты, особенно во время войны и на море, он также почитается как помощник в нахождении потерянного. Святой продолжает почитаться не только среди православных. Он остается важным святым среди монофизитских коптов Египта и Абиссинии, где существует множество древних церквей в его честь.

Византийский Император Аркадий (395–408) построил на месте гробницы святого великолепный большой храм. Облицованный редким мрамором разных цветов, он имел 56 колонн с богато украшенными резьбой капителями, поддерживающими крышу. В центре здания в крипте, куда можно было попасть, спустившись по мраморной лестнице, находилась святыня, содержащая святые мощи; над телом святого горело множество масляных лампад. Вокруг церкви постепенно возникла целая община, похожая на небольшой город, с гостевыми домами и бесчисленными лавками для размещения постоянных толп паломников, а также казармами для большого контингента солдат, размещенных здесь для защиты святыни и паломников от бедуинов и других людей.

После мусульманского завоевания Египта все меньше и меньше христианских паломников прибывало из Византии и с Запада, чтобы поклониться святым мощам святого Мины. В 836 году церковь была разобрана неверными, которые забрали дорогостоящий мрамор для собственных нужд, но святые мощи святого осталось нетронутым. Вскоре после этого церковь была восстановлена, хотя и в более скромных размерах, чем прежде, а в течение следующих двух столетий некоторые египетские мусульмане основали на этом месте, рядом с церковью, мечеть, как это было сделано на горе Синай; мусульманские паломники, также как и христианские, приходили помолиться у святыни Святого.

В XI веке церковь и город паломников все еще процветали, но где-то в XIII или XIV веках святилище и город святого Мины были заброшены и вскоре превратились в руины, став жертвой землетрясений, варваров или черной чумы – никто точно не знает. Вскоре даже руины, разрушенные постоянными и свирепыми ветрами этого региона, скрылись под песками. И так они оставались скрытыми более 500 лет, пока в 1905 году на этом месте не были проведены раскопки, и тогда руины были открыты для обозрения.


Икона VI века из монастыря святой Екатерины на горе Синай. [Святой Мина со Христом.]


Самые ранние из сохранившихся изображений святого – на глиняных флягах, в которых паломникам раздавали масло и воду. На них он всегда изображен с двумя верблюдами. Однако в более позднее время на иконах святого Мину обычно изображают в одежде воина, часто верхом на коне, в одной руке он держит крест, а в другой – меч или щит. Часто на щите или на наплечных доспехах изображается образ солнца. Такие иконы святого Мины часто встречаются в православных храмах, особенно в Греции, Малой Азии и Святой Земле. Сегодня в Вифлеемской церкви, прямо напротив лестницы, ведущей в пещеру Рождества Христова, паломника не может не впечатлить большая икона Святого, к которой прикреплены подношения в память об отдельных чудесах.

Праздник преподобного Мины, великомученика и чудотворца Египетского, отмечается Церковью 11 (24) ноября, в день его мученической кончины, которая произошла в 296 году.


ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО МИНЫ В БОСТОНЕ.
Икона XVIII века из Прокопиона в Малой Азии. В нижней части изображены сцены из мученической жизни святого. Вверху с одной стороны Спаситель преподает свое благословение, а с другой – ангел подносит неувядаемый мученический венец.


ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МИНЫ.

Согласно греческому житию святого Симеона Переводчика, а также египетским источникам.

СВЯТОЙ МИНА ЖИЛ В III ВЕКЕ и был уроженцем Египта, хотя большая часть его жизни прошла во фригийской области Котуан (нынешняя турецкая Кютахья), где он с раннего детства служил в императорской армии, дослужившись до офицерского чина. Благочестивый православный христианин и образцовый солдат, он был известен многим, и его имя прославляли. Его отличали не только красивая внешность и сила, но и приятный нрав, самодисциплина, терпение и забота о страждущих. Он храбро сражался во многих битвах против различных варваров-мародеров, и его послужной список состоял из многих и выдающихся военных заслуг.

Но однажды император Максимиан издал указ, повелевающий всем поклоняться ложным богам, и приказал солдатам, служившим в императорских легионах, ловить и преследовать православных христиан. Не успел он обнародовать это безбожное повеление, как праведный Мина сбросил с себя солдатский пояс (в то время знак воинского звания), поднялся на гору, возвышавшуюся над Котуаном, и поселился там в пустыне, где жил жизнью аскета, жил и трудился как крестьянин. Прожив таким образом долгое время в пустыне, терпя великие лишения и много потрудившись в молитвах, постах и ночных бдениях, блаженный Мина с помощью Божией очистил себя от всякой страсти душевной и телесной. И когда сердце его укрепилось благочестивой ревностью, а душа воспламенилась Божественной Любовью, на него снизошла Благодать Божия, и он увидел видение, которое, как он понял, указывало на то, что ему пора вступить на арену мученичества. Поэтому он спустился с горы и пошел в город, в среду неверующих, собравшихся на языческий праздник.

Стоя посреди них, вдохновляемый Святым Духом, святой Мина, которому к тому времени было уже около пятидесяти лет и который имел лик, достойный благоговения, громким голосом сказал: "Один только есть Истинный Бог, Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Что же касается ваших богов, то они всего лишь демоны и бессмысленная древесина". Все, кто услышал его голос, оставили пляски и игры идолопоклоннического пира и собрались вокруг него, чтобы посмотреть, кто это, удивляясь тому, как он осмелился предстать перед такой толпой.

Схваченный идолопоклонниками, святой был ими избит, а затем притащен к префекту города Пирру, который сидел на высоком троне и наблюдал за зрелищем. Увидев святого Мину, он спросил его, кто он такой, и поинтересовался, почему тот устраивает беспорядки. "Я египтянин, слуга Иисуса Христа, Владыки всего сущего, солдат по профессии и почти всю свою жизнь служил в императорской армии", – ответил святой. – "Но поскольку император решил идти по пути идолопоклонства и преследовать православных христиан, я предпочел жить со львами в пустыне, нежели исполнять нечестивые повеления тех, кто не знает Бога. Теперь я пришел исповедать перед всеми, что Христос есть Истинный Бог, ибо Он Сам сказал: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10:32). Услышав это, префект сильно разгневался и приказал заключить святого в темницу.

Когда наступило утро, префект убеждал святого Мину вернуться на императорскую военную службу, говоря, что тогда император и боги простят его и даже восстановят его прежний чин и воздадут ему много новых почестей. Но святой Мина отказался, сказав: "Я солдат на службе у Божественного Императора Христа, который есть Великий Царь всего сущего, видимого и невидимого, на земле и в Небесах". Префект приказал растянуть его на земле, привязать к четырем столбам, а затем жестоко избить ремнями из сыромятной кожи. В это время Святой проявлял такую выдержку, что казалось, будто мучают другого; на самом же деле он, казалось, лишь радовался. И все дивились... Затем его связали, растянули на столбе и стали скрести его тело железными когтями, пока не показались внутренности. Когда эта страшная пытка была совершена, префект стал насмехаться над святым, но святой Мина сказал: "О безрассудный, неужели ты думаешь, что такими детскими играми отвратишь меня от Веры?" Пирр, однако, призвал: "Оставь это упрямство, о Мина, и покорись богам и великому императору Максимиану". Но святой отвечал: "Ты призываешь меня покориться ложным иллюзорным богам и тленному земному царю. Но я никогда не отрекусь от Небесного Царя и Единого Истинного Бога, Который дает дыхание и жизнь всему творению, и Который дал земным царям власть и имеет ее над ними".

Все более и более разгневанный, Пирр придумывал все более жестокие методы пыток. Но святой Мина при этом ликовал, говоря: "Сегодня я снял с себя плотскую одежду греха и облекся в сияющую одежду Царства Божьего. Помощником мне служит Христос, Который сказал, что мы не должны бояться тех, кто убивает тело, но не может убить душу" (Св. Матфея 10:28). Услышав сии слова, префект сказал: "Скажи мне, о Мина, откуда к тебе, привыкшему к войнам и резне, пришло такое знание, что ты можешь так отвечать?" И святой, будучи умудрен Богом, отвечал: "Мой Бог, Истинная Премудрость Отца, сделал меня мудрым, о префект, чтобы я мог опровергнуть безбожие. Он сказал: «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк.21:12-15).

Тогда префект сильно разгневался и приказал вбить в землю четырехконечные железные шипы и долгое время тащить святого голым по ним. Однако, претерпевая все это и многое другое, святой Мина не переставал радоваться, и Пирр приказал обезглавить его. Когда об этом было объявлено, многие воины, бывшие друзьями Святого, подошли и стали уговаривать его, говоря: "Не презирай нас, о Мина. Вспомни своих друзей и свою честь. Не выбирай смерть и не презирай эту сладчайшую жизнь. Передумай. Еще не поздно". Но святой мученик сказал: "Бегите от меня, враги Христовы. Лучше посоветуйтесь сами с собой, чтобы отвратить себя от бесовских заблуждений". И когда они увидели, что не могут переубедить его, воины взяли его и вывели за город, чтобы обезглавить, а святой по дороге умолял друзей, тайных христиан, отнести его тело в Египет, в страну, где он родился.

Достигнув места казни, святой Мина воздел руки к Небу, сказав: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Учитель и Бог мой, что Ты счел меня достойным стать причастником Твоих страданий и сохранил меня чистым в исповедании Имени Твоего. Прими душу мою в Царствие Твое".

Взяв святое и преподобное тело Святого, идолопоклонники бросили его в огонь. Но оно осталось почти не тронутым пламенем, и тайные христиане взяли его, завернули в обмотки и миро и хранили в тайном месте, пока не прекратились гонения. Что же касается блаженной души святого Мина, то она была отведена ангелами в место света и мира, в Присутствие Бога Живого.

Спустя некоторое время святые мощи святого Мины были доставлены в Египет, как того желал Святой, батальоном воинов под командованием некоего Афанасия, и во время плавания в Александрию из Малой Азии из моря вышли странные морские звери с головами, как у верблюдов, и шеями, как у змей, обступили корабль и, вытянув шеи в корабль, пытались схватить с палубы перепуганных солдат и моряков, а один из зверей даже хотел схватить гроб-мощевик, в котором находилось святое тело святого Мины. Но святой огнь, изошедший от мощей Святого, ударил в морды морским зверям, и они скрылись в глубине, а солдаты дивились и прославляли Бога за великую святость святого Мины, спасшего их от столь великой опасности.;

___
1. Такие морские звери, по-видимому, сохранились и в наши дни. В воспоминаниях Симеона Яновского, духовного сына отца Германа Аляскинского, есть упоминание о появлении в окрестностях Уналашки такого же огромного змееподобного морского зверя, голова которого напоминала лошадиную, а шея, по приблизительным оценкам, была более трех с половиной футов [больше метра] в диаметре. Яновский – очень надежный источник.


Взяв с собой в бой святые мощи Святого, воины по его молитвам одержали победу над вражескими войсками на берегу озера Мареотис близ Александрии. Если вначале воины намеревались оставить тело святого в Египте, как он просил, то, когда пришло время возвращаться во Фригию, они, видимо, не захотели этого делать. Поэтому они решили взять тело святого с собой и перевезти его на свой корабль в Александрии, примерно в 16 милях от города. Но когда они положили святые мощи Святого на спину верблюда, животное, словно пораженное непосильным грузом, не смогло подняться с земли. Привели второго верблюда и привязали святые мощи на его спину, но и он опустился на колени и не поднимался с места. И узнали воины, что такова воля Божия и Его великого святого мученика Мины, чтобы тело святого осталось в Египте. Поэтому они похоронили Святого там и построили на этом месте скромную раку, а благочестивый Афанасий сделал "икону святого, одетого, как он знал его, в одежду воина, со зверями, похожими на верблюдов, показанными у ног, и они поклонялись ему". И он возложил икону на святые мощи Святого, чтобы получить его молитвы, и взял ее с собой, чтобы она была средством избавления, прибежищем и защитой на море и на войне.

ЧУДЕСА И ЯВЛЕНИЯ СВЯТОГО МИНЫ.

Святой получил от Господа благодать творить необыкновенные чудеса и помогать нуждающимся. Из множества его чудес здесь описаны лишь некоторые.

СВЯТОЙ ВОЗВРАЩАЕТ УБИТОГО ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНИ.

Один благочестивый человек из Константинополя направлялся на праздник святого Мины и остановился отдохнуть на постоялом дворе. Трактирщик, зная, что у незнакомца есть деньги, встал в полночь и убил его. После этого он расчленил тело и положил куски в корзину, которую спрятал внутри здания. Пока убийца мучился, как, когда и где избавиться от расчлененного тела, чтобы никто не узнал о его страшном преступлении, явился святой Мина верхом на коне, одетый как солдат, и стал расспрашивать его о том, что случилось с пришедшим отдохнуть незнакомцем. Убийца уверял его, что ничего не знает о таком незнакомце. Святой же сошел с коня, вошел во внутреннюю часть дома, подошел к спрятанной корзине и, открыв ее, страшным и грозным взглядом посмотрел на убийцу, спрашивая: "Кто это?" Убийца, словно оцепенев, потерял дар речи и бросился к ногам Святого.

Святой Мина бережно собрал расчлененное тело и после горячей молитвы воскресил мертвеца, который восстал, как из глубокого сна, прославляя Бога, благодаря и поклоняясь святому, чьими молитвами он вернулся к жизни. Затем, сурово наказав трепещущего и раскаявшегося убийцу, Святой сел на коня и исчез.

ЧУДО СЕРЕБРЯНОГО БЛЮДА И ПРОПАВШЕГО РАБА.

Некий богатый христианин пообещал подарить серебряное блюдо в церковь Святого и приказал серебрянику сделать ему два серебряных блюда, на одном из которых было бы начертано имя Святого, а на другом – его собственное имя. После того как оба блюда были сделаны, богач, видя, что блюдо Святого красивее из двух, оставил его себе, не обращая внимания на то, что на нем выгравировано имя Святого. Однажды, когда богач путешествовал на корабле, его раб принес ему еду на блюде Святого, и этот бессмысленный и нечестивый христианин ел из блюда без всякого благоговения. Когда стол был убран, раб взял серебряное блюдо, чтобы вымыть его в море, но оно выскользнуло у него из рук и упало в воду. Пытаясь схватить его, испуганный раб тоже упал в море и скрылся под его поверхностью. И когда его господин увидел, что произошло, он воскликнул: "Горе мне, несчастному! За то, что я возжелал блюдо Святого, вместе с ним я потерял и своего раба". И он дал обет Богу, что если найдет хоть остаток своего раба, то отдаст святому Мине стоимость обоих серебряных блюд.

Сойдя с корабля, он стал наблюдать за берегом, ожидая и надеясь найти мертвое тело своего раба. Вдруг, к своему великому изумлению, он увидел, что его раб выходит из моря живым, держа в руках серебряное блюдо Святого, и тогда он громким голосом воскликнул, возвещая о чуде Святого. И собралось множество людей, которые очень дивились и спрашивали раба, каким образом он был избавлен от моря. Раб отвечал: "Сразу же, как только я упал в море, появились три человека с сияющими лицами. Один из них, старший, был воином, второй – красивым юношей, а третий – диаконом. Они вытащили меня из морских глубин и ходили со мной вчера и сегодня, пока мы не пришли к этому месту". Этими тремя людьми, спасшими раба из моря, были святые Мина, Виктор и Викентий Диакон, которые приняли мученическую смерть в один и тот же день, одиннадцатого ноября: святой Виктор в 160 году, святой Викентий в 235 году, а святой Мина в 296 году.

ИСЦЕЛЕНИЕ ХРОМОГО МУЖЧИНЫ И НЕМОЙ ЖЕНЩИНЫ.

Однажды некий хромой мужчина и немая женщина находились в церкви святого Мины вместе со многими другими больными, чтобы получить от него исцеление. В полночь, когда все спали, Святой явился хромому и сказал: "Теперь, когда все стихло, пойди и возьми плащ немой женщины, и ты будешь исцелен". И когда хромой сделал так, как сказал ему Святой, немая женщина сильно встревожилась и стала кричать и обвинять хромого. Таким шутливым образом ее язык был развязан. Хромой же, почувствовав стыд от ее слов, тут же поднялся на ноги и быстро побежал прочь. Когда они поняли, какое радостное чудо сотворил для них обоих святой Мина, то прославили Бога.

ОБРАЩЕНИЕ ЕВРЕЯ.

У одного еврея был друг-христианин, которому он часто доверял значительные суммы денег, когда собирался отправиться в дальний путь. Однажды он оставил ему кошелек с 500 монетами (номисматами). Христианин, искушаемый лукавым, решил лишить еврея его сокровищ. Поэтому, когда еврей вернулся и попросил свои деньги, христианин не отдал ему их, а сказал: "Ты ничего не оставил мне на этот раз. Чего же ты просишь у меня?" Услышав это так неожиданно, иудей был вне себя, а когда оправился от потрясения, сказал христианину: "Мы должны дать клятву, чтобы развеять эти сомнения. Поскольку я был уверен, что ты верный и честный человек, при передаче тебе денег у меня не было свидетеля". Тогда иудей попросил раскрыть лжеца, и они оба отправились в церковь святого Мины. Там, не задумываясь, нечестный христианин дал ложную клятву, отрицая, что деньги иудея были у него. Но когда они вышли из церкви и поскакали, конь христианина стал диким и непокорным и сбросил его на землю. Хотя он потерял свой платок и ключ от кошеля, но не сильно пострадал и, снова сев на коня, продолжил путь вместе с евреем. Приехав на подходящее место, они сели, чтобы съесть немного хлеба.

Когда приступили к еде, вот, христианин увидел, что идет его слуга и держит в одной руке кошель еврея, а в другой – потерянный ключ и платок. Увидев это, он сказал: "Что это?" Слуга ответил: "Некий страшный человек на коне прискакал к моей госпоже, отдал ей ключ и платок и сказал: "Отправь их вместе с кошелем еврея с большой поспешностью". После этого я пришел к тебе, как было приказано". И христианин, и иудей поняли, что страшный всадник – это святой Мина, великомученик и чудотворец. Тогда иудей, полный радости, вернулся с раскаявшимся христианином в церковь святого Мины, где попросил принять святое крещение и стать православным христианином. Что касается христианина, то он со слезами на глазах раскаялся в своем воровстве, нечестности и ложной клятве, которыми он прогневил Бога. Таким образом, оба получили то, чего искали: иудей – святое крещение, а христианин – прощение. И вместе они вернулись в свои дома, радуясь великому милосердию и мудрости Божьей.

СВЯТОЙ СПАСАЕТ НАРОД ИРАКЛИОНА.

В 1826 году, во время террора, турки из Ираклиона на Крите разработали план убийства православных христиан в праздник Пасхи, 18 апреля, когда все они, не готовые защищаться, соберутся в церкви святого Мины. Когда началась Божественная литургия и читалось Евангелие, бесноватая свора окружила церковь и готова была броситься вперед и начать мерзкое дело расправы. Но вдруг пред ними появился седовласый старец, объезжавший церковь верхом на коне и преследовавший их с обнаженным мечом. Тут же перепуганных варваров охватил непонятный страх, и они обратились в бегство. Так их дьявольский план был сорван благодаря защите великомученика Мины. В своем смятении турки, планировавшие нападение, сначала приняли святого за начальника городской знати и предположили, что он получил приказ от турецкого правителя, ради соблюдения закона и порядка, предотвратить резню. Однако оказалось, что губернатор ничего не знал о случившемся, а глава городской знати не покидал своего дома в ту ночь. Поэтому они поняли, что это было чудесное вмешательство святого Мины, покровителя города. О чуде стало известно от самих турок, и с тех пор они с большим благоговением и почтением относились к Святому, а некоторые из них ежегодно приносили различные дары в его церковь.

Из-за этого великого чуда святого Мины собор епископов Крита позже постановил, чтобы во вторник Светлой седмицы в церкви, где произошло чудо, ежегодно отмечался праздник во славу Святого и в память о нем. Во время этого праздника (который считается вторым ежегодным праздником покровителя Ираклиона, святого Мины) сразу после вечерни выносится хранящиеся там святые реликвии Святого.

ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО В НАШЕ ВРЕМЯ:
ЕГИПЕТ, 1942.

Слушайте еще одно потрясающее чудо святого великомученика Мины, слушайте, чтобы получить великую радость. Все мы знаем, в каком ужасном положении находилась Греция во время Второй Мировой войны, с 1939 по 1945 год. В это время Греция подверглась нападению несравненно более сильных врагов. Она храбро сражалась, и, пока она воевала с итальянцами, она одерживала победы. Однако когда на нее напали немцы, православная Греция уступила и была оккупирована. Тогда остатки греческих вооруженных сил бежали из плена и переправились в Египет, в страну святого Мины, где составили корпус воссозданной греческой армии и оттуда продолжили борьбу за освобождение своей родины от инославных немецких захватчиков.

Когда гитлеровские войска с прославленным Роммелем во главе, завоевав практически всю Северную Африку, направились к Александрии и достигли Эль-Аламейна, они разбили там лагерь на ночь и приготовились к утреннему штурму города. Все жители Александрии и ее окрестностей были охвачены страхом и ожидали ужасов бомбардировки, падения города и неизбежных ужасов чужеземной оккупации. А для греков победа Роммеля в Египте означала бы, что Греция потеряет последние остатки своей свободной армии.

Но поскольку святой Мина сострадал страждущим верующим православной Греции и народу своей родины, Египта, чтившему его память – грекам и египтянам, православным, коптам и другим, – он не допустил триумфа немцев. Действительно, кто не помнит знаменитую битву при Эль-Аламейне в 1942 году? Название Эль-Аламейн – это арабское искажение имени святого Мины, поскольку там были найдены руины великой церкви святого Мины, в которой и сегодня сохранилось множество изображений различных чудес святого, в том числе одно, на котором святой Мина ведет верблюдов каравана, который он спас от смертельной опасности. Так, в полночь, в пустыне Эль-Аламейна, когда битва вот-вот должна была начаться, некоторые верующие ясно видели, как святой Мина вышел из своей древней церкви, ведя верблюдов, точно так же, как изображено на вышеупомянутой фреске, и направился вместе с ними в лагерь немцев!

Невозможно описать панику, которая с этого момента охватила ранее непобедимые немецкие войска. Охваченные неожиданной слабостью и растерянностью, войска Роммеля были обращены в бегство, преследованы, разбиты и взяты в плен союзными войсками, с которыми сражались легионы свободных греков. Кто же сотворил такое великое чудо? Кто, как не святой великомученик Мина, наш защитник!

Из благоговения перед этим чудом даже инославные союзники предложили это место Александрийскому православному патриархату, чтобы церковь Святого была восстановлена и чтобы там был основан монастырь его имени в знак вечной благодарности Святому, и чтобы из-за великого чуда, которое было совершено, Бог, прославляемый во Своих святых, мог быть непрестанно воспет в нем вместе со святым великомучеником Миной, святыми ходатайствами которого и мы да избавимся от всякого недуга и сподобимся Царствия Небесного. Аминь.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО МИНЫ В БОСТОНЕ.

Многие ли знают, что прямо здесь, в Америке, находится чудотворная икона святого Мины? Эта святая икона принадлежала семье бабушки-паломницы Макрины из Прокопиона (Каппадокия), Малая Азия. Икона была очень почитаема, и Святой оказал семье много благодеяний. Однажды они пообещали сделать для иконы серебряный покров (ризу), но прошло несколько лет, и обещание не было выполнено. В то время один из членов семьи был маленьким мальчиком. Однажды, когда его родители вернулись с поля, он попытался рассказать им своими детскими словами, что к нему приехал всадник на коне и много ему говорил. Родители сразу же встревожились и подумали, что янычары бродят по деревне, чтобы похищать христианских детей и воспитывать их в своем лагере как фанатичных мусульман, что было обычной практикой в Османской империи. Поэтому родители предупредили ребенка, чтобы он никогда не разговаривал ни с кем на лошади, а прятался, как только увидит приближающегося всадника. Но ребенок продолжал видеть этого всадника, который говорил ему: "Скажи родителям, чтобы они исполнили свое обещание". Только когда однажды ребенок рассказал родителям, что всадник пронесся по небу галопом, а конь стоял на крыше, перебирая копытами и издавая ржание, они поняли, что это не янычар или какой-нибудь земной человек, а святой Мина, великомученик Египетский. Тогда они вспомнили о данном ими обещании. Тогда они отдали много серебряных украшений серебряному мастеру, и он сделал из них настоящую ризу для иконы.


Однажды потомки этой семьи привезли икону в Константинополь. Они спрятали ее в корзину, накрыв салфеткой, и переправлялись через Золотой Рог на пароме. Из-за толпы людей она каким-то образом выпала за борт лодки. Но, ко всеобщему изумлению, корзина не утонула, а поплыла! Даже мусульмане отметили, что человек, которому принадлежала корзина, должно быть, был праведным, раз она не утонула, или же в ней было что-то святое. Сколько было радости по поводу обретения корзины! Позже икона была возвращена Прокопию на хранение.


Много раз икона издавала стук – явление, часто ассоциирующееся с иконами у благочестивых греков. Обычно это происходило, когда гасла лампада, или когда семья должна была получить новости или письмо. (В монастыре, где сейчас хранится икона, до сих пор слышен стук по разным поводам.) При разрушении Малой Азии в 1924 году бабушка-паломница Макрина взяла икону как единственное свое достояние и покинула свою деревню. Большинство людей, становясь беженцами, брали с собой одежду и другие вещи, но многие благочестивые люди брали с собой любимые иконы как единственное достояние. Через много лет бабушка-паломница поселилась в Детройте, штат Мичиган, где жила ее дочь, а икона хранилась в иконном углу дома. Даже в Детройте икона продолжала много раз издавать стук, и это слышали многие, в том числе и ребенок, который часто бывал у бабушки-паломницы.


Каждый год они с мальчиком чистили и полировали покров (ризу) иконы, пока он не засиял. Через много лет этот мальчик стал монахом, и однажды в далеком краю его охватила нерешительность в отношении некоего духовного вопроса, и он стал молиться о нем. Особенно он молился Пресвятой Богородице, чтобы Она просветила его, как ему поступить. На следующий день наступило Благовещение Пресвятой Богородицы. После бдения, ближе к рассвету, монах сел на пол и прислонился спиной к стене, чтобы немного отдохнуть. Едва закрыв глаза, он погрузился в легкий сон, все еще оставаясь в сидячем положении. Затем он оказался в месте, наполненном ярким светом. И там он увидел Пресвятую Богородицу, держащую на руках Спасителя нашего, как ребенка, и оба они были очень радостны. Рядом с ними стоял великомученик Мина в сверкающих серебряных доспехах, также улыбаясь и сияя радостью. Они смотрели на монаха с величайшей добротой и состраданием. После этого он сразу же проснулся. После этого монах стал размышлять, как случилось, что великомученик Мина, которого он много лет не вспоминал в своих молитвах, явился ему. Только тогда он вспомнил, как в детстве и юности каждый год полировал его серебряный покров. И вот явился Святой, улыбнулся ему, как бы благодаря, доставив радость и утешение сердцу монаха. От этого явления он пришел к решению относительно того вопроса, в котором еще не определился.


И только следующим летом бабушка-паломница, во время посещения монахом ее дома, сказала ему: "Возьми, пожалуйста, икону святого Мины, потому что я уже очень стара и скоро умру, и таким образом ты будешь поминать меня". Монах сказал ей: "Подожди, подожди, бабушка, когда ты умрешь, тогда я возьму икону". "Нет, нет, – сказала она, – ведь ты больше не увидишь свою бабушку, а после моей смерти кто знает, что станет с иконой?" (И правда, через некоторое время после этого она почила, и монах больше не видел ее в этом мире живой). Тогда он взял икону с собой. Сейчас она хранится в трапезе Свято-Преображенского монастыря в Бостоне, штат Массачусетс.


Рецензии