Ночь генералов
Ханс Хельмут (Ганс Гельмут) Кирст - немецкий писатель. Многие романы написаны в жанре документального детектива, посвящённые главным образом событиям второй мировой войны. Почти все они написаны с позиции неприятия фашизма как идеологии, политической системы образа мышления и действий.
Сюжет фильма.
В оккупированной нацистами Варшаве в 1942 году происходит жестокое убийство проститутки, бывшей тайным немецким агентом. Расследование преступления доверяют майору абвера Грау (Омар Шариф). Его расследование выходит на трёх немецких генералов: генерала фон Зейдлиц-Габлера (Чарльз Грей), его начальника штаба генерала Каленберга (Дональд Плезенс) и генерала Танца (Питер О'Тул), но расследование Грау обрывается — по инициативе начальства его переводят в Париж.
Много лет спустя после войны, в 1965 году, внимание Интерпола привлекает убийство проститутки в Гамбурге. Инспектор Моран (Филипп Нуаре), который в долгу перед Грау за сокрытие его связи с Сопротивлением во время войны, приходит к выводу, что почти наверняка там есть связи с убийством 20-летней давности. Моран начинает расследовать сразу оба дела. Действие фильма перемещается в 1940-е.
Дело в Варшаве остаётся закрытым, пока все три офицера не встретились в Париже в июле 1944 года. Париж в то время представлял собой очаг интриг, руководящий состав офицеров вермахта объединятся в заговоре с целью убийства Гитлера. Каленберг глубоко вовлечён в заговор, в то время как фон Зейдлиц-Габлер осведомлён о подготовке покушения, но находится в стороне от процесса, ожидая результата. Танц не знает о заговоре и остаётся полностью лояльным фюреру.
В предоставленные ему заговорщиками (чтобы он не смог помешать осуществлению планга "Валькирия") выходные Танц посещает ночью рестораны Парижа.
В ночь на 19 июля 1944 года Танц вызывает своего водителя Курта Гартмана (Том Кортни) для покупки проститутки на ночь. Танц жестоко убивает её таким образом, чтобы вовлечь Гартмана, но предлагает водителю сговор, который тот принимает. Теперь уже подполковник Грау сводит воедино варшавское и парижское убийства. Расследование выводит Грау на Танца. Однако это случается слишком поздно, потому что уже на следующий день происходит покушение на Гитлера. Поэтому, когда Грау обвиняет Танца лицом к лицу, генерал убивает Грау и представляет того участником антигитлеровского заговора, дабы замести следы.
Годы спустя Моран пытается связать концы с концами: он не находит улик против Каленберга или Зейдлиц-Габлера, но находит одного человека, знавшего, кто является настоящим убийцей. Моран выступает с обвинением генерала на званом вечере для бывших членов танковой дивизии Танца "Нибелунги". Когда Моран приводит Гартмана в качестве свидетеля, побледневший Танц уходит в соседнюю комнату и стреляется.
Питер О’Тул генерал Танц
Омар Шариф Грау
Филипп Нуаре инспектор Моран
Цитата из фильма. Генерал-фельдмаршал Роммель (накануне 20 июля): предательство безумца это не предательство; если мы не уберём его, то станем предателями Фатерланда, а если уберём, то история назовёт нас патриотами и героями; если он выживет, то не остановится, ему нужны трупы всех немецких мужчин и женщин, детей для погребального костра, на котором он будет гореть под музыку Вагнера, но я лишу его этой славы.
Из предисловия Дм. Волкогонова к книге "Покушение" Кирста.
Политические пигмеи, вознесённые на вершины власти не капризом истории, а волей монополистического капитала Германии, правили свой кровавый пир. Таковы сумерки буржуазной цивилизации, когда на капитанском мостике того или иного капиталистического государства может, как это имеет место и сегодня, оказаться «команда» политических лидеров, чья деятельность угрожает самому существованию человечества. В созданных Кирстом политических портретах «кровавых вождей» рейха ярко проявились его антифашистские позиции.
Многочисленна галерея участников заговора. Это и генерал-полковник Людвиг Бек — давний, но не явный противник Гитлера, и Карл Гёрделер — бывший обер-бургомистр Лейпцига, планировавшийся заговорщиками на пост рейхсканцлера, и начальник управления резервных войск генерал Фридрих Ольбрихт, и генерал-фельдмаршал Вицлебен, и генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель, и начальник штаба армии резерва полковник Штауффенберг — непосредственный исполнитель акции, и многие другие. Среди этих реально существовавших лиц одно из центральных мест занимает в романе лицо вымышленное — капитан фон Бракведе. Как признает сам автор, создавая образ Фрица Бракведе, он имел в виду графа Шуленбурга, сыгравшего ведущую роль в организации покушения на Гитлера. Писатель неизменно называет участников заговора «патриотами», «самоотверженными деятелями немецкого Сопротивления».
Большинство заговорщиков во главе с Гёрделером представляли реакционно-консервативное крыло и выражали не интересы немецкого народа, а интересы крупных монополий, юнкерства, генералитета, полностью ответственного за преступления гитлеризма. Устранение Гитлера было, по их мнению, лишь способом сохранения «сильной антибольшевистской Германии». В специальном плане-меморандуме, подготовленном Гёрделером и Беком и захваченном гестапо при аресте путчистов, подчёркивалось, что устранение Гитлера «продемонстрирует США и Англии добрую волю нового правительства Германии, позволит ему заключить почётный мир с западными державами с одновременным перебрасыванием немецких вооружённых сил на советско-германский фронт». Это красноречиво свидетельствует о социальной реакционности целей руководителей заговора, которая проявилась и в плане «Валькирия».
Но в системе антигитлеровского заговора существовало и буржуазно-либеральное крыло, которое олицетворял полковник Клаус Штауффенберг. Именно он и его друзья считали, что устранение Гитлера автоматически позволит заключить мир со всеми государствами антигитлеровской коалиции и установить на немецкой земле буржуазно-демократический строй. Штауффенберг и его единомышленники понимали, что односторонняя, сепаратная ориентация только на Запад не спасёт Германию. На последнем перед покушением тайном совещании, состоявшемся 16 июля на квартире брата полковника, Бертольда Штауффенберга, собравшиеся констатировали совершенно безнадёжное положение на всех фронтах. Выход из него они видели в одновременных переговорах «не только с противниками на Западе, но и с Советами на Востоке». Группа Штауффенберга смогла подняться до понимания того, что даже раскол союзников по антигитлеровской коалиции, которого тщетно добивались фашистские главари, не спасёт Германию. Именно это прежде всего отличает её от реакционно-консервативного крыла заговорщиков. Однако эта часть заговорщиков (хотя Штауффенберг был главным исполнителем акции) имела незначительное влияние в «бунте военных». К сожалению, в романе остались «за кадром» участники подлинного немецкого движения Сопротивления — антифашистские группы «Белая роза», «Красная капелла», в которые входили рабочие и учителя, священники и бывшие депутаты парламента.
Заговорщики всю свою работу свели фактически к тщательной подготовке покушения и составлению необходимых «программных документов». Покушение на Гитлера было продумано до мелочей и, несмотря на тотальную слежку и надзор гестапо, его удалось осуществить. Далее заговорщики полагали, что сам факт физического устранения Гитлера, захват, если можно так выразиться, коридоров власти создадут необходимые предпосылки для дальнейшей реализации их плана. Таким образом, путчисты попытались «упростить» диалектику событий. Но этого история никому не прощает. Конкретные меры организационного порядка на период после покушения продуманы не были, и «дворцовый переворот» оказался на поверку опасным блефом, авантюрой, расплачиваться за которую заговорщикам пришлось ценой собственной жизни.
Центральное место в романе занимает описание собственно событий 20 июля 1944 года, когда состоялось неудачное покушение на Гитлера. На основе исторических данных Кирст обстоятельно показывает обстановку в «Волчьем логове» — ставке Гитлера в Восточной Пруссии. Художественная сторона этой части романа свидетельствует о незаурядном таланте писателя. Взрыв в бункере, введение в действие плана «Валькирия», разочарование заговорщиков после получения известия о неудаче, метания и колебания руководителей заговора, его окончательный провал изображены писателем динамично и психологически достоверно. Мастерски вплетенная в повествование любовная линия брата фон Бракведе, лейтенанта Константина, и графини Ольденбург-Квентин, помимо воли вовлеченных в вихрь событий, подчеркивает драматизм происходящего. Автору удалось показать и организационную слабость путчистов, и их нерешительность, и узость их целей, ведь нельзя забывать, что в большинстве своем они оставались в плену нацистской идеологии и лишь искали выхода из положения, в котором оказалась Германия в результате преступной войны.
Заговор против Гитлера оказался фактически попыткой верхушечного переворота. Истинно антифашистские, демократические силы к этому выступлению практически не были привлечены. А при наличии такой тоталитарной, милитаристской системы, какая господствовала в фашистской Германии, выступление, подобное путчу 20 июля, изолированное от народа, успеха принести не могло.
В заключительной части романа, где излагаются события после 20 июля, немало страниц отведено описанию карательных действий гестаповской машины подавления. Автор довольно подробно живописует обстановку террора и репрессий, которые были обрушены на противников режима. Известно, что через несколько дней после покушения Гитлер подписал указ о «терроре и саботаже», согласно которому все, кто в какой-либо форме выступал против фашистского режима, подлежали беспощадному уничтожению. Для осуществления указа Гитлер создал «особую комиссию» и так называемый «народный трибунал». Все, кто хотя бы косвенно был причастен к путчу, подлежали казни. Многие генералы и офицеры предпочли изощренным пыткам в застенках гестапо самоубийство.
Удары гестапо обрушились не только на заговорщиков, но и на силы подлинного движения Сопротивления в стране. Уже в течение первых двух месяцев после 20 июля было расстреляно более 50 тысяч антифашистов. В августе в Бухенвальде был убит вождь германского рабочего класса Эрнст Тельман. Гиммлер, возглавивший после разгрома заговора резервную армию, до предела ужесточил карательные меры.
МОИ КИНОМИРЫ
Репортажи Барона Олшеври (Николае Карпати) с международного кинофестиваля "Послание к Человеку"
http://proza.ru/2016/09/24/103, http://proza.ru/2016/09/26/2191, http://proza.ru/2015/09/30/238
Съёмка в сериале Нурбека Эгена "Фандорин. Азазель" http://proza.ru/2023/02/18/120
Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
http://vk.com/wall553665584_4464, https://proza.ru/2023/09/16/22
КНИГИ О КИНО
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КЛУНИ!
http://proza.ru/2022/06/07/1715
СЪЕШЬТЕ БОТИНОК И СНИМАЙТЕ КИНО
http://proza.ru/2024/06/10/1314
СОЛНЦЕПОЛИС. С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
http://proza.ru/2023/12/08/136
ОДИССЕЯ. НОЧНАЯ СТРАНА
http://proza.ru/2024/06/10/1314
Фильм о мемориале ЧВК Вагнера, все эпизоды НАРОДНЫЙ МЕМОРИАЛ. МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫХ ЗНАЕТ ВЕСЬ МИР https://nikkarpati.livejournal.com/117450.html
Полностью фильм о полумарафоне 22 сентября 2024 года в Петербурге опубликован на https://nikkarpati.livejournal.com/126227.html
Дополнительные бонусные материалы в тг канале Партия Трезвая Россия
https://t.me/soberros
За перенос скульптуры чижика-пыжика
http://proza.ru/2022/09/09/1584
Петербург без чижика-пыжика
http://proza.ru/2023/09/16/22
Чижик-пыжик на ВДНХ
http://proza.ru/2023/12/20/98
Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
https://vk.com/wall553665584_4464
Просьба к коллегам по кинематографическому цеху России и стран Европы: при использовании материалов указывать авторство независимой кинокомпании "Вещий Олег"
Свидетельство о публикации №224112901627