Чем Болонская система образования отличается от пр

 
Почему Россия отказалась от участия в Болонской системе
В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?

Что такое Болонская система
Болонской системой называют определённого рода декларацию, единую для всех университетов стран-участниц. По факту, «войти» или «выйти» из Болонского процесса невозможно, ведь это не организация. Наблюдательная комиссия (BFUG) уполномочена лишь приостановить участие определённой страны в рабочей группе.
Документ о создании общей системы образования и названный Сорбонской декларацией, подписали в Париже в 1998 году представители Великобритании, Германии, Франции, Италии. С помощью данной декларации высшее образование должно было стать мобильным, двухступенчатым (бакалавриат и магистратура), а выпускники ; востребованными специалистами. Студентам и преподавателям давалась возможность минимум семестр обучаться в других государствах.
19 июня 1999 года, в городе Болонья (Италия) 29 министров образования из разных стран мира обсудили и подписали декларацию о совместной организации «Зоны европейского высшего образования». За 23 года к Болонскому процессу добровольно присоединились 47 стран, большинство из них ; в 1999 году (Норвегия, Франция, Швеция, Чехия и пр.). Россия присоединилась к системе в 2003 году, Украина ; в 2005 году, Казахстан ; в 2010 году, Беларусь ; в 2015 году.

Суть и перспективы Болонской системы
Главными особенностями Болонского варианта образования является то, что студентам выдаётся диплом общего образца, позволяющий перейти в какой-либо другой университет, участвующий в Болонском процессе. Для системы характерно оценивание знаний с помощью учебных кредитов. European Credit Transfer System показывает, сколько учебных часов прослушал студент (1 кредит = 36 академических часов).
В кредитной системе учитывается любое обучение за всю жизнь. Чтобы получить диплом магистра нужно набрать 300 кредитов, для диплома бакалавра достаточно 180 кредитов. При переходе из ВУЗа в ВУЗ кредиты переносятся, а в магистратуре, если изменившиеся условия рынка труда этого требуют, можно поменять специальность бакалавриата. Студент может выбирать интересующие его курсы и предметы.
Отличие Болонской системы от российской и советской.
Система образования, принятая в СССР, не предполагала, что часть обучения студент будет проходить в «несоветском» ВУЗе и уж тем более ; работать за границей после окончания советского ВУЗа.

 В СССР было бесплатное образование, все студенты поголовно оканчивали специалитет. После распада Советского Союза дополнительно открылись и платные места.
Специалитет в СССР отличался от бакалавриата количеством часов: для диплома специалиста требовалось набрать 300 кредитов, для бакалавра ; 120-240 кредитов. После советского специалитета, длившегося 5-6 лет, можно было сразу идти в аспиранты, миновав магистратуру.

Во времена СССР «бесплатную» учёбу требовалось отработать: для этого существовало распределение на три года. Когда же Союз распался, отработки стали не обязательными, а рабочие места для выпускников ; не гарантировались.
Присоединение России к Болонскому процессу было необходимо для поднятия статуса российских ВУЗов, установления сотрудничества со странами мира. Повышение мобильности студентов позволяло учиться по обмену, привлекая в страну иностранцев, которые приносили России доход за счёт платного обучения.
Почему Россия отказалась от Болонской системы
Главной причиной выхода России из Болонской системы стало то, что российские студенты так и не смогли получить тех преимуществ свободного рынка образования, которые декларировались. Например, чтобы признать действительным российский диплом, в других странах требуется проставить апостиль или пройти консульскую легализацию. Подобного подтверждения не требуют лишь в странах, с которыми заключён соответствующий двусторонний договор.

А после февраля 2022 года на российских студентов за рубежом началась травля. Также у Болонской системы наряду с преимуществами имеется ряд недостатков:
Специалисты начинают учиться за рубежом, после чего остаются там работать. Отток рабочей силы из России стране не выгоден;
Уровень бакалавра не все работодатели считают «полноценной вышкой», ведь на нём изучают преимущественно основы выбранной профессии; происходит путаница. Некоторые работодатели считают, что бакалавр — что недоспециалист;
В магистратурах специальность изучают углублённо, но мест для магистров всегда вдвое меньше, чем на бакалавриате, что также вызывает затруднения.
Болонская система российскими преподавателями и депутатами критиковалась давно. Из-за того, что степень бакалавра предполагает 4-летнее (вместо 5-6-летнего) обучение, количество времени на практические и теоретические занятия сократилось, потому качество образования ухудшилось.
Часть студентов, поступив в магистратуру, меняла специальность, то есть, вероятно, не знала базовых основ профессии.
Представьте человек 4 года учился в бакалавриате на биолога, а в магистратуру пошёл на юриста или физика. Какой это будет специалист?

Что ждёт высшее образование в России
Сегодня в России обсуждается создание новой собственной системы образования, которая по идее должна вобрать в себя всё лучшее от советской и болонской. Систему хотят оставить двухступенчатой, но поменять специальность на кардинально другую при переходе в магистратуру, станет невозможным. Признание российских дипломов за границей, скорее всего, усложнится: возможно, придётся сдать специальные экзамены. Но кого это сегодня волнует. Правительству так и вовсе это должно быть на руку, чтобы избежать оттока мозгов из страны.

О образовании

1. Суть обучения, должна быть конкретной, взвешенной. Идея – каждой темы предварительно продумана и проанализирована. Преподаватель, сам должен  выполнить  все этапы того о чем он будет говорить. При этом  его обширные знания, дадут  нестандартные вопросы по каждому шагу, Эти вопросы, он должен записать и  привести их в  конкретную форму, понятную слушателям, изучившим  на  ранних этапах   похожие вопросы, но в упрощенной форме.
2. После  изложения темы- обязательно должно быть обсуждение, ход которого формирует  ведущий урок. Причем- вопросы стимулирующие  процесс обсуждения, должны быть  неожиданно  нестандартными. Они должны охватывать сразу  несколько направлений, в том числе  и развивающие мышление обучаемого.
3. Длинной, пустой болтовни, просто не должно быть. Ведь время урока- очень мало. Изложив суть темы - мы должны эффективно использовать оставшуюся часть  времени  для дискуссии.
4. Следующий – этап - это практика. Заранее продумываем и создаем  задания над которыми  следует работать. Без практики,- все что слушатель узнал, со временем просто забудется, а весь Ваш  труд, пойдет насмарку.
5. Выполнив задание - обучаемый пишет отчет. В отчете , подробно освещает ход работы объясняя, почему он сделал именно так, а не иначе. Если есть варианты то  следует их сравнить и обосновать выбор.
6. Отчет делается несколько дней, для этого понадобится учебно – справочный материал. В своей практике,  я использовал  электронные материалы на учебных сайтах, доступных в любое время  суток и бесплатно.
7. Не каждый обучаемый способен  сразу выполнить задание, для этого ему  потребуются  первичные знания и навыки полученные на младших  дисциплинах и  в предыдущих занятиях. По этой причине  я никогда не был сторонником пропусков занятий. Ведь не все родились  гениями.  Знания - и умения  это длинная цепочка  различных фрагментов, если какой - то  фрагмент  выпал, цепочка, просто прерывается. А человек перестает понимать суть.  Ему непонимающему, становится неинтересно. А то что  говорит преподаватель, он воспринимает, как некую глупость.
8. Те, у кого родители учились по  данной специальности и в последствии работали в отрасли, схватывают  суть гораздо быстрее и глубже. А вот «новичкам» в отрасли приходится тратить гораздо больше времени на понимание. Именно им необходимо самообразование, построенное по нескольким шагам « От простого – к сложному.
9. Но преподаватель должен относиться  терпимо  к этим людям и стараться всячески  помогать  разобраться в сути вопроса.
10. В технических  курсах , особенно в среднем специальном образовании для  полноценного образования  необходимы  несколько  постулатов:  Первое - это большое числу учебных  часов, с минимальными  интервалами   и не на одном курсе. Второе-  методические наработки в свободном доступе; Третье: Живая лаборатория, в которой есть все циклы  и все оборудование необходимое для  работы преподавателя и обучаемых. Четвертое:  Практические знания и навыки преподавателя  умеющего экспериментировать. Пятое:  Разумная поддержка и понимание руководства учебного заведения . Шестое: Профессионально разработанная  рабочая программа учитывающая потребность производства.
11. Учитывая отказ от Болонской системы-  необходимо  изменить  структуру  управления . Основным координатором  всего процесса должен быть заведующий кафедрой.  Именно он контролирует  и  создает  направления  развития специальности. Ему  подчиняются  все преподаватели кафедры. Он отвечает единолично за качество подготовки. Заведующий кафедрой – назначается  с учетом его опыта и уровня знаний, а так же способностям к творческому подходу  в учебном процессе.
12. Студентами занимается секретарь отделения. К преподавателям он ни какого отношения не имеет. Его задача  организовать посещаемость и  внутри  коллективные  решения, как то   поселение в общежитие, работа с родителями, рассмотрение вопросов назначения на стипендию. Бытовые и внеклассные мероприятия в группах отделения.


Рецензии