Студентка К Небесам устремлённое мироздание Гл. 1,
К Небесам устремлённое мироздание
Глава первая «Погружение в Вечность…»
Наша жизнь, всё мироздание вокруг неразрывно связаны с верой в Бога. Так было всегда, со времен Крещения Руси. Люди тянутся к Богу, желают, чтобы «небесные врата» были открыты для них, чтобы земля не была отторгнута Небесами. Этими мыслями словно «пронизана» вся русская литература.
Вот один из многочисленных примеров – самое, наверное, загадочное произведение А. А. Фета…
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Лирический герой, отдыхая под открытым ночным небом, глядя на небо, ощущает себя наедине с вечным мирозданием, чувствует себя причастным Миру Небесному. Он словно «первый житель Рая», погружается в небесную глубину, «невозвратно тонет» в ней.
Это удивительное, уникальное в чём-то произведение наполнено философскими размышлениями. Скопление звезд на небе словно «хор светил», на небесном полотне звезды собрались хором, и звучит священная песнь, и завораживают звёзды своим сиянием. Тем более когда нет вокруг привычной суеты.
«Земля, как смутный сон немая, безвестно уносилась прочь» - и лирический герой словно погружается в сон во время философских дум. Вернее – мыслью своей воспарил над землёю.
«Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?» - кажется, отступают куда-то привычное земное время, привычное земное пространство. Кажется, он теряет связь с реальным миром, все больше погружаясь в космическую бездну. И мощная длань несет его за собой. Длань Божья.
Оттого и слова: «бездна», «тону» не пугают. Они предстают в ином значении – бесконечности и соединения с Вечным Мирозданием.
И вот уже земля осталась где-то позади. Лирический герой «с замиранием и смятеньем… взором меряет глубину». Он в восторге от открывшейся ему Тайны, о которой раньше, кажется, не имел понятия. Лирический герой испытывает трепет - трепет сродни благоговению перед Вечным Мирозданием. (Вспоминается невольно, как в произведении И.С.Шмелёва «Пути Небесные» учёный, взглянув ночью на небо потерял сознание – потому что друг ощутил Величие Творца).
Человек не «раздавлен», не «поглощён» Бесконечным Мирозданием, а причастен ему – и причастность эту вдруг ощутил в полной мере…
Глава вторая «Звёзды, сердце зажигающие…»
В час полночный близ потока
Ты взгляни на небеса:
Совершаются далеко
В Горнем мире чудеса…
В этих строках звёзды - тоже «главные герои» - произведении русского мыслителя и поэта, славянофила А.С.Хомякова «Звёзды». Стихи двух прекрасных поэтов во многом перекликаются несмотря на очень разное восприятие поэтами мира. В начале обоих произведений перед читателем предстаёт образ бескрайнего неба, полного звёзд. И возводит он к Миру Горнему, к Раю.
Лирический герой А.А.Фета ощущает себя «первым жителем Рая», испытывая трепет перед вечным мирозданием. А А.С.Хомяков, глядя на уходящие вдаль «тьмы звёзд», размышляет о «Писании Галилейских Рыбаков». И о том, что звёзды зажгут своими огнями «сердце дремлющую мглу» - на богоугодные дела, на жертвенную любовь.
А ещё очень важно для русского человека, что в обоих произведениях всё живое, как на иконе.
У А.А.Фета «хор светил живой и дружный, кругом раскинувшись, дрожал» - словно хор ангелов, поющий Славу Творцу. У А.С.Хомякова «стройно ходят…громады негасимого огня», а ещё они «водят тайный хор свой вкруг земли». И вдруг со всей ясностью осознаёшь, вспоминаешь, что «стройный» и «строй», «хор» и «хоровод» из одного корня. «Стройно ходят там громады негасимого огня» - наверное, словно стражи, словно Воинство Небесное.
В обоих произведениях лирический герой приближается к Миру Духовному. И звезды словно освещают путь в Этот Мир. «Ночи вечные лампады» - лампады горят перед иконами, значит - звезды принадлежат миру горнему и зажжены Самим Творцом.
Лирические герои обоих произведениях, пусть с несколько разными чувствами, словно отдаляются от мира земли, погружаясь в Мир Духовный, и ощущают себя ближе к Богу.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224112901899