Жалко любви
Они передали неизбывную жалость в Его взгляде. Его глаза наполнены слезами… Его слёзы, идущие из таких глубин… нам неведомых… На ликах даже есть слёзы с кровью – знак того, что сердце уже не выдерживало такой жалости!
К кому эта жалость? К людям, мучения которых он хотел облегчить?
Из-за этого такой трагизм?
Если Он всё знал, и понимал Своё божественное происхождение, – откуда такая жалость к грешникам?
Он ценою жизни искупил людские грехи – зачем?
Они должны были ответить за эти грехи по закону и по суду. А Он простил и «списал» все грехи людские…
Кто Христа познал, тот знает: Иисус видел всё, что Его ждёт, но слёзы Его – не о Себе. Он видел взглядом Своей необычайной любви всё, людей ждёт. Всё, что произойдёт по их, людей ВЫБОРУ. Он понимал, что не сможет ни облегчить людские страдания, ни предотвратить.
Его жалость – к не имеющим любви? И в этом – выражение Его любви? Любовь – прежде это жалость?
На нашем у-БОГом уровне легко это смогут понять только имеющие детей и обладающие при этом развитым «чувствилищем» души. Они испытывают подобную любовь-жалость к своим детям.
Это чувство происходит из полного и объёмного сопереживания, от чувствования детей через себя, через свой ОПЫТ ощущений и переживаний, и особенно – опыт страданий.
Уже не понаслышке зная о жестокости жизни, они готовы помочь, заслонить, всё отдать. Даже зная, что вряд ли это пойдёт на пользу, что от этого чаще бывает вред: всё равно ведь жить – детям, и проходить все испытания – им.
Не все родители такие, далеко не все… У человеков такое бывает только к самым близким – к детям, к внукам. Сила такой любви зависит даже не от близости по крови, а от любящей души, от уровня её развития.
Ещё жалостливее становятся с возрастом, многое испытав и претерпев. Потому старики добрее и терпимее к детям.
Осмелюсь ещё добавить: в старости жалость намного прочнее и сильнее человечьей земной любви. Которая, как ни крути, сугубо эгоистическая. У такой любви собственно жалости и нет. Единственная её ценность в том, что лишь из неё может произрасти любовь настоящая, подобная Божественной. Произрасти как из семени, а семя ещё куда попадёт… Куда оно может попасть, читаем поведанную Христом притчу о семени веры, которая своим смыслом чётко ложится и на любовь, – «…иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать»...
У любви Божественной жалость есть. Иначе бы нас давно бы снесли с лица многострадальной планеты… Выдрали бы, как сорняки.
А что такое для нас – любовь как жалость? Ну и просто жалость к кому-то?
По современным словарям «жалость» – «сострадание, сочувствие, сожаление, грусть, печальное чувство». Древнерусское – «жаловати», старославянское – «жалити». Полагаю самым толковым вариант происхождения слова в словаре Г.А. Крылова: «общеславянское слово, произведенное от несохранившегося прилагательного жалъ – «вызывающий сострадание».
То есть изначально это не действие, не глагол, а прилагательное, связывающее боль одного человека с психоэмоциональным состоянием другого.
Это когда, как в песне поётся, «сердце моё – не камень»…
А что в Библии? «Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос 11:8); «…взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему» (3Цар 3:26).
В масоретском Ветхом Завете «жалость» имеет значения «любить, щадить, миловать». Сразу ответ! Вот как ответ-ственно!
А у нас сейчас выходит, – без-ответ-ственно…
Жалость как чувство соболезнования, сострадания, сочувственная печаль, вызванная страданиями других, – в нынешних наших временах даже приходишь к выводу, что так считают немногие, а у большинства стало доминировать иное мнение.
Теперь жалость это «Одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающая вид снисходительного сострадания. Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своём несчастном положении. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая обозначает недостаток, причиненный либо самим ходом вещей, либо другим существом».
Но даже в таком эгоистическом раскладе всё же сохранилось понимание важности этого чувства: «В то же время отсутствие жалости делает человека «безжалостным», то есть жестоким. В этом случае жалость приближается к милосердию», и всё равно потом добавляется: «Однако иногда в жалости может преобладать мотив превосходства»… Что за мотив? Превосходства на кем – над жалкими?! Тут даже не оценишь это словами «вынесли всех святых», потому как ничего святого уже и не присутствует…
Откуда такое в общем-то понятно. Язвы эгоистического в форме капиталистического общества прикрываются всякими благими намерениями, но всё равно смердят.
Отсутствие души – это неизбежно отсутствие способности сочувствовать, воспринимать чужую боли и страдания, сопереживать. Вместо них срабатывает нежелание видеть страдание человека, даже близкого.
«Модным», то бишь растиражированным, является примерно такое отношение: «Я тебе сочувствую (на самом деле обстоятельствам сочувствую, а не чувствам), но не будь тряпкой, возьми себя в руки».
Объект жалости воспринимается как «жалкий». И вот тогда, из завышенной собственной самооценки возникает чувство превосходства, отношение становится снисходительным, в некоторых ситуациях даже уничижительным. И тогда прямо-таки искренне считают, что страдающие сами виноваты в своих бедах. А раз так, то и не достойны жалости. И сами находят им признаки виновности!
Таким простым бесплатным образом повышается самомнение и собственная значимость. И это сейчас весьма популярный тренд в т.н. «прикладной психологии»…
Жалость как состояние души проявляется только в душе, если она есть и до такого состояния созрела. Из-за переживания сочувствия воспринимают чью-то беду.
И часто жалость нужна не объекту жалости, а вот жалеющему нужна точно, и нужна всегда! Такое вот свойство имеет жалость. Впрочем, точно так же, как и любовь.
С опытом (что часто приходит с возрастом) сопереживание развивается ещё больше.
Люди со зрелыми душами становятся хорошо видящими, чувствующими.
Есть только одно «но»: им становится трудно скрывать свои эмоции, из-за чего они кажутся слабыми. Если высокая любовь возвышает над земным, то жалость принижает. НО! – неужели в нашей жизни это плохо?! Если чрезмерное возвышение будет уравновешиваться приземлением – то это не позволит оторваться в неприкаянное равно-душие, типа «Бог поможет, а я что?»…
Жалость ЯВЛЯЕТ и ВЫРАЖАЕТ сострадание к родным и близким, больным и несчастным. Жалость – это боль души. А душа наша устроена так, что без боли, в спокойствии и самодовольстве она сморщивается до бес-чуствия…
Вот тогда и возникает такая схема-расклад: есть объект жалости – «жалкий человек», который вызывает жалость, а с другой стороны на него смотрит «жалостливый человек», который неравнодушно относится к проблемам других. Только смотрит, а не переживает-сопереживает!
С таким раскладом без душевной боли уже «так называемая жалость» не являет готовности помочь. Человек потому стремится избавить другого от боли, что у него самого возникает в душе боль…
«Нужно жалеть или не нужно жалеть – так ставят вопрос фальшивые люди. Ты ещё найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше!» – так считал Василий Макарыч Шукшин.
А древний мудрец Цицерон из глубины веков говорит: «Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания».
Почему? Наверное потому, что любовь «провоцирует» жалость, и без любви жалость становится если не горделивой, то пустой. И наверное потому, что любовь без жалости – не совершенная любовь.
Ну и теперь можно уже рассудить и себе ответить на вопрос: в величайшей искупительной жертве что движило Иисусом? Именно Иисусом, пришедшим к людям в человеческой сущности, чтобы СО-ВЕРШИТЬ? Спаситель знал, что людям предначертано страдать и мучиться в этой жизни, чтобы разобраться в ней, хоть что-то понять и сделать выбор между добром и злом… Что по-другому их не пробьёт, до них не дойдёт…
Зачем я тут так многословно призываю отвечать на этот вопрос? Наверное, чтобы попробовать показать, что любовь как жалость и жалость как любовь есть искусные «инструменты» совершенного Бога, которые, как и множество других Его «инструментов», нас ведут к совершенству. По слову Иисуса Христа, «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Свидетельство о публикации №224112900568