Россия, сэр!

     В этой истории есть трагикомичные моменты, иногда фантасмагория преобладает. Все совпадения персонажей и событий считать случайными. Временной период - конец прошлого века, когда мобильные телефоны случались разве что у олигархов или больших государевых чиновников.

     В сумерках зарождающегося нового летнего дня машина представительского класса легко и непринужденно преодолевала холмы и затяжные подъемы на узкой Ярославской трассе из Москвы в древнейший город Переславль-Залесский (было время, когда Переславль-Залесский несколько лет был столицей Российского государства во времена, когда Москва существовала маленькой деревней). На заднем сиденье, раскинув руки, похрапывал сухопарый фабрикант из Германии – Клаус, которому уже было за 70 лет, но он упорно пытался продавать свою продукцию в нашу страну (различные перерабатывающие заводы для молочной продукции). Мне он нравился редкой для такого возраста непоседливостью и непосредственностью, да и бизнесмен он не плохой. Рядом на переднем пассажирском сиденье старательно из солидарности со мной таращил глаза переводчик Виктор Иванович, моего возраста, но я его называл по имени отчеству, опять же из уважения его способностям к иностранным языкам, чего мне природа не дала. Выехали мы из Москвы еще в темноте и нам предстоял не близкий путь – сначала в Переславль на завод, где нас ждут с утра, а затем в еще один древнейший город Козельск в Калужской области. Переславль на севере от столицы, а Козельск на юге, вот и крутись водитель, «…крепче за баранку держись шофер». Редкие встречные машины начали выключать габаритные огни, рассветало, да и мы проехали уже Загорск, ныне Сергиев Посад, но мне привычнее Загорск, там находился учебный полигон от нашего института, и я там несколько раз проходил учебную практику. Загорск - это полдороги проехали до Переславля, но впереди самый узкий и холмистый участок. Часикам к 9 утра должны приехать, если на одном из затяжных подъемов не упремся в медленно тянущийся в гору лесовоз, который обгонять запрещено.

     Знакомство Клауса с руководством предприятия в Переславле прошло быстро, по-деловому, также стремительно он ознакомился с производством, но я успел за это время порешать и свои коммерческие вопросы с Директором. Быстро управимся, у меня улучшалось настроение, еще полчаса и в дорогу, к обеду будем в Козельске. Директор открыл дверь в соседнюю комнату и сделал приглашающий жест рукой, там был накрыт стол, перекусите на дорожку. Заводчане постарались, стол ломился от разносолов. В центре на блюде лежала легенда города – ряпушка в копченом виде, еще ее называют «царская селедка». Действительно легенда, потому что даже на гербе города присутствуют две ряпушки. Я об этой рыбке много мог бы рассказать, в частности, за сохранность популяции ряпушки боролся (наш первый получается эколог Земли Русской) в 1506 году Великий Князь Василий III (отец царя Ивана Грозного), и это нашло отражение в уставной грамоте Переславским рыболовам. «Браконьерствуете, барин» - намекнул я Директору, ведь Переславская ряпушка внесена в Красную книгу. «Быть у воды и не напиться» - съехидничал он.

     Директор казался простоватым мужичком с широким добродушным лицом ярославского крестьянина и лишь хитрость в уголках глаз выдавала в нем руководителя, который смог свое предприятие не только провести через разруху перестройки 90-х годов, сохранить коллектив, но и на данный момент руководить лидером в своей отрасли.         Клауса уговаривать долго не пришлось, а Виктор Иванович был вынужден сбегать к телефону и по межгороду позвонить в Козельск предупредить, что задержимся на часок, он был организатором поездки туда. Принесли запотевшие бутылки спиртного. «О, магарыч» - хлопнул в ладоши Клаус. Все засмеялись, действительно выглядело смешно. Где-то он услышал это «магарыч» и вставлял при каждом распитии. Начиналось все чинно. Рассказали историю ряпушки, особенно немца удивило, что даже великий А.Дюма, специально заезжал в Переславль-Залеский отведать местной рыбки и в своем «Большом кулинарном словаре» писатель посвятил одну из страничек Переславской ряпушке. Решили, что пока вкусовые рецепторы не забились, надо произвести дегустацию рыбки, отведали, почмокали губами, всем понравилось, но мало. Следом тост Директора за присутствие немецкого гостя на гостеприимной Ярославской земле, перевод на немецкий Клаусу, ответный тост Клауса и перевод на русский. Виктор Иванович в испарине, но был в ударе. Общаясь с ним в разных ситуациях, я заметил, что чем сильнее он выпивал, тем свободнее говорил на немецком и мало того, у него появлялось баварское произношение, так сами немцы рассказывали.

     Как бы случайно забрели в гости местный мэр с женой. Выпили за знакомство. Узнали, что, оказывается, Клаус в начале 60-х был олимпийским чемпионом по стендовой стрельбе. Выпили за олимпийское движение и пригласили немца на охоту, когда откроется сезон. В момент тоста за олимпийское движение в зале, где мы сидели, появился начальник милиции, тоже с женой. Полковник, услышав слово «олимпийское» радостно встрял: «Быстрее, выше, сильнее» - девиз Олимпийских игр, ему налили. Мне стало грустно, время старта в Козельск неумолимо отодвигалось. Директор, находившийся уже в легкой степени эйфории и благодушия, в свою очередь, услышал ключевое слово «выше». «А не хочется ли уважаемому гостю посмотреть на красоты Переславля с высоты птичьего полета» - начал несколько издалека и витиевато, он в молодости похоже был шпаной и дух авантюризма в нем не угасал с годами. Немец изумился. Все дело в том, что на заводе недавно приобрели свой воздушный шар, на боку купола аэростата изображена торговая марка предприятия и по праздникам, на день города, например, шар взмывает в небо и летает над Плещеевым озером. Имеется свой обученный и сертифицированный воздухоплаватель, он же главный механик предприятия по основному роду деятельности. Олимпийца можно было не спрашивать, его счастливая белозубая улыбка на старческом арийском морщинистом лице говорила сама за себя. В корзину помещалось 6 человек и команда сформировалась достаточно быстро: Директор, механик-воздухоплаватель, мэр с женой, начальник милиции и Клаус. Жена начальника милиции пыталась отговаривать мужа, но он расправил плечи и грозно глянул в ее сторону, женщина осеклась, зная его крутой нрав. Директор дал команду готовить воздушный корабль к путешествию и звать сюда капитана аэростата. Он решил гусарить, пока его поручения выполняются и предложил следующий тост: «Женщины заставляют мужчин летать. Только с одними мы летим в пропасть, а с другими парим в небесах. За небесных женщин высокого полета!» - сказал, глядя прямо в глаза очаровательной жене мэра, которая реально засмущалась и стала что-то перебирать в своей дамской сумке. Мне показалось, что мэру это даже понравилось, и он воспринял это как комплимент своей жене.

     Неловкая пауза, но очень вовремя появился капитан воздушного судна – механик, который уже успел надеть форменную белую фуражку морского офицера (какарда выдавала) на морском жаргоне «мичманку», олицетворяющая собой власть капитана над будущим экипажем. Все дружно вскочили, устремляясь к двери, но оказывается не все так просто в этом царстве покорителей неба. Капитан поднял руку, призывая его выслушать. Нельзя нарушать специальный ритуал, который выполняется перед полетом. В углу помещения, где мы пировали, стоял напольный огромный глобус с подставкой из красного дерева и с изображением СССР со всеми его замечательными границами. Глобус привез директор из своей командировки в Юго-Восточную Азию и на нем он отмечал страны. куда удавалось поставлять продукцию предприятия, но у этого глобуса было и сакральное значение, использовался в ритуале, который развернулся на наших глазах. Капитан приказал наполнить рюмки членам экипажа (нас перевели в разряд болельщиков и велели не мешаться) и они подошли к глобусу, на котором нашли территорию России, встали в кружок. Капитан назначил младшего члена экипажа – им оказалась жена мэра и сказал: «Контакт» и будущие воздухоплаватели дружно и воодушевленно потянулись своими рюмками к глобусу. Младший член экипажа, осмотрев остальных и проверив их степень готовности, что все законтачили, рапортует: «Есть контакт». Капитан подает следующую команду: «На взлет» и все стоя пьют, не чокаясь, и не закусывая. Здесь вам и поминовение погибших в авиационных авариях и посвящение в воздухоплаватели новичков. Под наши дружные аплодисменты команда пошла на старт во внутренний двор предприятия.

     Во внутреннем дворе, раскачиваясь и подергиваясь, привязанный к грузовику, парил огромный воздушный шар, купол которого предварительно сначала заполнили воздухом при помощи вентилятора, а теперь нагревают горелкой. Я переживал за Клауса, как-то вскарабкается в корзину шара, пожилой все-таки человек, да и выпил изрядно, но зря переживал, он кузнечиком, обгоняя Директора заскочил в корзину и встал рядом с капитаном. Они вдвоем смотрелись как братья Монгольфье – создатели воздушного шара. Вскоре в корзине стало тесно – вся команда погрузилась. Прозвучала от капитана та самая сакраментальная команда: «На взлет!».

     Шар достаточно резво набирал высоту, экипаж воздухоплавателей радостно нам махал руками, мы, задрав голову, следили за началом полета и вскоре шар, попав в поток воздуха, двинулся в сторону Плещеева озера, перемахнув и центральную трассу, идущую через город из Москвы в Ярославль, и Никольский монастырь, и Церковь Сорока мучеников, оказался на высоте около 300 метров над озером и завис на месте. Команда зевак, кто мог себе это позволить, попрыгала в машины и поехала кавалькадой по улице Петра Первого, огибая Плещеево озеро с южной его части. Ехать пришлось недолго, так как шар продолжал неподвижно парить на месте. Водная гладь лежащая перед нами превратилась в огромное зеркало, в котором отражался пестрый воздушный шар – штиль, однако. Впечатлений добавляло марево, которое ощущалось физически и из-за которого разглядеть, что происходит в корзине воздушного аппарата было невозможно, а ведь он висел неподвижно уже свыше часа. С сиренами примчалась пожарная команда спасателей, а за ними на личном авто их начальник с биноклем. Оказывается, мэр позвонил по мобильному (ему полагалось иметь телефон) и вызвал спасательную команду, т.к. вначале Клаус захотел в туалет, затем жена мэра, остальные пока держались, но с каждой минутой сдерживаться становилось все сложнее и микроклимат под куполом шара становился все тревожнее. Если шар приземлится на воду, то нужно срочно организовывать лодки. Озеро с 1975 года является охраняемым памятником природы и на территории запрещено использование моторных лодок, по нему перемещаться можно только на парусных суденышках и весельных лодках. Виктор Иванович, наш полиглот наивно спросил: «А что, пожарники в воду полезут, если лодок не достанете?» Пожарный недобро усмехнулся: «Пожарник – это вы сударь, если у вас случится пожар, а тушить его будем мы – пожарные» и раздраженно отошел от нас. Я утвердительно кивнул, да, так и есть, сам один раз попал в такую же ситуацию, по центральному ТВ дикторы тоже иногда ошибаются, но Виктор Иванович расстроился.

     Тем временем капитан, видимо принял какое-то стратегическое решение, воздушный шар начал медленно спускаться вниз и неожиданно уже практически у среза водной поверхности аппарат потянуло в противоположную от нас сторону. Подпрыгивая, как галька, пущенная умелой рукой по поверхности воды, корзина с людьми стремительно удалялась от нас на северный берег озера. Пожарные с сиреной помчались следом, мы за ними, а что бы попасть на противоположный берег нужно было преодолеть центр города, и сирена пожарных нам была кстати. Вскоре мы уже неслись вдоль северного берега в окружении древнейших памятников архитектуры: Никитского монастыря; Церкви Рождества Богородицы и древних поселений по улице со смешным названием Кооперативная в сторону Александровой Горы в районе которой последний раз мелькнул шар.  Машины выскочили на возвышенность, и мы впереди увидели еще одну местную легенду - Синий камень, лежащий на берегу среди заросшей травой и кустарником низменности.

     Вес камня около 12 тонн, ему поклонялись еще язычники-предки и вокруг него сложено множество легенд. Одна из них гласит, что два тысячелетия назад ему, как святыне, поклонялось финно-угорское племя мерян - древних жителей этого края. На смену мерянам пришли славяне, но и они почитали Синь-камень за волшебный, священный. Славянские жрецы совершали здесь магические обряды, приносили жертвы богу солнца Яриле. Кстати, и по сей день вершину Александровой горы величают Ярилина Плешь. Царь Иван Грозный перед рождением наследника привёз на синий камень жену. Наследник его, царевич Фёдор, родился в Переславле. Синь-камень обладает чудодейственной силой, способной женщину вылечить от бесплодия, а мужчинам вернуть его мужскую силу. Достаточно просто посидеть на камне – и результат не заставит себя ждать. Если прикоснуться к его поверхности, то вас непременно ждет успех и удача.

     Корзина вместе с куполом шара лежала на боку, зацепившись за камень, а наш воздушный десант, разбегаясь веером, заячьими тропами скакал по кочкам в густой осоке и тростнике, удаляясь подальше и ища укромное местечко и только капитан стоял невозмутимо в тени корзины и делал свое дело.

     Сумерки сгущались быстро, световой день заканчивался, и шеренга наших машин с включенными фарами возвращалась в город. Директор уговаривал еще заехать на завод, мы ничего не ответили, а только приняли решение, что уезжать будем в сторону Козельска и быстро.  Пост ГАИ на выезде из Переславля остался позади, за нами никто не гнался, значит есть шанс, что завтра запустим автоматизированную линию, поставленную Клаусом по контракту с МПС. Клаус загрустил, жалел, что не попрощался с радушными хозяевами, а мы пытаясь поднять ему настроение расспрашивали: «Синий камень удалось потрогать?» «Да» - отвечал, «Когда из корзины выбирался». «А, город с высоты понравился?» «О, да» - несколько односложно отвечал и вскоре заснул, намаявшись за день. Виктор Иванович, также, как и его протеже решил расслабиться, задремал. Машина хорошо держит дорогу, а шуршание шин, ворчание мощного двигателя с турбо наддувом навевали на размышления. Я думал о том, какие замечательные люди живут в Ярославской области и не только применительно к данной поездке, они часто бескорыстно выручали меня в разных ситуациях и о том, а в чем был смысл сегодняшней поездки, ну не полетать же на воздушном шаре, тогда в чем еще? Почему у нас такая неистребимая тяга к безудержному гостеприимству? Вопросы оставались без ответа.

      Мы уже находились в пути свыше 3-х часов, въехали в Калужскую область и на развилке встали на дорогу, ведущую в Козельск – «Злой город» как его назвали войска монгольского хана Батыя в 13 веке. Осада длилась 7 недель, все защитники города погибли, но задержали продвижение войск. Трасса была местного районного значения, узкая, достаточно прямая и шла через деревни, в которых кипела жизнь. Опускался туман. В темноте фары машины выхватывали то женщину на обочине дороги, которая на коромысле несла ведра с водой, то дедушку, ведущего, видимо, с пастбища корову, то козу, привязанную в опасной близости от проносящихся машин. Боясь ненароком кого-нибудь зацепить решил ехать по центру дороги, тем-более, что навстречу движения не наблюдалось, мои попутчики мирно дремали. Размышления были прерваны внезапно, фары выхватили кучу гравия, насыпанного прямо по осевой дороги, конечно я успел сбросить скорость, применив экстренное торможение, но машина все-равно протаранила верхнюю часть холма, проскочила с ревом, сорвало выхлопную трубу. Внезапное резкое торможение и удар, потрясший машину, привел к тому, что Виктор Иванович повис на ремнях безопасности, но был цел, а Клаус слетел со своего заднего сиденья и в темноте ползал между кресел со словами: «О, боже мой» (Oh mein Gott) искал свою вставную белозубую челюсть. Включив в салоне верхний свет, вышел из машины и начал осматривать препятствие, послужившее причиной аварии. Да, столкновение было неизбежно, видимо сэкономили на сооружение земляного полотна основания дороги и пучащие глины взломали асфальтовое покрытие, выпихнув на поверхность слой щебенки. Дальнейшее наше передвижение по Калужской земле сопровождалось ревом взлетающего самолета, выхлопные газы из двигателя рвались наружу, минуя выхлопную трубу. В деревнях, к которым мы приближались с ревом в ночной тишине, начинал загораться свет в окошках, выли и лаяли, захлебываясь собаки, как эстафету передавая свой лай в следующую деревню, утешало одно – мы были уже на подъезде к городу, действительно «злой город».

     Въехав в город с тем же ревом, я не знал куда двигаться, просто мчался по улице, которая спускалась, как потом выяснилось к центральной площади. Вообще в Козельск можно заехать с четырех сторон и все дороги ведут в центр, поэтому не удивительно, что вскоре я остановился на площади города рядом с автомашиной, в которой сидел с открытой дверью человек. Одна нога стояла на площади, вторая в машине, и он задумчиво курил. Это был мэр города Козельска, уставший нас ждать и держащий в полной боевой готовности сервированный стол в ресторане у себя за спиной. Я выскочил из машины. Тяжелая утомительная дорога, треволнения минувшего дня, досада на дорожную аварию все это вместе, и я выдал: «Мужики (обращаясь к мэру, который сидел в единственном числе), что … у вас за дороги!» на что он вполне разумно и индифферентно ответил: «Россия, сэр!». Я отказался от позднего ужина в ресторане, извинился и пошел в гостиницу спать. Засыпая, я в полном одиночестве парил на воздушном шаре, иногда проваливаясь в темноту, а внизу граждане радостно кричали: «Россия, сэр!».


Рецензии
Замечательный юмор.Сергей. Без напряжения,спокойно рассказали,но очень смешно.

Анатолий Шинкин   16.03.2025 08:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.