Глава 5 история станицы села елошное
Основателями и защитниками, естественно, являлось казачество.
Вот немного из исследований А.Беляева:
В 1771 году Ишимской степью в сторону Омска и далее на Алтай проследовала известная экспедиция Петера Симона Палласа. Одним из отрядов экспедиции руководил швед на русской службе, доктор медицины Иоганн Петер Фальк. Его очерк "Ишимская степь" есть несколько страниц, посвящённых описанию Новоишимской или Пресногорьковской оборонительной линии, какой её увидел этот путешественник.
Доктор медицины Иоганну Петеру Фальку, один из "апостолов Карла Линнея" проехал на лошадях вдоль Новоишимской оборонительной линии летом 1771 года. Весь текст, относящийся к ней, даю без сокращений, хотя часть упоминаемых путешественником оборонительных сооружений и находится далеко за границами Омской области, но в пределах Ишимской степи, сохраняя грамматику источника:"Ишимская линия или ряд крепостей, для защищения границ от набегов и грабежей средней Киргизской Орды, есть продолжение Оренбургской, коей Уйское отделение простирается до Тоболя, а западное отделение до Сибирской линии. Она была учреждена в 1752 году и простирается от Тоболя до Иртыша, при коем с Омском начинается Иртышская линия. Ишимская лежит по большей части от Запада к Востоку, простирается на 350 вёрст, и состоит из 8 крепостей и 17 редутов между крепостьми, стоящими при озёрах до самого Петропавловска. Между крепостями и редутами стоят по местам не большие лагери откомандированных сюда козаков и Башкирцев. От одного места до другого ездит беспрестанно дозор. Людям, едущим по почте, даётся конвой козаков. По дороге натыканы в землю прутья полукругом, по которым примечают, не переехали ли киргизцы чрез границу. В сем случае лошади прутья выдёргивают. С 1771 года начали по южной стороне дороги делать ограду из столбов с двумя горизонтальными жердями, вышиною в 4 фута. Сии столбы наездники подрубают и тем не только легко открываются, но ещё на обратном пути, заблудившись, легко ловятся. В крепостях живут козаки и инвалиды. Гарнизон состоит из двух драгунских полков Ревельского и Азовского, и двух гарнизонных батальонов.
https://alexa-bell.livejournal.com/125116.html
В семье Баженова Петра Михайловича передавалось предание о том, как страдали первые жители села Елошное от набегов «кайсаров»- тюркских кочевников (проживали на территории современного Казахстана). Они угоняли скот, грабили, убивали людей. Жители вынуждены были спасаться на больших плотах, отплывая на середину озера Ёлочное, а кочевники уходили и вновь возвращались. Переселенцы - казачество с Дона своими силами истребляли кочевников. Елошаное кочевники называли Бараба, делая ударение на вторую «а». Бараба – местность в междуречье Оби и Иртыша, там жило татарское племя, называющее себя «бараба». В тюркских языках «бараба» - сойка. Существуют и другие этимологии: в переводе с тюркского «бар» - болото, «аб» - вода. Изобилие озёр и болот дало это название. С давних пор самая старая улица села называется Бараба, ударение на последний слог.
В 1847-1848 годах к сторожилам Елошаного были подселены переселенцы из европейской части Российской империи. С тех пор село разделилось на две части: Сибирь и Россея. Приехавшие переселенцы не пользовались уважением коренных, осевших ранее жителей - казачества, которые отстояли земли от орд кочевников. Дома переселенцев были бедны и с земляным полом. Существовало устойчивое мнение, что жители Россеи были бедны, потому, что ленивы. Браки между жителями Сибири и Россеи до сих пор не заключаются, хотя явных конфликтов не было.
С 1849 года - село Елошанское; находилось на торговом тракте Курган-Ишим. Село представляло собой центр кустарного производства: здесь имелись мастера, занимающиеся изготовлением молотилок, веялок, сортировок, пимокатным промыслом и выделкой кирпича. С 1790 года село - волостной центр.
В те времена, как полагалось, в казачьих станицах было две школы: церковно-приходская и Министерства внутренних дел, которое было образована Петром 1 и в таком же названии существует до наших дней. https://csogpvi.kurg.socinfo.ru/news/56399842. Дети учились в школе Министерства Внутренних Дел (с 1876 года) и церковно-приходской школе (с 1888 года). В школе МВД молодых людей учили всем тогдашним военным наукам.
К началу 1910-х годов в селе действовали маслодельческий завод, несколько маслобойных заведений, более 20 ветряных мельниц, хлебозапасный магазин, пять торговых лавок, шесть кузниц, пожарный сарай.
Большой каменный магазин с подвалом одного из самых богатых людей Ёлошного Якова Осемолова сохранился до сих пор. Он торговал промышленными и продовольственными товарами.
Купцу Егору Васильевичу Осетрову принадлежал магазин в Василках, который в народе называли «Осетровка». Продавал он продовольственные товары и алкогольные напитки. Большое хозяйство, мельница принадлежали семье Шумковых. В огромном двухэтажном доме жила семья зажиточных Маркеловых. Отец и его четыре сына гоняли ямщину. Богач Артышев занимал большой одноэтажный крестовой дом с очень красивыми и резными наличниками.
С 17 по 22 июля в селе была утверждена Ильинская ярмарка с оборотом 13924 рубля, 6 декабря – однодневный Никольский торжок с оборотом 816 рублей, где сбывалась продукция местного производства: холст, кудель, щетина, разных сортов масло, волос, хлеб и др.; привозные товары – галантерейные, мануфактурные, деревянная посуда, выделанная кожа и изделия из железа. «Издавна на Ильин день, на престольный праздник в Елошное съезжалось купечество Кургана, Петропавловска, Ялуторовска, дажее из Китая. Везли мануфактуру, обувь, посуду, другие изделия. Ярмарка была знатная. В этот день село преображалось: все тонуло в смехе, пьяном угаре, криках. А после ярмарки были веселые гулянья, «разноцветные качели, расписные карусели», песни да танцы» (Из воспоминаний моей бабушки Е. П. Шабалиной в канун 50-летия Советской власти).
По данным «Календаря Тобольской губернии на 1889 г.», 26 октября существовала Димитриевская ярмарка.
Казачье сословие поставили рядом декретов правительства России в необходимость или забыть кто они, либо быть убитыми. После казацких восстаний за Отечество и царя, которые до сих пор объявляют «кулацкими восстаниями», оставшиеся в живых казаки продолжали своё нелегкое существование.
В начале 1920-х годов образован Елошанский сельсовет в составе Лебяжьевского района Курганского округа Уральской области. 1926 года, в селе Старо-Елошном размещались школа I ступени, фельфшерский пункт, кооператив, телефон. В годы коллективизации на территории сельсовета действовало несколько колхозов. Созданная в 1932 году МТС считалась лучшей в области и имела свою многотиражную газету. С 1934 года – село в составе вновь образованной Челябинской области, с 1943 года - Курганской области.
На начало 2010-х годов действуют средняя школа, учреждения культуры, отделение почтовой связи, муниципальный пожарный пост, амбулатория, участки лесхозов, восемь торговых точек, РЭС, ЛТУ-5.
Главной достопримечательностью села является Ильинская церковь - памятник культурного наследия регионального значения, построенная в начале ХХ века.
До 1823 года село Елошное входила в состав прихода Знаменской церкви села Мостовского, в этом году была перечислена во вновь учреждённый приход Вознесенской церкви села Арлагульского Курганского округа. В 1849 году открыт самостоятельный Елошанский приход с деревянным храмом пророка Божия Илии, находившийся в ведении Тобольского преосвящённого. Храмозданная грамота на строительство в селе Елошное деревянной на каменном фундаменте церкви во имя святого Пророка Божия Илии была выдана 23 июня 1849 года. В это же время образован самостоятельный приход, в который кроме села Елошанского вошли деревни: Кузнецова, Меньщикова и Светлая, входившие ранее в приходы Вознесенской церкви села Арлагульского и Сретенской церкви села Моршихинского. В 1854 году поступило разрешение на освящение храма, которое вскоре и было совершено. 4 мая 1858 года церковь сгорела. Во время пожара удалось спасти часть утвари и иконостас.
Сибирский тракт – самый длинный в мире сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Общая протяжённость пути из Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим – 8839 вёрст. В народе тракт имел несколько названий: «Екатерининский тракт», «государева дорога», а ещё он вошёл в историю как «великий кандальный путь».
Сибирский тракт имел огромное значение в административном, торговом, почтовом аспектах, оказывал большое влияние на развитие городов и населённых пунктов, через которые он проходил. Круглосуточное функционирование тракта способствовало интенсивному хозяйственному и культурному развитию Урала и Сибири. Сибирский тракт – это памятник истории и культуры. Человек, знающий историю Сибирского тракта, будет рассматривать его не просто как дорога, а как частица истории своего края.
Сибирский тракт - уникальный памятник истории, изучая который можно познать историю населённых пунктов, географию, биографию исторических личностей.
Общая протяжённость Сибирского тракта на территории Лебяжьевского района составляет 110 км.
Не случайно в 2012 году по инициативе Администрации Елошанского сельсовета, отдела культуры Администрации Лебяжьевского района и Лебяжьевского историко-краеведческого музея было принято решение создать в селе Ёлошное музей Истории Сибирского тракта. В экспозициях музея - фотографии декабристов, последовавших в ссылку, их жён, не пожелавших жить в разлуке с любимыми; снимки простых кандальников, на телах которых выжигали новое клеймо за каждый побег. Здесь есть настоящие кандалы. В выставочной витрине размещена одежда и обувь: зипун, лапти. Имеется конская упряжь, царские денежные купюры 1905 года, поддужные колокольчики, звон которых означал приближение к селу разудалой тройки.
В музее есть три карты: Сибирского тракта, Московско-Сибирского и тракта на территории Лебяжьевского района.
В границах землепользования Красногорского отделения, в полосе Старого Сибирского тракта, есть отрезок пути, именуемый «Аллея декабристов». Существует легенда, что якобы, когда декабристов гнали в Сибирь на каторгу, они проходили по этому месту и отдыхали там, а позднее, когда их жёны ехали в Сибирь следом за мужьями, в память о любимых и родных на этом месте жёны декабристов посадили аллею берёз, которую в народе называют «Аллеей любви». Далее Сибирский тракт устремляется в северо-восточном направлении. Пересекает северо-восточную часть поймы реки Суери, близ деревни Кузнецово, и поднимается к северу. Проходит в 4-х км. от старейшего села Менщиково. Затем Сибирский тракт входит в село Ёлошное (Елошанское) с севера в околоток, называемый нашими жителями Сибирью, со стороны улицы со старинным названием Бараба. У православного храма в честь Илии Пророка делает поворот на восток и покидает село. Минуя свёрток полевой дороги на село Балакуль, устремляется к деревне Крысье (ныне Урожайная). Обойдя деревню с севера, тракт покидает пределы нашего района, устремляется к селу Моршиха Макушинского района.
В Макушинском районе есть деревня Обутки. По воспоминаниям сторожилов, там были казармы, склады ботинок и бани. Своё название деревня получила оттого, что там размещался пункт отдыха у ссыльных. Каторжане, в основном, передвигались пешком, обувь быстро изнашивалась. Здесь их переобували. Отсюда и название селения «Обутки», т.е. «обувать». Из истории известно, что каторжников гнали из Москвы в Сибирь по 300-500 человек. Местное население это совсем не радовало, поскольку они зачастую пополняли ряды каторжников, когда кому-то из преступников удавалось сбежать на свободу.
По Сибирскому тракту шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты. По Сибирскому тракту в 1840 году везли с Кольшапо-Вознесенских заводов «Царицу ваз», которая сейчас находится в Эрмитаже. Эта ваза готовилась 29 лет и имела 5 м. в диаметре и весила 300 пудов. В 1845 году из Петербурга в Пекин подневольные люди на руках пронесли в подарок китайскому императору от Николая I зеркало размером 3,5 х 1,5 м, изразцовые камины по 30 пудов, астрономические приборы и инструменты.
По Сибирскому тракту проехало много знаменитых замечательных людей. Среди них путешественники, государственные деятели. Ползунов – первый изобретатель паровой машины, Фролов – русский гидротехник, Ленский – русский академик, учёный, Брэм – немецкий учёный, автор многочисленного труда «Жизнь животных». Русские путешественники: Пржевальский, Козлов, Семёнов-Тяньшанский. Замечательные писатели – Чехов, Гончаров, Станюкович. В этих краях побывали Радищев, Нарышкин, Чернышевский и другие политзаключённые.
На территории Елошанского сельсовета много красивых озёр. На озёрах гнездятся лебеди, журавли, цапли, можно встретить пеликана. Озёра имеют огромный туристический потенциал, который наиболее выражен во время летнего периода.
Курганская область обладает большим потенциалом развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Здесь охраняются или рекомендованы к охране многие лечебные озёра, сосновые боры и березняки, степные фрагменты, верховые болота. Среди объектов животного и растительного мира, обитающих на ООПТ, немало видов, включённых в Красные книги России и Курганской области. Особо охраняемые природные территории имеют большое рекреационное и познавательное значение. Развитие сети ООПТ создаёт условия для развития сферы туризма и отдыха, экологического образования и воспитания.
Также к музею относятся залы: «Русская горница», «Выставочный зал», «Комната промыслов и ремёсел», «История села Ёлошное».
Музей давно известен за пределами Лебяжьевского района, едут гости из других районов Курганской области, из Кургана, Тюмени, Екатеринбурга. Приезжают даже из Казахстана. Об этом свидетельствует книга отзывов, в которой наши гости оставляют свои рекомендации и слова благодарности.
Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном и культурно-эстетическом отношениях природные объекты и комплексы.
В Лебяжьевском районе находится памятник природы – Берёзовый рям. Он расположен в 5 км севернее с. Ёлошное, близ дороги Ёлошное-Фрунзе. Площадь 32,2 га. Установлена водоохранная зона шириной 300 м.
Урочище Берёзовый рям представляет собой осоково-пушицево-сфагновое болото с берёзой пушистой на торфяной заляжи. Из птиц здесь гнездятся: кулик, кряква, лунь болотный. Здесь растут редкие виды растений, подлежащие охране: лютик Гмелина, росянка круглолистная, шейхцерия болотная. Берёзовый рям – богатое место сбора клюквы
Мотивы охраны: охрана редкого для лесостепного Зауралья сообщества верхового болотного комплекса, включенного в Зелёную книгу Сибири (1996). Комплекс растительности верхового сфагнового болота – реликтовое сообщество раннеголоценового возраста. https://хранителиродины.рф/Article/?id=22433
Рис. 22 "Ильинская церковь" - объект культурного наследия регионального значения
Список использованных материалов:
1. Приходы и церкви Тобольской епархии/ Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. – Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1913 , с. 117
2. Историческая справка на сайте Государственного архива Курганской области:http:// gako.archives.kurganobl.ru/ e 1
3. История Затоболья в XVIII-XIX вв. (территория современного Лебяжьевского района): учебное пособие / авт.-сост. С.А. Иванова; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2010. – 140 с.
4. Науменко, Н.И. Особо охраняемые природные территории Курганской области [Текст] / Н.И. Науменко, А.В. Зырянов, Н.А. Огнева. – Курган: ГИПП Зауралье, 2001 г. – 149 с.
5. Туристическая экскурсия «По Сибирскому тракту в Лебяжьевском районе»/авт.- сост. Е.П. Киселёва; отдел культуры Администрации Лебяжьевского района.
6. ГАКО. Ф. р-2416, оп. 1, д. 250.
7. ГАКО. Ф. р-2416, оп. 1, д. 251.
8. ГАКО. Ф. р-2416, оп. 1, д. 252.
9. ГАКО. Ф. 235, оп. 1, д. 38.
10. ГАКО, ф. р-464, оп.3, д.356. л.120,
11. ГАКО, ф. р-464, оп.3, д. 558, л.26.12. ГАКО, ф. р-630, оп.2, д.26.
Свидетельство о публикации №224112900777