Глава 7 очерки о тяжелом и прекрасном времени

Бабушку я свою Елизавету Перфильевну Шабалину (на фото в центре)со стороны отца Шабалина Вениамина Ивановича помню, как только всплывают первые  детские воспоминания.

Бабушка очень редко жила с нами, но часто приезжала погостить и помочь в моем воспитании, я была единственным ребенком в семье и довольно много болела.

Одновременно с этим постоянно меня воспитывала бабушка со стороны мамы Пелагея Алексеевна.
Пелагея Алексеевна в девичестве Каткова,  была женщиной как в те времена говорили «малограмотной», что не мешало ей быть очень мудрой, это говорит хотя бы то, что оставшись  после войны без мужа  с тремя  детьми, она вышла замуж, за московского репрессированного аристократа, который и вырастил этих детей.
   
Я знала, что у бабашки Елизаветы Перфильевны было много детей – с моим отцом их было семеро.

  В Великую Отечественную войну погиб мой дед Иван Парамоныч Шабалин - муж бабы Лизы, которого я никогда не видела.

Елизавете Перфильевне на своих плечах пришлось вынести и собственную семью и весь колхоз «Заря», в котором в ту военную пору трудилось  четыре тысячи человек, ведь ее выбрали председателем колхоза.

Елизавета Перфильевна была женщина грамотная по тем временам, закончила гимназию.

До председательства в колхозе работала учительницей в школе.
Она была из зажиточного казачьего рода. Но про это она никогда не упоминала. Уж очень большой кровью семье пришлось заплатить за богатство и участие в белом движении. Её родной брат Панкрат  за участие в белом движении  был расстрелян вместе с малолетним сыном.

Уже будучи взрослой, я узнала как сложилась история  Зауралья.
Все поселения Зауралья изначально были казачьими фордпостами. Земледельцы появились  позднее, после того, как были подавлены выступления кочевых племен.

Так, село Дубровное было основано 8 сентября 1753 года в качестве укрепления  - «редута  при Дубраве». Позже, вблизи Дубровного был основан редут Елошное (по ревизии 1782 г).

Через земли, которые принадлежали кочевым племенам прокладывался важный для России Сибирский тракт. «Сибирский тракт – это сухопутный маршрут, протянувшийся с европейской территории России к границам Китая через Сибирь». «Длина Сибирского тракта, по некоторым подсчетам, была равна 11 тыс. километров. Это четверть расстояния окружности Земли по ее экватору».   «12 (22). 11. 1689 г. был издан царский указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью. Однако строительство тракта затянулось. Еще сорок лет никаких действий предпринято не было. Указ оставался на бумаге. Это было серьезное инженерное сооружение  с сопровождением немецких инженеров. И на это сооружение регулярно нападали местные племена: убивали инженеров, грабили имущество. Естественно, Российские власти  приняли меры для организации безопасности. Были приняты меры по переселению Донского казачества на свободные земли Зауралья для охраны стратегического важного объекта и расширения земли русской. Земли  давались по количеству душ в семье, чем стимулировали повышенное деторождение.

«Благодаря Сибирскому тракту расширились экономические связи между Россией и Китаем. По этой дороге за границу доставлялась кожа и пушнина, серебро и масло, кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое. Также пользовались Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция. По этому маршруту они транспортировали в Китай свои товары.
Стоит сказать и о том, что обозы тянулись по Сибирскому тракту непрерывной цепью в течение всего года. Появление транспортного коридора способствовало созданию в стране трех больших оружейных заводов. В их списке Пермский пушечный, Ижевский оружейный и Казанский пороховой. Свою продукцию они переправляли по тракту в центр Российского государства».

Казачество быстро обжилось, так как они были люди с военной подготовкой, то нападения на строительство тракта прекратились.

Я помню, как мои бабушки, вспоминали, будучи еще девчонками, что мужчины ночевали в сапогах, чтобы в любой момент – в седло и отстаивать свои земли.

Старинное, купеческое село в разное время называлось по-разному: Ёлошное, Елошанское, Ново-Ёлошное и Старо-Ёлошное. Богатое своей историей, легендами, достопримечательностями, село привлекает туристов из разных городов и сёл».
 
На карте Курганской области стоит дата образования села - 1847 год. Но, несомненно, люди жили на этой земле намного раньше. По данным Е.С. Селеткова – образовано оно до 4 ревизии (1782 год). Официальных данных об образовании села не найдено, но по некоторым документам принято считать, что первым его основателем в 1690 году был крестьянин Трофим Никифорович Доможиров.
В годы коллективизации на территории сельсовета действовало несколько колхозов. Созданная в 1932 году машинно-тракторная станция считалась лучшей в области и имела свою многотиражную газету.

В селе занимались изготовлением молотилок, веялок, сортировок, пимокатным промыслом и выделкой кирпича. К началу 1910-х годов в селе действовали маслодельный завод, несколько маслобойных заведений, более 20 ветрянных мельницы, хлебозапасный магазин, пять торговых лавок, винная лавка, шесть кузниц, пожарный сарай. https://drevo-info.ru/articles/27844.html

Но все это я узнала уже когда сама писала учебник по истории предпринимательства.

Однажды в восьмом классе мне нужно было написать сочинение о гражданской войне. Тут погордилась баба Лиза. Дальше пишу, как она рассказывала.

Станица Елошное традиционно жила общиной. Все решалось сообща.
Когда в ноябре 1917 года вестовой из Лебяжья прискакал в Елошное, собрал собрание, объявил о смене власти, казачество погурарило и разошлось.

Во время восстания белочехов белочехи на автомобилях со станции Лебяжье приехали в Елошное с целью уничтожить большевиков, Но у них ничего не вышло. Кто такие большевики в станице было неизвестно.
 
С тех времен на колокольне церкви сидел дежурный и обстреливал всех, кто пытался войти в станицу.

Трагедия русского казачества в Гражданской войне связана не только со славными традициями быть верными царю и отечеству. Казаки владели земельными наделами, а значит, для нового строя - они мелкие собственники, пережиток прошлой эпохи. кроме того, в отличии от крестьянства, они вооружены и неплохо обучены воинскому искусству. А значит, опасны вдвойне.

Военные навыки казаков сослужили большую службу Белому движению в годы Гражданской войны. Территории войск стали опорными пунктами для всех противников большевиков, за них велись самые ожесточенные бои. Красные считали их коренных жителей еще одним эксплуататорским сословием. Началась политика расказачивания, сопровождавшаяся казнями, репрессиями и сжиганиями деревень. Гонения не прекратились и после войны, когда в 1925 году пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций».

Снова служить в армии казакам разрешили лишь в 1936 году. Их навыки пригодились на фронтах Великой Отечественной войны. Правда, часть казаков сражалась на стороне Вермахта, занимаясь обеспечением порядка в оккупированных Франции и Югославии и, обороняя Нормандию во время высадки союзников.

Когда установилась Советская власть в станице очень неизвестно, так как местные традиции требовали от казачества служить царю и отечеству и очередные призывы в ряды белого движения, приводили к восстаниям.

В то время цыганский клан становился многочисленным, влиятельным и очень образованным. Главное – они не присягали царю и отечеству,  очень вероятно, поэтому мой дед был избран председателем колхоза.

А сейчас о моем раннем детстве и бабушке Елизавете Перфильевне.

Баба Лиза была атеистом, причем  мне это не навязывала.
В то время, как баба Поля искренне верила в Христа и соблюдала  все праздники церковные, чему мой отец, будучи членом райкома партии и атеистом не противился.

Баба Лиза  была женщиной незаурядной,  это был сгусток энергии,  это были как,  правило, быстро принимаемые правильные решения.
Будучи членом коммунистической партии, она умела быть собой.

Самое интересное, она владела рядом заговоров, то есть умела врачевать которые, к сожалению, никому не передала.
Я сама была невольно стала участником ее магических действий.
В три года я бежала  за бабой Лизой следом, она меня в второпях не заметила, и захлопнула дверь толщиной 5 сантиметров, куда я вставила правую ладонь. Ладонь представляла сплошное кровавое месиво. Не смотря на, жуткую боль, я была в сознании. Баба Лиза не обратилась в больницу, не стала звонить родителям. Она взяла мою разбитую руку и стала шептать какие-то заговоры. Я впала в легкое забытьё и через час моя рука из куска мяса снова превратилась в ладонь.

Когда пришли мои родители, они, естественно, встревожились. Но, то что они увидели, их  потрясло.

Второй случай был с моей рукой и портновской машиной, так называемой Поповской. Машина эта была у моей бабы Поли. В ней то я и пришила свой палец. Баба Поля как спринтер неслась со мной пятилетней  и швейной машиной на руках до родительского дома, где в этот момент была баба Лиза, а это было километра два. Баба Лиза взялась за заговоры, которые имели конкретный успех. Как они вытащили из меня иголку и как, моя изувеченная кость не стала неизувеченной остается загадкой.

Другой случай произошел  после пожара, когда у нас сгорел весь дом.
Дом стоял на улице Первомайской, был деревянный на две квартиры.

Я проснулась ночью от запаха дыма. Я помню, как отец выбил окно и выкинул в него мою маму и ей в руки – меня. После этого я перестала говорить. Отец каждый вечер пел со мной революционные песни, чтобы я заговорила  и безуспешно. Но тут появилась баба Лиза, и я начала говорить  без заиканий и прочих дефектов.

К сожалению, секреты этого целительства не переданы по наследству.
Откуда взялись эти навыки у бабы Лизы,  можно догадываться,  ибо это были два вероятных канала. Первое - это были казачьи навыки, о чем в прессе, как в настоящее время часто появляются сообщения об их необычных навыках внушения врагам всяких ведений.  Второе – цыганские навыки, ведь ее муж по национальности - цыган. Иван Парамонович был образованнейший человек: ветеринар, механизатор, который справился с первым английским трактором «Фордзон».

Цыгане появились в России XVIII веке
Цыгане в России представлены различными цыганскими этническими группами. В силу больших региональных отличий цыганские группы в России характеризуются сильной фрагментацией по языковому и религиозному признакам. При этом российские цыгане имеют общие черты в плане образа жизни и быта. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Дж. Бэлл, опираясь на данные о миграциях цыган, предоставленные губернатором Тобольска, предположил, что они «блуждали маленькими группами в течение летнего сезона, пересекая обширные области между Польшей и этим местом (Тобольском. — М.С.), живя тем, чем они смогли себя обеспечить, включая продажу безделушек и гадание сельским жителям» [18, с. 158]. В этот же период появляются первые указы о цыганах. Так, именным указом Анны Иоанновны от 13 сентября 1733 года цыганам, подавшим прошение, было разрешено жить в Ингерманландии (современная Ленинградская область) и торговать лошадьми, а поскольку они показали себя здешними уроженцами, указано включить их в подушную перепись и собирать с них налоги, также как с цыган, приписанных к Слободским полкам [5, с. 204].  Bell Jh. Travels from St. Petersburg, in Russia, to diverse parts of Asia: in 2 vol. Vol. 2. — Glasgow: Foulis, 1763.

 Другие документальные данные о халадытка рома XVIII века также относятся к сибирским цыганам Тобольской губернии. Это акты уголовного расследования 1786 года [19; цит. по: 13, с. 126, 134], описание М. Сауэра 1794 года [20, с. 331].

В те далекие времена была программа правительства, которая приучала цыган к оседлости, выдавая им земли в пользование.

Цыгане, естественно селились кланом в Елошном, так Иван Парамонович  был из кузнецов.

Свекровь бабы Лизы просила от неё только одно: «Лизавета! Выучи своих детей!». Елизавета Перфильевна выполнила требование свекрови: все её дети получили высшее образование.

Перед Второй мировой войной Иван Парамонович был избран председателем колхоза. Он пользовался популярностью у населения из-за своего доброго характера. Дед имел такую традицию – прогуливаться по улице с музыкальным инструментом наигрывая цыганочку, его сопровождали старшие дети Анна, Мария, Татьяна с гитарами. Так как в те времена не было телевидения, радио, даже сельских клубов к ним присоединялась вся станица.

У Ивана Парамоновича был табун двенадцать лошадей, за которыми он лично ухаживал, и никто не думал его раскулачивать.

В военные годы Зауралье ковало победу в тылу, став местом формирования воинских частей и соединений. Самое знаменитое из них — это «белые дьяволы». Так называли гитлеровцы воинов 32-го лыжного полка. В Курганской области были сформированы 25-й стрелковый полк, 165-я  , 369-я, 367-я стрелковые дивизии.
Ивана Парамонович был призван осенью 1941 года в 1221 стрелковый полк  367-й стрелковой дивизии. Он был разведчиком взвода пешей разведки.

Иван Парамонович погиб 09 января 1942 года на Кольском полуострове будучи в разведке. Похоронен на п. Айта-Ламба; Карелия, Сегежский р-н, ст. Раменцы; Сегежский р-н, ст. Раменцы Октябрьской ж/д

Баба Лиза еще запомнилась мне тем, что на выпускной вечер она подарила мне шикарный голубой крепдешин, у меня было платье на голубом атласе с шикарными  чешкими  бусами. Я была принцесса.

Своим детям и внукам Баба Лиза посвящала много времени и сил.
Потом у нее случилось болезнь, которая называется старость. Она дала образование своим семерым детям, воспитала 13 внуков – очень успешных в жизни людей.

Сама я уже 25 лет  отзываюсь на обращение «баба» и своим пяти внукам рассказываю историю, которой нет учебниках.   


Рецензии