Экономика и мораль. 5
Казалось бы, рецепт процветания государства очень прост – побуждайте банки вкладывать напечатанные государством деньги в научные разработки, и в производство новых товаров и услуг, берите с этих банков и предпринимателей меньше налогов. Банков с предпринимателями будет из-за этого больше и за счет этого и налоговых поступлений будет больше. Однако, чтобы в стране было много толковых предпринимателей и банкиров, нужно чтобы в этой стране была хорошая система образования, а чтобы эту систему реформировать и подготовить поколение образованных банкиров и предпринимателей нужно, как минимум лет двадцать, потому что для начала надо подготовить поколение преподавателей. Их, конечно, можно пригласить из другой, более развитой страны, но для этого нужны инвестиции и лет десять, пока они подготовят специалистов. Да и то же правительство должно разбираться и в специалистах по образованию, банковскому делу и предпринимательству, науке. А если правительство состоит из популистов, которые избирались из тщеславия или ради правительственных льгот и возможности брать взятки, обещая избирателям все, а потом виня всех и каждого только не себя в том, что ничего сделано не было, то в стране не будет ни образования, ни специалистов, ни экономики, ни средств на социальную защиту граждан.
В стране пронизанной коррупцией с неграмотным населением, которое ничего понимать и делать не хочет, может каждые пять лет меняться правительство, иногда даже с помощью вооруженных переворотов и ничего не меняться. Власть будет только собирать налоги, а потом с этими налогами убегать в развитую страну. Но бывает и так, что власть в этой стране захватывает мафиозный клан, и устанавливает диктатуру, хотя для того, чтобы установить диктатуру, нужно содержать аппарат насилия, а для этого нужно, чтобы в стране были какие-то ценные ископаемые, и не обязательно их добывать самим, можно просто сдавать их месторождения в аренду иностранным компаниям и на эти деньги содержать армию и полицию. Но беда таких диктатур в том, что диктаторы на все руководящие посты ставят своих людей, таких, чтобы они были глупее диктатора и лояльны ему, потому что во всех, кто умнее их, диктаторы видят опасных для себя конкурентов. Таким образом люди без образования начинают руководить банками, крупными предприятиями, добычей тех же полезных ископаемых, армией, полицией. И в итоге предприятия становятся убыточными и не могут отдать долги банкам, а банки дают кредиты своим людям, которые тратят их на роскошь зарубежного производства. И друзья диктатора, чтобы увеличить свои прибыли стремятся задавить успешных конкурентов физически, а если эти предприниматели с ними не конкурируют, то государство их просто уничтожает непосильными налогами. И в государстве нищета, безработица, недовольство властью. И чтобы это недовольство властью не привело к перевороту и бунтам, диктаторы начинают искать виноватых в этом сначала внутри государства, что кончается погромами какой-то группы населения внутри страны, а потом поиск врага выходит за границы государства, и начинаются войны с другими странами.
Однако есть страны без полезных ископаемых, которые востребованы на мировом рынке, нет промышленности, но есть диктаторский жестокий режим и очень бедное население, которое живет в сельской местности, быстро размножается в силу того, что дети для крестьян – это бесплатная рабочая сила, и чем больше детей, тем больший земельный участок можно обработать примитивными орудиями труда. И этот диктаторский режим может прекрасно выживать, если заверит иностранные производственные компании в лояльности и предложит им строить заводы в их стране и эксплуатировать нищее и потому очень дешевое население. И компании охотно этим пользуются, и платят диктатурам налоги, на которые эти диктаторы вооружают и кормят свои армии. Но зато в развитых странах потребители получают дешевые товары и социальную защиту на прибыль, этих корпораций.
Есть карликовые государства, с небольшим населением, но очень богатые. Потому что они предлагают солидным корпорациям, у которых заводы в нищих странах третьего мира, зарегистрироваться у них и платить очень мало налогов. Маленькие государства могут себе позволить брать с крупных компаний мало налогов, потому что у них же нет огромного населения, которому надо предоставлять социальные гарантии, нет инфраструктуры, которую надо обслуживать. И единственное, что может смутить руководство крупных компаний, так это то, что у этих карликовых государств нет армий, которые будут защищать главные офисы их компаний от иностранных захватчиков, но если уж такая ситуация назреет, то компании могут быстро переехать, да и карликовые государства могут договориться о гарантиях безопасности со своими крупными соседями за определенную плату.
И все эти переезды компаний из больших развитых государств в карликовые, размещение их производства в странах, где нищее население и низкие налоги, и сбыт продукции этих компаний в больших развитых странах приводит к образованию цельной мировой экономики. Эти транснациональные корпорации лоббируют во всех странах отмены всяких торговых барьеров. И как против этого ни протестуют рабочие в больших развитых странах, не желая терять работу, но приходя в магазин, они выбирают товары подешевле, которые дешевые за счет того, что изготовлены в бедных странах. Не всем корпорациям удается разместить свои офисы в карликовых государствах, многие остаются на родине, и платят там высокие налоги, чтобы государство платило пособие безработным, которым не очень-то и хочется размножаться, потому пособия можно и заплатить. Однако, в большие развитые страны приезжают и гастарбайтеры для выполнения черной низкооплачиваемой работы, и какое-то время они работают, но потом получают гражданство, а вместе с ним и право жить на пособии по безработице. Таким образом из-за низкой рождаемости численность населения развитых стран не сокращается, а растет, а вместе с ней растет потребление товаров и прибыль корпораций.
Бедные страны за счет приезда к ним иностранных корпораций, становятся индустриальными. Мелкие крестьянские хозяйства заменяются крупными, население переезжает в города, из-за чего численность населения в этих странах перестает расти. За счет налогов от иностранных корпораций, в этих странах начинает образовываться некая социальная защита для граждан, и это тоже влияет на снижение численности населения. Если человек знает, что у него будет пенсия, то ему нет смысла заводить много детей, чтобы они содержали его в старости. Рабочая сила становится более квалифицированной и более дорогой. Некоторые представители этой квалифицированной рабочей силы, благодаря опыту работы на иностранные корпорации начинают открывать уже свое производство. Таким образом бедные развивающиеся страны становятся состоятельными. Многим не нравится подобный путь развития отсталых стран.
Есть ли другой путь развития отсталых стран? Давайте представим себе страну в которой население в основном образовано очень плохо, практически нет никакой промышленности. Есть небольшое месторождение полезных ископаемых, на доход от добычи которых содержится государственный аппарат, который насквозь коррумпирован. Дорог там мало, а те, что есть, в ужасном состоянии, общественного транспорта практически нет. Население в основном обрабатывает небольшие участки земли примитивными орудиями труда, которые продает на рынках и практически никто не платит налогов. Иногда, диктатор делится с народом доходами от ренты месторождений полезных ископаемых, строит бесплатные начальные школы, роет колодцы или строит душевые с туалетами в городских трущобах. Экология страны в ужасном состоянии, потому что очень трудно следить за множеством мелких крестьянских хозяйств, которые не могут соблюдать какие-то нормы. На переработку отходов денег нет, да и вообще ни на что денег нет. И откуда их, спрашивается, взять? Напечатать?
Можно и напечатать, но если эти напечатанные деньги инвестировать так, что они не принесут прибыли, то эти деньги обесценятся и станет хуже, чем было из-за инфляции. И для того, чтобы инвестировать деньги с наименьшими рисками и наибольшей прибылью нужны очень хорошо и разносторонне образованные специалисты. Наибольшую прибыль дает инвестирование в новые технологии в какой-то области. Для того, чтобы отличить гениальный проект от какой-то сумасшедшей бесполезной фантазии, банкир должен разбираться в этой области. Является, к примеру, в банк, какой-то народный умелец с грудой чертежей и расчетов, заявляет, что изобрел очень мощный и экономный двигатель, дешевый в изготовлении, демонстрирует опытный образец, а банкир родственник диктатора, едва умеющий считать, которому диплом купили родители. И он может вложить в производство этого двигателя миллионы, а потом вдруг выясняется, что опытный образец был куплен на рынке, а чертежи были копиями уже устаревших двигателей. Мошенник скрылся с деньгами в неизвестном направлении, но был пойман и казнен публично, а деньги так и не нашли.
Конечно, можно на первых порах нанять иностранных компетентных банкиров, но потом придется нанимать и других специалистов, но денег они будут брать очень много, и диктатору придется ради этого сократить свои личные расходы и расходы на содержание своего государственного аппарата, потому что иностранные специалисты едва ли согласятся работать за неконвертируемую валюту или за акции предприятия, им нужен заработок в твердой валюте. После банкиров надо будет нанять инженеров, технологов, купить технологии, и на самые передовые едва ли хватит денег, а изготовление не очень качественных товаров по старым технологиям принесет не очень большую прибыль, даже при очень дешевой рабочей силе и низких налогах. Наконец, нужно в той же твердой валюте заплатить за оборудование, строительство производственных площадей. И ладно, если этот диктатор сам более или менее образованный человек или хотя бы его советники. Но диктаторы же в основном военные или выходцы из спецслужб, в более грамотных людях, они видят своих конкурентов, окружают себя тупыми льстецами, которых легко контролировать. Да и зачем диктатору себя стеснять, зря беспокоится? Он шел во власть ради роскоши, ради того, чтобы ему льстили, ради того, чтобы отомстить своим обидчикам, ради того, чтобы все ему завидовали, а не для того, чтобы ночами не спать, заботясь о сирых и убогих, которых сколько ни корми, чего им не дай, они всегда будут недовольными, всегда будут просить больше.
Нищему населению совершенно безразлично, обогащается за счет роста промышленности в их стране иностранная корпорация или их диктатор. Иностранная корпорация заинтересована в том, чтобы рабочая сила получила какое-то образование, чтобы могла выполнять более сложную работу, потому они могут инвестировать часть своей прибыли в образование своих работников, чтобы не платить огромные деньги привезенным специалистам. А чтобы, профессиональное образование взрослых рабочих было более эффективным, им выгодно открыть начальные школы для подрастающего поколения. К тому же, когда в страну прибывает несколько иностранных корпораций они начинают конкурировать между собой за рабочую силу и в результате эти рабочие могут получить и медицинское обслуживание от работодателей, и детский сад для детей, и более или менее удобное жилье. А диктатор совсем не заинтересован в том, чтобы его народ стал слишком грамотным, от грамотности растут потребности населения, падает уровень рождаемости. Диктатору выгоднее, чтобы его народ был темным и нищим, таким проще управлять. Так что самое лучшее, что правительство отсталой страны может сделать для своего народа, это уговорить иностранные корпорации разместить в ней свои производства, обещав им низкие налоги и гарантии безопасности.
Что касается сельского хозяйства, то это дело очень сложное. Фермер должен не только получить кредит на современную технику и двести гектаров земли, чтобы эта современная техника окупалась, но и несколько лет учиться не только обращению с этой техникой, но и с удобрениями, учиться борьбе с разными вредителями, ведению бухгалтерии, поиску заказов на свою продукцию, долгосрочному планированию, инвестированию своей прибыли. А чтобы начать учиться этому в ВУЗе, надо получить приличное базовое образование. А если дать огромный кредит крестьянину, который едва умеет читать и всю жизнь лопатой обрабатывал двадцать соток, выращивая одну культуру, то вероятность, что этот кредит будет возвращен с процентами крайне низка. Потому для развивающихся стран выгоднее сдавать свои поля иностранным опытным фермерам или агрохолдингам в аренду.
Бывает и так, что диктаторы берут кредиты у зарубежных банков, чтобы развивать свои страны самостоятельно. Иностранные банки, конечно, эти кредиты дают под покупку определенных вещей на определенных условиях. Часто это покупка готовых заводов и на первых порах ими руководят иностранные специалисты, обучающие местных. Однако, диктаторы доверяют эти заводы своим лизоблюдам, которые не особо компетентны и максимум, что они могут, так это следить, чтобы технологии более или менее соблюдались, и завод этот выпускает одно и то же десятилетиями, так что продукция теряет свою актуальность, а предприятие рентабельность. А если эти некомпетентные лизоблюды ещё и пытаются экономить на материалах и соблюдении технологий, то завод вообще начинает выпускать мусор и работать в убыток. И тогда диктатору надо как-то оградить этот мусор от конкуренции с импортными товарами на своем рынке, и он закрывает свой рынок от импорта. Но закрытие границ стоит дорого, а контрабанда все равно просачивается, да и на том же заводе возникает нелегальное, производство более качественной продукции, что кратно увеличивает убыточность предприятия и диктатору надо поддерживать это государственное предприятие из государственного бюджета, а налогов все меньше. И это приводит к банкротству не одного предприятия, не нескольких, а государства в целом.
Свидетельство о публикации №224112900846