О повести Анчарова Сода-солнце - 1965
Ответ на незаданный вопрос: с чего у меня начался интерес к Анчарову?
Со сборника Фантастика-65, с повести "Сода-Солнце", с фразы:
"А чем Вы занимаетесь на самом деле, без дураков?" - "Я занимаюсь соотношением творческого и обыкновенного мышления".
Повесть легла на предшествующее впечатление от первой части "Понедельника" Стругацких в сборнике Фантастика-64 и впечатление от прилежно-воодушевлённо прочитанного Шерлока Холмса, от Логики Ш.Х.
Действительно: живая проходящая мимо Девушка видит Юношу, который бросил девять девушек и у которого уже десятая.
Девушка: "самый модный мальчик! Хочу! Он, конечно, бросит свою десятую и будет со Мной, пока Я захочу!".
А Логика скушшно говорит: "если это было, следовательно, это будет: кто бросил десять, бросит и одиннадцатую".
И в 90% случаев по Логике в жизни и происходит!
Как тут не быть почтительным к Логике!
А повесть "Сода-Солнце" теребила шероховатости Логики.
Как бы наглядно описать моё внутреннее состояние после чтения-осмысления-переживания повести? (При том, что каждое последующее впечатление отличалось от предыдущего.)Как будто в плоскую скомканную детскую надувную игрушку медленно, ненавязчиво входил воздух, и детская игрушка становилась объёмной;выступы и узоры становились на свои места, и получался совершенно естественный очевидный и обаятельный дракончик. "Линейно мыслил. А потом мысли слились в комок" (из повести).
Старый образ (логика, скомканная игрушка с интересными узорами) становился вчерашним образом, предшествием. Яичком, из которого вышел цыплёнок.
И полетел.
Из повести"Сода-Солнце": "Человек будет познавать созерцанием" - посмотрел и понял. У меня это было по-другому: как будто быстро-быстро мелькают цифирки как на электронных весах и - устанавливается то значение что надо.Интуиция.
А потом были другие фантастические повести и просто повести.
Не знаю, с чего начался интерес к Анчарову у присутствующих.
*
Фантастика никак не может считаться случайным жанром для Анчарова, который написал три фантастических повести "Сода-солнце", "Голубая жилка Афродиты" и "Поводырь крокодила", в которых участвуют его трое героев из просто-повестей"Теория невероятности", "Золотой дождь" и "Этот синий апрель".
Фантастика - это жанр в котором в известную читателю-писателю реальность внесена какая-то мутация; реальность в которой что-то не так. И это не-так позволяет высветить персонажи и ситуации ярче и понятнее, чем в нефантастической обыденной реальности.
*
Откуда они берутся - писатели-фантасты?
Когда в "Беседах в подвале у Романа (Подольного)" Аркадий Стругацкий признался, что до того как стать писателем-фантастом и переводчиком японской литературы, он занимался разведкой и гонялся за японскими шхунами, вторгавшимися в территориальные воды Советского Союза, для меня в мозаику его (Стругацкого) портрета вложился ключевой камешек, который как бы уже давно ожидался. Действительно: кому писать про внесение прогресса в иные (инопланетные) миры, как не человеку, который занимался внесением прогресса в иные (иностранные, инонародные) миры на Земле?
О своём о девичьем мужеском, но шире и в метафорах.
А писатель-фантаст Кир Булычёв занимался древней Бирмой (Паганским царством) и переводил с бирманского в Институте Этнографии под руководством его директора Евгения Примакова (ХХ лет в разведке).
А писатель-фантаст Александр Горбовский переводил с бенгальского и тоже погружался в Древний Восток и написал с Юлианом Семёновым очерки по истории российской разведки.
Так что китайский у Анчарова вполне вписывается в картинку "писатели-фантасты как этнографы": иные миры в космосе - это расширенная метафора иных миров на Земле.Практикующие этнографы.
Как сказал историк Юра про историка Серёжу: стал практикующим историком; а потом историк Юра сам стал практикующим историком.
ВИВЯКА ... закаляка ... кусачая ... я её боюсь ... Как писал в Переделкино мальчик из Одессы.
*
Я не знаю, как "писатель-фантаст" у Анчарова связано с его ипостасью "автор и исполнитель бардовский песен". Но из его личности эта связь неизымаема.
((2013…2017… 02.04.2018))
* ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АНЧАРОВСКИХ ЧТЕНИЯХ 2018 ГОДА.
Свидетельство о публикации №224112900095