К статье Е. Трифонова на ресурсе ДЗЕН
Нас, собственно говоря, мало интересует сама статья. Она посвящена распространению несторианской разновидности христианства в средневековой Монголии.
Вот что нам показалось сомнительным у автора:
"Имя Иисуса - Иесу у монголов в доббудистские времена переводилось как число 9 и ассоциировалось с отцом Чингисхана - Есугеем". Упоминание в статьях Гумилёва Л Н. нас всегда настораживает, так как он реально ни в чём не разбирался и охотно урывал кусками у всех доступных ему авторов. Личность крайне предвзятая с какими-то безапелляционными дурацкими утверждениями.
Здесь что-то не так. "Есу" в ряде дагестанских языков также означает цифру 9, но вряд ли оно может иметь прямое отношение к христианству.
ДЕВЯТЬ
Халха-мнг. ЕС(оьн), ес есоьоьн "по девять", также ЁС(оьн) "общепринятые правила, традиции, порядок исполнения чего-л., церемония"; дагур. ЁС "правота, справедливость, закон, обычаи, правило".
1.Чеч. ИСС, инг. ИЙС, бацб.ИСС
2. Ав. ИЧI, Анд. ГЬОЧIО, ахв. АЦIАДА, бежт. ОЧIЕН
3. Арч. УЧI
ХОЗЯИН
Арч. ХУЛАН ЭЙЕСИ, лезг., рут. ЙЕСИ, таб. ЭЙСИ, хинал. ЙЕСИ, цахур. ЕССИ
Кум. ЕССИ, ног. ИЕСИ
Этот термин присутствует в Дагъестане также как "хозяин", причём как в дагестанских, так и местных тюркских языках.
Вероятная связь: Енисейские языки ( божество ЕСЬ)
Предположительная этимология: По ауарским данным - "внутренний, источник, родник"
Вероятная функция божества: ХОЗЯИН ЗАГРОБНОГО МИРА.
Вне всякого сомнения, что монголов и нахско-дагъестанские народы объединяли схожие религиозные представления.
Имя же отца Чингисхана как ни странно более близко значению "не подчиняющийся традициям", "вне традиции/ правил" ( ЁСГУЬЙ)".
На то, что слово ЁС(оьн) имеет отношение к ауарскому языку указывает одно из побочных мнг. значений - НЕМНОГО, т.е. это ав. ГIИССИН "мелкий, мелко".
Более того, среди резьбы на камне в Аварии есть один странный сюжет. Он изображает каких-то двух парнокопытных, а под ними надпись латиницей WVSI, где S изображено в виде молнии. Сама надпись схожа по манере письма на руническую, но она всё же читается как латиница. Такую форму латиницу использовали италики. Встречается в Риме, правда W более позднее явление, которого в классической латыни нет. Внизу ещё один символ в круге - это что-вроде перекрещивание по диагонали. Два парнокопытных судя по рисунку как-бы связывают между собой какие-то симпатии, так как они обращены мордочками друг к другу. Мы с удивлением всматривались в эту надпись и прочли её по-ауарски ВУССЕ, диал. вусси "вернись!" Но при этом нас не оставляло сомнение - не имя ли Иисуса здесь? Дело в том, что в ауарском он ГIИСА. В связи с чем мы не исключили, что латинообразное W могло отражать это явление. Но затем сочли всё это "ничем не подкреплёнными фантазиями", так как нам до сих пор непонятно, а причём здесь латинская графика? Кто её мог начертать? Будучи знакомы с монгольским отражением числа 9 и слова "общепринятые правила, традиция, порядок" мы не исключаем и мнг. прочтения что-то вроде ЁС(оьн).
ИСТОЧНИК/НАЧАЛО, ВНУТРЕННИЙ
1. Дагур. ИС(эн) 9, ИСУУР "внутренняя часть одежды, ИСУУЛГУ "пришивать подкладку к одежде".
2. Халха-мнг. ИШ "начало, источник".
Ав. ИЦ (ицц) "источник, родник. Диал. формы ав. ИЦ,: ий, ъий, гIис, гIицки. У лингвиста Старостина С.А. эта основа приведена как родственная хурро-урартской лексике.
Ауарская форма хорошо согласуется с общетюрк. ИЧ "внутри, внутренний", ИЧКИ "питьё, напиток" и дагурском ИЧГЭР "логово, нора (букв. "внутренний дом")."
ИСРАЭЛЬ
В одной из своих статей мы предположили, что данная основа может быть связана с древнееврейским YSRA-EL и коранических ангелом смерти 'EZRAIL. Во-первых абсолютно никакой этимологии у этой основы в семитских языках нет. Во-вторых в Коране это ангел смерти вырывающий души живых существ. При этом делается акцент на том, что душа бьётся, как бы пульсирует. Всё это на наш взгляд указывает на родник, источник из которого пульсирует вода. Да и классическое древнееврейское произношение указывает на анлаутный гортанный типа ав. ГI-, которое присутствует в диалектном ауарском в обозначении "родника, источника".
Что же касается конкретно YSRA-EL то оно должно было означать "внутренне с Богом", "источник Бога", где к несемитской основе добавлено семитское обозначение божества.
На этом мы хотели бы закончить нашу статью, не переходя к енисейскому божеству ЕСЬ. Кеты - стихийные монотеисты и у них всего один Бог.
Заимствование от христиан,иудеев совсем маловероятно, скорее как раз наоборот. Такой поворот событий мог быть возможным через хурритов (hа-ХОРРЕИМ Ветхого Завета). Правда, хурриты имели пантеон богов, а вовсе не одного единственного. Но среди них могли быть и те, кто обособился в монотеистическую группу. На это указывает и то обстоятельство, что кеты - точно монотеисты.
Статья на эту тему у нас была написано давно. В ней мы ещё приводили кроме кетского ЕСЬ ещё германовское ( скандинавское) АС с параллелями в нахско-дагестанских языках: "честь, совесть", "авторитет", "имя бога-громовежца" и т.п.
Статьёй Е. Трифонова на ДЗЕН мы довольны, но в целом она примитивна и уводит не в ту "степь".
Вся эта доктрина была изложена ещё у пронацистских авторов, согласно которой а пустыне Гоби была великая цивилизация, но в результате природной катастрофы она погибла, а выжившие ушли якобы в Скандинавии, а по пути одна из этих групп свернула на Кавказ. Затем её дружно переврали и начали указывать на осетин, у которых в языке нет никаких "асов", а термин "овс" образован от иранского АУРУСА. Кавказ как всегда индоевропеистов не привлекает ничем если речь не идёт об осетинах. Другим кавказцам уделяли внимание только нацистские авторы, а к осетинам у них ю никакого интереса не было. Да и вообще сарматы у них не котировались. Так что нацистские писаки здесь как раз являлись первопроходцами, а затем и вульгарными пропагандистами. Это их тема: Гоби- Шамбала- Кавказ- Скандинавия. У археолога Густава Коссины в общих чертах это есть. Он искал какой-то "основной арийский корень", которых условно обозначил как "протофинны". Конечной целью же являлось спаять в одну цепь всех немецких союзников и "стмпатизантов": финнов- венгров- японцев и пр. Частично у Оссендоаского ("Люди, звери, боги") тоже можно найти ссылку на эту доктрину с упоминанием Гоби и Шамбалы. Просмотры же российских документальных фильмов на эту тему не привносят ничего нового - сплошной плагиат и опять те же самые осетины, которых нацисты не упоминали. У российских авторов - полная дребедень. И мы не уверены, что германский Эдельвейс искал какую-то Шамбалу в на Эльбрусе. И без Шамбалы у них проблем было полно, просто решили установить там "показушные" германские штандарты.
Мы сами не блуждаем в поисках ни Шамбалы, ни протофиннов Густава Коссины. Единственное, что мы делаем - соединяем время от времени языковые данные с мифологией. И мы видим зримую связь вайнахов и дагъестанцев с языками народов Сибири и Дальнего Востока. Просто если как белка в колесе вертеться в этом треугольнике Монголия- енисейские народы- нохчууд+ солчууд, то многое чего можно интересного и неожиданного раскопать. Но не более того. Да, есть такое - цифра 9 и некий внутренний источник. И этот сюжет объединяет Евразийские просторы как бы с северо-востока на юго-запад.
Напомним ещё раз, что ни германо-скандинавские "асы", ни YSRA-EL никакой этимологии не имеют ни в индоевропейских, ни в семитских языках. Это всё по той же линии: Монголия- Енисейские народы- Сев. Кавказ. Причём вне-индоевропейства и вне-семитства. У них какая-то своя собственная загадочная дорога. Хотя с индоевропейцами соприкасались точно, но всё же крен в одну группу - носители гаплогруппы R1b. Это, мы предпологаем, какая-то индоевропейская архаика, где-то застрявшая, затем "вынырнувшая" и далее прямой дорогой на запад Европы. Основной костяк, ворвавшихся на Пелопоннесс - они, как и создатели Римской державы. Какой-то длительный период они сумели вырваться далеко вперёд по сравнению с другими индоевропейцами.
Свидетельство о публикации №224113001005