Откуда взялись в чеченском фольклоре гIам и йешап

В древних странах самыми умелыми и опасными колдуньями считались женщины иноземного происхождения, чаще всего рабыни. К примеру, в Древнем Риме большим спросом пользовались магические услуги рабынь греческого и египетского происхождения. Нередко термины «рабыня» и «колдунья» становились синонимами. С этих позиций привлекает внимание сходство шумерского слова geme («рабыня») с чеченским гIам («ведьма, колдунья, оборотень»). Для типологического обоснования укажем, что в чеченском «рабыня» и «колдунья» обозначались одним термином гIарбаш.

Другое интересное чеченское слово – йешап («магическое существо, чудовище, враг людей»). Йешап предстает злобным и глупым человекообразным существом неопределенного пола, к которому применяется «нейтральный» классный показатель «ду». В фольклоре  грузин и армян также присутствуют эти существа (вешапы, вишапы). В древних армянских преданиях сохранились смутные указания на то, что вишапы были божествами плодородия. Академик Б.Б. Пиотровский так писал по этому поводу:

«В сказках вишапы обычно выступают как чудовища, с которыми герои вступают в борьбу. Вишапы имеют образ драконов, иногда гигантских змей, как, например, грузинский "гвел-вешап", т.е. "змей-вешап". Они часто являются свирепыми хранителями источников, пещер с несметными богатствами, а также стражами похищенных красавиц, заточенных в темницы. Но в этих легендах и сказках часто проглядывает и древний образ вишапа, как божества плодородия и воды. Не случайно проповеднику Езнику, борясь с ересью, приходилось опровергать народные представления о вишапах. "Вишапы не уносят урожая с пашен, и нет у них вьючных животных, чтобы таскать зерно с какого-либо гумна, и напрасно некоторые говорят на гумне: прими, прими, или: возьми, возьми". В этой цитате из Езника, приводимой Н.Я. Марром, засвидетельствованы жертвоприношения вишапам, производившиеся на гумне при молотьбе хлеба, жертвоприношения, понимавшиеся как средство умилостивления вишапов, которые "высасывают плодоносность пашен"» (Пиотровский Б.Б. Вишапы. Каменные статуи в горах Армении.//Л., 1939 г., 40 стр. 19).

Выясняется, что в хеттском языке слово uashap (уашап, вашап) означало «бог» («богиня»). Очевидно, что культ вишапов (вешапов, йешапов) проник на Кавказ от хеттов. Однако эти языческие существа перестали быть объектами поклонения и стали восприниматься  как опасные чудовища после того, как грузины и армяне приняли христианство, а чеченцы – ислам.
__________
Каменные изваяния вишапов в горах Армении


Рецензии
Возможно, имеют место между собой связь чеченский глагол вашо-намочить, рыбообразные вишапы и германское фиш-рыба. По теории Лазаридиса-Райха индоевропейские языки в основе имели Кавказский праязык. Что касается народа касков на Кавказа и названия столицы Митанни, тоже вероятны параллели с более южными касситами и кшатриями. В этом вопросе есть новый подход у Э.Бифова

Мачигов Альберт   03.01.2025 00:21     Заявить о нарушении
Сама фонетика хурритских городов Терка и Ларса в Шумере и их нахских аналогов на Кавказе с точно таким же звучанием тоже заслуживает внимания

Мачигов Альберт   03.01.2025 00:25   Заявить о нарушении