Глеб Жеглов и безумный поиск истины
Это закадровый текст последних секунд немецкого фильма «Sie sagt. Er sagt.» («Она говорит. Он говорит.»), премьера которого состоялась 17 февраля 2024 года в Германии (точность перевода цитируемой фразы не проверялась).
Место действия фильма едино – зал судебного заседания. Эта картина так называемый «процессуал» или, если грубее – «процедурал», повествование о ходе судебного следствия. В фокусе внимания рассмотрение уголовного дела об изнасиловании при отсутствии насилия как такового. Показание жертвы, показания подсудимого, последовательность косвенных доказательств, трактовать которые можно как угодно. Каждое новое доказательство отнюдь не опровергает, а только ставит под сомнение предыдущее, давая возможность адвокатам сторон приписывать действиям участников процесса любые мотивы. Сами события, по поводу которых идет судебный процесс, зрителю не показывают, финал остается открытым – получено новое доказательство, заседание отложено…
Казалось бы, все ясно – правосудие в тупике объективности. Оно вынуждено самостоятельно толковать поступки фигурантов, давая им положительную или отрицательную оценку исключительно по внутреннему убеждению, то есть произвольно. На основании стереотипов мышления, шаблонов поведения, а в конечном счете – исходя из симпатий и антипатий.
И тут в закадровом тексте появляется почти что оксюморон: «Защита от безумного поиска истины». Как так?! Ведь истина как цель священна, ради нее можно терпеть муки и переносить лишения! Но это только на первый взгляд. Гораздо важнее, что в уголовном процессе истина имеет ценность не сама по себе. Знание об истинных событиях делает назначение или не назначение наказания справедливым.
В фильме наоборот. Зритель не знает, как было на самом деле, этого не показано. Любой приговор – и обвинительный, и оправдательный падет жертвой червей сомнения. Закадровый текст предлагает, исчерпав средства доказывания, отказаться от поиска истины и отменить неотвратимость наказания, приняв во внимание человека. Точнее обвиняемого. Неустранимые сомнения толкуются в его пользу – этот общеизвестный принцип озвучен в фильме. Сомнения – значит не доказали, значит оправдываем, значит не виноват, значит ничего не было. А что было на самом деле – а это и есть истина – не важно.
Выбор между истиной и законом красной нитью проходит через все произведения, повествующие о преступлениях. Причем решение выбрать закон, а не истину является далеко не очевидным.
Вспомним принципиальнейшую сцену фильма «Место встречи изменить нельзя». Ту самую, про кошелек.
Истина в том, что Сапрыкин кошелек в трамвае украл. Процитируем слова Жеглова в дежурной части семнадцатого отделения милиции: «Я никогда не вру. А что касается кошелька, то мы то с тобой знаем, что это ты его увел…». Таким образом, истина общеизвестна и доказательств не требует. А вот закон как раз наоборот требует доказательств совершенного хищения. Именно об этом последующий диалог Жеглова и Шарапова про оценку доказательств судом:
- То, что он хоть от имени всех людей на улице действует, но засунутый за пазуху кошелек не принял бы. И Кирпича отпустил бы...
- И это, по-твоему, правильно?
Если внимательно прислушаться к дальнейшему разговору, то ответа на последний вопрос, правильно ли отпускать преступника, в книге и фильме нет. Шарапов говорит про необходимость неукоснительного исполнения закона, Шесть-на-девять – про презумпцию невиновности. Ответом является другой фильм Станислава Говорухина. «Ворошиловский стрелок».
Истина всем известна – трое парней изнасиловали девушку. Законным порядком к уголовной ответственности они не привлечены. Тогда герой Михаила Ульянова приискивает снайперскую винтовку и начинает убивать. Двое убитых и третий сошедший с ума жалости не вызывают. В конце участковый все понимает, находит винтовку и покрывает убийцу. Безумие, полностью оправданное в фильме торжеством истины и справедливостью возмездия.
Закадровый текст в финале «Sie sagt. Er sagt.» оправдывает бессилие правосудия. Это самый короткий путь к беззаконию в виде доброго дедушки из «Ворошиловского стрелка» или такого же из «Der Fall Collini» («Дело Коллини»). Правосудию нужен принципиально другой импульс.
«И я их, выползней мерзких, давить буду, пока дышу!.. И проживу я их всех дольше, чтобы самому последнему вбить кол осиновый в их поганую яму!» – говорит Глеб Жеглов на кухне. Именно этот подход разделяют те, кто соглашается с подброшенным кошельком. Рядом на той же кухне Михал Михалыч мечтает о будущем, не ведая, что таким как он – с героем Михаила Ульянова они примерно в одном возрасте и одном амплуа простых поживших людей – в этом самом будущем без Жеглова придется браться за снайперскую винтовку. Становиться убийцей во имя истины и справедливости.
Таково скрытое значение Глеба Жеглова, не показанное в книге и в фильме, но понимаемое интуитивно. Парадоксально, но именно Жеглов, фактически нарушая букву закона и действуя во имя истины, добавляет к закону справедливую силу, без которой тот становится только буквой, с которой перестают считаться и берутся за оружие. Последнее – путь в никуда. Там только безумие. Ни людей, ни закона, ни истины, ни справедливости.
Свидетельство о публикации №224113001248