Новомученик Димитрий Иванович Подмошенский
Свои родовые корни Подмошенские ведут с территории Красногородского и Островского районов Псковской губернии. Со второй половины 19 века купеческий род Подмошенских стал играть заметную роль в экономической, общественной и культурной жизни красногородского края.
В начале XX века дед будущего святого новомученика, которого звали тоже Дмитрием Ивановичем Подмошенским – владелец имения в 1 стане Красногородской волости Опочецкого уезда. За ним числилось село Станкеево с приселком Плесневка. В Станкееве было 100 десятин земли, в Плесневке – 226 десятин, всего же земли было 2660 десятин, и остальная часть числилась за лесом. В имении применялся шестипольный севооборот, был хороший скот и молочное хозяйство. Имелась водяная мельница.
Дмитрий Иванович владел землями села Анненского в Островском уезде в количестве 804 десятины. Удобной земли было 200 десятин, где существовал трехпольный севооборот. Заведовал имением сам землевладелец. В его распоряжении имелся кожевенный завод, лавка, мельница на реке Великой.
Подмошенские прославились не только своей колоссальной земельной собственностью, но и активной общественной работой и благотворительностью. Одной из важнейших реформ Государя Александра II было создание органов местного самоуправления – земств. Наряду с народным просвещением большое внимание уделялось медицинскому обслуживанию населения. Заметную роль в развитии земских школ и медицинских участков играли попечители. Представители органов местного самоуправления обычно сами подбирали их из среды помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян. Будучи членом Опочецкого уездного собрания, Дмитрий Иванович Подмошенский стал попечителем Красногородского медицинского участка.
«16октября 1894 года при большом стечении народа было совершено освящение нового храма святого Николая Чудотворца в пригороде Красном. Храм был обновлен на средства церковного старосты, красногородского купца Дмитрия Ивановича Подмошенского. Он пожертвовал на позолоту иконостаса, роспись живописью внутренних стен и окраску храма внутри и снаружи 3147 рублей. «Отрадно видеть пример столь усердного служения Церкви Божией и ту любовь, какую оказывает жертвователь к храму Божию, так как еще раньше и теперь им же приобретено для храма не малое количество церковной утвари и различных облачений. И действительно, благолепие храма, в частности изящество иконостаса, в настоящее время выделяет его среди многих сельских храмов,» – писали Псковские Епархиальные ведомости.
В последующие годы Дмитрий Иванович Подмошенский будет неоднократно жертвовать Церкви значительные средства. Более 3000 рублей он передаст на расширение храма в 1903 году. В 1908 году он пожертвовал церкви Михаила Архангела в пригороде Красном 20 десятин земли в сельце Морозово при условии, чтобы треть доходов шло на украшение храма и две трети в пользу причта. Дмитрий Иванович Подмошенский содержал Богадельню на 8 человек.
Отметился род Подмошенских благотворительностью и в Островском уезде. В марте 1882 года купец Дмитрий Иванович Подмошенский пожертвовал Троицкому Собору города Острова два государственных 5% билета на сумму 200 рублей. «С тем, чтобы причт пользовался процентами за чтение акафистов при Богослужении Святой Троице, святителю Николаю Чудотворцу и святой Великомученице Варваре».
Среди жертвователей Троицкого Собора города Острова есть имя островского купца Ивана Подмошенского, сына Дмитрия Ивановича. В сочинении Н.А Панова «Летопись Троицкого Собора г. Острова» читаем: «У левой колонны при входе в храм имеются иконы: … Образ Святителя Николая Чудотворца, великомученицы Варвары, мучеников Ирины, Марии, Адриана, Екатерины и Параскевы – писан на доске длиною в 1,5 аршина, шириной ),75 аршин. На нем серебряная чеканная 84 риза с среброзолоченными венцами. Весом 6 фунтов 55 золотников. Устроена риза островским купцом Иваном Дмитриевичем Подмошенским.
ИВАН ДМИТРИЕВИЧ И КЛАВДИЯ ДМИТРИЕВНА, РОДИТЕЛИ НОВОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ.
В начале XX века общественную деятельность отца продолжили его сыновья. Иван Дмитриевич Подмошенский был членом уполномоченных пригорода Красного мещан в упрощенном общественном управлении, а также членом торговой депутации. Александр Дмитриевич Подмошенский – попечителем Красногородского медицинского участка. В Красногородском крае была хорошо известна благотворительная деятельность купцов Подмошенских.
Иван Дмитриевич благотворил, как и все купечество, многим православным церквям. Особое покровительство он оказывал Спасо-Казанской женской обители, называемой Симанской (по фамилии помещиков Симанских, усилиями которых был открыт монастырь), расположенной недалеко
от Пскова, в городе Острове; при его усердии монастырь процветал, в нем подвизалось до 300 сестер. Мать Дмитрия Ивановича, Клавдия Дмитриевна (урожденная Афанасьева), была из семьи крупных помещиков Острова. Обе семьи, матери и отца, были благочестивы и Богомольны, жертвовали на храмы, благотворили бедным.
Брат Ивана Дмитриевича, Александр Дмитриевич, принимал участие в семейном мельничном деле, они скупали зерно и продавали муку за границу. Семья Подмошенских была глубоко верующей. В доме справлялись все праздники и посты, причем никакой палочной обязательности в этом не было. Семья была гостеприимна и жизнерадостна, строго держалась отчета перед Богом и людьми, что делало обстановку их быта очень привлекательной. В их доме всегда кипел самовар и горела лампада в святом углу.
ДИМИТРИЙ ПОДМОШЕНСКИЙ, ЕГО СЕМЬЯ.
Новомученик Димитрий родился 8 июля 1904 года в городе Острове Псковской губернии Российский Империи в славные годы Царствования святого Русского Царя Николая II Александровича. Он был единственным сыном в семье. С детства он любил музыку, играл на скрипке.
В сентябре 1919 года Дмитрий поступил в Рижское Александровское Ломоносовское реальное училище, на коммерческое отделение; закончил его 13 июня 1922 года.
После революции, когда начались гонения на помещиков, расстрелы, погромы, семья Подмошенских переехала в Пыталово. (Эта часть Псковской области отошла Латвии. С 1925 года Пыталово стало называться Яунтлатгале, в 1933 году стало городом, а в 1938–1945 годах именовалось Абрене). Отец Дмитрия Ивановича уже вел там дела и жил там.
Мать, увидев из окна дома толпу, идущую расправляться с ними, взяла троих детей, извозчика и оказалась, переехав мост, в этой, пока еще свободной от коммунистов местности. Она спасла таким образом жизнь и потеряла абсолютно все имущество.
Дмитрий Иванович помогал во всем своему отцу, прошел все ступени коммерческой деятельности и готовился принять его дело. Пыталово, где они обосновались, было
железнодорожным узлом. Дмитрий Иванович с отцом покупали лен и продавали его за границу. Ему приходилось часто бывать в дороге, следить за обозами. Ежедневно, в любую погоду, стужу и дождь, Дмитрий Иванович ездил за 20 верст в город Корсовку (из-за чего он приобрел ревматизм и лечился серными ваннами в городе Кемари).
22 февраля 1933 года он обвенчался в Благовещенском соборе города Риги с Ниной Александровной (урожденной Фокиной; она родилась 29 апреля 1901 года в Петербурге), происходившей из петербургской артистической семьи, учившейся в Мариинской гимназии.
Дед ее, Михаил Васильевич Фокин, был из купеческого сословия, содержал ресторан при Императорском Яхт-клубе на Крестовском острове. Ее отец, Александр Фокин, был предпринимателем, имел первый в России автомобильный магазин, он, кроме того, руководил в Петербурге им же основанным Троицким театром, где прошумела созданная им оперетта "Иванов Павел", посмотрев которую, Император Николай II попросил показать ее во Дворце, особенно ради болевшего тогда Наследника Алексея Николаевича. За устройство спектакля Император лично поблагодарил его устроителя Александра Фокина и преподнес ему золотые часы.
После 1917 года Троицкий театр был национализирован, Александр Михайлович арестован и сослан в Вологду с женой и дочерью. Переехали в Тифлис, откуда эмигрировали в Латвию. После оккупации Латвии переехала в Германию, а затем в Америку.
Младший брат Александра Михаил был знаменитым танцовщиком и балетмейстером – гордость и слава российского балета. Рано умершая бабушка по матери, Екатерина Филонова, приходилась сестрой художнику Павлу Филонову. Приемная мать Нины Александровны – Александра Федорова – прима-балерина Мариинского театра и основательница латвийской школы русского балета.
Молодожены поселились в Пыталово, где со временем у них появились два дома и писчебумажный магазин.
В семье их появились дети: сын Глеб и дочь Ия.
Дмитрий Иванович был благочестивым человеком с тонким чувством юмора. Очень успешный торговец, он выстроил два дома в Риге, и семья его была обеспечена исключительно хорошо.
В 1930-е годы Дмитрий Иванович отказался переезжать в Америку, так как хотел посвятить себя экономическому развитию России. Будучи православным христианином, он представлял здоровый, талантливый элемент русского народа, который мог бы обогатить русскую культуру. Он имел большие идеи, но не успел развить свою деятельность.
В июне 1940 года Латвия стала советской республикой. Вскоре были национализированы все дома, семью выселили. Начались массовые аресты...
Дмитрий Иванович был арестован в городе Абрене 6 ноября 1940 года, ночью. Когда через некоторое время его жене разрешили свидание, она с трудом узнала своего мужа, так он был изможден. На вопрос, бьют ли его, Дмитрий Иванович утвердительно кивнул головой.
Он был осужден по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР: «за контрреволюционную деятельность».
Приговор: 8 лет Исправительно-трудовых лагерей.
Место заключения: Республика Коми, Воркутинский Исправительно-трудовой лагерь.
17 марта (нового стиля) 1943 года умер в заключении.
Место захоронения: Республика Коми, город Воркута.
Лишь Через 50 лет Международный Красный Крест сообщил родственникам, что 17 марта 1943 года Дмитрий Иванович умер от голода и был сброшен в общую яму в одном из Воркутинских лагерей.
СЫН НОВОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ ИГУМЕН ГЕРМАН ПЛАТИНСКИЙ.
«От плод их позна;ете их» (Мф.7:20).
Маленький Глеб рано лишился отца, которого очень любил, и долгие годы ждал его возвращения.
После 1943 года их семья эмигрировала за границу. Нине Александровне Подмошенской с девятилетним Глебом и семилетней дочерью Ией удалось выбраться из занятой германской армией Латвии в Берлин, вместе со многими тысячами русских обитателей Прибалтики, стремившимися продолжить жизнь в Европе. В возрасте пятнадцати лет Глеб, вместе с матерью и сестрой, после долгих мытарств, приехал в Соединенные Штаты. Им пришлось приложить много усилий, чтобы выжить и сохранить отеческую веру.
Прошли годы, Глеб принял монашество с именем Герман. Не без его влияния и участия принял Православие, а впоследствии и монашество подвижник благочестия иеромонах Серафим (Роуз).
Отцы Герман и Серафим создали миссионерское Братство имени преподобного Германа Аляскинского, основали Свято-Германовскую пустынь в Северной Калифорнии, в Платине, издали много душеполезной литературы на английском и русском языках, издавали журнал “The Orthodox Word”, отец Герман возобновил издание дореволюционного журнала "Русскiй Паломникъ", ставший в годы духовного голода в России большой отрадой для многих.
Нина Александровна умерла 11 декабря 1994 года на руках монахинь Крестовоздвиженского скита при Свято-Паисиевском монастыре и похоронена на кладбище Свято-Германовской пустыни в Платине.
Источники:
1.Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва — Псков: "Духовное преображение", 2005. С.578–579
2. База данных ПСТБИ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.»
3. Юрий Конов. Лица Красногородские.
КРАСНОГОРОДСКИЕ КРАЕВЕДЫ: https://m.vk.com/club14448672
4. Красный город, церковь Михаила Архангела и церковь свят. и чудотв. Николая:
Целиком, с фотографиями, текст здесь: https://payhip.com/b/edFsN
Свидетельство о публикации №224113001299