Ленур Ибраимов - мой лучший друг
Ленур Ибраимов родился 1 октября 1939 года в городе Ялте. Через год после его рождения семья распадается, отец Ибраимов Ваап оставляет Полину Романовскую с двумя детьми.
Мать с детьми переезжают в Симферополь, где она устраивается на работу в «Крымтрансс», по изготовлению сидений автомашин. Говорила, что помнит моего отца, который до войны тоже работал в «Крымтранссе». В Симферополе Ленур окончил школу и был призван на службу в армию. После службы - учеба в Крымском педагогическом институте им. М.В. Фрунзе. После окончания Крымского государственного пединститута он работает преподавателем в училище. Еще студентом, с 1966 года, Ленур печатается в поселковой газете «Черноморская заря» и в районной газете «Ленинец»: это и внешкорровские статьи, и поэтические, и литературные уголки.
В августе 1967 года в Севастополе у меня родился сын Рустем. Через несколько дне, отметив рождение сына я приехал в Симферополь. Каждый свой приезд в Крым с 1961 года, я всегда приходил в Симферополе к дому по ул. Гоголя 52/18 – Крейзера, бывшая до войны ул. Будённого, в котором родился. От дома прошелся до центра.
Там, где сейчас находится украинский театр, находился небольшой уютный скверик. Сел на скамейку в задумчивости. Сидевший там же парень, моего возраста, подсел ко мне рядом на скамейку. "Ты крымский татарин" - спросил он без предисловия. С таким вопросом ко мне уже обращались не раз крымские старожилы и оставшиеся дети от смешанных браков. Массового приезда ещё не было. Приезжали только на отдых в отпуск. "Ленур" - представился он и добавил: - "Ибраимов". "Да, Руслан Эминов":- ответил я. Пригласил в кафе в скверике на углу улиц Кирова и Р. Люксембург. Повод был - знакомство и рождение моего сына.
У него был сын Алексей, родившийся 18 мая 1966 года. Я уже был участником национального движения в 1966 году выезжал в Москву представителем от жителей Орджоникидзевского р-на Ташкента поселков Ташавтомаша и Кибрая и поведал о возможно скором решении нашего национального вопроса и возвращения народа на родину. Я тогда не предполагал, что ещё предстоят долгие годы борьбы и трудов. Тогда же он зачитал: - "Ильич, сбрось бронзу и гранит, восстань из мрамора немого". С этого дня началась наша поистине духовная - братская дружба. Все его письма начинались словами "Брат мой! Друг мой!" Я ещё тогда не знал, как эта встреча на долгие годы соединит нас.
10 сентября закончился мой отпуск, и я возвращался в Ташкент на прилетевшем из Ташкента самолете. Прохожу на своё место и вижу, на моем сидении лежит газета "Правда Востока" за субботу 9 сентября и в ней "Указ Верховного Совета СССР" от 5 сентября 1967 года "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму".
Указ сразу бросился в глаза, я взял газету с трепетом, слезы застлали глаза, сел и сквозь слезы прочел Указ. Сразу почувствовал подвох, непорядочность, точнее подлость изданного Указа, после обещаний Андропова, что въезд в Крым, будет рассмотрен Политбюро отдельно, и наши надежды на торжество справедливости.
Как бы то ни было, приехав в Ташкент, я оформил "рацпредложение" на крупную по тем временам сумму в 1300 рублей, раздал часть, кому положено, осталось 360 рублей, оформил расчет.
Эльмира с детьми оставалась в Севастополе. С трудом прописал маму в Ташкенте в свою квартиру, и вылетел 18 октября 1967 года в Крым.
В Крыму велось усиленное строительство переселенческих домиков, шло плановое заселение Крыма, но только из городов и районов Украинской ССР. Строителей явно не хватало, принимали на работу самостоятельно приехавших. Поехал устраиваться на работу в Крымсельстрой, к этому времени у меня был стаж работы с 1955 года из них в строительстве с 1958 года, а с 1963 года начальником Наманганского участка спецработ и переведен в 1964 году начальником Чирчикского участка спецработ. С 1967 года начальником ПТО в Ташкенте. Объездил все ПМК. Во всех ПМК были доски с указанием фамилий, должностей и образования инженерно технических работников.
Шел в милицию на прописку, мне говорили: - "вначале устройся на работу, потом прописка", круг замыкался. В "Межколхозстрое" по ул. Желябова №24 мне вначале предложили поехать в Белогорск главным инженером, но потом, когда узнали, что я крымский татарин, отказали, сказав, что туда, оказывается, присылают специалиста из Киева, и предложили мне работу прорабом в Бахчисарае. При этом было сказано: "У нас есть работа прораба в Бахчисарае, но Вы наверно не согласитесь". А когда я дал, не задумываясь, свое согласие, мне отказали, сказав, что надо будет месяц подождать, а когда я предложил месяц работать на любой работе, мне отказали категорически. Только в Симферополе в ПМК-3 "Крымсельстроя" по ул. Крайней№46 начальник ОК некий Мангупли сказал по-татарски в переводе: - "Что ходишь и морочишь голову себе и другим, хоть ты золотой специалист, знай, что татар здесь не прописывают". Приезжая в Симферополь, я всегда останавливался у Ленура. К этому времени в Крым уже приехали более ста крымских татар, со многими тогда познакомился. Многие из них переночевали в однокомнатной коммунальной квартире Ленура, где он жил с женой Люсей и сыном. Иногда у него ночевало до пяти - шести человек, Люся с ребенком уходила к родителям. В этой же квартире в другой комнате жила мать Ленура Полина Романовская с дочкой Лёлей (Ольгой Вааповной) и внучкой Викой (дочкой Ольги). В их комнате ночевали женщины. Сколько людей прошло через их квартиру, помнят ли они о Ленуре и тёте Поле? Их дом снесли, он стоял в центре Симферополя с большим двором на улице Некрасова №3 (до 1947 г. Малобазарная). Сейчас на этом месте 113 квартирный дом з-да Фотон, а сами они лежат с 1986 года на Абдале. Как-то зимой 1968 года мы втроем, я Ленур, Ремзи Ибраимов, бывший шофер секретаря горкома партии города Чирчика, зашли в горотдел милиции и слышим татарскую речь, к этому времени кроме нас с Ремзи в городе татар не было, все не устроенные уехали. Говорили на татарском языке в конце темного коридора, подошли поближе, говорившие прервали свой диалог, а мы увидели двух милиционеров. Караимы и старожилы деревень русские, хорошо владели крымско-татарским языком. С Ибраимовым Ремзи мы ездили по деревням Альминской долины, он собирал сведения о своем отце Ибраимове командире партизанского отряда, жил тогда в комнатке у бывшей секретарши своего отца по улице Володарского, которая, чтя память его отца, приютила его. Не знаю как, но Ремзи познакомился с Вадимом Константиновичем Гарагулей и познакомил нас с Ленуром. У Гарагули дома было полное собрание "Известий Таврической Ученой Архивной Комиссии". Знакомство с Гарагулей, у которого ещё прадед был врачом в Крыму и очень сочувствовал крымским татарам, что и передалось ему через поколения, очень обогатило нас в знании нашей истории. Всё же Ремзи добился своего и прописался в Симферополе, правда, слышал, что летом 1968 года его побили татары, как "шпиона". Он выдавал секрет, что татары хотят вернуться в Крым. Среди наших, начиная с 1961 года, была сильно развита шпиономания.
В феврале 1968 года моей жене сделали в Симферополе операцию, удалили почку, я остался с детьми. К весне кончились средства, из Ташкента мои соратники Риза-ага Умеров и Ибриш Асан сообщили, что намечается большая делегация в Москву. Просили подключиться и возглавить группу наших представителей от Орджоникидзевского района Ташкентской области. Делегация была приурочена к 18 мая, 24-той годовщине выселения татар из Крыма.
Я выехал в Симферополь, остановился как всегда у Ленура и как всегда проговорили всю ночь. Утром проводил на вокзал. Вместе с Чирчикским представителем Шевкетом Абибуллаевым на поезде 10 мая выехали в Москву.В 1967 году после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, проживающих в Крыму» стали прибывать первые крымские татары, решив, что им теперь открыта дорога в Крым, приехали в Симферополь. Молодые люди избирали местом своих встреч парк маленький скверик недалеко от дома, где жил Ленур и он выходил навстречу этим людям, предлагал им приют и кров в своей крохотной комнатушке. Его стихи стали распространятся среди приехавшей молодёжи, и он активно включается в работу инициативной группы.
В 1968 г. Ленур написал заявление в паспортный стол с просьбой изменить в своем паспорте национальность «русский» на «крымский татарин». 8 апреля 1968 года в информации Секретаря Крымского обкома М. Кириченко в ЦК КПУ: «Отдельные подстрекатели из числа лиц татарской национальности (Умеров Искандер, Ибрагимов Ленур и другие) распространяют среди местного населения идеологически вредные документы, тенденциозно освещающие решение национального вопроса в СССР, а также другие провокационные сведения о готовящихся враждебных акциях и антиобщественных действиях со стороны татар весной 1968 года. Так, например, распускаются слухи о том, что якобы подготовлено 20 татар, которые принесут себя в жертву (самосожжение, самоубийство) в знак протеста против чинимых в Крыму препятствий в их поселении и трудоустройстве».
ЦДАГО України.- Ф. 1.- Оп. 25.-Спр. 72.- Арк. 6-13. Оригінал.
Классика, актуальна во все времена. В 1968 - 69 годах из Узбекистана был организован "оргнабор" в сельские районы Крыма из крымских татар. Но, нашлись семьи, прибывшие по оргнабору, получили все подъемные и льготы, но не могли прижиться в сельской местности и вернулись в Узбекистан. Эти факты очень огорчили и возмутили Ленура, на что он написал:
"Предателям" (тем, кто покинул Крым)
Мещане, провокаторы, иуды
Мне говорят: «Забудь о слове Крым.
Татарин крымский был и есть, и будет
Ограблен, оклеветан и гоним».
Они - безмозглые, как псы сторожевые,
По мановенью чьей-то злой руки,
Продажные, обманутые, злые –
Как жала, распустили языки.
Грязь клеветы, запугиваний холод, -
Как это сталинским, отвергнутым разит!
Но мой народ прошел сквозь смерть и голод
И приступ этой своры победит.
Неверующий, слабый - прочь с дороги!
Мещане и предатели, - молчать!
Нам через все невзгоды и тревоги
К родному дому в милый Крым шагать.
От имени бесправного народа,
От имени погибших и живых
Я проклинаю каждого урода,
Кто сам отрекся от долин родных.
В октябре 1968 года работники Управления КГБ при СМ УССР по Крымской области проводят продолжительный, многочасовой обыск на этой квартире и изымают «документы, записи и иные предметы». После моего отъезда в Москву Ленур тетради с отобранными стихами передаёт Айше Сейтмуратовой по её просьбе для размножения и ознакомления с ними соотечественников. Несколько тетрадей копий передаёт товарищу на хранение. Но по возвращению узнаёт, что когда его арестовали, товарищ, с перепугу, эти тетради сжёг. Сейтмуратова в Ташкенте училась в аспирантуре Института истории АН Уз.ССР и жила в академгородке, получив тетради Ленура, отложила их и приступила к печатанию книги Солженицына. По доносу о попытке распространения произведения Солженицына у неё производят обыск и обнаруживают тетради со стихами.
В ночь с 17 на 18 мая 1971 года откомандированный из Ташкента сотрудник КГБ при Совете министров УзССР Чернов Андрей Федорович, совместно с сотрудниками соответствующих органов по Крымской области производят повторный обыск на квартире Ленура, изымая огромное количество тетрадей со стихами и другой материал.
Накануне дня рождения сына, Ленур работая обвальщиком в колбасном цеху фабрики-кухни в Симферополе, прихватил с собой шмяк мяса, обнаруженный, при личном обыске. Крымские КГБешники сразу ухватились за мясо, как за дополнительную улику, но Чернов отбросил в сторону, и сказал: «Это к делу не относится», Ленур вспоминал этот эпизод с благодарностью к Чернову, кстати о нём осталось хорошее мнение у многих активистов, но его вскоре изгнали из КГБ Узбекистана и он работал экспедитором химчистки.
Ленура увозят в Узбекистан и 30 июля 1971 года в Ташкенте состоялся суд над Айше Сейтмуратовой и Ленуром Ибраимовым. Ленур был приговорен к двум годам лишения свободы по статье «за изготовление и распространение материалов, порочащих существующий государственный строй». Отбывал срок в лагере пя/уя 64/4 «г» Ташкентская область Янгиюльский р-н пос. Зенгиата.
Его дневник трудно читать без содрогания, какие унижения он претерпевал, особенно потрясает его голодание. Мы с Эльмирой несколько раз передавали ему «передачки», но всё принимали с ограничениями. У меня сохранился список принимаемых продуктов.
Перед отправкой на поселение в Дехканобад
В апреле 1973 года, его перевели на поселение в поселок Дехканабад Среднечирчикского района, Ташкентской области. Ему позволили приехать ко мне, и мы гуляли по Ташкенту, где мне удалось сделать несколько фотографий, забрал тетради со стихами и все переписал, они легли в основу книги.
После отбытия срока Ленур вновь активно включился в группу «инициативников» совместно с Эбазером Сеитваповым.
У нас завязалась активная переписка, очень жаль, что только часть писем со стихами сохранились.
Не думал, что они явятся бесценным материалом для будущих исследователей его творчества.
РУСЛАН ЭМИНОВ
Для справки.
Мы с Ленуром были очень духовно близки, пожалуй, ни у него ни у меня больше в жизни не было более близких душ.
Я собрал почти все его стихи, распространял после его смерти, отпечатав на старом компьютере «АГАТ». Он мне писал, что занимается редактированием и подчисткой своих стихов. Я искал отредактированные, но вследствие его скитаний после развода с женой, в последние годы жизни без определенного места жительства, сестра Ольга отказала ему в прописке в доме оставшемуся ей в наследство по проспекту Победа, подлежащему под снос.
В изданной книге Ленура «Разорвать своё сердце на части» были использованы мной напечатанные стихи, которые я сдавал в библиотеку «Гаспринского». Составители их изъяли, остались в папке только часть писем. Обратите внимание, моё имя нигде не упомянуто, хоть я для книги давал свои воспоминания.
В 1967 году, после издания Указа от 5 сентября 1967 года, ещё не зная его подлинной подоплёки Ленур, никогда не впадавший в пессимизм, окрылённый написал: -
«Нет, сколько ты народ ни угнетай,
Ни строй решеток в дальнем заточенье,
Он все равно придет в родимый край
Сквозь тысячи и тысячи мучений».
В одном из обращенных к жене, Ленур напишет, что увело его от обычной жизни серенького человека, не желающего рисковать сытым благополучием и спасительной похожестью на других людей.
«Я не могу отдаться без изъятья
Безумной прихоти своих страстей
Когда вокруг меня звучат проклятья,
Свистят бичи, давит позор цепей.
Меня зовут. Прости же, дорогая,
В последний раз друг друга не кляня!
Люблю тебя!... Но для родного края
Я должен жизнь отдать. Не жди меня...»
Полный комплект стихов я передал Сеитумеру Эмину, он обещал отредактировать и опубликовать, но в 1996 году у него выкрали готовый к печати роман. Я был у него и он плакал навзрыд, как -будто потерял самого близкого человека. На столе он оставил пять машинописных экземпляров, выехал в Новороссийск, ещё раз обдумать написанное, перед сдачей в печать, ему позвонили и сообщили, что его обокрали. Приехав в Симферополь, Сеитумер-ага обнаружил, что были выкрадены только все бумаги, вырезки из газет, черновые наброски и т.п. Восстановить написанное, он уже не надеялся.
По его рассказу, у него был конфликт с Мустафой Джемилевым, а в романе, посвященном зарождению и развитию национального движения были охвачены многие участники, но не было Мустафы, поэтому Сеитумер-ага считал, что ограбление совершили люди Мустафы.
Кроме Ленура мне был близок Роллан, но он ко мне относился патерналистски, действительно это меня не обижало, его эрудицию я признавал.
Стихи Ленура Ибраимова пронизаны высокой гражданственностью и беспредельной любовью к Родине.
В одном из писем ко мне он в частности пишет:
«Еще сильнее верю в чудо:
Развеет наш злосчастный рок.
Христос, Аллах, Конфуций, Буда,
Или другой какой-то Бог.
Мечта моя — мой сон и пища,
Моя отрада, мой уют,
Мое небесное жилище
И вдохновеннейший мой труд.
Сколько стихового хлама переворачиваю!!!
Сколько его реанимирую, шлифую, придаю форму и содержание. Несмотря на то, что около десятка общих тетрадей пропало у меня, однако с удовольствием смотрю на горы непочатой работы и с горечью вспоминаю свою непростительную летаргию.
А иногда сетует: - «Но вот словно цунами, слово ток проходит через всё моё нутро и властно требует: ПИШИ! Иногда это случается в электричке, иногда ночью.
В общем какой-то цикл!
Благо ручка всегда со мной. Потребность властная, утробная потребность писать.
Уверен: будь у меня такие условия, как у писак прошлых столетий, …… т.е. масса времени и немного средств…. Не ручаюсь за качество, но количеством в грязь не ударил. Повседневность притупляет, но не убивает (уже более четверти века!!!) мою духовную искру. Характерно, что чем больше я "бездельничаю" в отпуске, в выходные, тем чаще хочется писать. Тем накопилось масса, но "вдохновение мгновенья не терпит серой суеты".
В его стихах любовь к родине, философские размышления о поэтах прошлого, боль о состоянием общества в настоящем времени и мечтой о будущем человечества.
А шар земной войною полыхает.
Незримая и зримая война,
беззубою улыбкой усмехаясь,
Свои диктует жизни времена.
В природе всё проникнуто враждою.
Борьба природе вечная нужна.
Но человек … чего тогда он стоит,
Коль выше разума война?
В осенний день, под солнечные блики,
Собрать оружие из стран
И сбросить разом в Тихий океан,
И станет он поистине Великим!
Но человек рожден повелевать,
Пристрастен к праздному разврату;
И раб идёт громить и убивать
Раба, несчастного собрата.
И как завещание:-
«Я не плачу, жалеть не жалею!
Но боюсь хуже смертного дня,
Что душой отгорю, отболею
И умру и ... не вспомнят меня.
В эти дни роковой круговерти
Каждый мизерным занят, своим...
Мне при жизни не надо бессмертья
- Фимиама обманчивый дым.
Буду счастлив я, верьте, не верьте,
Да, счастливее многих живых,
Если вспомнят уже после смерти
Не меня, а мой искренний стих».
Все изъятые стихи исчезли. Запросы в Генпрокуратуру Узбекистана закончились отписками.
Обыски у Ленура Ибраимова
ПРОТОКОЛ обыска
На квартире ИБРАИМОВА ЛЕНУРА 11 мая 1971 года
Мл. советник юстиции Рудерман
УОКГБ Беспалов М. С., Фомин Б. Е.
Чернов Андрей Федорович
Изъяты:
1. Записная книжка со стихами «Редко кому удается прожить свою жизнь, а не чужую» заканчивается словами «на рубеже улыбки и слёзы»
2. Записная книжка со словами «А как у Вас с гражданкой честью» последнее слово «Предложение»
3. Общая тетрадь начинается стихами: «Сталин» и заканчивается «в ладонях беспристрастных несу»
4. Общая тетрадь со словами «И всё мне, кажется, придет» и заканчивается «Орлы умирают в борьбе»
5. Ученическая тетрадь с надписью «Сын сохрани на всю жизнь 10/Х – 71 г.»
6. Общая тетрадь:
П. Григоренко «О Русь когда ж …. И заканчивается «Тюрма политическая»
7. Общая тетрадь со стихами «Сегодня, завтра и всегда»
8. Блокнот – календарь 1960 г. со стихами «Мысли, слово и рифма. Заканчивается «собрав урожай, поле вспашет»
9. Листок со стих. «Как часто еще бывает…» заканчивается «на перевал»
10. Стих «Милый Крым»
11. Стихи П.Г. Григоренко «В пылу боёв»
12. Стих «Прощанье с летом»
13. 2 листа со стихами: «Что нового покажет нам Москва»
14. Стихи «Чем я могу тебе помочь
15. Стихи «Истории нужно умереть
16. Стих ЛЕНИНУ Ильич сбрось бронзу и гранит
17. Стих «Ни жить, ни унять…
18. Стих «Мой друг везде
19. Ученическая тетрадь
20. Стихи словами Зарываюсь в твои чертоги…
ПРОТОКОЛ (обыска)
Следователь Управления КГБ при СМ УССР Крыма
Л-т Коваль оперуполномоченный к-тан Фомин
Ул. НЕКРАСОВА 3 кв. 56
С 11-30 до 16-00
1.Тетрадь 75 листов коричневая с датой 15.Х.58 г.
Со стихами «Дневник тебе я завещаю … заканчивается «только я верю не выжить тому. Кровью чувств ласкать чужие души». На листе 3 имеется стих «В стране Советов я свободен очень» и заканчивается «с угрозой на меня покосится жандарм»
2.Тетрадь общая 92 листа коленкоровая в тёмно-синяя начинается словами «Хочется жизнь посвятить рифмам» и заканчивается «участь смягчают под звон кандалов».
На титульном листе дата 13.П.59 г.
3.Общая тетрадь синего цвета коленкор 87 листов в клетку 8.У.59 г. со стихами нач. «Только я верю не выжить тому, кто разлюбил. Заканчивается «Лучше быть глупцом, как все, нежели умным, как никто.
4.Общая тетрадь в картоновом переплете светло коричневого цвета объемом 66 листов в клетку имеется дата 11. Г. 60 г. Начинается словами «На словах богатство презираешь»… заканчивается «Никому неведомо, что живу я как поэт».
5.Двойной лист в клетку: «Не говорите мне, он умер» заканчивается «А каждое насилье правомочно»
ПРОТОКОЛ
По ул. Проводников № 19/м
С 17-00 до 20-00
1.Записная книжка коричневого цвета 35 страниц начинается словами «Книжный магазин, светлое уютное здание» заканчивается «Голду… стр.124
2.Три листа 31х21,5 стихотвор. «История» «О лира осени, о зимняя строфа. Заканчивается словами «Народной кровью праведной забрызган».
3.Текст на пишущей машинке
4.Двойной лист стихами «Не говори мне он умер заканчивается «То жертвы сталинистов протестуют»
5.Портативная машинка «Олимпия»
01.10.16 12:12 Севастополь
Свидетельство о публикации №224113001417