Исповедник веры 15. Духовные размышления о служени

Исповедник веры 15. Духовные размышления о служении святых Ангелов роду человеческому.
Ольга Пономарева, Елена Кибирева
Перепечатано из архива отца Григория
Духовные размышления о служении святых ангелов роду человеческому
 
Дорогие брат и сестра во Христе!
Помните всегда, какая нам дана небесная защита в лице святых Ангелов.
При святом таинстве Крещения каждому христианину дается святой Ангел-хранитель. Помните же, насколько нам близок и дорог святой Ангел-хранитель, и берегите общение с ним в молитве.
Мы, жители сей земли, призваны быть небожителями. Чтобы наследовать чертоги Ангелов, мы должны приобрести ангельскую доброту, чистоту, святость,  ибо души праведных должны занять место падших ангелов, то есть демонов, которые лишились блаженства общения с Богом; души праведных земных людей наследуют это блаженство, эту радость — быть всегда с Богом.
Ангел-хранитель — наш всегдашний заступник, защитник, но и грозный обличитель за праздно проведенную земную жизнь. Вот почему и дается каждому христианину при святом Крещении святой Ангел-хранитель. Ангелы помогают верующим людям, живущим в мире, в делах духовных и сохраняют их телесную жизнь.
***
Святые Ангелы являются близкими неусыпающими защитниками, руководителями душ человеческих на пути к достижению Царства Небесного.
Слово Ангел означает «вестник». Ангелы посылаются человеку Богом для того, чтобы возвестить Его волю. В Книге Бытия мы читаем о служении Ангелов.
Авраам из послушания Богу приносит в жертву сына своего Исаака, но в самый момент приношения Ангел удерживает его руку от заклания этой жертвы.
Ангелы спасли Лота с семейством от погибели в нечестивом городе, обреченном на сожжение.
Пророк Даниил, находясь во рве львином, был чудесно спасен Ангелом.
Ангел Господень хранил пророка Илию от покушения на его жизнь нечестивой царицы Иезавели. Он доставлял пророку Божию пищу и питие, когда тот скрывался в пустыне.
Ангел Божий сохранил от огня трех святых отроков еврейских в Вавилоне, брошенных в разженную печь.
В Новом Завете, в Святом Евангелии мы читаем, как Ангел Господень руководил благочестивым старцем Иосифом, обручником Пресвятой Девы Марии, посылая его в Египет с Богомладенцем и Матерью Его, чтобы избавить от смерти новорожденного Спасителя.
В книге Деяний Апостольских читаем в главе 12-й следующее. Царь Агриппа дал приказ схватить апостола Петра и заключить в темницу. Апостола ввели под своды крепкой тюрьмы, двумя цепями, наложенными на руки, он был прикован к двум стражам своим, и  четыре четверицы (16) воинов составляли караул. Опечаленные христиане понимали опасность своего положения. Но они помнили обещание Спасителя, что врата адовы не одолеют Церкви, созидаемой на исповедании Петра, и прилежно молились об избавлении Петра как любимого брата, как человека, жизнь которого весьма нужна была для Церкви.
Избавление могло быть только сверхъестественное, ибо намерение врагов было решительное. Верующие не имели никаких средств, но для силы Божией нет ничего невозможного. В ночь накануне того дня, в который Агриппа готовился отнять у Церкви ее светильника, Петр спокойно уснул, лежа между двумя воинами, к которым был привязан цепями.
Стражи со всею исправностью стерегли темницу у дверей. Вдруг в темницу явился Ангел Господень — и свет осиял здание. Ангел пробудил Петра и сказал: «Встань скорее!». С этими словами цепи упали с рук апостола. Ангел снова обратился к нему: «Опояшься и обуйся... Надень одежду твою и иди за мной».
Апостол повиновался. Внезапно пробужденный от глубокого сна и пораженный чудесным явлением, Петр никак не мог привести в порядок свои мысли и не понимал, что с ним происходит: сон это или действительность? В таком состоянии он был выведен небесным проводником из темницы, мимо первой и второй стражи — в железные ворота, которые сами собой отворились. Ангел провел полусонного Петра по улице города и исчез. Вскоре, придя наконец в себя, апостол воскликнул: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода!».
Из всего прочитанного о чудесном спасении апостола Петра почерпнем  великую и утешительную истину: на всех путях Божиих нас охраняют бесплотные ангельские силы. Всегда предстоя пред Лицом Вседержателя, они, святые Ангелы, заботятся о нас, земнородных, чтобы и мы, подобно им, любили Бога всею душою своею, служили Ему всеми силами своими и таким образом достигали вечного спасения.
***
Святые Ангелы, исполняя волю Господа на Небеси, внушают и нам благие мысли и желания, предостерегая нас от искушений и соблазнов. Своим неустанным и всегдашним заступлением они охраняют и подкрепляют христиан в трудных и неодолимых обыкновенною силою обстоятельствах.
Вспомним еще один случай заступничества святых Ангелов из жизни великого подвижника, преподобного Кирилла Белоезерского.
Преподобный строил монастырь. Все соседние жители удивлялись успеху постройки и считали Кирилла великим богачом. При такой молве один корыстолюбивый помещик собрал своих слуг и отправился в ночь ограбить монастырь. Подойдя к ограде, злоумышленники увидели, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями.
Разбойники до самого утра ждали, что эти воины уснут, но, не дождавшись, так и отправились домой ни с чем. На вторую ночь злоумышленники снова пришли, как ночные тати, к стенам монастыря, но заметили еще большее число воинов и опять без успеха возвратились. Когда наступило утро, помещик послал своего слугу в обитель, чтобы узнать, какой полк стоит в монастыре и долго ли они там пробудут? Возвратясь, посланец сообщил помещику, что вот уже больше недели, как в монастырь не захаживал ни один богомолец, а не то что многочисленное войско... Тогда помещик понял, что монастырь охраняют Ангелы Божии, и раскаялся в своем намерении.
***
Святые Ангелы служат в христианской Церкви со дня ее образования. Многочисленны примеры из жизни святых мучеников, исповедников за веру Христову, когда они, будучи измучены, истерзаны телесно, брошенные в темницу, получали от явившегося ночью Ангела дивное исцеление своих ран.
Великие подвижники, посвятившие себя молитве — духовному созерцанию — сподоблялись явления Ангелов, научения от них молитвам и правилам духовной жизни. А сколько простым верующим людям, живущим в мире, Ангелы помогают в делах духовных и сохраняют их телесную жизнь!
Святые Ангелы являются близкими неусыпающими защитниками и руководителями душ человеческих на пути к достижению Царства Небесного. Но нужно быть внимательным к себе, чтобы принимать ангельскую помощь. Вот что говорит об этом, весьма поучительно, Филарет, митрополит Московский:
«Как в видимых своих явлениях святые Ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных человеков, так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия.
Не случается ли, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг как молния просиявает чистая, святая и спасительная мысль, так что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу?
Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то и сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас?
Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуемся, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом удаляем от себя хранителей наших» («Слова и речи» Филарета, митрополита Московского).
***
Не оставляют нас святые Ангелы-хранители и при нашем переходе из жизни временной в жизнь вечную.
«Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, — говорит святой Феодор Студит. — Размышляй о самом разлучении души от тела — разлучении, которое будет под начальственным смотрением своего Ангела».
Потому и Святая Церковь заповедует нам обращаться к Ангелу-хранителю с такой молитвой: «Прежде оного (Страшного — авт.) Суда не забуди раба твоего, руководителю мой. Покрый мя, исходяща от тела, еже не видети мерзския лица демонския» (канон Ангелу-хранителю).
Мы веруем, таким образом, что присутствие Ангела-хранителя и его радостный, светлый взор облегчают тяжелые минуты разлучения души с телом и успокаивают доброго христианина, не лишившего себя этой последней на земле небесной помощи.
Верует Святая Церковь и в то, что Ангел-хранитель бывает покровителем христианской души и по разлучении ее от тела — во время прохождения ею мытарств. Поэтому и молится каждый из нас, христиан, Ангелу-хранителю: «Буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютого миродержца» (канон Ангелу-хранителю).
Верующая христианская душа ждет от своего Ангела-хранителя утешения и помощи и в тот Страшный день, «егда поставятся престоли и книги разгнутся, и ветхий деньми сядет и судятся человецы, и Ангели предстанут, и земля восколеблется, и вся ужаснутся и вострепещут»(канон Ангелу-хранителю). «Тогда, — молит христианин, — твое человеколюбие на мне покажи и избави мя геенны, Христа умоляй…  Егда трубный страшный глас имать мя от земли воскресити на суд, близ мене стани тогда тих и радостен, надеждою спасения отъемляй мой страх» (канон Ангелу-хранителю).
***
Итак, дорогие брат и сестра во Христе!
Возблагодарим Господа, даровавшего нам в лице святых Ангелов столь благодетельных, сильных и скорых заступников и помощников.
Памятуя о том, что при каждом из нас есть Ангел-хранитель, который назирает наши поступки, радуется нашему преуспеянию в добродетели и скорбит о наших грехопадениях, будем ограждать себя от злых намерений и действий. Будем помнить, что этими поступками, как пчел дым, мы отгоняем от себя Ангелов, и тогда к нам получают доступ злые духи, всегда готовые устроить нам вечную погибель.
Но, к сожалению нашему, мы часто не примечаем благотворной близости к нам Ангелов, не чувствуем благодеяний наших незримых хранителей — все это зависит от нашей греховной нечистоты и невнимательности к себе.
***
Христианин!
Когда в минуты гнетущих тебя мрачных мыслей и тоски ты мгновенно озаришься светлой мыслью, успокаивающей твою душу, знай, что эту мысль посылает тебе Ангел — твой верный наставник.
Когда в  твоем холодном ко всему святому и доброму сердце вдруг возгорится любовь к Богу и добру, пойми тогда, что это — действие Ангела мирна, и спеши выполнить твое благое желание.
Когда над головой твоей пронесется страшная опасность, когда ты, сверженный с высоты, останешься цел и невредим, вспомни, что и над тобой сбылись слова Писания: «Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (ср. Мф. 4; 6).
Внимательно нужно разбираться в своей жизни, в своих поступках, делах, — и тогда явно увидим, что служит нам препятствием духовно чувствовать близость Ангела-хранителя.
Мы больше живем по плоти, а не по духу, и весьма мало заботимся о раскрытии и усовершенствовании благороднейших способностей и сил нашего духа и сердца. Теряясь в предметах чувственных, бегая за призраками удовольствий, мы редко своими мыслями и желаниями возвышаемся до мира духовного, но б;льшую часть нашей жизни проводим среди рассеянности и забот суетной земной жизни.
При таком преобладании чувственного над духовным, конечно, нельзя и надеяться, чтобы мы безбедственно могли проходить путь нашей жизни. И это не потому, чтобы не было у нас Ангелов-хранителей, всегда готовых охранять нас от бед и напастей, и не потому, чтобы природа человеческая не способна была к близкому общению с ними как существами духовными, — но потому, что, сделавшись чувственными, плотскими, тем самым мы утвердили средостение между нами и царством чистых духов, так что все их благотворные на нас действия остаются для нас неощутительными. А если по временам, в минуты уединения и успокоения от житейских сует и забот, и слышатся в душе нашей их спасительные вещания, мы, считая их случайно возникающими в нас собственными нашими мыслями и чувствами, не обращаем на них должного внимания и не пользуемся ими, и, таким образом, при всей помощи Ангелов, мы остаемся по собственной вине своей беспомощными.
Люди благочестивые, которые, стяжавши власть над вожделениями плоти, в уединении от шумного мира упражняли свои бессмертные силы в размышлениях и созерцаниях духовных, живо ощущали близость к себе Ангелов-хранителей, слышали внутри себя спасительные глаголы их, беседовали с ними в сновидениях, пользовались их наставлениями и покровительством и при всех препятствиях неуклонно шествовали к своему высокому назначению.
Итак, — вот причина, почему многие из нас не получают помощи от Ангелов-хранителей.
Разорвем узы чувственности, привязывающие нас к земле. Восстановим ниспроверженное страстями владычество духа над плотию, дадим правильное направление всем нашим способностям; будем чаще входить в самих себя, углубляться в размышление о предметах невидимых, духовных, вечных, достойных существ мыслящих. Тогда мы живо ощутим близость к себе Ангелов-хранителей. Вступим  с ними в спасительное общение — и небесный свет их прольется по всем мрачным стезям нашей жизни. Если Ангелы суть существа чистейшие, святые, всеми силами устремленные к одному доброму и совершенному, то для того, чтобы вступить с ними в ближайшее общение, мы должны стараться не только препобеждать в себе чувственные вожделения и страсти, но и очищать себя от всех нечистых мыслей и желаний, и преимущественно от возненавиденной пред Богом и человеками гордыни. «Гордость ненавистна и Господу, и людям, и преступна против обоих» (Сир. 10; 7).
***
Мы должны непрестанно стремиться к нравственному совершенству и святости. Это необходимо, и эта необходимость очевидна для каждого, кто только вникает в основание дружеских связей между людьми. Ибо что сближает их между собою? Одна ли только одинаковость их природы? Нет.
Взаимные связи их утверждаются на сходстве их нравов, характера и правил, которыми они руководствуются в своей деятельности. То же самое должно быть положено в основание дружеского общения нашего с Ангелами. И только тогда мы сможем иметь в них своих друзей и покровителей, когда будем подражать им в их святых расположениях и действиях.
Расположения и действия, не сообразные с чистотою и святостью их нрава, удаляют их от нас. Тот, кто не мыслит, яже суть Божия, и во всех желаниях и действиях своих имеет не Бога, а самого себя, тот не может быть другом Ангела, свято хранящим вечный Закон Святейшего. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Если и мы, при всей своей нечистоте и испорченности наших нравов, убегаем сообщества с людьми порочными, своенравными и надменными, тем паче невозможно такое общение для Ангелов как существ чистейших и святых. Потому-то псалмопевец и говорит, что Ангелы Господни ополчаются окрест боящихся Его, то есть вокруг тех, которые, всегда имея в сердце своем страх Божий, убегают всего преступного и богопротивного и всем существом своим обращены к небесному, вечному, святому.
***
Итак, дорогие христиане! Какое блаженство иметь в жизни спутниками и хранителями Ангелов Божиих, сильных крепостию! Не умедлим воспользоваться этим блаженством. Обратим ум и сердце наше от видимого к невидимому, от чувственного к духовному.
Будем стараться ходить достойно звания, в которое призвал нас Бог. Будем жить как существа бессмертные, не имеющие зде пребывающего града, но грядущего взыскующия: тогда Ангелы небесные подадут нам, как братьям своим, руку помощи во всех трудных обстоятельствах и будут сопутствовать нам и охранять нас на всех путях наших, да никогда преткнем о камень ноги наши.
Надо помнить, что Ангел-хранитель — наш всегдашний защитник, но и грозный обличитель за праздно проведенную земную жизнь.
Многие могут подумать: «Ведь мы не видим этих Ангелов». Да, видеть их как носителей небесной славы мы по своей греховности не видим, но чувствовать их попечение мы можем. Просмотрите ход своих мыслей: какой поток то грязных, худых, то добрых, святых мыслей проносится в нашем сознании — все это не просто, не случайно. Сердце человеческое — как поле, на котором ведут состязание духи злобы с добрыми Ангелами: те и другие влагают свои мысли. А человек как свободное разумное существо может делать выбор из этих предложений.
Ангел-хранитель горько плачет, когда видит, что человек не внемлет его добрым внушениям, а стремится к злу и погружается в бездну греховную. И, наоборот, великая бывает ангельская радость об обращении одной грешной души на путь праведной жизни.
***
Итак, дай Бог, чтобы весь этот прочитанный духовный материал не был забыт, а, наоборот, воспринят и отложен глубоко в памяти. Трудиться надо — чтобы каждодневно было у нас заведено на молитвенном правиле иметь обращение к своему Ангелу-хранителю, читая ему тропарь и кондак.
Очень хотелось бы, чтобы увеличилось это молитвенное обращение к святому Ангелу чтением акафиста ему и канона, и молитвы на каждый день месяца.
Святый Ангеле, помоги нам быть твердыми, постоянными исполнителями этого святого правила. Аминь.


Рецензии