Северяне- славяне
ки. Занимались земледелием, скотоводством, охотой, ремеслами, торговлей. В том числе, вели дела торговые с Господином Великим Новгородом, Киевом, Византией, арабами, хазарами). Своих именитых усопших северяне сжигали и погребали в курганах.Окончательно как племенной союз северяне перестали существовать к X-XI вв, полностью смешавшись с другими русичами. Однако оставили нам название стыка Малороссии с Великороссией - Северщина. Наименование служилого сословия из числа местных жителей - севрюки. А также целый вагон загадок.К примеру, совершенно неясно происхождения названия северян (с;веро, с;веръ, с;веры). Понятное дело, сразу же напрашивается ассоциация со словом "север". Но вот одна маленькая закавыка: северяне вообще-то на севере Руси никогда не жили. Там жили ильменские словене.А вот северяне прописались скорее в центре или даже на юге Руси. По рекам Сейм да Днестр, примерно на территории современной Курской, Белгородской, Орловской, Харьковской,Черниговской областей.Названия рек в северских землях, Сейм и Сев, до сих пор никак точно невозможно точно объяснить со славянского. Зато довольно легко объяснить с иранских языков, где "сев" - черный. Отсюда же кстати и наименование армянского озера "Севан" (Се-ван), пришедшее к армянам наряду со многими другими заимствованиями из персидского.При этом, судя по найденным черепам, северяне довольно сильно отличались от остальных славян. Разнились даже от имевших довольно южные черты соседей: полян да древлян. Относились к понтийской расе: славились высоким ростом, тонкими острыми чертами лиц, темными волосами и глазами. Короче, напоминали современных средиземноморцев - тех же романоязычных обитателей итальянского острова Сардиния.Современные историки не исключают изначально иранского корня северян. Не исключено, что ребята происходили от ирано- или тюркоязычного степного племени савиров. Возможно изначально родственного современным чувашам,но со временем смешавшегося со славянами, полностью ассимилированного ими.Но,однако,сохранившим изначальное самоназвание. Как например, произошло с булгарами,ставшими по итогу славянским народом болгары.Впрочем, есть и куда более прозаичная версия объяснения названия северян. Некогда это племя, судя по тяготеющим к южному стилю височным кольцам, могло жить в нынешнем болгарском Подунавье,но при этом севернее остальных окре-стных славян.И уже оттуда,после смешения с местными даками,фракийцами,ушло на Русь, сохранив свое прежнее наименование по географии."
(ст."Киевской Руси никогда не существовало. Какое государство существовало на месте Киевской Руси?",Исторический обзор,2024) "Все мы знаем,что Киевская Русь существовала с 882 года по 1132 год или даже по 1157 год.Ещё Вещий Олег при захвате Киева сказал,что Киев- мать городов русских,тем самым делая акцент на важности этого города.И уже при Владимире Святом Киев закрепляется как "верхов-ный княжеский стол".Но что если я скажу,что Киевской Руси не существовало? Её просто не было.Ни один источник так её не называет.Откуда же тогда взялось название "Киевская Русь"?Это термин появился лишь в XIX веке в работах Михаила Максимовича "Откуда идёт русская земля". Окончательно термин закрепился в советское время благодаря работам Бориса Грекова.Греков говорил об этом?«Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узко территориальном смысле этого термина,а именно в том широком смысле «импе-рии Рюриковичей»,соответствующем западноевропейской империи Карла Великого,— включающей в себя огромную территорию,на которой впоследствии образовалось нес-колько самостоятельных государственных единиц».Борис Греков.Термин "Киевская Русь" был придуман историками для собственного удобства. И с этим термином согласилось всё научное сообщество. Таким образом, была решена проблема по избежанию путаницы.Но если "Киевской Руси" не существовало, то как же тогда называлось государство Рюриковичей?Вообще, стоит начать с названия "Русь" или даже "Рось" так тоже иногда именовалась.В 839 году появляются сведения о "народе Рось" в Бертинских анналах. Там говорится, что послы пришли к византийскому императору Феофилу от имени правителя для заключения дружеских соглашений.Визан-тийцы считали, что, скорее всего, они приходили на разведку.Семя они называли "Рось".Славянская версия гласит,что "Рось" является восточным славянским племе-нем,которое проживало по берегу реки Рось и её притока Россавы."Повесть времен-ных лет" сообщает,что варяги дали название -"Русь".Византийская версия гласит, что "Россами" называли племена,которые совершали набеги на Константинополь."Рось или Русь" означало "красные" или "рыжие".Существует ещё одна версия,которая исходит от военных историков.Согласно ей,"Русы" или "Росы" являлась военным сословием или даже военным объединениям для найма.К X веку название "Русь" окончательно закрепилось за восточными славянами. Европейцы же называли в основном Русская Земля (прим. "Земля" означало государство).Слово княжество не употреблялось в то время. В ходу в основном было название "волость". В XI - XII веке появилось слово "удел", и княжеские волости стали именоваться "уделами". Слово княжество стало появляться только в конце XIV века - начале XV века.Ученые определяют Киевскую Русь от времени Вещего Олега и до переноса столицы в Суздаль , потом в Владимир.Землю на котором находились княжеские волости и уделы, Рюрик-овичи называли "Русская земля".
(ст."Арктида(Гиперборея)– прародина славян,колыбель современной цивилизации, таящая корни русского народа",Сказы Истории,2024) "В этой статье мы не только продолжим тему о свидетельствах существования Гипербореи,но и рассмотрим Гипер-борею как прародину славян.Те знания,которые мы получили и получаем в средней школе и в высшей не соответствуют истине.Например,из школьной программы нам известно,что на территории европейского Севера первые поселенцы появились очень поздно после Осташковского или Валдайского оледенения примерно 20 тысяч лет назад,и это были финно-угорские племена,а славяне пришли на эти территории на рубеже I -II тысячелетий и смешались с финно-уграми,при этом получились Русы – ни к чему не способный народ.И только в начале этого тысячелетия открылись мате-риалы,которые долгое время для нас были закрыты,но в Европе они были известны с давних времён.Развитие арктической гипотезы.Большой вклад в развитие арктической гипотезы прародины индоевропейцев внесла Светлана Васильевна Жарникова(1945-2015),советский и российский этнограф,кандидат исторических наук,которая несмо-тря на огромное сопротивление сделала невозможное– создала целую базу знаний по гиперборейскому вопросу.Она проанализировала огромные пласты фольклорного насле-дия,летописные и литературные источники,топо- и гидронимику русского севера,арт-ефакты и памятники архитектуры,тщательно изучила предметы быта,народную одежду, древние традиции и нашла неопровержимые доказательства глубоких корней русского народа.Изучив параллели русской культуры с древними священными писаниями Индии и Ирана: Ригведой,Махабхаратой,Авестой,Светлана Васильевна пришла к удивительному открытию,что Русский Север– прародина и колыбель современной цивилизации.В одном из своих последних интервью Светлана Васильевна сказала: « мне всегда было очень обидно за то,что постоянно унижают мой народ,постоянно говорят о нашей глупости, о нашей серости,о нашем варварстве.Я в своё время поставила перед собой задачу- разобраться в нашей истории и понять,что мы не с ветки слезли и никакие цивилиз-аторы сюда не приходили и что в принципе русская икона появилась не потому,что была греческая…Я обнаружила,что имею дело с огромным количеством вранья,и ещё мне было жалко тех историков,которые на эмоциях жили,доказательной базы не имели и становились объектами издевательств».При жизни у неё прекрасно получалось быть «пуленепробиваемой» в научной доказательной базе,её глубинные исторические исс-ледования не оставляли место для критики,и никто не смел смеяться над ней,ну а после ухода,её объявили псевдоучёным,обвинив в национализме,дескать посмела счи-тать славян ариями.Однако ей удалось пробить глухую стену замалчивания темы Гипербореи, разбудить интерес к древнейшей культуре,опровергнуть ложь академич-еских историков.Всё тайное выходит на поверхность.В начале XX века французский маркиз Сент-Ив Дальвейдер писал:«патриархы белой расы Северного полюса….восст-ановители рек,морей,затопленных земель,укротители животного мира и дикой приро-ды,мудрые жрецы,военные инженеры,землепашцы и основатели городов,каких больше не видели».В 2002 г.в России была опубликована переписка французского академика- Жана Сельмена Баи с Вольтером,где он писал о том,что вся цивилизация,вся история и все знания идут из Арктиды и Гипербореи,как ее называли греки.И что «не греки, не римляне,не индусы,не египтяне были учителями человечества,а те самые патри-архи Северного полюса,мудрецы,строители,как их называл Д,Альвэйдр,которых не знало человечество».Вконце XIX в.вышла книга ректора Бостонского университета Уильяма Уоррена "Найденный рай или жизнь человечества у Северного полюса",где учёный сделал такие же выводы,как академик XVIII века Жан Сельмен Баи.А 1903 г. увидела свет книга Бал Гангадхар Тилака «Арктическая родина в ведах»,но она была опубликована в России только в 2001 г.и не вызвала никакого интереса со стороны историков.Кроме этого,в 1910 г.русским учёным Евгением Елачичем была написана книга "Крайний Север- прародина человечества",о которой не упомянул ни один из историков,а зачем,если всё человечество произошло от трёх сыновей Ноя.В одном из своих выступлений Светлана Жарникова рассказала о выдающемся санскритологе Раху-ле Санскритьяна,который в пятидесятые годы работал в Ленинградском университете и написал книгу "От Волги до Ганги",где он описал путь ариев до Ганги,он же ввёл в научный оборот термин «индославы».Во всех этих книгах просматривается один и тот же вывод,что население русского Севера не было финно-угорским,финно-угры пришли на эти территории не раньше VIII-IX в.н.э.,о чем свидетельствует финская историография, и что подтверждается целым рядом документов.А основное население европейского севера были индоевропейцы, которое по словам Жарниковой: «состояло из потомков той древней индоевропейской массы,которые сохранили древнейшие обр-ядовые коды,язык,традиции,топо- и гидронимию,многочисленные культурные моменты, которые не возможно придумать: орнаментику,специфику ментальности и так далее».
Из лекции Жарниковой С.В. о сходстве санскрита и русского.«О том, что русский язык и санскрит похожи, говорили еще исследователи XIX века. А санскритолог Дурга Прасад Шастри в 1960 году на конференции сказал: "Если бы меня спросили, какие два языка наиболее близки в мире, я не задумываясь бы ответил: русский и санскрит" …Раньше использовали для сравнения литературный русский язык. Когда же Дурга Прасад Шастри приехал в Москву, Наталья Романовна Гусева рассказывала, что через две недели он отказался от переводчика,потому что он понимал,о чем гово-рили.Но самым потрясающим было то,когда он приехал в одну из подмосковных дере-вень,и спросил на английском языке:"Чей это дом?" Наталья Романовна Гусева пере-водила ему с русского на английский. Хозяйка ответила:"Это наш дом".Шастри спро-сил,на каком языке она ответила.Гусева сказала,что на русском.Он удивился:"Как на русском,это же санскрит,на котором звучит: "Это наш дан".Он спрашивает даль-ше: "А это чей дом?" Хозяйка отвечает:"Это дом сына".Шастри опять спросил,на ка-ком языке ему ответили.Гусева ответила:"На русском"."Как на русском,это же санс-крит:"Это дан суну".Тогда он спросил про третий дом.Хозяйка отвечает:"Это дом снохи".Тут у Шастри подкосились ноги,и он сел на траву.Потому что на санскрите это будет звучать:"Это дан снухи(снуши)".Поэтому,вернувшись в Индию,он сделал выводы о потрясающем сходстве русского и санскрита.»Информация о ледниках не со-ответствует действительности..Учёный не раз подчёркивала,что имеющаяся информа-ция о ледниках не соответствует действительности,однако на основании её делается вывод,что индоевропейцы перешли на территорию передней малой Азии,Индостана, Ирана и западной Европы не раньше рубежа III-IV тысячелетия до н.э.Однако это было невозможно,из-за огромного моря,которое соединяло.Азовское,Каспийское,Чер-ное,Аральское моря,а также озер,которые отделяли Западную Европу от Восточной.И во время Валдайского оледенения именно на территории Восточной Европы было един-ственное место,покрытое лесами и вполне пригодное для проживания.Леса доходили вплоть до Печоры.Большую территорию занимали луговые и злаковые степи.На этих территориях проживали мамонты,шерстистые носороги,лошади,сайгаки,которые питал-ись степной растительностью.Климатологи пришли к выводам и научно обосновали, что в промежутке от 130 до 70 тысяч лет тому назад на этих широтах(от 55 до 70 градусов северной широты)климат был теплее чем сейчас– летом на 8-10 градусов, зимой на 12,примерно как сейчас на юге Франции.А вот Западная Европа в тот пери-од была покрыта арктической тундрой с редкими берёзами.Доказательством существо-вания таких условий в Восточной Европе являются находки археологов.Люди,которых здесь обнаружили,не имеют никаких признаков монголоидности,это были классические европеоиды.В древнейших текстах Махабхараты прародиной описывается именно Припо-лярье,где можно было увидеть Большую Медведицу,которую они называли Лосем(Саха). Саха– священный конь древности,от него происходит «саки»(шакья).Люди ушли с тер-ритории Приполярья и донесли свои священные тексты до Индостана.Из лекции Жарни-ковой С.В.об обычаях индусов.«До сих пор на территории Индостана свадьба проис-ходит тогда,когда невесту и жениха(в высших кастах)окуривают горящей березовой веточкой.А береза не является породообразующим деревом на территории Индостана. И что бы эти веточки нарвать: бересты или берестяной коры,брахманам приходится подниматься на высоту 3-3,5 тыс.метров,где растет береза гималайская,или береза Жакмона.И еще в XVIII в.брак в высших кастах считался не законным,если запись о нем не будет сделана на бересте.Перед первой брачной ночью,муж выводит свою жену во двор,она поднимает голову к небу.Он спрашивает у нее,видишь ли ты Дхруву(По-лярную звезду)и Семь Риши(созвездие Большой Медведицы),и она отвечает: "вижу". Хотя видеть их там не может,потому что они находятся низко над горизонтом,но она обязана их видеть.Семь Риши трансформируется в Семь "Раша".Это наш с вами этно-ним,который сохранился в английском языке.Мы же себя называем немного иначе: "Русы",что значит,светлые,ясные.Раша- значит мудрецы и богачи,где богатство пре-дставляет собой не богатство из золота,а богатство мудрости».В заключение.Все книги,написанные по теме северной прародины славян и научные исследования приз-наны псевдонаучными.Книги зарубежных авторов никому не интересны,а книги россий-ских авторов признаны чуть ли не нацистскими,за использование слова «арийцы», исследования и доказательства запрятаны поглубже,а славяне в российских учебни-ках продолжают сидеть в лесу и поклоняться «колесу».Более того христианские бог-ословы вычеркнули из истории славяно-ариев около 600 тысяч лет,позаимствовав у них последнее летоисчисление-7532 лето от СМЗХ и представив эту дату как сотвор-ение мира или сотворение Адама,правда забыли наверно,что Священное Писание Инду-изма намного древнее Ветхого Завета,это богатейший исторический источник,который постоянно подкрепляется научными открытиями и опровергает обвинения в адрес апо-логетов славяно-ариев."
(ст."Какое из славянских племён,считала себя волками?",Исторический обзор, 2024) "Кто знает, что одно племя западных славян называли себя волками.Здесь мо-жно вспомнить Геродота.В своем сочинении "История" упоминает племя Невров,кото-рые подчинялись культу волка.Я не на что не намекаю,я просто провожу параллель. Возможно ли,что спустя 1000 лет память предков не угасла и народная молва о вол-ках обрела новую жизнь?Да,вполне возможно.Давайте сегодня более подробно познак-омимся с этим племенем?Восточной и Северо-Западной Германии была заселена полаб-скими славянами,который образовывал союз.Проживали они между Одером и Эльбой.В союз входили лютичи,ободриты,лужичане.Вот именно.Лютичи сопоставляли себя с вол-ками.Это было военное имя,и не случайно.Ведь современники их описывали,как очень довольно воинственными,злыми и жестокими.Из толкования праславянского языка *l'utitji "злые жестокие,лютые".Ещё они себя называли Вильцами или Велетами.Фра-нский историк сообщает,что именовались Велатабианами.И только к X в.они стано-вятся известны,как Лютичи.Возможно название происходит от тотемического происх-ождения.Сами Лютичи делились на:Черезпнян,спревян,доленчан,хижан,ратарей,гавел-ян.Эти малоколичественные племена в комплексе и составляли Лютичей.Анналы франк-овского происхождения сообщают нам,что Карл Великий в 789 г.совершил поход про-тив Лютичей.Причина банальна- помочь своим союзникам Ободритам.В том походе уча-ствовали как сами Ободриты,так ещё и Саксы и Сорбы(предки Сербов).Поход оказался удачным,и престол племени Лютичей стал подчиняться ободритскому князю Драговиту.
В 983 г.стали одними из организаторов восстания против власти Германской короны. И тут уже удача была на в руках Лютичей.Германская корона приостановила захват на 2 века.В 1050 гг.впал в муждоусобицу и постепенно угасал вплоть до 1125 г. Именно тогда саксонский герцог Лотарь I разгромил племя лютичей,и союз распался.
Священным храмом являлся Радогост,который находился в городе Ретра.Поклонялись в этом храме Сварожичу.Однако король Вальдемар I разгромил город Ретру.Это был огромный успех для датчан.Они уже продолжительное время платили дань Лютичам. Германия,будучи государством католическим,преследовало свои цели.Естественно, покорение для Германский престола являлась очень важной Победой."
(ст."Киммерийцы: куда пропал реальный народ Конана-Варвара,живший в южнорус-ских степях? Рассказываю подробно",Этобаза,2024) "Все мы,друзья мои,отлично пом-ним Конана-Варвара в ярком исполнении тогда еще совсем молодого качмена Арнольда Шварценеггера.В фильме,сорок лет назад снятом по серии книг Роберта Говарда.
Однако киммерийцы это вовсе не выдуманный писателем-фантастом мифический народ. На самом деле,ребята с таким названием вполне себе существовали.И около четырех тысяч лет назад населяли причерноморские степи будущей южной России.Просторы пр-имерно между Доном и Волгой.- Понятное дело,сами киммерийцы никогда письменнос-тью не владели.Однако кое-что об этом давно канувшем в лету народе известно из дошедших до нас записей их современников- древних греков да ассирийцев.Обычно киммерийцев историки относят к индоевропейцам.Точнее даже к иранской ветви индо-европейской языковой семьи.То есть,приходились кочевой родней оседлых персов и предшественниками скифов.Есть,впрочем,мнение,что киммерийцы единого монолитного этноса никогда не представляли,являясь сборной-солянкой из нескольких совершенно разноязыких племен.В любом случае,сказать ох как сложно: от речи киммерийцев уц-елело лишь несколько имен собственных,зафиксированных в ассирийских хрониках. Название киммерийцы может быть напрямую связано с названием известного уже римл-янам то ли кельтского,то ли германского народа кимвров.А также с самоназванием валлийцев - Cymru.В общей основе может лежать древнее индоевропейское cym(“c”) + mro(“земля,страна,марка”).В общем,земели,соотечественники.Первые находки кимме-рийской культуры сделаны как в России- древние могильники у нас близ Новочеркас-ска в Ростовской области.Тут найдены обширные захоронения мужчин и женщин,с ору-жием,керамикой,конской упряжью.Реальные киммерийцы разумеется мало напоминали полуголого качка Конана-варвара в блистательном исполнении Арни Шварценеггера. Носили те добры молодцы кожаные штаны и островерхие шапки,лихо скакали на конях. Славились воинственным нравом.И дома сидеть не любили.Киммерийцев судя по всему одолели в 620 гг.н.э их же родные братья- пришедшие с востока из-за Волги скифы. И тогда эти прирожденные конные лучники,потеряв милую родину,отправились пого-повать богатенький Ближний Восток.Киммерийское нашествие.Беспощадные киммерийцы навели страх даже на казалось бы таких грозных ассирийцев.Весело громили урартов - тоже отнюдь не мальчиков для битья.А под началом своего великого царя Дугдамми в хлам вынесли процветавшие Фригию с Лидией.Две так потом никогда и не оправив-шиеся от киммерийского нашествия жемчужины древней Малой Азии.Добрались эти вои-нственные товарищи даже до богатых греческих городов в области Иония на восточ-ных берегах Эгейского моря.Впрочем,киммерийцы на Ближнем Востоке и как первок-лассные наемники показали себя- в том же войске ассирийского царя Саргона II. Часть киммерийцев осела на Востоке.Ассимилировалась в покоренной малоазиатской области Каппакодия,а также в Мидии- стране на севере Ирана.А вот со своим госу-дарством на Ближнем Востоке у киммерийцев не заладилось- ассирийцы с урартами смогли выдать им отпор.А затем северных беглецов и тут отыскали да побили брату-шки-скифы.Впрочем, на память о диком киммерийском прошлом в Северном Причерно-морье стараниями древних греков уже ко временам античности уцелел целый список топонимов.К примеру,Киммерийский Боспор(Керченский пролив),греческая колония в Крыму Киммерик,Киммерийский вал на Керченском полуострове,Киммерийские перепр-авы.- В русском языке,по одной из версий,слово "киммериец" сохранилось в форме "кумир"- так прежде называли высившихся посреди степи больших каменных истука-нов,которым так усердно поклонялись свирепые кочевники."
(ст."Они подняли народ против Ярослава Мудрого,чтобы сохранить язычество.Что стояло за крещением Новгорода и Суздаля",Не такой уж серьёзный историк,2024)
"Дочитайте до конца,и вы узнаете,почему древние славяне не горели желанием прощ-аться со своими богами,а также как хитрый план Добрыни превратил Новгород в пер-вую «крещальную столицу».Когда князь Владимир крестил Русь в 988 г.,он,возмож-но,мечтал,что народ тут же забудет Перуна,Велеса и других языческих божеств, а Днепр станет своего рода «перезагрузкой» их мировоззрения.Но тут подоспела суро-вая реальность: северные города вроде Новгорода решили,что они не подписывались на такую «религиозную реформу».Новгород: бунт на реке Волхов.Если Киев относи-тельно спокойно принял новое учение,то Новгородцы встретили киевского «гостя» Добрыню так,как сейчас встречают непрошенных маркетологов.Вооружившись камнями, камнеметами и вечевой решимостью,они заявили:«Христианство? Благодарим,но у нас уже есть Перун».Добрыня не растерялся.Сначала он попытался действовать мирно— видимо,рассчитывал,что северяне просто встанут в очередь к Волхову.Но что-то по-шло не так.Жители ответили классическим языческим протестом: сожгли двор воево-ды,разграбили имущество и, чтобы закрепить эффект,разобрали мост.Это был намек настолько тонкий,что остаться в городе Добрыне стало небезопасно.Принуждение к вере: 991 год,эпизод I.В этот момент Добрыня понял,что пора разжечь не только религиозное пламя,но и буквальное.«Не хотите креститься? Тогда будем жечь!»— решил он и поджег дома новгородцев.Бунтовщики,озабоченные спасением имущества, бросились тушить огонь,а отряд Путяты быстро зачистил оставшиеся очаги сопротив-ления.Сложно сказать,какие эмоции испытывали новгородцы после «принудительного крещения»— в монастырских летописях такие подробности не зафиксировали.Но можно представить,что их энтузиазм в этот момент был на уровне замерзшей Волховы.Язы-ческое сопротивление: попытка номер два.Крестить Новгород удалось,но это был не конец истории.Языческие традиции и обычаи настолько глубоко проникли в быт людей ,что избавиться от них оказалось сложнее,чем от старого ковра.К тому же,христ-ианизация сопровождалась разрушением идолов и уничтожением символов веры,что делало процесс еще более болезненным для северян.К примеру,священный Перун был не просто низвергнут,а публично утоплен в Волхове— что-то вроде символической «отставки» старого божества.Однако многие новгородцы продолжали по-тихому сохр-анять языческие обряды,иногда просто маскируя их под новые христианские праздн-ики.Суздаль 1024 г.: восстание,которое потрясло Русь.В 1024 г.Суздаль всколых-нуло восстание,ставшее яркой иллюстрацией того,что крещение Руси в 988 г.прошло, мягко говоря,«со скрипом».За 36 лет православие вроде бы обосновалось в столи-чных землях,но в глубинке старые боги не собирались уступать свои позиции.И на-род,доедая последние крохи под неусыпным взглядом голода,охотно прислушивался к волхвам.Волхвы — не просто жрецы,а настоящие мастера политической агитации эпохи .Пока православные священники осваивали северные земли,волхвы вдохновляли людей лозунгами вроде:«Перун нам хлеб вернёт,а Велес— справедливость!» Вряд ли они ум-ели ораторствовать как Цицерон,но в сердцах людей их речи отозвались.Голод:когда у желудка свои приоритеты.Причина восстания проста,как ложка пустой похлёбки: голод.Урожай не удался,а князья,видимо,считали,что пустой живот крестьянина— его личное дело.Вот тут-то и вступили в игру волхвы,которые умело связали беды с отказом от старых богов.Дальше— по классике: разъярённый народ пошёл крушить всё подряд.Особенно досталось «старой чади»— местной знати.Их грабили,били,а иногда и того хуже.Это было похоже на древнерусский римейк рок-концерта,только вместо музыки— раздающиеся крики и хруст ломаемых ворот.Ярослав Мудрый: что делать с мятежом? Когда слухи о восстании дошли до Киева,Ярослав Мудрый понял: шутки ко-нчились.Тут не до политики с братом Мстиславом— север требует немедленного вмеш-ательства.Собрав войско,князь направился в Суздаль.А дальше началась весьма предсказуемая битва.У восставших— вилы и топоры,у князя— мечи,кольчуги и тактика .Противостояние длилось недолго: армия разгромила мятежников,а волхвов ждала ка-знь или изгнание.Народ остался без предводителей,а главное— без надежд.Итоги: разорение и пустота.Казалось бы,всё закончилось.Но восстание 1024 г.стало лишь первой страницей в истории борьбы за «душу Руси».Голод и внутреннее сопротив-ление новой вере остались.И через пару десятков лет ситуация вновь накалится. История любит повторяться.Лесные драмы: волхвы и восстания второй волны.Середина XI века.Новые даты— 1068,1071 и 1091 гг.— приносят новые бунты.Язычество не ум-ерло,а,как говорится,взяло тайм-аут.Но вернулось с новой силой.В Суздальской зе-мле волхвы вновь заигрывают с народом.Воевода Ян Вышатич,понимая,что с волхвами разговор короткий,загоняет их в лес.После этого местные крестьяне,вооружённые не столько верой,сколько страхом,помогают дружине Вышатича поймать мятежников.Волх-вов не убивали сразу: их передавали родственникам пострадавших богачей.Логика проста: «Убей сам,если хочешь мести».Новгород: место действия и новый герой.Тем временем на севере,в Новгороде,тоже неспокойно.Волхвы вновь берут на себя роль лидеров.К счастью для христиан,молодой князь Глеб Святославич оказался человеком решительным.Однажды,когда волхв вещал толпе о грядущих бедах,Глеб поступил без долгих прелюдий: убил его прямо на месте.Аргумент получился весомый: пророк,не способный предсказать собственную смерть,как-то не тянет на авторитет.Толпа,ест-ественно,«внезапно передумала» и разошлась.Почему это важно.Эти восстания— не просто конфликты прошлого.Это историческое зеркало,показывающее,что перемены ре-дко даю тся легко.Русь тянуло в разные стороны: между старой верой и новой,меж-ду голодом и надеждой на лучшее будущее."
(ст."Медведь как символ России: Грозный зверь для всех, для нас — верный друг. Расскажу,как есть",Не такой уж серьёзный историк,2024) "Медведь— не просто сим-вол России,а настоящая звезда в мире животных.Можно сказать,что его имя— чуть ли не синоним самой страны.Его величавое косолапое тело,смешные прозвища,такие как «Михаил Потапыч» и «хозяин леса»,до сих пор ассоциируются у людей с Русью.Кто бы мог подумать,что это существо,по сути,должно было пройти через несколько этапов превращений,чтобы стать тем,чем является сейчас?Но давайте разбираться,как медв-едь из жестокого зверя,который навевал страх,стал настолько тесно связан с нашим народом.От страшного зверя до циркового артиста.Все началось,конечно,с Ивана Грозного.Да,тот самый Иван,который и репутацию строил с железной хваткой,и за порядком следил с умом.Но и с медведями он тоже знал толк.В XVI в.медведи стали популярными участниками зрелищных боев.А кого,как не диких животных,использова-ть для устрашения осужденных на смерть? Плюс,если думать с позиции экономии,мед-ведь— идеальный бойцовский зверь,который и смерть мог принести,и зрелище достой-ное устроить.Так вот,осужденных приводили на арену,где те должны были сражаться с медведем,и,надо сказать,не всегда выживали.В общем,если кто и выжил после так-ого зрелища,то точно заслужил уважение в том кругу.Но постепенно жестокая слава медведя начала тускнеть.Его образы начали перемещаться из арены на манежи.С XVII в.медведи стали звездами цирков.Они уже не устраивали кровавые бои,а выполняли трюки.В Сморгони,например,появилась настоящая "Медвежья академия".И именно в эт-от момент медведь и стал тем самым «символом России»,которого все так долго иск-али.Да-да,именно иностранцы,путали Сморгонь(На тот момент Речь Посполитая)с Рос-сией,и вот таким образом косолапый зверь постепенно стал ассоциироваться с нами. Кто бы мог подумать?Медведи на цепи: добро пожаловать в жуткое прошлое Задумай-тесь: цирковое шоу с медведями не всегда было красивым зрелищем.Это вовсе не была жизнь с попкорном и аплодисментами.Ведь за теми «чудесами» стояла жесто-кость и эксплуатация.Например,на ярмарках медведей водили на поводке,заставляя их танцевать или драться с собаками.Вы только представьте,что переживали эти бедные звери.Разумеется,это было не только безжизненно,но и совсем не по-челове-чески.Да и те крестьяне,что пытались заработать на обучении медвежат,совсем не думали об их судьбе.После того как их обучали танцевать или "медвежьим номером" ,медвежата становились объектом интереса как для местных жителей,так и для евро-пейских цирков.Но даже в самые безнадежные времена,некоторые люди боролись за права животных.В 1867 г.в России наконец-то приняли закон,запрещающий такие«шоу» .Однако этот закон был скорее исключением,чем правилом.Медведь в карикатурах и политике.Теперь представьте,что медведь,помимо цирка,потихоньку пробрался и в политическую сферу.В XIX в.,когда международные отношения становились всё более насыщенными и насыщенными политическими баталиями,иностранные карикатуристы ста-ли активно изображать Россию как страну медведей.Честно говоря,этот образ был далеко не лестным,но русские,как ни странно,не возражали.Знаете,как бывает: луч-ше уж быть косолапым и веселым,чем совсем не быть.Ведь иногда всё,что нам нужно, это здоровое отношение к самой себе.И так медведь стал своеобразным символом ро-ссийской мощи.Не могу не отметить,что в советский период медведь стал символом Олимпийских игр 1980 г..Да,тот милый медвежонок,который пленил сердца всего мира .Когда этот милый мишка взмыл в небо на церемонии закрытия,весь мир словно бы почувствовал настоящую русскую душу: простую,добрую и немного наивную.Смешно,но именно этот медвежонок стал, пожалуй,одним из самых ярких символов тех лет.Прямо от зверинца до звездного символа.И другие претенденты на роль символа России. Так,наверное,интересно, а могли ли быть другие животные символами России? Конеч-но! Например,соколы! В средневековье эти пернатые были настолько важны,что,по сути,князья носили титул "соколичи",как и герои настоящих эпопей.В «Слове о пол-ку Игореве» сокол был символом героизма и борьбы.В XVII в.,при царе Алексее Мих-айловиче,соколиная охота вообще стала делом государственной важности.Говорят, если ты хотел увидеть царского сокола,то нужно было пройти через "квест",в кото-ром главным было "достойность".Не просто так тебе это показывали!А ещё в истории России,не стоит забывать соболя,пушистого зверька,который был ещё одной иконой не только для России,но и для всего мира.Его шубы были настолько ценны,что для торговли ими был создан отдельный «Соболиный приказ».Представляете? Если бы соб-оль стал символом,мы бы точно жили в гораздо более пушистом и дорогом мире,но как-то не сложилось.Заключение: медведь победил!Подведем итог: медведь смог про-йти долгий путь от жестокого зверя до милого символа Олимпиады и олицетворения российской мощи.И хотя вокруг было много конкурентов,вроде соколов и соболей, никто не смог затмить косолапого.Его образы за столетия многократно менялись,но вот он,по-прежнему,стоит на пьедестале.Что касается других животных,кто знает, может быть,если бы времена были другими,мы бы все носили шубы из соболей и прин-осили соколов на трапезу.Но судьба распорядилась иначе."
(ст."Москва: что на самом деле зашифровано в названии столицы России",Кирилли-ца,2024) "Финно-угры- одна из самых крупных этно-языковых общностей на террит-ории Европы.К ней относятся 24 народа,17 из которых проживает в России.Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России,так и за ее пределами.Финно- угры делятся на две группы: финскую и угорскую.Общая их численность на сегодня оценивается в 25 миллионов человек.Из них венгров около 19 миллионов,5 миллионов финнов,около миллиона эстонцев,843 тысячи мордвы,647 тысяч удмуртов и 604 тысячи марийцев.Учитывая нынешнюю трудовую миграцию,можно сказать,что финно-угры живут везде,однако самые многочисленные финно-угорские народы имеют в России свои рес-публики.Это такие народы как мордва,удмурты,карелы и марийцы.Есть также автоном-ные округа ханты,манси и ненцев.Коми-Пермяцкий автономный округ,где коми-пермяки были в большинстве,объединен с Пермской областью в Пермский край.У финно-угров вепсов в Карелии есть своя национальная волость.Ингерманландские финны,ижора и селькупы автономной территории не имеют.По одной из гипотез,ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение.С языка коми «моск»,«моска» переводится на русский как «корова,телка»,а «ва» переводится как «вода»,«река».Москва в таком случае переводится как «коровья река».Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.Русский историк XIX-XX в.Стефан Кузнецов также считал,что слово «Мос-ква» финно-угорского происхождения,но предполагал,что оно происходит от мерянс-ких слов «маска»(медведь)и «ава»(мать,самка).По этой версии слово «Москва» пере-водится как «медведица».Сегодня эти версии,впрочем,опровергаются,так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь».Стефан Кузнецов же использ-овал данные эрзянского и марийского языков,в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV вв.Финно-угры далеко не однородны ни в языковом отно-шении,ни в антропологическом.По языковому признаку они разделяются на несколько подгрупп.В Пермско-финскую подгруппу входят коми,удмурты и бесермяне.Волжско-финская группа- мордва(эрзяне и мокшане)и марийцы.К прибалто-финнам относятся: финны,финны-ингерманландцы,эстонцы,сету,квены в Норвегии,водь,ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери.Также к отдельной угорской группе принадлежат ханты,манси и венгры.Потомки средневековой мещеры и муромы,скорее всего,относятся к волжским финнам.Народам финно-угорской группы присущи как европеоидные,так и монголоидные признаки.Обские угры(ханты и манси),часть марийцев,мордвы обладают более выраж-енными монголоидными чертами.У остальных этих черт либо поровну,либо европеои-дная составляющая доминирует.Генетические исследования показывают,что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a.Она свойственна всем балтийским и славянским народам(кроме южных славян и северных русских).Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3.На самом севере России ее процент доходит до 35(у финнов в средн-ем 40 процентов),но чем южнее,тем этот процент ниже.В Западной Сибири также рас-пространена родственная N3 гаплогруппа N2.Это говорит о том,что на Русском Севе-ре происходило не смешение народов,а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру."
(ст."Перун и все-все-все! Вот что нужно знать о языческой мифологии у славян: интересные факты",Тешинсидор,2024) "Несмотря на глубину и богатство,славянская мифология остаётся одним из самых загадочных и малоизученных пластов культурного наследия Европы.Историям о Перуне,Велесе,Свентовите и других божествах еще пред-стоит ожить,когда у исследователе будет больше информации о прошлом славянских народов.И вот что интересно узнать!В отличие от греческой или скандинавской миф-ологий славянская религиозная традиция практически не оставила прямых источников .Обычно это письменные тексты,большие храмы или детально задокументированные об-ряды.Все,что известно ученым,— это реконструкция на основе археологических нахо-док,сравнительных исследований и анализа фольклора.Тем не менее даже эти крупицы информации позволяют восстановить удивительные истории и понять образ жизни пре-дков современных славян.Однако,— в отличие от мифологии дренвих римлян или грек-ов,— у славян не было строго организованного пантеона,который был бы универсаль-ным для всех племён.Славянские боги: кем были Перун,Велес и другие? Перун— бог молнии и справедливости.Перун,вероятно,был самым почитаемым богом в пантеоне славян.Его имя связано с ударом молнии(корень "per"- означает "бить"),а культ охватывал обширные территории от Балтики до Черного моря.По преданиям,еще князь Владимир установил статую Перуна в столице своего государства в 980 г.,а после принятия христианства уничтожил её,бросив в реку Днепр.Именно этот акт символи-зировал конец язычества и начало новой эпохи на Руси.Велес— защитник скота и по-дземного мира.Велес известен как бог богатства,магии и животных.В мифах его про-тивопоставляли Перуну.Подобное дуальное противостояние,по мнению некоторых учён-ых,могло отражать древние индоевропейские корни славянской мифологии.Интересно: в народных сказаниях Велес со временем ассоциировался с дьяволом,что сохранилось даже после христианизации.Свентовит— многоликий покровитель воинов.Одним из сам-ых известных славянских божеств был Свентовит,особенно популярный на острове Рю-ген,Германия.Его четырехликие статуи использовались для предсказаний и ритуалов.
Эксперты отмечают: один храм Свентовита был разрушен датчанами в 1168 г.,что стало символом конца языческой религии у западных славян.Сварог— славянский бог-кузнец.Лишь некоторые исследователи считают Сварога общеславянским божеством.Ед-инственное упоминание о нем можно найти в переводе болгарского переводчика хрон-ики Иоанна Малалы,где Сварога отождествляют с греческим Гефестом,а его сынаДажь-бога— с Гелиосом.В пантеоне богов князя Владимира от 980 г.Сварог не фигурирует. Это,по мнению исследователей,может говорить о его третьестепенной роли или связи с простонародным культом.Сварога реконструируют как божественного кузнеца,созда-теля волшебных вещей,включая молнии.Духи и демоны:Помимо великих богов,славянс-кая религия включала пантеон местных божеств,домовых духов и демонов.Централь-ной фигурой был Род— олицетворение судьбы,нередко сопровождаемый рожаницами.Пос-ледние считались существами,которые решали судьбу ребенка сразу после его рожде-ния: их образы схожи с римскими парками или греческими мойрами.Ритуалы и обряды: что известно о славянах?Многое в религиозных практиках славян остается загадкой. Предполагается,что обряды часто проводились под открытым небом возле священных деревьев,рощ,рек и камней.Европейские хронисты описывали храмы,- такие как храм Святовита в Арконе,- однако эти сооружения относят к позднему периоду язычества.
Древние славяне,вероятно,имели мрачные представления о посмертной судьбе,- счи-тают западные эксперты.Это подтверждают многочисленные упоминания кровожадных существ- упыри,вампиры и стригои.Подобные образы сохранились в славянском фоль-клоре и даже стали частью мировой культуры.Славянские обряды часто включали жер-твоприношения,гадания и поклонение многоликим идолам.Например,на ранее упомян-утом острове Рюген практиковалось гадание с помощью священной белой лошади: по поведению животного принимались решения о начале войны или сражении.Обычаи слав-ян также включали празднование природных циклов,что сохранилось в таких совреме-нных традициях,как Ивана Купала.Человеческие жертвоприношения? Средневековые христианские хронисты приписывали славянам жертвоприношения,включая человеческие .Например,Фитцер описывал жертву епископа Иоанна богу Радегосту.Хотя эти сведе-ния считают предвзятыми,аналогии с другими индоевропейскими культурами позволяют предполагать такие практики вполне реальными.Иранские корни?Исследования также показывали,что славянская мифология испытала влияние ираноязычных культур.К примеру,на славян повлияли сарматы— древний кочевой народ из ираноязычных племён ,который с IV в.до н.э.по первые века н.э.населял степную полосу Евразии(от Ду-ная до Аральского моря).Влияние ираноязычных культур заметно в общих корнях слов: например,славянское «небо» и иранское «набах»,- отмечают ученые."
(ст."Кто же такие русы– варяжское племя или славянская элита?",Исторический правдоборец,2024) "Всех еще раз приветствую, дорогие читатели.Мы все еще наход-имся в поисках истины– кто же такие варяги-русы? Кем бы Рюрик? Как он так легко стал князем восточных славян? Был ли это просто приход к власти по приглашению или действительно завоевание варягами?Как нам постоянно рассказывают со школьной скамьи– русы были варягами,призванными княжить у славян,Рюрика призвали «владе-ть» нашими предками,да и все в таком роде.Однако все же очень многое не сходится уже и в самом его приходе к власти.Кто еще не в курсе– просто коротко объясню, что в трудах Михайло Ломоносова вокняжение Рюрика описывается больше не как при-ход на престол по приглашению народа,а как какое-то завоевание или,как минимум, узурпация власти.Большое количество факторов,которые были присущи многим завоев-ателям Древнего мира,Античности и Средневековья.Может все это– всего лишь плоды фальсификации истории и искажения трудов Ломоносова академиками Романовых,чтобы мы воспринимали иноземные завоевания славян как что-то нормальное.Но все же в этой теме стоит покопаться,чтобы добраться до истины или хотя бы до ее осколков.
Итак, наиболее распространенной версией пока остается та,что русы– варяги-скан-динавы.По факту они все еще остаются варягами,но скандинавами– еще спорно.Все-таки,как мы смотрели из трудов Ломоносова,варяги– это не конкретный этнос,а люди из разных племен,которые занимались морским разбоем.Михайло Васильевич утвержд-ает,что варяги-русы,по его мнению,были очень знатным племенем и более знатным и главным,чем пруссы.Он говорит о том,что пруссов от них и именовали исходя из то-го,что они находились по руссах (похоже,по-современному будет удобнее сказать под руссами,под управление руссов).На основании этого,варяги-русы,похоже не про-сто так были знатными среди пруссов.Исходя из того,что мы рассматривали в прош-лых статьях,можно прийти к выводу,что,возможно,пруссы тоже были завоеваны или еще каким либо образом покорены варягами-русами.Ведь навряд ли один народ будет просто так ставить над собой другое племя главным.В целом,уже как я считаю,эта гипотеза может подкрепляться и тем,что русы были все же варягами– а варяги в то время как «приличные норманны» постоянно устраивали и грабежи,и завоевательные походы.Ничего конкретного против нашего народы не пишу сейчас– всего лишь пыта-юсь разобраться с тем,кем скорее всего могли быть эти загадочные русы,и подел-иться этим разбором с вами.А чьих кровей они были– все еще открытый вопрос.Мож-ет они бы ли и скандинавами,может и славянами,может даже англосаксами(хотя англ-осаксами навряд ли– один мой хороший знакомый говорил,что у Рюрика были как сла-вянские,так и скандинавские гены).Васильич же,в свою очередь утверждал,что они были именно славянского племени.Но сам вопрос все же пусть пока остается откры-тым."
(ст."Аскольд и Дир: Как вообще стали правителями Киева? (не рассказ, а разбор фактов)",Исторический правдолюбец,2024) "Дорогие читатели,всех вас приветствую. Смотрите-ка,думал,что просто поделюсь с вами фактами из исторических трудов Лом-оносова.А вышло так,что мы перешли к тематике так называемой Киевской Руси.Все же оно и к лучшему– как раз будет еще много чего,что можно было бы рассказать вам об этом очень спорном периоде и разобраться в многих вопросах,связанных с ним.Как нам преподносят летописи,Аскольд и Дир были воинами Рюрика и имели варя-жское происхождение.После прихода этого знаменитого варяга и его родни на земли восточных славян они собрали войско для похода на Царьград,но по пути пришли в Киев и там править полянами.В этой истории как раз возникает ряд вопросов– как они вообще заняли престол в этом городе? Кто их к нему допустил? У полян что,бо-льше не было,из кого выбирать князей? Подобные вопросы,конечно,возникают и в ис-тории приглашения Рюрика на княжение.Но там как минимум было приглашение новго-родцев.А с Аскольдом и Диром не понятно– пригласили ли их на княжение или их вы-брали на каком-то народном собрании.В прошлый раз мы рассматривали вопрос с приходом Рюрика с точки зрения вполне возможного завоевания наших предков варягами.Конечно,это было и пока остается всего лишь предположением,и при этом, я считаю,достаточно обоснованным,так как все признаки завоевания на лицо.Но все же– что если это и в правду могло быть и таким же образом военачальники Рюрика могли завоевать и племя полян?Повесть временных лет и Михайло Васильич описывают ,что для Аскольда и Дира Киев был просто по пути.При этом они «собрали у себя множество варягов и начали княжить над полянами».Как они начали княжить,что они за свое княжение пообещали полянам,как быстро те решили назначить дружинников Рюрика своими князьями– не понятно.Да,конечно,в исторических источниках далеко не всегда могут быть указаны подробности подобных событий.Но в том то и дело, что подробностей их вокняжения нет ни в каком авторитетном источнике.Все это я веду к тому,что может главная деталь норманнской теории,составленной романовск-ими историками,даже не в том,кто по происхождению был Рюрик,а в том,как он и его родичи пришли к власти у наших предков? Просто по приглашению они пришли или за-воевали наш народ,а мы об этом не знали, так как они как завоеватели переписали историю? А может это просто Романовы решили так исказить историю,чтобы мы счит-али нормальным то,что какие-нибудь иноземцы-скандинавы наподобие Рюрика или так-ие немцы,как Романовы,имеют право просто прийти и покорить славян,а те им могут спокойно подыграть и подчиниться?"
(ст."Рюрик– завоеватель славян или их легитимный правитель?(Все еще истории от Ломоносова)"Дорогие читатели,заголовок,возможно,очень провокационный,а вы и без того знаете,какой я любитель провоцировать.Однако сейчас это не столько провока-ция,сколько попытка разобраться в теме.Заодно и поделиться с вами размышлениями, которые у меня вызвал Васильич своими историями за рюмками водки(на всякий слу-чай напомню– пить вредно для здоровья).Мы уже где-то неделю разбираем историч. темы,связанные с исследованиями Ломоносова.Хоть Михайло Васильевич и был великим ученым,но,к сожалению,его исторические труды опубликовывались академиками пора-ботителей-Романовых(не перестану их так называть– наш народ должен знать и пом-нить,кто был его поработителем),которые,естественно большую часть фактов полно-стью переделали.Те,что мы рассматривали с вами,были,как мы обсуждали недавно с одним моим читателем,всего лишь двадцатью процентами от нашей истинной истории.
После недолгого повествования об истории славян до Рюрика(хотя оно должно быть более длительным,так как сам Ломоносов понимает,что история России древнее,чем нам кажется)Васильич переходит к традиционной версии истории– то есть к Рюрикам, Владимирам и им подобным.При этом кое-что не сходящееся в истории Рюрика все же присутствует.Мы привыкли,что Рюрик– человек,которого славяне призвали на княже-ние,так как порядка у них не было.Вопросы на этот счет вызывает обычно только его происхождение,так как до сих пор существует мнение,что Рюрик был именно нор-манном.Но как мы уже обсуждали ранее,эту гипотезу уже сотни раз опровергали.Осо-бенно ее очень захейтил сам Васильич,в гневе разбив рюмку водки за нашей трапе-зой.Но далее вопросы возникают уже не в связи с вокняжением Рюрика,а в связи с самим его правлением.Как говорится в официальной версии истории,да и сам Михайло Васильевич это утверждает,новгородцы сами пригласили этого варяга на княжение. Однако,как утверждается еще и в Повести временных лет,варяги изначально завоевы-вали славян,пока те их не изгнали,но позже наши предки пригласили варягов на кн-яжение,так как «порядка не было».Сколько правды в этом утверждении,как и в целом в Повести временных лет,обнаруженной именно в период фальсификации нашей истории романовскими «учеными»– хороший вопрос.Но как факт– исходя именно из Повести вр-еменных лет,наши предки были завоеваны когда-то варягами.А потом их пригласили править.Какая здесь вообще логика? А ведь этот факт стал уже официальным.А сам Рюрик,исходя из того,что описывал Васильич,вел себя как завоеватель.Изначально он выбрал для места своего пребывания не Новгород,несмотря на то,что именно нов-городцы пригласили его,а Ладогу– удобный город для путешествий славян и варягов.
Обычно завоеватели занимали самый удобный для передвижения пункт,чтобы переме-щать свои войска.Европейские колониалисты при вторжении в другие земли захваты-вали либо основывали город,который был ближе всего расположен к морю– естествен-но,так удобнее получать военные подкрепления.После прихода к славянам Рюрик рас-пределяет своих братьев на правление в разных местах,можно сказать,как намест-ников.При этом сделал еще так,чтобы они могли помогать друг другу в чрезвычайных случаях.Сам Ломоносов говорил:«Роптать приобыкшие новгородцы страшились Синеус-ова вспоможения Рюрику,ибо он обладал сильным белозерским чудским народом,назыв-аемым весью.Трувор,пребывая в близости прежнего жилища,скоро мог поднять варягов к собственному и братей своих защищению».На местах,как сказал Васильич,управле-ние приняли бояре Рюрика,отправленные туда с варягами-россами.Таким образом Рюр-ик и его братья,по словам Васильича,«принудили к молчанию и к оказанию совершен-ной покорности».С одной стороны,любой правитель на месте Рюрика сам решает,кого ставить на управление на местах.С другой стороны– почему бы не оставить на мест-ном самоуправлении тех людей,которые свои для местных? Да и к тому же,почему Васильич это все описывает больше не как установление местного самоуправления для государственного блага,а как установление наместничества именно для «покор-ности»?Одновременно с этим Ломоносов упоминает,что среди славянских вождей были те, кто против княжения Рюрика.По этой причине варягу,конечно же,приходилось расправляться с несогласными.То есть,выходит,не все славяне были согласны приг-лашать Рюрика?При этом Рюрик отправляет россов в другие славянские земли еще и для того,чтобы они соединялись со славянами и чудью.То есть он был заинтересован и в установлении кровных уз между своим племенем и пригласившими его славянами. Все бы ничего.Однако мы можем вспомнить истории о дани.Как-никак,славянские пле-мена платили дань Рюрику и его потомкам.Как утверждается,славяне платили дань Рюрику в обмен на защиту от набегов варягов и других врагов.В целом,это можно и не оспаривать.Однако вспомним,к примеру,историю с сыном Рюрика Игорем.Он ведь требовал слишком большую дань от древлян.Выходит,что Рюрик и его потомки вполне могли требовать от славян столько дани,сколько хотели?Но а далее последующая политика потомков Рюрика только больше вызывает вопросы,если ее связывать с зав-оеванием и порабощением славян.А именно– дальнейшее покорение славян,как Олег захватил Киев и как Святослав завоевывал другие племена,и принуждение к религии, как Владимир силой вводил христианство на Руси(да,по официальной версии многие племена «добровольно» приняли эту религию.Но все же было немало тех,кто был против этого.Хотя этот момент,конечно,всегда был и всегда будет очень спорным). Всё,что я сейчас написал– прошу не воспринимать как истину последней инстанции, а принять просто как мнение любителя истории.Я всего лишь озвучил,как выглядит приход Рюрика,если основываться на официальную версию истории и на то,что мне по пьяни рассказывал Васильич.Возможно,Романовы намеренно всю эту версию истории исказили так, чтобы мы воспринимали завоевание славян как что-то нормальное,что-бы наши предки это именно так воспринимали.Так и знал,что не нужно было Василь-ичу Миллера звать на пару рюмок,так как он уже литр выпил и только перебивает Михайло.Все же период нашей доромановской истории– одна большая загадка.Ее можно разгадать,но это будет стоить больших трудов.Хотя…чем дальше,тем интереснее."
(ст."Олег– продолжатель завоевания славян(Но похоже уже не предположительно)", Исторический правдоборец,2024) "Мы продолжаем рассматривать серию статей о т.н. Древнерусском государстве.Статьи основаны все еще на трудах Ломоносова и на Пов-ести временных лет– а как же иначе? Однако в этот раз уже будет больше не предп-оложений,а как раз-таки утверждений.В прошлых статьях мы рассмотрели с вами при-ход племени русов и Рюрика на княжение.Но мы изучали эту тему не с точки зрения «приглашения»,а с позиции предположительного завоевания– ведь все признаки как раз были видны невооруженным глазом.На сей раз предположений будет уже гораздо меньше,так как о покорении славян Михайло Васильевич в своих трудах пишет уже не прикрыто(либо Миллер,редактировавший работы Ломоносова,уже ничем не прикрывает эти факты).Но,как говорится,обо всем по порядку.После смерти Рюрика,как мы зна-ем,фактическое управление страной взял на себя его родич Олег(кем именно он ему приходился– до сих пор дискуссионный вопрос).Как пишет Ломоносов,этот варяг ре-шил «умножить наследство Игорю и соединить единого племени славенские народы под едино владение»,собрал армию из варягов,покоренных славян и чудских племен и начал покорять земли восточных славян,где назначал СВОИХ НАМЕСТНИКОВ.А Киев он объявил столицей городов,«обладаемых русами».И этот факт у нас преподносится как зарождение Древнерусского государства.Хотя по факту это выглядит как завоевание славян– не больше,не меньше.Именем русов,как писал Ломоносов,и стали называться славяне, покоренные этим варяжским племенем. Учитывая,что Рюрик пытался вначале своего правления еще и кровными узами соединить русов и славян,это все уже выгл-ядит как завоевание с присоединением нации к своему этногенезу, чтобы сблизить свое племя с покоренными народами.Установление дани тоже по факту является одним из признаков завоевания. Ведь навряд ли люди из одного государства будут платить целую дань. Нет, навряд ли ее можно принимать за налог – налоги все же платятся на государственные нужды, тогда как дань отдают на милость победителю или кому-нибудь более сильному в военном или ином отношении (хотя конечно,с учетом суще-ствующей сегодня коррупции в стране,налоги стали больше ассоциацией той самой дани,хоть формально они и идут на государственные нужды).А в некоторых моментах установление дани выглядит как что-то несоответствующее описанию. К примеру, как пишут Васильич или Миллер, до прихода Олега племена северян и радимичей платили дань хазарам.Но пришел Олег,освободил их от хазар и… обязал их платить себе дань ,хоть и в меньшем размере.Отличное освобождение! Освободить только для того,что-бы они платили дань! Может уместнее было бы сказать– перепокорил народы у других завоевателей?А, к примеру, к древлянам за то, что они воевали с Олегом,варяг отнесся уже не как «освободитель».Как писал Ломоносов,князь «с диким сим народом поступал жестоко,дань положил на них тяжкую».Можно,конечно,признать,что вся эта история с варяжскими завоеваниями лишь подлог от Миллера и Карамзина,а сам при-ход варягов мог быть иным.Можно утверждать,что время было такое– одни сплошные завоевания и походы.А варяги фактически этим и жили.Да что уж варяги– и наши предки,как мы выяснили,тоже могли периодически совершать набеги или отправляться в масштабные военные походы.Но подождите– дело даже не в том,завоевывали ли Рю-рик и Олег славян или нет.В нашей историографии тот факт,что знатное варяжское племя русов просто завоевывает наших предков и облагает их данью,почему-то пре-подносится как что-то нормальное.Хотя мы всегда гордимся,какой мы отважный нар-од– всегда защищаемся от различных захватчиков.Почему у нас такие двойные стан-дарты?А нам все же стоит рассмотреть историю наших предков еще до Рюрика более углубленно,но Васильич,похоже,уже нам в этом не помощник.Но кроме него,к счастью ,есть еще целый ряд авторов,которые используют как труды известных историков и философов,так и древние источники.Но многие источники и труды,к сожалению,не дошли до наших дней,поэтому будем использовать то,что имеем."
(ст."Пруссы – это славяне? (Истории с Ломоносовым)",Исторический правдоборец, 2024) Сегодня мы продолжаем сидеть за рюмочкой с Васильевичем(шутку оценил)и ра-ссматривать истории,которые он нам рассказывает во время нашей трапезы(на всякий случай напомню,что алкоголь в любых дозах вреден для здоровья).Только что я выл-ожил пост,где отметил,что среди варягов ученый особое внимание уделяет такому
племени,как варяги-россы.Он утверждает,что они с пруссами не то что «произошли от одного поколения»,но в целом являются единым народом.Под пруссами он понимает не «бранденбургцев»,а те прусские племена,которые жили у Балтийского моря испо-кон веков.Самих пруссов, как мы ранее разбирали, ученый называет славянским народом. То есть и варяги-россы по этой логике являются славянами. Именно от этого народа и пришел на княжение Рюрик.Само утверждение,что пруссы– славяне, мы с вами рассматривали ранее.Сейчас взглянем и на то, на чем его обосновывает Лом-оносов.Михайло Васильевич опирается на труды одного из польских историков Кром-ера,жившего в ;; в.Этот автор писал о том,что пруссы любили в банях париться и в холодной воде после того купаться.Как в так называемой Древней Руси,так и во времена Ломоносова русский народ охотно следовал таким порядкам.Это ученый пре-подносит как одно из оснований,связывающих пруссов и славян как единый народ. Михаил основывает их единство и сходством обычаев.Больше всего единство пруссов и славян Ломоносов находит в поклонении богам.Как у славян богом грома был Пер-ун,так у пруссов этим богом был Перкун.Думаю,разница очевидна(а точнее ее отсу-тствие).Исходя из исследований великого русского ученого,историки Гельмонд и Пр-еторий определяют прусский язык как славянский.Преторий видит в прусском и лито-вском языках отрасли славянского.Гельмонд,в свою очередь,прямо называет пруссов славянами.Ломоносов объясняет и происхождение названия пруссы. Обосновывает он его не в связи с тем, что эти народы жили по соседству с Россией, так как те же поляки, соседствовавшие тогда с Русью,пруссами не называл никто.Обозначение пру-ссы Ломоносов определяет периодом времени,так как пруссы,исходя из его утверж-дений,основанных на северных авторах,жили под властью знатных варягов-русов.Поэ-тому и пошло обозначение по руссы,которое перешло в пруссы.Является ли вывод Ломоносова верным или это всего лишь его пропаганда знатности русов,на которой он хотел обосновать величие России– хороший вопрос.Но его утверждения в целом логичны и основаны именно на фактах и работах средневековых авторов."
(ст."Славяне против Рима: Любопытные рассказы от Ломоносова о войнах наших предков с Римской империей",Исторический правдоборец,2024) "Как только при расс-мотрении истории России от великого русского ученого я нашел факты о том,что славяне сражались с Римской империей,я решил как-нибудь откопать для вас сведен-ия об этом и рассказать об их противоборстве.Однако Михайло Васильевич будто ус-лышал мои желания и решил исполнить их.Да и при этом описал всё в таких красках, в каких было необходимо для неплохого рассказа.Это далеко не все повествования о противостоянии славян и римлян,так как есть еще немало свидетельств о тех собы-тиях,но эти рассказы от Ломоносова вам будет тоже интересно прочесть.В моем тек-ущем повествовании не будет ни доли пропаганды– буду с вами просто делиться фак-тами.Когда Римская империя превратилась в могущественное государство и распро-странилось до славянских племен,живущих в Иллирике,Далмации и на Дунае,тогда на-чали волохи(как называли римлян летописцы)вытеснять наших предков с их мест про-живания.Но при Юстиниане Великом славяне решают отомстить римлянам за прошлые обиды и начали чаще ходить в походы на империю(во всяком случае так Ломоносов описывает причины одной из войн с Римом).Однажды (дата у Михайло Васильевича,к сожалению,не указана,но это было все еще в период правления Юстиниана)трехты-сячное славянское войско переправляется через Дунай и Гебр(река на Балканах, называемая еще Марица)и в пути разделяется на два полка,которые самостоятельно продолжают свой поход на империю.Нет,мы не будем называть Юстиниана правителем Византии,а его полки византийскими и население византийцами.Это всего лишь исто-рические термины.Сама Византийская империя всегда считалась Римской,а Констант-инополь «византийцы» называли Римом(и себя соответственно римлянами).Да и если так посудить– «Византийская империя» всегда была самым что ни на есть римистым Римом,учитывая ее общественный уклад и могущество.На каждый из полков славян совершают контратаку римские военачальники в Иллирике и во Фракии,но они отра-жают их и вынуждают римлян спасаться бегством.После этого на один из полков со-вершает атаку римская конница во главе с Абзадом.Эта кавалерия защищала город Цирула и отличалась своей силой и храбростью.Но полк синеглазого племени громит ее и пленит юстинианова командира.Далее по мере продвижения вглубь империи один из славянских полков захватывает в Иллирике и во Фракии одну крепость за другой. В ходе битв и осад проливается немало крови.Пленных у славян тоже оказывается много,но позднее они их все же отпускают.Другой полк,который сражался с Абзадом, берет крепости на море.Особенно Васильевич выделяет осаду морского города Топ-ера.Большая часть славянского полка скрывается в оврагах близ стен,а малая часть провоцирует гарнизон на битву.Римляне,предвкушая легкую победу,совершают вылазку на славян и пытаются нагнать их,отдаляясь от города,но отряды,скрывающиеся в засаде, неожиданно выскакивают и разбивают гарнизон.После этого за город прохо-дит кровавая схватка с оставшимися римскими солдатами и мужским населением,но город оказывается разграблен славянами.Жителей города наши предки берут в плен (позднее их тоже отпускают).Михайло Васильевич расска-зал и другую историю.Одн-ажды(но все еще при Юстиниане)в Сардике славянский вождь Герман собирает крупную армию и вторгается в империю.Его полки разделяются и разоряют земли Рима.В ходе грабежей римляне берут пленных,которые рассказывают,что славяне идут с целью взять Солунь(Солоники)и города рядом с ним.Юстиниан прерывает свой поход в Ита-лию и отправляет помощь Солоникам.При этом император разворачивает на Германа силы,посланные против Тотилы(король остготов в 541–552).В связи с этим Герман прекращает путь к Солоникам и отводит свои полки в Далмацию.Но там он заболевает и отправляется в мир иной.Славяне при этом не прекращают поход.Но кто их при этом возглавляет– Михайло Васильевич оставляет загадкой.Войска Юстиниана все же достигают славян у Адрианополя.Возможно,у римлян были тогда шансы разгромить войско покойного Германа.Но армия императора испытывает проблемы с продовольст-вием,что отражается на ее боеспособности.Да и славяне при этом занимают выгодные для боя возвышенности.Благодаря этим факторам силы Юстиниана терпят поражение.
Славяне после той битвы продолжают масштабное разорение империи.При этом они приближаются и к Царьграду. Некоторые отряды славян все же терпят поражение от римлян.Но остальным удается вернуться домой с добычей.При повествовании Михайло Васильевич использовал труды Прокопий Кесарийского.Прокопий в своих работах,мо-жет,и очерняет причины похода славян,так как я как идеалист все еще хочу счита-ть,что до Романовых наши предки были миролюбивыми и просто так ни на кого не на-падали(если все-таки ошибаюсь,то что ж– все могут ошибаться).Но все же всегда интересно узнать о таких деяниях славян,ведь их в целом никто и никогда не расс-казывает."
(ст."«Весь белая»: как сейчас живут вепсы, древний народ,что помогал русичам призвать варягов Рюрика",Этобаза,2024) "Чудь начудила,да меря намеряла..О мере, древних родственниках марийцев,я уже недавно рассказывал в своем блоге.Теперь же расскажу подробнее о чуди.То есть, о вепсах.Итак,давайте расскажу о вепсах подр-обнее.Сегодня вепсов осталось немного.Но некогда этот древний финно-угорский на-род населял значительные просторы современного русского севера.Русичи звали веп-сов весью или же чудью.Отмечу,что под чудью русичи вообще имели в виду всех фин-но-угров севера,кроме близких родственников мари или мордвы.То есть,предков коми (чудь заволочная)или водь(чудь белоглазая).Весь (чудь), наряду с мордвой и мерей, возможно упоминается еще около VI-го столетия у готского историка Иордана - как Vasinabroncas.Как вису- у арабского историка ибн Фадлана в начале X века. Или как Wizzi у Адама Бременского в конце XI в.В любом случае,вепсы- один из древнейших народов России,что сохранился именно под своим особым историческим названием.Весь точно упоминается в русских летописях,рассказывающих еще о IX в. н.э.Вепсы описываются уже как весьма развитой народ,выступавший надежным союзни-ком славянским племенам- ильменским словенам и кривичам.Именно вепсы среди про-чих народов севера Руси,славянских и финно-угорских,согласно Повести временных лет,принимали участие в призвании Рюрика на княжение.Принимали участие в походах варяжских князей против многочисленных врагов.То есть,вепсы сыграли важную ист-орическую роль в создании нашей российской государственности.Причем название "чудь" за вепсами сохранялось аж до самого 1917 г.По одной версии,идет оно от славянского "чудные,непонятные".По другой- от германского "теута"- народ (оттуда же название древнегерманского племени ТЕВТонов и средневекового Тевтонского ор-дена).Самоназвание вепсов звучит как vepsl;i;ed- вепсляйзед.Происхождение его неясно.Возможно относилось еще к более древнему,до-финно-угорскому населению Ру-сского севера.В России сегодня живет не более 6 тыс.вепсов.Меньше только родст-венных им по балто-финской линии ижорцев да водяков.Хотя еще в 1920 гг.в РСФСР по переписи насчитывалось около 30 тыс.вепсов.И даже имелся свой национальный район.Вепсы,наряду с канувшей в небытие еще лет пятьсот назад мерей- предполага-емые главные потомки древней финно-угорской Дьяковской археологической культу-рой,что в начале нашей эры строила свои городища аж на месте современной Москвы. Ближайшей родней вепсам приходятся финны,карелы и эстонцы,малые финно-угорские народы- ижора,нарова,водь.Чуть дальше от вепсов стоят уже финны волжские- марий-цы и мордовцы.Коренные территории вепсов- обширные земли между Ладогой,Белым да Онежским озерами.Безбрежные болота и густые леса на стыке границ Карелии,Волог-одчины и Ленинградской области,где вепсы издревле ощущают себя полновластными хозяевами природы.Мы- дети чащи. Лес для нас- настоящее живое существо.Мы покл-оняемся ему,разговариваем с ним,как с живым,- говорят вепсы.- Просим покрови-телей леса защищать нас и даровать счастье.Приносим в лес гостинцы для его духов .Об одушевленности леса говорит и вепская пословица например:«Kut mecha,muga i mecasp;;»— «Как к лесу,так и от леса».Обычно вепсов делят на 3 большие этногр-уппы.Северные- на побережье Онежского озера в юго-западной Карелии.Средние- на северо-востоке Ленинградской области и на северо-западе Вологодской,у рек Оять, Паша и Свирь,где находится прародина вепсов. И южные- на Вепсовской возвышен-ности под Питером.Часть вепсов также влилась в состав карел,став там этногруп-пами ливиков и людиков.Ушедшие на северо-восток вепсы стали западной частью нар-ода коми.Кстати,вепсы,как и другие финно-угры,по сей день помнят многие древние верования праотцов. Поклоняются медведю, утке, яйцу, из которого по преданию родился весь наш мир. И, конечно, же почитают огромные древние камни.У вепсов существует древний мистический обычай так называемого "увеселения покойника". Своего рода похороны-свадьба умерших неженатыми парней или незамужними девушек. В таком случае усопших, одетых в красивые праздничные одежды, торжественно под песни-пляски везут на лошадях. Под гармошку и выстрелы из ружья. Иногда так "с весельем" вепсы хоронят и уже пожилых людей, попросивших, чтоб односельчане их именно так без слез в последний путь проводили.Впрочем, есть у вепсов и свои христианские святые. Например,живший еще в XVI в.канонизированный православной церковью Александр Свирский.Кстати,единственный святой РПЦ,которому явилась,по преданию, Святая Троица.Именем его сегодня именуется Александро-Свирский мона-стырь на русском Севере.Деревянные христианские церкви вепсов построены в своем особом стиле,напоминающем огромные распускающиеся цветы.Один из самых крупных населенных пунктов,где живут сегодня вепсы,это село Тервеничи в Лодейнопольском районе Ленинградской области.Почти 20% населения в 300 человек приходится именно на вепсов.Еще одна "столица" вепсов- поселок Винницы в Ленобласти,где имеется центр вепского фольклора.Здесь ежегодно в июне проводится фестиваль вепсской ку-льтуры "Древо жизни".Вепсы- довольно светлый народ.Почти все- блондины,русоволо-сые,голубоглазые,словно со страниц старинных сказок сошедшие.Побольше процент светлых волос в мире наверно только у води будет. Не случайно,говоря о вепсах русичи добавляли:"весь белая","чудь белоглазая".Испокон веку вепсы,как и многие другие финно-угры,живут среди озер,рек,по берегам моря.Оттого главную скрипку в их нехитрой кухне играют именно рыбные блюда- уха,вяленая,сушеная рыба,пироги-рыбники пироги-рыбники kalakurnik.Вепсы обожают ржаной хлеб,круглые или прямо-угольные ватрушки-калиткад.Пьют с удовольствием пиво-медовуху олуд,квас из репы. А еще вепсы зимой пекут знаменитые лумминикад- пирожки,в которые добавляют снег.
Основные компактные селения вепсов сегодня сосредоточены у Онежского озера.Зде-сь же стоит и неофициальная столица вепсов- деревня Шёлтозеро.Здесь имеется и и единственный в России национальный этнографический музей вепсской культуры.Увы, крайне похожий на финский и эстонский язык вепсов ныне оказался под угрозой исч-езновения.Однако вепсы,как и близкие им ижора с водью,стараются сделать все,чтоб сохранить свою древнюю культуру.Проводят шумные фестивали вепсской культуры.Учат родному языку своих детей на факультативных уроках в школах.Вепсы создали даже словарь своего языка. Перевели на родную речь "Библию" и "Маленького принца". Даже завели собственный раздел в Википедия- уникальный случай для столь малого народа.Кстати,они- один из немногих народов России,что еще с 1930 гг.пользуется на письме латиницей,а не кириллицей."
Свидетельство о публикации №224113001787