Немного о фамилистике часть 2
Итак, мы приняли решение использовать фамилистику в личных целях. Мы понимаем, что будем делать это не из праздного интереса или исключительно для помощи себе, но также для сохранения и восполнения памяти о своих предках, что бы мы там ни узнали. Это важный момент.
Поскольку мы все разные люди, со своими знаниями и опытом, будем исходить из того, что начинаем наше исследование с чистого листа.
Для начала обратимся к статистике. Понадобится лист бумаги, на котором напишем букву «я». Не будем заострять внимание, в каком именно месте мы ее написали и в каком регистре, оставим это для других исследований. Сейчас нам нужно составить генеалогическое древо, вписав имена родственников по степени родства (родителей, дедушек-бабушек, их родителей и т.д.).
Наличие отчеств поможет определить имя следующего родителя. Количество известных предков у всех будет разное, чаще это 3-4 колена, включая нас самих. Далеко не каждый может обладать информацией о предках до 7-го колена. Это уже более 200 человек, и мы являемся частью такого внушительного сообщества родственников. Но даже информация о нескольких коленах помогает разобраться в тонкостях семейных отношений. Конечно, не все имена будут нам известны, и в этом нам помогут здравствующие родственники, архивы, соседи, друзья семьи.
Попутно мы будем узнавать и записывать исторические, географические, экономические, психологические, социальные и другие особенности семьи: например, наши предки были переселенцами, жили небогато, браки были крепкими, несколько поколений имело одну профессию, все любили заниматься огородами – в общем, все, что удастся узнать.
Если быть настойчивыми, нас удивит количество полученной информации и ее разнообразие. Баба Соня – сестра нашего дедушки расскажет, что у него был суровый характер: когда-то давно он не разрешил соседям пользоваться колодцем, потому что они разливали воду и топили ведра. Дедушка Степа про колодец не скажет, но вспомнит, как тяжело воевал на фронте и испытал жгучую ненависть к врагу, спалившему заживо людей в запертом доме в одном селе.
Пожилые родственники – это просто кладезь информации, тем приятнее им будет знать, что потомки их не забывают. Стоит учитывать, что воспоминания родственников, особенно эмоционально окрашенные, могут не совпадать, а о семейных тайнах, особенно неблаговидных, самые близкие родственники не расскажут и даже упрекнут за вмешательство. Но мы-то помним, с какими намерениями приступили к делу.
Со временем наша коллекция пополняется не только записями, но и памятными вещами, фотографиями, и вот у нас уже собрался довольно внушительный набор информации. Попутно мы проведываем могилки, рассказываем детям и другим членам семьи о жизни предков, реставрируем дедушкину гитару и делаем панно с бабушкиными вязаными салфетками, гордимся славными семейными делами, продолжаем начинания, поминаем умерших родственников в молитвах или своими словами. Но что же дальше?
Проходит несколько месяцев, может, полгода, год, три года. Мы уже забыли о своем исследовании, но тут происходит одно событие: на похоронах дедушки под гроб, стоящий на табуретках возле подъезда, внезапно хлынула вода. Никто не может понять, где прорвало трубу, гроб спешно заносят в катафалк, а тетя Лена вдруг говорит: «Поделом». И тут мы вспоминаем рассказ про колодец. Пока мы размышляем, надо ли связывать эти события, тут же из дома звонит ребенок и сообщает, что случилась «авария»: оторвалась ручка от ведра и вода разлилась по полу.
Надо сказать, что причинно-следственные связи в семейных отношениях, да и вообще в жизни – дело довольно тонкое. Есть много явных примеров этой связи. Например, мы не пошли в магазин, поэтому у нас пустой холодильник. Еще: мать критиковала дочь-подростка за длинный, по ее мнению, нос, и теперь девушка комплексует из-за своей внешности. Сложнее: мама не разрешила сыну жениться на девушке-неровне, а вчера дочь этого мужчины рыдала оттого, что будущая свекровь не приняла ее и расстроила свадьбу. Еще сложнее: сестра прабабушки умела заговаривать болезни, прикладывая ладони к больному месту; все благодарили ее, а она всегда была одинокой, замкнутой и, умирая в муках, проклинала свой «дар».
Скорее всего, случай с потопом мы спишем на коммунальную аварию, хотя отметим еще одно обстоятельство: мы давно заметили, что не можем переносить на слух один иностранный язык, который в свое время слышал дедушка–ветеран войны. Но это же просто очередное совпадение, фантазии. И все бы ничего, но в один из дней к маме подходит маленькая дочка и говорит, что ее ладошки что-то жжет… Мать судорожно ищет в интернете информацию о заболеваниях печени, страшась даже допустить мысль о том, что она вспомнила.
Это все реальные примеры, и как относиться к подобным цепочкам – это выбор каждого. Но если у нас появились ключи, мы можем подбирать их к замку.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №224113000232