Немного о фамилистике часть 4
(Порядок имеет значение, если тема заинтересовала. Последние слова каждой заметки дают начало следующей)
1. Немного о фамилистике
2. Ключи от шкафов со скелетами
3. ЗамкИ или зАмки
Сказки для взрослых
Всем добрый день!
Открывая тему мистики в своих семейных отношениях, мы погружаемся в мир тайн, загадок и связей, пока без сверхъестественного. При этом постараемся быть объективными и не забывать намерений, с которыми приступили к исследованию.
Так получилось, что в этой жизни мы не можем взять с полки пособие, открыть на 14-й странице и прочитать конкретный ответ на тревожащий вопрос: «Где моя вторая половина?», «Зачем я работаю за мизерную зарплату?», «Когда я потерял интерес к жизни?» или «Почему моей бывшей свекрови не нужны собственные внуки?». Эти тревоги могут быть как результатом семейных взаимодействий, так и личным продуктом. В любом случае, начинать мы будем с себя как с первого колена. Без этого вся собранная семейная информация будет просто набором сведений, а мы хотим, чтобы она помогла до конца понять суть происходящих событий и подсказать нам дальнейшие действия.
Методик самопознания очень много, их выбор зависит от личных предпочтений. Пример того, как можно заниматься детективной психологией (назовем это так), проиллюстрирует отрывок из книги «Пока не исполнится все» Ольги Байковской. Сюжет построен вокруг главной героини Светланы, которая живет в современном мегаполисе и вынуждена решать свои проблемы нетрадиционным способом: через мир умерших. Одна из глав рассказывает о встрече двух студенческих подруг. К этому времени Светлана накопила много информации о себе и своей семье, сделала какие-то выводы, но столкнулась с неприятным сомнением: может, все, что она делает, – это просто иллюзия и самообман.
***
Сказки для взрослых
Кафе-веранда с пледами, живыми растениями, гирляндами из шариков теплого желтого цвета располагало к душевной встрече. Зайдя внутрь за стеклянную стену, Светлана нашла глазами знакомое лицо.
– Наташа, ты очень хорошо выглядишь, поэтому надо срочно примять тебе прическу!
Ей в ответ засмеялись, и женщины обнялись, взаимно радуясь встрече. После ужина и кучи вводной информации о том, что произошло за два десятка лет, они заговорили о настоящем.
– Наташ, а что у тебя за семинар, на который ты приехала?
– О, это вообще интересная, я бы даже сказала, необычная тема. Я решила освоить новое для себя направление психологии. В основном занимаюсь психотерапией с детьми: помогаю им придумывать сказки и через волшебный сюжет вытаскиваю проблемы, так мы отрабатываем с ними травмы, страхи, зажимы.
– Как интересно. И что, это помогает?
– Да. К тому же это мягкое воздействие на внутренний мир маленького человечка. Они такие молодцы, хотя, естественно, ко всем нужен свой подход.
– Слушай, а со взрослыми это работает?
– Вот как раз про это и рассказываю. Я решила попробовать сказкотерапию со взрослыми. Коллеги меня отговаривали, мол, у взрослых с воображением туго, им не до сказок. Но ты же меня знаешь. Подучилась, начала понемногу практиковать, и, ты знаешь, люди заинтересовались таким форматом. Семинар как раз на эту тематику, вот я и приехала: слушаем, обмениваемся опытом.
Светлана смотрела на подругу во все глаза.
– А как это работает? Можешь привести пример?
– Пожалуйста. Человек очень хочет чего-то глобального в своей жизни – партнера, ребенка, дом, но не получается, и это сильно мучает. Через бессознательное выясняется, что, к примеру, в его внутреннем пространстве нет места ни для чего нового.
Светлана заинтересовалась:
– А что значит «нет места во внутреннем пространстве»? И как это установили?
– Под руководством специалиста человек представляет ситуации и вырисовывается у него такая картина: вся вселенная пронизана клетчатой сеткой, каждая ячейка – это жизненное пространство отдельно взятого человека со своим уникальным набором реальности. Под влиянием каких-то сил человек выбивается за пределы своей ячейки и попадает на разделительную полосу, где проходят жизненные потоки высокой мощности. Там он начинает испытывать колоссальную нагрузку.
– А если человек попадает в перекрестье?
– О-о-о, я вижу, ты включилась в терапию, – Наталья улыбнулась. – Может быть и перекресток, но тогда этому человеку не позавидуешь. Подойдет аналогия из нашей реальности, например, перекресток на оживленной автостраде. Дальше человек представляет свое возвращение в ячейку, устраняет препятствия, если они имеются, осматривается, заменяет неприятные чувства позитивными. Попутно он начинает вспоминать эпизоды своей жизни, запреты, которые сам себе установил, обещания, которые не выполнил.
– Или данные обеты?
– Да, вполне возможно, только это редко встречается, такие обещания просто так не даются. После терапии я замечаю, что клиент даже в моем кресле начинает по-другому сидеть и становится более расслабленным. Примерно так это работает. На самом деле вариантов и ситуаций очень много.
– А причину сбоя выясняете?
– Если клиент на нее выходит, то есть находит то самое событие в своей жизни. Часто ведь начинают со сказки, а заканчивают реальностью. Если причина настоящая, это сразу видно по реакции человека. Как правило, чего в жизни не хватает, то и является причиной.
– Если бы я сидела в твоем кресле, то сказала бы, что вся моя жизнь уместится в спичечном коробке, но что меня туда загнало, не смогла бы ответить. Как ты думаешь, сказкотерапия помогает изменить жизнь?
– Ты знаешь, со взрослыми тяжелее придумывать сказки. Это не только из-за недостатка воображения, но и в плане результата. Они ведь ждут, что пофантазируют, проживут по-другому ситуации своего прошлого и сразу станут счастливыми и успешными, но это так не работает. Смысл в том, чтобы человек увидел травму, прочувствовал ее и больше не держал, тогда станет легче, придет успокоение. Бывает, что на сеансах мы вместе с клиентами плачем, ведь некоторые события очень тяжело отпускаются.
– Имеет значение, что при этом придумывает человек?
– Ты имеешь в виду, какие именно образы и символы он использует?
– Да.
– Они переводят информацию с иррационального на понятный нам язык, но для их расшифровки нужно мастерство. Например, символ «дом». В психологическом смысле это может быть сам человек, его внутренний мир. Такой клиент на сеансе может многое рассказать о себе, просто описывая образ дома. В более широком смысле домом может оказаться хранилище родовой мудрости. А у другого клиента это конкретный дом из реальности. Все индивидуально и, конечно, это не детские психологические тесты, которыми мы баловались по студенчеству. А вот почему именно так фантазирует человек – этого никто не объяснит. Это похоже на сны, тоже за пределами нашего понимания.
– А может быть так, что сны – это не фантазии?
– Тебе снятся реалистичные сны?
– Да, и не только сны. Кажется, у меня был регресс в другие жизни. Конечно, никаких гипнозов и трансов, просто воспоминания, после которых приходит такое состояние… озарение что ли. Только не говори, что мне нужно к психиатру.
– И не скажу. Психология, конечно, наука о душе, но что на самом деле происходит в этой самой душе, доподлинно никому не известно, и патология тут ни при чем.
– Наташ, что еще я заметила. Информация приходит постепенно, причем могут пройти годы, пока откроешь следующую страницу в истории семьи или внутри себя. Если не готов сейчас расшифровать, информация будет лежать и ждать, пока крючок событий не вытащит ее перед глазами, но и тогда можно остаться слепым. Вот я, например, так и не разгадала свой сон с двумя девушками из нашей семьи.
– Даже не зная его подробностей, можно проще к этому подойти: вспомни, где еще слышала эти слова и в каком контексте.
– Да, стоит подумать… – задумчиво согласилась Светлана. – Наташа, как хорошо мы с тобой поговорили! Знаешь, наша встреча оказалась так кстати!
Наталья откинулась на спинку диванчика и картинно прищурила глаза.
– Вот смотрю я на тебя и думаю: звезда ты, Светка, я бы с тебя такую диссертацию написала!
– Нет уж, спасибо, хочется еще пожить человеком, а не экспонатом.
Обе задорно рассмеялись.
***
Светлана найдет ответы на свои вопросы в конце истории, правда, не все окажется таким, как ей представлялось. Возможно, подобный разговор понадобится каждому, кто столкнется на своем пути с определенными событиями и захочет их разгадать, хоть самостоятельно, хоть с помощью специалиста, и любым подходящим способом. В этом отрывке, например, персонажами использовалась методика работы с образами и символами по Вильяму Стюарту.
И, может, заданные в начале вопросы обретут для нас новый смысл: «Где моя вторая половина?» / «А где моя первая половина?»; «Почему я работаю за мизерную зарплату?» / «Почему так жило несколько поколений моей семьи?»; «Когда я потерял интерес к жизни?» / «Где я уже слышал подобное?»; «Почему моей бывшей свекрови не нужны собственные внуки?» / «Почему в нашем роду все мужья уходят с прекращением всех контактов?».
Задумываться над новыми вопросами трудно, но это того стоит, потому что появятся ответы: «Я пока не готова к новому члену семьи и неизбежным волнениям»; «Мой прадед присвоил себе все наследство, оставив брата ни с чем»; «Я слышал это от отца, он плохо закончил, я так не хочу»; «Бабушка выгнала мужа и запретила общаться с детьми». Принимать такие ответы или нет – личное дело каждого.
И уж точно где-то на двух третях пути понадобится разговор с таким человеком, который не станет отмахиваться, шутить или осуждать; с человеком, который знает, что такое путь к себе, и готов поверить, что мы в этом мире не одни, если даже понадобится обратиться к сверхъестественному.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №224113000241