Балаклава, крымский город
При советской власти город являлся настолько засекреченным, что он даже не был обозначен на карте.
Когда я читал о Крымской войне у Сергеева-Ценского в его «Севастопольской страде», там Балаклава названа местом дислокации английских войск.
Море у Балаклавы — место гибели «Принца», везшего непомерные сокровища казны английской армии и затонувшего в небывалый шторм. Диву даёшься, куда это всё подевалось.
По последней версии, нашлась и казна английской армии, которую в целях конспирации вёз не «Принц», а совсем другой пароход, тоже, правда, погибший во время знаменитого шторма.
Её разыскала и подняла с помощью новейшего японского снаряжения, хитроумно раздобытого, специально созданная при Советах для подъёма затонувших кораблей организация «Эпрон» (Экспедиция подводных работ особого назначения).
На поднятое золото, говорят, финансировались сталинские пятилетки.
В Чёрном море «Эпрон» поднимал затопленные по приказу Ленина в Гражданскую войну корабли Черноморского флота, и военные, и гражданские. Достаточно сказать, что половину торгового флота тогдашней России подняли из глубин моря радениями этой организации.
Но это так, в порядке сопутствующей небезынтересной информации.
Я часто бывал в Балаклаве и запомнил украинские сторожевые катера, которые подарили американцы. Они стояли в бухте, были покрашены, но видно было, что это старые суда, которые списали за ненадобностью.
Сам городок Балаклава небольшой и уютный, расположен на правой стороне бухты и состоит практически из нескольких кварталов, расти выше ему попросту некуда, т. к. сразу за бухтой поднимаются крутые скалы.
На месте города раньше располагалась генуэзская крепость Чембало, живописные развалины крепостных стен и башен которой проглядывают у входа в бухту.
Несколько раз я поднимался к развалинам генуэзской крепости Чембало по крутой и разбитой тропинке.
Этот подъём был особенно трудным в жаркий крымский полдень, и иногда приходилось часть пути преодолевать даже на четвереньках.
Когда я, наконец, добрался до крепости, был весь в поту.
Однажды я приехал туда на джипе. Дорога была как стиральная доска, и меня так трясло, что я даже язык прикусил на одном из ухабов!
Все потные и грязные туристы, включая меня, поднялись с места остановки джипов и пошли к главной башне крепости — донжону, который был частично разрушен.
Несколько попыток отреставрировать крепость, последняя из которых была в 2004 году, не привели к успеху.
Деньги, выделенные на реставрацию башни, пропали, и дело не сдвинулось с мёртвой точки.
Но через четыре года реставрация почти закончилась.
Но в ночь на 17 июля 2008 года часть этой башни откололась, и камни с грохотом покатились с горы.
К счастью, никто не пострадал.
Через несколько лет стройка была остановлена, и башня простояла в лесах 13 лет! Официально реставрация не завершена, поэтому оценить её качество нельзя.
У российских специалистов были вопросы к качеству реставрации и фундаменту. Прежде чем начинать новую реставрацию, нужно провести серьёзные исследования.
Со смотровой площадки донжона часть Балаклавской бухты загораживают горы, но открывается красивый вид в другую сторону.
Вдали видна заповедная зона мыса Айя.
С вершины башни донжон открывается потрясающий вид на Балаклавскую бухту и город.
Также можно рассмотреть систему оборонительных сооружений Средневековья.
Я советую идти на осмотр крепости Чембало только в спортивной обуви и удобной одежде, потому что придётся много лазить по горам и ходить по тропинкам.
Если же Вы решите посетить это место летом, обязательно надо взять побольше воды и головной убор, потому что солнце на горе печёт, а спрятаться негде.
До революции этот живописный городок был облюбован для отдыха российской аристократией, развалины вилл с колоннами в греческом стиле до сих пор возвышаются в самых живописных местах бухты.
Удивительная сохранность этих руин объясняется, по-видимому, долгой закрытостью города, с начала пятидесятых годов, времени начала строительства подземного завода для ремонта подводных лодок.
На набережной Балаклавы Назукина стоит памятник русскому писателю Александру Ивановичу Куприну.
Я всегда там фотографируюсь.
Гуляя по набережной, можно увидеть много магазинчиков, в основном рыбных кафе и ресторанов, где можно попробовать черноморских обитателей.
В бухте много кефали, ставриды, султанки и луфаря.
Я был в одном из таких ресторанов, который называется «У Татьяны».
Выбрал я его потому, что так зовут мою жену.
Там меня накормили вкусной рыбой.
И теперь элитарность города вновь возрождается: строят фешенебельные особняки новые русские (а раньше — и украинцы), только сюда специально с одним концертом приезжают российские эксклюзивные, как сейчас говорят, коллективы и исполнители.
Всем известен, надеюсь, знаменитый музыкальный фестиваль ZBFest, который проходит в Крыму (Балаклаве) уже с 2016 года. «Главным партнером и организатором события является винная компания «Золотая балка» в Балаклаве, которая предоставляет территорию среди своих виноградников. Проведение ZBFest приурочено к другому празднику — международному дню шампанского, поэтому дегустация и продажа вин являются своеобразной визитной карточкой фестиваля.
В начале августа на знаменитых балаклавских виноградниках «Золотой Балки» проходит одно из самых масштабных музыкальных событий летнего сезона в Крыму.
Живописный курортный город Балаклава, в нескольких километрах от Севастополя, становится эпицентром отличной музыки, великолепной гастрономии и феерического настроения. Яркий музыкальный праздник ZBFest наглядно подтверждает статус Крыма в качестве ведущего туристического и культурного центра России».
Источник: https://travelcalendar.ru/balaklave.
И всё же главная привлекательность города — это море, всё остальное — производное от него.
С моря грозные стены мыса Айя и мыса Фиолент сторожат вход в Балаклавскую бухту, похожую на норвежский фиорд.
Они расположены так, что полностью его скрывают с моря, и найти его можно только случайно.
Вся эта конструкция очень напоминает узкогорлую Z-образную бухту листригонов, куда попал древнегреческий герой, хитроумный Одиссей.
Мы садимся в небольшой катер, напоминающий скорее большую моторную лодку с навесом и сиденьями для туристов, и плывём мимо стоящих здесь яхт и крымских, и прибывших из иных, подчас далёких стран, мимо сторожевиков, пробираясь по спокойной воде бухты к открытому морю. Вот проходим неширокий проход между скалами — и испытываем взрыв восторга от внезапно открывшегося простора.
Но как только выходишь в открытое море, катер начинает прыгать на волнах, а брызги долетают даже до самых дальних уголков палубы. Поэтому я всегда беру с собой куртку — она как щит от морской стихии.
Возникающая постепенно громада шестисот метрового обрыва мыса Айя заставляет нас невольно крутить головами, вставать, чтобы рассмотреть и снять на фотокамеру открывающиеся красоты.
Мы идём над берегом, вода здесь чистейшая, но дна не видно — глубоко. Только здесь воспринимаешь подлинный масштаб разбросанных скал, когда соизмеряешь их с крохотными фигурками людей в бухтах.
Когда я приезжаю в Балаклаву, у меня такое чувство, будто я попал в прошлое.
Последний раз я был там в 2017-м, и до сих пор помню всё как вчера.
В бухте море — как зеркало, спокойное и тихое, отражает небо и горы. Неудивительно, что генуэзцы выбрали это место для своего города и стоянки кораблей.
Фото автора.
На фото памятник
Александру Ивановичу
Куприну.
Справа автор.
Свидетельство о публикации №224113000703
Последнее время предпочитаю никуда не уезжать далеко без необходимости.
С уважением
Мирослава Завьялова 04.12.2024 08:05 Заявить о нарушении
Спасибо, что Вы признали интересными мои повествования о моих экскурсиях о городах на море.
«Конечно, море - это главное там, нас привлекает именно море.» -хорошая ремарка.
Жаль.ю, что Вы в последнее время предпочитаете никуда не уезжать далеко без необходимости.
Спасибо за отзыв.
С неизменным уважением -
Федоров Александр Георгиевич 04.12.2024 11:30 Заявить о нарушении