Три жизни профессора Зелинского. Предисловие
Я не знаю, молоды Вы или не очень, мужчина Вы или женщина, не знаю рода Ваших занятий и обстоятельств жизни. Не знаю, каким образом попала к Вам эта книга: купили в магазине, нашли в библиотеке или получили в подарок. Отчего ж Вы мне любезны? Да уже просто оттого, что Вы любите читать — в наш век это уже немало. К тому же Вы не переключились еще на электронные носители, Вам приятно держать в руках традиционную книгу, перелистывать бумажные страницы, ощущать ладонями твердость картонного переплета, разглядывать иллюстрации. За этим угадывается некая позитивная, добротная консервативность, ориентация на классические ценности, издавна являвшиеся основой человеческой этики, морали, культуры, видится вдумчивое отношение к жизни и, конечно, к тому, что является главной ее ценностью — к любви.
Вы можете удивиться: «Вдумчивое отношение к любви? Что за странная идея! Любовь — это чувство, а не логическое упражнение». Осмелюсь не согласиться. Да, любовь — это чувство, но человек — существо мыслящее, и его сердечная привязанность отличается от пристрастий мотыльков или, скажем, парнокопытных. Вплоть до того, что у мотыльков и прочей фауны это и нелюбовь вовсе, а просто инстинкт продолжения рода, а среди людей далеко не редкость бездетные браки. Мужчину и женщину тянет друг к другу нечто большее, чем желание иметь потомство. И это нечто лежит, прежде всего, в сфере духовной, в области общения. Человек — существо социальное, жизнь на необитаемом острове (даже в комфортных условиях) воспринимается им как тюремное заключение. Человек — существо говорящее, ему нужен как минимум один собеседник, чтобы было с кем поделиться своей картиной мира. Человек наделен потребностью не только брать, но и давать, что возвышает его душу и приближает ее к Богу. Человек — существо, стремящееся к гармонии, к радости и, в конечном счете, к счастью.
Я написал о счастье «в конечном счете», желая подчеркнуть, что у него много составляющих. Но как часто мы ставим чуть ли не знак равенства между любовью и счастьем! Как торопимся мы назвать любовью мгновенно возникшую симпатию или внезапно вспыхнувшее страстное влечение, в надежде или даже в уверенности, что в ней-то и сокрыто наше счастье. Ан нет! Проходит какое-то время, и мы с удивлением обнаруживаем, что любовь вроде и есть, а счастья нет. Любимый человек не разделяет Вашу картину мира, смеется над тем, что Вам дорого, охотно берет, но не научен отдавать. Гармонии нет и в помине, и Вы склонны винить во всем его, а он Вас. Но не виноват никто. А точнее — виновны оба. Вы оба говорите: « Я и не знал, что он такой (она такая)!» А должны бы сказать: «Я не знал, что я такой (такая)!»
Мы не знаем, какие мы, мы не задумываемся об этом — особенно в молодости. Не размышляем о том, что же в действительности нам дорого, чего мы хотим в этой жизни, к чему стремимся. И потому, выбирая себе спутника, напарника по жизни, так часто ошибаемся. Ведь если Вы тянете в одну сторону, а он или она в другую, Ваша повозка далеко не уедет.
И здесь не надо ставить друг другу детские оценки - «я хороший, он плохой». Надо просто понять: параллельны ли вы по жизни или перпендикулярны. Да, параллельные линии не сходятся, но они могут идти как угодно близко друг к другу, почти сливаться. Перпендикулярные, увы, совпадают только в одной точке, и, как быстро выясняется, она у Вас уже далеко позади.
Книга, которую Вы держите в руках, именно об этом: о параллельных и перпендикулярных судьбах, о любви и о том, что может только казаться любовью. О том, как трудно понять себя, как больно в стремлении к своему счастью переступить через горе другого человека, о том, что сказать «нет» порой куда труднее, чем сказать «да». В этой книге нет назиданий. В ней жизнь, отраженная как в капле дождя. Я приглашаю Вас в этот мир! В дорогу, Читатель!
Свидетельство о публикации №224113000008