Жизнь в России. Какой она была и какой будет?
Невольно, читая твои воспоминания, Василий, вспомнил батины рассказы про взлеты и посадки, про перегоны самолетов из Саратова в Тулу, и дальше. Когда собиралась веселая компания, батя брал гитару и самозабвенно пел. Вырос то на цыганской улице. До сих пор в ушах звенит его: орёлики, гаврики, от винта...
Чистого неба тебе, дорогой, во сне и наяву!..
С неизменным теплом, А.Г.
Александр Грунский 27.11.2024 13:15
Прочитав очередной отзыв друга, с которым мы оба как-то сразу почувствовали родство душ, память как-то сама повернула воспоминаниями к тем, с кем уже никогда в этой жизни не посидишь за «рюмкой чая», не обменяешься мыслями в личку о прочитанных книгах, людях, встреченных на пути или о современном положении России, да и вообще, в мире. И вот ведь какой парадокс – людей уже нет, а свет от них идёт как от звёзд, которые физически давно погасли, но для нас – живых, они продолжают светить!
И мысленно мы всё равно продолжаем общаться с ними, нам интересно их мнение по тому или иному вопросу, пытаемся угадать, как бы они поступили в вашей ситуации… - короче, эти люди живут с нами, пока мы помним о них!!!
Сегодня как-то подумалось о тех, с кем довелось познакомиться и подружиться благодаря рассказам на сайте «проза.ру», как с тем же Александром Грунским или с людьми, чья судьба сложилась достаточно необычно, и им удалось многого добиться в этом цикле воплощения на земном плане планеты Земля! (блин, во «загнул» - иногда сам поражаюсь «заумности» своих фраз, но «писать «коротко, нет времени» (Маркс, который Карл в письме Ф. Энгельсу), а «У меня есть, что ещё сказать миру, и о чём его спросить!» (Виталий Сундаков)…
Блин, как всегда, НЕКСТАТИ, вылазит слово СОВЕСТЬ, и не даёт крылатые фразы, сказанные другими гениальными людьми, приписывать себе. Вчера я почему-то подумал: «А что делал бы художник немец Владимир Зебек, который, имея 3-хкомнатную квартиру в Москве, никогда её никому не сдавал, а более 40 лет безвылазно прожил в селе Покровка (Ковалёвка), не меняя гражданства СССР…? Ведь там идут бои, и ВСУ не дают закрепиться, хотя город Очаков, пока принадлежащий Украине, через пролив совсем недалеко»!
БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК «КИНБУРНСКАЯ КОСА»
Художник Владимир Зебек
Полковник Чечель
«Ты бы хотел жить среди людей, таких же, как ты?» (Вопросы Виталия Сундакова)
Сорок один год назад Зебек - мужчина в полном расцвете сил и художник в апогее успеха - оставил Москву и уехал в глушь, дичь, на Кинбурнскую косу, где даже электричества тогда не было. Лампочка Ильича впервые зажглась на Кинбурне только в 68-м. Местные старики и по сей день называют косу «острів», хотя реальности ее меняются сегодня стремительно, умопомрачительно и, увы, неизбежно. Но мы сейчас не об этом. Мы - о судьбе художника.
Как когда-то давно его отца в Россию, волны любви и творчества вынесли Зебека на белый песок Кинбурна. Ему 45, ей - 18, она москвичка, нежная, романтичная и влюбленная. В селе Ковалевка всего-то пять хат от силы, одну из них и купила себе молодая семья. Прощай, столица, жена Нела и двое детишек с нею. Здравствуй, новая жизнь.
Пожалела ли Оля о встрече, которая вывернула ее судьбу наизнанку? Спросить не у кого. Два года назад вторая жена Зебека умерла от тяжелой болезни. Оля боготворила мужа и его талант, родила ему пятерых детей, покорно несла тяжеленную ношу сельского быта и мужниного характера. Под конец жизни таки не вынесла, вернулась в Москву, но и там пожить не успела. Дети выросли, разъехались, с отцом остался только Кирилл да Даниил, который постарше, наезжает. Из семерых пока так никто, по большому счету, и не стал художником.
Рождались дети, росли, были зимы и лета. Шуршала степь, шумело море. Проходили мимо, заходили ненадолго какие-то люди. А Зебек-старший работал - писал картины маслом, акрилом, гуашью. По холсту, картону, оргалиту… Рыбаков и мадонн, огненных коней, сияющие степи, сказочные странные букеты. И море, удивительное, как его жизнь, море.
Его море не бывает спокойным и благодушным. Даже в редкий штиль на глубине зреет тревога. И дьявольски прекрасна его штормовая пучина. В сиянии светила кипит, ликует, взрывается брызгами ненасытная бездна. В ней мощь, сила, торжество свободы - и горе затерявшемуся здесь самонадеянному хлипкому парусу! Нет берега, нет острова, на котором - спасение и покой…
Подделать Зебека невозможно. Не в том вовсе дело, что профессионал не сумеет точно подобрать краски или повторить его взмах кисти. Сумеет. Но это будет чужая работа, мертвая, лишенная чего-то, что заставляет волноваться уже при первом взгляде на оригинал. Энергетика, мистика? Мало быть мастером, надо пережить хоть малую толику его судьбы. Его морские пейзажи очень разные, и все они очень похожи. Художник, мне кажется, не случайно повторяется - он настырно, снова и снова, пытается докричаться до тех, кто видит и слышит, рассказать что-то самое важное. Знает ли сам, что?
От его дома до берега -двадцать минут неспешным шагом, но Зебек давно не ходит на море и давно не пишет с натуры - его моря всегда с ним. Он старый, больной, крепко пьющий и очень одинокий человек. Он - гениальный художник. Такой, как есть. Владимир Зебек.
ДРУЖБА с ЗЕБЕКОМ
В 2015 г мы слетали в Домбай, погоняли на горных лыжах, на обратном пути в Москве мне мои читатели, а теперь уже и друзья Галина Ацерова с мужем Николаем подарили замечательную книгу Заслуженного лётчика-испытателя СССР Анатолия Рябко, которая так и называется «Испытатели» - фотолетопись. Сам Анатолий, издав книгу и закончив летать, принял постриг, ушёл в монастырь и полностью посвятил себя Богу под новоречённым именем Антон-Пилигрим. Согласитесь, не типичная судьба для лётчика-испытателя?
В книге собраны уникальные фотографии, снятые автором в воздухе. Все они пронизаны любовью к небу и к людям, которые учат самолёты летать. Помимо этого, там есть прекрасные стихи и интересная проза. На мой взгляд, очень символично и правильно, что первую страницу обложки открывает портрет Заслуженного лётчика-испытателя Алексея Бородая с сыном Антошкой. В общем, я перевернул крайнюю страницу книги, испытывая огромную благодарность автору, а через 10 минут пришла смс: «Пока вы были в Домбае, на Косе умер художник Володя Зебек».
Часа два я не мог уснуть, память снова и снова вспоминала детали знакомства и дружбы с этим удивительно светлым человеком, хотя в жизни он был далеко «не паинькой». Но обо всём по порядку:
А НЕ СЕСТЬ ЛИ МНЕ НА ВЕРТОЛЁТ
После перевода с Балтики в Николаев летал я на двух типах самолётов (Ту-16 и ТУ-22м3) и не сильно разглядывал местность, которая остаётся под крылом. Да и что там смотреть? Степи, в основном, да береговая черта побережья. Правда полёт на «радиус» тут был чрезвычайно интересным. Сначала пересекаешь два моря: Азовское и Чёрное, затем идёшь вдоль Главного Кавказского хребта, видишь горы, на которых никогда не тает снег. Проходишь рядом с Эльбрусом, дальше выходишь на Каспий. Выполнив разворот влево на 90 градусов, идёшь в сторону дельты Волги, потом опять разворот влево под 90.
Короче, описав огромную дугу длиной в несколько тысяч километров, через 5 часов подходишь к Николаеву с северо-востока, весь переполненный впечатлениями от увиденного. Но повторяю, это полёт на «радиус», так мы называем полёты на максимальную дальность. А в полётах в районе аэродрома особо что-то разглядывать под крылом желания не было. И так было до тех пор, пока я не пересел на вертолёты.
С развалом СССР на Украине стало катастрофически не хватать топлива для нормальных полётов. Более того, я впервые ощутил, что в небе может быть тесно. Не успеваешь на сверхзвук разогнаться, как Украина уже кончается, и надо вводить самолёт в разворот. Кроме того, нам вообще запретили полёты над морем. Я так думаю, из-за боязни, что кто-то из экипажей «длинной» авиации вдруг захочет перелететь в какую-нибудь Турцию.
Короче, я понял, чтобы иметь возможность много летать, надо перейти в какую-нибудь «мелко-копытную авиацию», которая много керосина не жрёт, но летает в силу своей востребованности, достаточно регулярно. Багеровский полк на самолётах Л-39 тогда ещё в состав Центра не входил, его передали нам позже, поэтому выбора у меня особого не было. Только вертолётный полк в городе Очакове.
Когда я стал летать самостоятельно на КА-27, я просто влюбился в местность, которую видел под «крылом», точнее под винтом вертолёта, и называлась эта местность «Кинбурнская Коса». Представьте себе край сосновых лесов, множества причудливых озёр, огромных стай птиц, включая лебедей и пеликанов. И всё это окаймлено с одной стороны морем, с другой лиманом.
В общем, красота неописуемая, очень самобытный край. Я тут же дождался выходных, взял палатку, спальник, каремат, в пятницу вечером сел на теплоход Николаев-Васильевка, и в 22.00 вышел на площади села Покровка в полной темноте под небольшим дождём. Так сказать – «разведка боем». Выбора не было. Или срочно ставить палатку, где стоишь, или проситься к кому-то на ночлег. Я выбрал второе. Пошёл в ближайший дом, где в окне горел огонёк.
ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКОМ
Постучал, вышла миловидная женщина, и я в «лучших» туристских традициях попросился на ночлег: «Мадам, дайте воды попить, а то так кушать хочется, что переночевать негде, или разрешите палатку в огороде поставить пока дождь не кончится». Женщина улыбнулась и сказала: «Вижу, скучать мне не придётся, проходите». Познакомились. Маргарита оказалась художницей с Москвы, (впоследствии, уехала в Израиль)
Приезжает сюда только летом на этюды. Живёт на Косе уже лет 10. Мы пили «чай» и говорили о жизни. А в 4 часа утра она сказала: «Вася, тебе надо обязательно познакомиться с одним человеком, иди к нему прямо сейчас». После моей бутылки вина и её наливки, которые мы выпили перед «чаем» ничего невозможного для меня не было, тем более в рюкзаке ещё вино оставалось. Мы же «опытные» туристы, блин, в поход в незнакомую местность с «одной» тарой не ходим.
Мы вышли из дома, уже светало. Маргарита показала направление на дом, стоящий в 800 метрах на берегу озера. Я пошёл указанным курсом, а когда подошёл к дому, увидел, что в окнах горит свет. Во дворе бегала белая собачонка, но на меня она не лаяла. Я решительно постучал. Долго не открывали, я уже собрался идти опять к Маргарите, как дверь распахнулась. Бородатый мужик с заросшей гривой седых волос долго в меня всматривался, потом сказал: «Заходи…»
Я прошёл, в комнате стояла дочь хозяина, и бегало двое маленьких детей. Как потом оказалось, миловидная, очень приятная женщина, которую я принял за дочь, это жена, а два пацана – это были её дети, а ещё два мальчика и девочка спали в другой комнате.
«Василий, Морская авиация, много летал над Косой, а вот пешком пришёл первый раз. Почему-то сказали, что я должен обязательно зайти в Ваш дом».
«Володя», - представился хозяин дома, - «А это моя жена Ольга и дети: Илья и Денис. Раз пришли, проходите за стол, угостим чаем».
Я сразу достал бутылку вина и буханку чёрного хлеба. Оля забрала детей и больше не появлялась. По мольбертам и картинам, которые стояли, и лежали в разных углах комнаты, я понял, что Владимир художник. Мы выпили за знакомство, и я попросил разрешения посмотреть картины. Владимира не удивила моя просьба, видно, что всех притягивает на огонёк его творчество. Позже я убедился, что это не совсем так, некоторые приходили, просто зная, что у художника, как правило, всегда «всё» есть, и можно выпить на «халяву».
Зебек стал показывать мне картины, вставляя холсты в одну и ту же рамку, и я внутренне «ахнул», настолько самобытны были его полотна. Дело в том, что к художникам, как и к поэтам у меня очень неравнодушное отношение. Но если любовь к поэзии мне привила наш учитель литературы, жаль запамятовал её имя, то к картинам и пониманию живописи я пришёл сам. Всё началось с того, что в 18 лет в Москве я попал на выставку сначала Константина Рериха.
Его картины Гималайского и Славянского цикла просто сразили меня наповал. А потом ещё занесло на небольшую выставку картин художника Юрия Ракши, умершего в достаточно молодом возрасте. И что-то, там в душе шевельнулось, интерес к живописи остался навсегда. Тем более, что потом пошли картины Константина Васильева, Ильи Глазунова и других именитых живописцев.
ОБЩЕНИЕ С ЗЕБЕКОМ
Когда я всё это пересказал Володе Зебеку, в его семье я сразу стал своим. Я это чувствовал и по отношению ко мне Оли, да и Зебека тоже. В этот свой первый приезд на Косу я ещё несколько раз заходил к нему на огонёк, и встречали меня всё теплее и теплее. Лишь спустя пару лет я понял. Почему так произошло – мне от него ничего не надо было, кроме общения с умным человеком. Большинство приходило, купить картины или поглазеть на знаменитого Зебека, чтобы потом иметь повод хвастаться перед друзьями: «Я пил с самим Зебеком».
Оля, его жена, на 30 лет моложе, мне рассказала, что у неё не было выбора. 18-летней девушкой она попала на выставку картин Зебека, они ей сразу очень сильно понравились. А потом в зал вошёл сам художник с львиной гривой волос. Как сказала Оля: «У меня ноги сразу подкосились, и я поняла, что отдамся ему по первому его требованию». Так впоследствии и произошло.
У Володи была феноменальная память. Он мог по 20-30 минут читать поэмы Байрона на немецком или русском языках. Делился воспоминаниями своего детства, как он работал на немца в Германии, или как полгода учился даже в Военном училище в Даугавпилсе, но сразу понял, что армия не для него, написал рапорт и ушёл.
Я в свою очередь принёс в его дом авиацию, экстрим и путешествия. Володя с огромным интересом слушал рассказы о моих полётах и походах. Сам – то он с Косы на тот момент уже 20 с лишним лет никуда не выезжал. Даже паспорт у него остался Советский, он его не менял. А на третий мой приезд сказал: «Я хочу подарить тебе картину. Выбери сам из тех, что я нарисовал недавно».
Я начал просматривать полотна, вдруг как ток пронзил. На очередной картине, которую я взял, на первый взгляд не было ничего, только линия горизонта, как её видит лётчик на большой высоте, и небо на рассвете. Земля где-то там внизу, ещё в темноте, её не видно, а здесь вот-вот выйдет солнце. Я поразился, как так можно правдиво всё нарисовать, как будто сам только оттуда вернулся.
Я сказал: «Можно эту?» Володя шутливо выругался: «Блин, единственная картина из 50, которую я уже подарил учительнице местной школы, и ты тоже её выбрал. Эту не могу, но любую другую, пожалуйста». Не передать, как я был разочарован, такой картины я не видел ни у кого и никогда, хотя в Москве, Ленинграде и других городах посетил сотни выставок. Как-то даже смотреть картины дальше расхотелось. Но выручил Роберт, старший сын Зебека от первого брака, тоже художник, но рисует значительно слабее отца. Вот уж точно говорят: «Единственное, что не передаётся по наследству – это талант».
Кстати, моя первая встреча с Робертом произошла в лесу. И мои первые слова были после приветствия: «Простите, а Вы не Иисус Христос», - настолько он на него походил. Так вот, Роберт сказал: «Тогда я знаю, что Вам нужно». Тут же из второй половины полотен, которые я ещё не смотрел, достал картину, которая мне сразу понравилась, и я сказал: «Возьму эту». Зебек критически посмотрел.
Они с Робертом ещё перекинулись парой замечаний, стоит в ней что-либо исправлять или нет, и Володя сказал: «Хорошо, сейчас я тебе её во что-нибудь заверну, но перед этим подпишу». Он взял кисть и на полотне, но с обратной стороны написал: «Василию Ч. - самому интересному человеку Покровки. Я хотел бы, чтобы мои дети были похожи на Васю». Но прочитал я это уже дома, т.к. так велел Володя. Но я знал, что там какие-то хвалебные слова.
Я ещё пошутил: «А можно я тогда картину у себя на стенке обратной стороной повешу, когда рамку к ней куплю?» Владимир шутки не принял: «Делай, как хочешь, она теперь твоя». Не скрою, мне было приятно, хотя я понимал, что просто попал под его настроение.
Кстати, читатели краем глаза уже этот подарок видели, если читали мои произведения ранее. В фотографию перед рассказом «Наш ответ Чемберлену» картина попала, правда, в ней отражается абажур с лампой. Желающим посмотреть обратную сторону тоже могу прислать фото, но только за магарыч, «халява» кончилась…
«ПРИЧУДЫ» ГЕНИЯ
Но вернёмся к рассказу о художнике Зебеке. Как у всякого гения у него были свои «причуды». Например, как-то я заявился к нему в гости с красивой молодой женщиной Оксаной из Киева, на которой была надета очень цветастая юбка, которую она привезла из Ливана. Через 15 минут наших посиделок Володя потребовал, чтобы она подарила ему свою юбку, мол, она у него будит «фантазию». А когда Оксанка не согласилась, Владимир рассвирепел и стащил с неё юбку чуть ли не силой.
После чего сразу пришёл в хорошее настроение, достал бутылку вина и показал все картины, которые уже написал, и которые нарисует ещё, благодаря её юбке. Короче, Оксана до своей палатки на море шла в одних трусиках. Хорошо в Покровке привыкли к пляжному виду отдыхающих, и на неё особо внимания не обращали.
Самое смешное, я через полтора месяца снова приехал на Косу, зашёл к Зебеку и не обнаружил юбки на стене, куда при нас её повесил Володя с заверением, что она будет висеть здесь «вечно». Оказывается, юбка ещё более сильно понравилась старшему сыну Илье, и он увёз её в Москву, как я подозреваю, решил сделать оригинальный подарок своей девушке.
Но вернёмся к чудачествам Володи Зебека.
Когда мы с будущей женой Ириной в сентябре 2009 г в первый раз подошли к его дому, нас встретил Кирилл, младший сын Владимира, младше его только дочь по имени Лиза. «Отец ещё спит, но скоро должен уже и проснутся», - поведал Кирилл после приветственных объятий. Сели на лавочку, беседуем. Если смотреть со стороны, то Кирилл кажется молчаливым. Ему в детстве стрелой из лука подбили глаз, который практически не видит, поэтому вид у него бывает порой мрачноватым, но на самом деле парень добрый, обладает очень острым умом, и всё новое схватывает буквально на лету.
Спустя полчаса, в одних семейных трусах в дверях дома показался Володя. Увидев меня, раскинул руки для объятий: «А лётчик, ты опять здесь», - но тут в поле его зрения попала моя будущая жена Ирина: «Пардон, ты оказывается не один, а с дамой. Тогда я пойду, переоденусь». И он тут же исчез.
Ждали мы его минут 20. Когда он опять появился, Ирина не могла сдержать улыбки. Он был в тех же семейных трусах, но подпоясанных каким-то старым фирменным ремнём, и было видно, что это его нисколько не смущало, как, впрочем, и жену, которая сначала переживала, что она идёт в гости не в самой своей нарядной юбке. Но по моему совету надела самый простой наряд, что у неё был, дабы не возбуждать «фантазию» художника.
Я бы мог ещё много чего рассказать о Владимире Зебеке, но мои воспоминания ничего не добавят и не убавят от его славы. Более 40 лет он прожил на Кинбурнской Косе, не выезжая, разве что только в Очаков за красками. Для меня он стал символом Косы, как Максимилиан Волошин для Крыма и Коктебеля.
Было бы правильно и справедливо, если бы на Украине и в России сбросились бы ему на памятник, кто, сколько может, и установили бы его возле его старого дома, а в нём открыть небольшой музей или картинную галерею из фотокопий картин художника, которые разлетелись по всему миру. Володя никогда не делил народ на русских или украинцев. Мы одна нация, и он её ярчайшее олицетворение.
Вот как талантливо написала автор Нежигай Ирина о Владимире Зебеке в газете "Николаевские новости" 7 лет назад...
Владимир Зебек и его море
24 сентября 2008 года, Автор: Нежигай Ирина
Один из самых знаменитых художников современности сорок лет назад променял московскую прописку на хатынку на Кинбурнской косе…
Спи спокойно, Володя, пусть земля тебе будет пухом! Не рассказать о тебе я не мог, как не мог не написать о Тимуре Апакидзе, Владимире Минееве, который тоже тебя знал, а также о других ярких людях, с кем меня свела и продолжает сводить судьба на непредсказуемых дорогах жизни…
П.С. Добрый вечер Василий, случайно прочла Вашу статью "Художник Владимир Зебек".. Владимир был другом детства моего отца, и я очень хорошо его знала. Так вот, вы написали, что Владимир, купил дом на Кинбургской косе с Ольгой, когда ему было 45, а Ольге 18. Это совершенно не так. Дом он купил еще со своей женой Неллой. а Ольга в его жизни появилась уже в зрелом возрасте, когда выросли его дети Роберт и Евгений. Этот дом помогал отстраивать ему мой отец.
Владимир очень много лет, проживая с Неллой в Москве, просто приезжал на лето на Кинбургскую косу. Работали там с женой и жили с детьми. мы с отцом каждое лето к ним приезжали на пару недель на отдых. т.к. всегда, когда они ехали из Москвы на "остров", он приезжал к нам домой (в Николаеве) в гости (в Николаеве жила и его сестра с мужем - Роза, но все в семье, и я с отцом, называли ее Томочка. Она, к сожалению, уже ушла из жизни. Я знала и Роберта, и Евгения (когда он был маленьким), и Неллу, и Ольгу.
Кстати, я была знакома с Ольгой, когда она еще не была женой Владимира, и он первый раз вез ее на "остров". Они долгое время жили в гражданском браке, и только после рождения детей оформили свои отношения официально. Позже я вышла замуж, и уже только несколько раз, опять приезжала с отцом к Володе с моими детьми. Уже у Володи с Ольгой были все 5 детей. Очень жаль, что так трагически оборвались жизни и Ольги и Зебека (так всегда его все называли). Светлая ему память.
P.S. кстати, у меня было фото Зебека (Владимира) и Неллы с детьми (Робертом и Евгением) и моими родителями - (Эдуардом и Людмилой Лихтенштадт), они стоят возле своего дома на Кинбургской косе. Какие они были молодые и красивые..... если Вам это интересно, постараюсь найти это фото и Вам выслать.
РЕЦЕНЗИЯ на «Молодость лишь средство обеспечить себе старость» (Полковник Чечель)
Вася, замечательная статья! Какой ты молодец, что нашел в себе силы и желание пооткровенничать. Все так, все так... Жить, безвозмездно жить, не требуя ничего взамен. Кредо жизни. Ставлю пять баллов!
С неизменным теплом. Обнимаю, А.Г.
Александр Грунский 29.11.2024 08:38
Свидетельство о публикации №224120101131
No comment!
Сергей Кувалда 02.12.2024 18:57 Заявить о нарушении
Полковник Чечель 02.12.2024 22:20 Заявить о нарушении