Чечены нам не нужны

               


                «ЧЕЧЕНЫ НАМ НЕ НУЖНЫ»

     /К материалам книги «Ачхой-Мартан (февраль 1944 - январь 1957 гг.): Помним. Депортация и возвращение»/


     1956–1957 гг. … Свершалось долгожданное, волнительное и непростое событие…После долгих и трудных лет депортации чеченцы и ингуши возвращались домой – на свою историческую Родину…, на Кавказ. За эти годы они испытали столько горя, понесли столько утрат (!), что ни сосчитать и не измерить на весах справедливости…

     Первая брешь в жестоком механизме спецпоселения репрессированных народов образовалась в 1955 году, когда были сняты ограничения с членов компартии. Снятие «ограничений», правда, не давало им (членам КПСС) права возвращаться на родину. И тем не менее…, брешь образовалась. Чеченцы и ингуши, преодолевая всевозможные запреты и кордоны, под разными предлогами, рискуя многим, начали «пробиваться» домой. В 1956-57 гг. процесс стихийного возвращения стал значительно интенсивнее. Один из первых чеченских взаимоприветственных вопросов «Вай цIа дохийта богIий?» стал теперь наиболее актуальным… Вот-вот ожидалось восстановление автономии.

     Кардинально противоположными были в тот период настроения среди «нового населения» Чечено-Ингушетии (в период с 1944-го по 1957 гг. - Грозненская область), неплохо обустроившихся в чужих жилищах и не готовых просто так смириться с свершающимся фактом. То здесь, то там начали происходить насильственные столкновения и конфликты. Формировалась враждебная межэтническая напряженность. Об одном из таких резонансных столкновений, имевшем место в с. Ачхой-Мартан (оно тогда ещё продолжало называться «Новосельское»), мы писали в повести «Нани-Ненан суьлхьанаш» (на чеченск. яз)[1], вышедшей в электронной версии в нескольких номерах журнала «Нана» в 2018 году. Кроме этого, от «нового» населения в органы республиканской и центральной власти начали уходить письма (чаще всего – коллективные), в которых выражалось мнение не разрешать чеченцам и ингушам вернуться на свою родину. В данной публикации мы намерены представить для наших читателей полный текст одного из таких коллективных обращений – «жалобы» в адрес первых лиц государства (СССР). 

     В нашей научной публикации под названием «Электроэнергетика ЧИАССР в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ века» [2], а также в статье на эту же тему в Ачхой-Мартановской районной газете «Иман» [3] приводился материал о «Буковской ГЭС» (в годы депортации чеченцев и ингушей, как и другие населенные пункты упраздненной тогда ЧИАССР, с. Бамут было переименовано в с. Буковка; упоминаемая ГЭС находилась в пределах данного селения, близ левобережья р. Март/Фортанга). Коллективная «жалоба», которую мы представим далее, была написана от имени новых жителей с. Буковка (Бамут).

     Итак, вот таково содержание «жалобы»:

     «ЖАЛОБА.

     От имени русского народа, проживающего в Чечено-Ингушской АССР, Новосельского района, село Буковка.

     Дорогие друзья и товарищи Булганин, Хрущев и Ворошилов. Мы, русские люди, обращаемся к Вам, к нашему Великому Правительству, Правительству всепобедоносному в борьбе за мир, дружбу и демократию, строящему коммунизм в нашей Великой социалистической стране, необъятной нашей любимой родины. Пусть крепнет наша советская дружба со всем миром земного шара, пусть будет мир во всем мире, пусть еще больше расцветают наши города и села во всех наших советских республиках, на необъятных просторах великой нашей социалистической родины.
     А теперь мы хотим Вам рассказать о постигшей нас*судьбе русских, проживающих ныне на территории Чечено-Ингушской АССР и недружелюбном народе, все прибывающем из Казахстана. Это чечен, ингушей и его оргкомитета.

     Мы, русские люди, были населены из разных республик и областей в 1944 году и 1945 год, и 1946 и 1947 годах Советским Правительством, где проживали чечены и ингуши до 1944 года. Кроме русских, проживали еще до 15 разных национальностей, с которым и русские сумели быстро подружиться и, как единая семья, принялись за великое дело, за труд. Прожили мы в этой братской семье трудолюбивой 12,5 лет. За этот небольшой промежуток времени, 12,5 лет, на этих запущенных землях, до основания загробленными и закустаренными, где не было ни одной общественной постройки, ни единственной фермы. Все было частной собственностью. С приходом русских на эту землю мы сумели организовать колхозы и совхозы, мы сумели очистить много тысяч кустарников, которые веками не давали никакой пользы советским людям и нашему государству. Мы сумели построить гидроэлектростанцию, мы сумели построить дом культуры в районе, а также много общественных построек, и в частности товарных ферм разных отраслей. На сегодня зацвели наши вновь посаженные сады и виноградники. В 1000 га колхозы и совхозы стали собирать богатые урожаи на этих землях, а также развели богатое животноводство всех отраслей сельского хозяйства. За эти 12 лет колхозники не получали за свой труд ни одной копейки денег. Мы старались о будущем — об нашем общественном хозяйстве. Мы его и создали. Уже в 1956 году получили по 3 руб. на трудодень хлеб и другие продукты. Все селение почти вновь построилось, и что мы видим на сегодняшний день в этом селе и даже в целом в республике. С прибытием чечен и ингушей из Казахстана, они надругаются над нашими достижениями, они смеются над нами и нашей культурой, они хотят превратить нас в своих рабов, они нас убеждают в частную собственность, которую мы похоронили, давно и забыли о ней. Они нас запугивают в том, что русские скоро оставят не только землю на территории Чечено-Ингушской АССР, а даже и свои штаны. Они применяют выживание русских из домов под всяким и предлогами и запугиваниями. Объясняют тем, что скоро приедет хозяин этого дома, у него 5 сыновей, он бандит и тебя убьет, зарежет. Эти русские семьи или же продают дом и свое хозяйство за 300 или 500 рублей и удирают, другие бросают им дом и уезжают куда смотрят глаза до прибытия чечено-ингушей. У нас осталось 4 милиционера вместе с начальником. На сегодня штат ее увеличен, который не может справиться с нарушителями советских законов, а также они не могут обеспечить жизнь русских граждан, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР.

     Чечены и ингуши заявляют русским, якобы их выселение из Кавказа было незаконно. Виноват в этом Сталин и Берия, а поэтому требуют от русских свои дома и все другое, ранее нажитое ими. Они заявляю т о том, что при выселении их оставили все здесь, а теперь заставляют русских бежать в чем стоим, с игривой насмешкой о том, что скоро наш народ сядет во власть и вы будете нам уборные копать. Они провели такую агитацию, что ее и атомом не взорвем. Мы, чечены-ингуши, все должны перестроить на свой лад. В нашей республике всякий чечен иметь должен в своем личном пользовании лошадей, буйволов, коров, баранов, кроме положенных норм. Чушек всех уничтожить, виноградные сады уничтожить, только будем садить кукурузу. Все это нам разрешил Хрущев. Земля наша, русским делать нечего, русские нам мешают жить. Мы сами сможем управлять своей республикой и теперь будем держать свой старый закон кавказский. От старого и до малого все начали молиться богу, избрали себе муллу и под руководством муллы творят чудеса, от которых уши вянут. Русские женщины и дети боятся их взгляда, потому что ежедневно происходят все новые и новые происшествия в самых разнообразных ее формах.

     На основании вышеизложенного фактов, в настоящее время в Чечено-Ингушской АССР мы просим, русские, проживающие на данной территории, Советское Правительство оказать нам государственную Вашу помощь, вмешательство вас в эти контрреволюционные настроения людей в этой республике и разрядить эту атомную бомбу, в которой смертоносный яд заряжен против русских и против государства нашего.

     В общем, этот народ стал на дыбы, за что, он и сам недопонимает. Они на 40-м году Великой Октябрьской Революции хотят вернуть частную собственность, а республику сделать самостоятельно, независимой от русских, дагестанцев и других. Казахстан их не воспитал, а наоборот, обозлил против русских и советского государства. Они без всякого стеснения говорят в народе: все равно жить мы с русскими и дагестанцами вместе не можем, и два волка в одной берлоге жить не смогут, пусть уберут или нас, или русских и тавлин с этой территории. Вот пока все ждем Вашего решения и помощи Вашей.

     О результатах просим сообщить народу об оказанной Вами госпомощи по адресу: Чечено-Ингушская АССР, Новосельский район, село Буковка. Ниже следуют подписи десяти граждан».

     Кажется, нет особой необходимости для детального анализа этой «жалобы». Полагаем, читатель и сам легко разберется в столь очевидных т.н. «доводах» её составителей, пытавшихся представить перед руководством страны чеченцев как враждебный власти – антисоветский и антикультурный элемент. Правда, отметим для ясности лишь то, что требует конкретного опровержения. В тексте своего обращения, как вы обратили внимание, «жалобщики» пишут: «Мы, русские люди, были населены из разных республик и областей в 1944 году и 1945 год, и 1946 и 1947 годах Советским Правительством, где проживали чечены и ингуши до 1944 года. Кроме русских, проживали еще до 15 разных национальностей, с которым и русские сумели быстро подружиться и, как единая семья, принялись за великое дело, за труд. Прожили мы в этой братской семье трудолюбивой 12,5 лет. За этот небольшой промежуток времени, 12,5 лет, на этих запущенных землях, до основания загробленными и закустаренными, где не было ни одной общественной постройки, ни единственной фермы. Все было частной собственностью. С приходом русских на эту землю мы сумели организовать колхозы и совхозы, мы сумели очистить много тысяч кустарников, которые веками не давали никакой пользы советским людям и нашему государству». Для опровержения этой высокопробной лжи на основе огромного массива исторических свидетельств, охватывающих всю ЧИАССР периода до нашей депортации, можно бы дать детальный и разрушительный ответ. Но коль скоро речь идет об административно-хозяйственных территориях Ачхой-Мартановского района, то, как нам кажется, для этого будет вполне достаточно обратиться к материалам нашей научной статьи «О партийно-советских органах власти и предприятиях Ачхой-Мартановского района ЧИАССР в 1940-х гг. (руководящий состав, рабочие, служащие, колхозники)» (статья находится в открытом доступе). [4]

_________________________________

                ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Дахо Алви. Нани-Ненан суьлхьанаш // URL: http://proza.ru/2021/12/17/1731;
2. Дахо А.А. Электроэнергетика ЧИАССР в конце 50-х - начале 60-Х гг. ХХ века / Сборник материалов республиканской научной конференции, посвященной 65-летию восстановления Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 2022. С. 82-88;
3. А. Дахо. Электроэнергетика ЧИАССР // «Иман», №№ 81–83 (9782–9784) от 1 ноября 2024 г.;
4. Дахо А.А., Дахо Д.А. О партийно-советских органах власти и предприятиях Ачхой-Мартановского района ЧИАССР в 1940-Х гг. (руководящий состав, рабочие, служащие, колхозники) / Экономика, социум, политико-правовые дискуссии современности. Сборник статей II всероссийской конференции. Москва, 2024. С. 17-29.


Рецензии