Ревизиям Малороссийским верить не надо! Екатерина
Безграничное воровство
Коррупция и безудержное воровство в колоссальных масштабах расцвели на Украине во время правления Разумовского. Чиновник Теплов, служивший тогда в тех краях писал «в изобилии и плодородии земли Малороссийской земледелец претерпевает глад (нищету), убогий помещик в большую бедность впадает, а богатый усиливается числом подданных, между тем государственная польза из Малороссийского народа час от часу в упадок приходит».
Местная верхушка или старшины, как их называли, буквально гребли под себя, все что можно, богатея день за днем. Отбирали землю у казаков, обращая их в крепостных, ходили в набеги на соседей, отнимая имущество, скрывали сколько дворов у них имеется. «Ревизиям Малороссийским верить не надобно, так как они способы весьма наглые употребляют», - сообщали Екатерине русские офицеры, служившие тогда на Украине.
Государыня кое-как терпела безграничное воровство старшин, но чаша ее терпения переполнилась, когда ослепленный своим, как ему казалось, великим могуществом Разумовский перешел уже всякие границы. Он потребовал от царицы права самому вести «дипломатические сношения с европейскими дворами или освободить украинское войско от участия в войнах». Как писал украинский историк, также «гетман стал добиваться права по собственному усмотрению распределять земли в Гетманщине», что являлось царской прерогативой.
Время Руины
Первым гетманом-правителем Украины стал Богдан Хмельницкий, освободившем вместе с московским войском Украину от власти поляков. Уже при нем началось то самое знаменитое воровство. Приближенные к гетману старшины хапали себе «посполитые», то есть государственные земли, обращали казаков в холопов, и ни о чем, кроме своей выгоды, не думали. После смерти Хмельницкого началась лютая борьба за власть. Гетманы менялись один за другим, воевали меж собой, Украина на долгие годы погрязла в гражданской войне. Этот период малороссийские историки назвали «Руиной». Казацкие поэты в своих сочинениях буквально рыдали:
Брат брата убивает
И самого отца кровь проливает
Не один внук деда,
Не один сосед соседа убил,
Собственный брат на брата
Отец на сына меч наострил
Украина в распрях собственных сыновей
Раскромсана теми,
Кто в злой вражде
Хату спалил от собственной печи
Жили хуже скотов
Между тем украинцы стремились к тесному союзу с Москвой, что гарантировало им спокойствие и безопасность от извечных врагов - турок и поляков. В конце XVII века архимандрит Киево-Михайловского Златоверхого монастыря Софонович в своих сочинениях полностью поддерживал тех старшин, что «держались царя православного», и осуждал тех, кто «не помнил великие царские милости». Стало популярным изображение трех дев «в коронах из городков и башен, представляющих Великую, Малую и Белую Россию». Суть картины заключалась в том, что Великая Россия все сделала и впредь готова делать «для доставления им тишины и счастья».
Наконец, при Петре I на Украине начали затихать бесконечные бунты и мятежи, а гетман Мазепа стал считаться одним из самых доверенных лиц московского царя. Однако старшины, только получавшие блага от России, были недовольны вмешательством в их дела. Они полагали, что могут только брать привилегии, а делиться чем-либо, в том числе и властью, не хотели. Знаменитая измена Мазепы во время войны со шведами разозлила Петра Великого. Он велел выбрать другого гетмана. Тот, науськиваемый старшинами, попросил у грозного царя подтвердить некие «особые» права украинцев. Но Петр ответил, что «украинцы и так имеют больше вольностей, чем какой-либо иной народ на земле». И для управления этой провинцией он создал первую Малороссийскую коллегию, куда вошли командиры шести русских полков, стоявших на Украине.
Следующий гетман Полуботок, понимая, что безраздельная власть ускользает, начал плести интриги. Но так как бесчинства вконец заворовавшихся старшин продолжались, он буквально умолял их не выжимать все соки из своих казаков, ставших по сути крепостными. Те заваливали Малороссийскую коллегию жалобами на постоянные поборы, на то, что они стали жить хуже скотов. За пример украинские вельможи брали Польшу, где местные паны крестьян считали за быдло. Так они же поступали и в Малороссии.
Занявшая престол Екатерина I издала манифест, где писала о «скверном лакомстве» старшин, которые «простой народ обижали и разоряли». Был выбран еще один гетман Данила Апостол, а Малороссийскую коллегию ликвидировали. Апостол вроде начал наводить порядок на Украине, в частности, отобрал у старшин часть захваченных ими земель. Но утомленное своеволием и жадностью малороссийских вельмож правительство Российской империи уже не верило им. Императрица Анна Иоанновна после смерти Данилы Апостола учредило Правление гетманского уряда, куда вошли три русских генерала и три украинца, в том числе и генеральный судья. Это ведомство было авторитетным. Так, фельдмаршал Миних, обратившись туда, проиграл земельный спор с местным вельможей. Правда, суровый военачальник был крайне этим недоволен и обещал «таких-де судей повесить или бив кнутом, сослать в Сибирь». На Украине в это время «элита Гетманщины окончательно махнув рукой на политику, с головой ушла в частную жизнь».
Последний гетман
Жизнь в Малороссии постепенно становилась мирной и спокойной, порядка стало гораздо больше. Но вдруг здесь внезапно появился новый гетман, которого никто не ожидал. Это был Кирилл Разумовский, младший брат Алексея Разумовского, тайного супруга императрицы Елизаветы. Та, во многом потакая любимому мужу, вновь ввела пост гетмана на Украине. В 1750 году Кирилл Разумовский получил гетманское знамя, бунчук, печать и серебряные литавры – знаки власти. Он принялся рьяно править Украиной, указывая в своих рескриптах «Мы повелели», «Мы указали», вел себя как самодержавный государь.
Им были довольны в столице, так как Разумовский в общем вел себя лояльно по отношению к Петербургу. Однако, как считали историки «он попал под влияние алчных своих родных». И на Украине снова началось то, с чем много лет боролись русские цари – местные вельможи, особенно родня Разумовского, начали немедленно обогащаться, а простой народ опять впал в нищету. Елизавета вызывала Кирилла в Петербург, пыталась образумить его, но это не помогало.
Разумовский, будучи командиром лейб-гвардии Измайловского полка, помог взойти на престол Екатерине II. Он лелеял надежду на то, что его гетманство станет наследным и уже готовился передать этот пост одному из своих сыновей. Но злоупотребления украинских старшин, которые достигли неимоверных размеров, рассердили императрицу и мечта Кирилла Разумовского не сбылась. В 1764 году с гетманами на Украине было покончено. Власть перешла в руки уже второй Малороссийской коллегии.
Липовые дворяне с Украины
Однако шляхта ничуть не прогадала. Тем более после выхода указа Екатерины II о дворянских вольностях на Украине начался настоящий бум и звание дворянина там стали получать все, кому не лень. К концу XVIII века здесь было уже порядка 25 тысяч дворян. В это сословие лезли все, кто мог быстро состряпать свою родословную, якобы происходящую от древних старинных родов. Например, Скоропадские ссылались на свое происхождение от какого-то «референдария», про которого, кроме них, никто не слыхал. Ставшее дворянским семейство Сологубов обосновало свое требование стать дворянами письмом от гетмана начала века, где говорилось «приказали тебя, як собаку, за шея взявши и в колоду забивши, примкнути до обозу». В дворяне на Украине вышли и бывшие мещане и даже крестьяне, кто сумел вовремя подсуетиться и скорее всего подмазать тех старшин, что принимали бумаги «без особых трудов удавалось выхлопотать себе дворянский статус, сплошь и рядом по поддельным документам».
Малороссийские старшины начали проникать в высшие слои имперской власти. Так, сын генерального писаря Безбородко составил себе успешную карьеру, в 50 лет став канцлером Российской империи. В системе тогдашнего управления государством он был вторым лицом после царя.
На засилье украинцев во власти сетовал князь Щербатов, говоривший о фаворите Екатерины II Завадовском, что он, мало что сам тащил из казны миллионы, так еще «ввел в чины подлых малороссиян». Кстати, этот Завадовский был назначен управляющим первым русским банком и прославился тем, что трижды его ловили буквально за руку, когда он просто воровал оттуда деньги. Но Екатерина Великая простила сановного расхитителя.
Так что и без гетмана украинские старшины жили припеваючи, найдя себе дополнительную кормушку в виде государственной казны. А лишение «самостийности» привело только лишь к развитию Украины. Поднялось сельское хозяйство, с появлением портовых городов на Черном море активизировалась торговля. Так, к концу XVIII века в Малороссии существовало более 800 огромных ярмарок, где можно было купить что угодно. Начала развиваться промышленность, строились фабрики, где трудились тысячи рабочих.
Орест Субтельный писал в своей книге «Украина: история», описывая XVIII век:
- И все эти многочисленные помещики, бывшая старшина, ныне предпочитающая именовать себя шляхтой,— крупная и мелкая, богатая и бедная — высасывала все соки из крестьян, равно как из казаков. От крестьян новая шляхта требовала все того же, чего и старая,— растущего как снежный ком оброка, изнурительной барщины, дворовой службы. А у множества обнищавших казаков она скупала или силой отнимала землю, пытаясь обложить их теми же повинностями, что и крестьян.
Свидетельство о публикации №224120101635