Пушкин и Православие
посреди комнаты. Я мало богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая
молитва лучше моих как для меня, так и для нас".
А.С.Пушкин. Из письма жене 3 августа 1834 г.
***
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А.С. Пушкин, 1836 г.
Изучая материалы о Пушкине, я неожиданно нашла интересные сведения по теме
«ПУШКИН и ПРАВОСЛАВИЕ».
Хочу поделиться с вами.
Был ли Александр Сергеевич верующим? Уверена, что сомнений ни у кого не возникнет, хотя в юные годы (да и позже) его эпатажная и дерзкая «Гаврилиада» и обвинение в «афеизме» доставили ему много неприятностей.
Вызвала негодование и была запрещена цензурой насмешливая "Сказка о попе и о работнике его Балде". С ней вообще целая детективная история происходила, достойная отдельного рассказа.
И всё же, и всё же…
А знаете ли вы, что есть три иконы, на которых можно увидеть Александра Сергеевича? Нет, Пушкин не канонизирован, но всмотритесь в иллюстрацию. С какой искренней любовью и уважением иконописцы изобразили его лик!
Та, что посредине, – миниатюра. Под ней надпись:
«А.С. Пушкин и святитель Филарет»
Псков. 1990. Автор: архимандрит Зинон (Теодор).
Разумеется, Александр Сергеевич на ней не в качестве святого, но в пропорциях, равных святому Филарету Московскому. Они, славно беседуя, сидят рядом. Филарет в церковном облачении и епитрахили, на левом колене у него Библия, над головой – нимб святого.
Пушкин держит лиру, он в поэтической тоге, с лавровым венком на голове.
***
Недалеко от Третьяковской галереи, в Замоскворецком храме в честь Образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вы можете увидеть ещё одну икону с изображением Александра Сергеевича, который, склонив голову, подходит к владыке Филарету, протягивая в руке свиток со стихами.
Дополню из рецензии Ирен Бертрам: "Здравствуйте, Элла! В январе была в Москве и открыла для себя несколько церквей, в том числе и на Большой Ордынке. Интересный храм, там как будто девятнадцатый век внутри. Но Пушкина не узнала. Я нашла эту икону, чтобы посмотреть на Филарета, прадеда Николая Дроздова, ведущего "В мире животных". Подумала, какие-то дворяне к нему пришли.)))"
Разъяснение от Галины Кузиной:"В 2010 году по заказу митрополита Илариона для храма "Всех скорбящих Радость" в Москве была написана икона Митрополита Филарета. На ней большое, в полный рост, изображение митрополита, а внизу, в одном из клейм (небольшие картинки из жизни святого, расположенные по периметру) - картинка, на которой - святой Филарет и почтительно склонивший перед ним голову Пушкин". Спасибо, Галина!
***
С именем Филарета связаны несколько эпизодов из жизни поэта. Их первая встреча произошла в 1815 году на знаменитом лицейском экзамене, изображённом на картине И.Е Репина.
Приковывают внимание вдохновенный лицеист и прославленный Державин. Но не всякий узнает человека за столом, рядом с ним. А между тем справа от Державина художник изобразил выдающуюся личность эпохи!
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783–1867) – иерарх, первый в России доктор богословия и ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, автор «Катехизиса», по которому училась вся Россия и сейчас учится, строгий обличитель нравов высшего света. Мудрость, талант, простота и смирение привлекали к нему многих современников.
Спасибо за дополнение Кузьме Калабашкину:"Что касаемо Филарета Московского, то из его изречений мне ближе всего:
"Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества,гнушайся врагами Божиими".
Действительно - МУДРО!!!
***
Зимой 1830 года Елизавета Михайловна Хитрово принесла своему духовнику, владыке Филарету, журнал «Северные цветы» со стихами Пушкина.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Читая чутким, сострадательным сердцем горестные строки, Филарет поразился глубине душевной тоски и отчаяния, безверию бунтующей натуры. Этим же вечером он пишет ответ и отсылает поэту трогательное духовное наставление:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Александр Сергеевич был потрясен ответом святителя. Через несколько дней рождаются его «Стансы» – искренне печальная, благодарная исповедь «умнейшего человека России»:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
Позднее, публикуя их в «Литературной газете», Пушкин изменит последнюю строку, скорее всего, по требованию цензуры:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Но в тот день он писал именному адресату — Филарету Московскому.
***
Ещё раз Филарет спасает душу поэта в чёрном 1837 году. Перед смертью Александр Сергеевич покаялся настоятелю храма Спаса Нерукотворного Образа, протоиерею Петру Песоцкому.
Но церковь дуэлянтов приравнивала к самоубийцам, их нельзя было отпевать в храме. На исполнении этого настаивал Петербургский митрополит Серафим, ненавидевший Пушкина. Тем, что Александр Сергеевич удостоился христианского упокоения, мы обязаны владыке Филарету.
***
Первую на иллюстрации икону с ликом Пушкина вы найдёте в музее истории религий в Санкт-Петербурге. Ранее она хранилась в Нижнем Новгороде. На небольшой доске размером 26,5 Х 22,5 см. изображены Козьма и Дамиан – святые великомученики-целители.
Однако, вглядевшись в лица, вы легко узнаете Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича Даля.
Икона была написана по заказу семьи Даля после его смерти. Предположительно, так завещал сам Владимир Иванович.
Дело в том, что день Козьмы и Дамиана приходился на 1 ноября (по новому стилю это 14 ноября). После окончания сельхозработ открывались церковно-приходские школы. Так Козьма и Дамиан стали отвечать на Руси и за образование.
А кто может быть ближе русскому просвещению, чем поэт Александр Сергеевич Пушкин и создатель «Словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль?
***
Один из читателей попросил уточнить, когда созданы эти иконы. И вот тут выяснился удивительный факт. Самой первой была икона с изображением Козьмы и Дамиана, создана после смерти В.И.Даля, примерно в 1880 году. Это век XIX-й.
Архимандрит Зинон написал миниатюру в 1990. ХХ-й век.
Год создания последней - 2010-й. ХХI-й век.
Выходит, что каждая эпоха отразила своё вИдение поэта. Сравните: все три лика очень разные! Самый воинственный - первый, в ярко-алом одеянии, с поднятым крестом в руке. У Зинона Пушкин поэтически миролюбив. А в современной иконе это молодой интеллигент приятной наружности.
И мы можем сделать вывод, но не буду навязывать: пусть у каждого он будет свой.
***
И ещё. Если уж говорить по теме, то вспомним его знаменитого "Пророка" с дерзким признанием:
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
В ссылке Александр Сергеевич часто посещал Святогорский монастырь. В воспоминаниях А.О.Смирнова-Россет приводит эпизод, записанный со слов самого поэта. В 1826 году Пушкин в монашеской келье увидел на столе Библию, открытую на 6-й главе Книги пророка Исайи. «Я прочел отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил и преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение».
А незадолго до своей гибели Александр Сергеевич переложил на стихи молитву Ефрема Сирина:
Во дни печальные Великого поста
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
И это духовное завещание нам, потомкам!
Что отвергает поэт? - Дух праздности,
дух любоначалия,
дух празднословия.
Что должен? - Видеть ясно свои прегрешения,
не осуждать бессудно никого,
оживить в сердце дух смирения, терпения, любви, целомудрия.
Свидетельство о публикации №224120101898
Я был приятно удивлен и очень рад прочитать вашу статью.
Я даже не предполагал, что существуют иконы с изображением А.С. Пушкина.
Ваша работа открыла для меня много нового и интересного.
Я прочитал статью с большим удовольствием и получил огромное удовольствие от полученных знаний.
Зеленая.
У меня есть новая миниатюра «Стамбульское путешествие, Ч. III», стоящая у меня на первой страничке.
С неизменным уважением -
Федоров Александр Георгиевич 23.04.2025 12:09 Заявить о нарушении
Вот так и получилось, что церковь простила юношеское богохульство поэта.
С улыбкой,
Элла Лякишева 26.04.2025 15:16 Заявить о нарушении