Спич о появлении книги. 23 мая 2022

    Создаётся впечатление что кто-то или что-то явно не хочет забвения Норильска во мне. Не являюсь поклонником и сторонником конспирологических теорий, но мысли бродят именно такие и в череде событий появление книги – это то, что я сумел переварить.
 
    Каким образом внизу экрана очутилось изображение книги «Норильск. Объяснение в любви» если я искал предметы совершенно другого профиля? На (маркетплейсе)! Неужто в категории спонсорские товары? Для меня по сей день остаётся загадкой… Но, незамеченным первое появление не осталось – добавил в закладки. Закончив с основным поиском вернулся к литературе. Так-с, рассмотрим-с, поизучаем-с: фотоальбом о 164 страницах, на русском и английском языках, готовившийся к выпуску в 1990 году, но по политическим и экономическим причинам, со скрипом, вышедший в 1993 немыслимым (тогда и сейчас) тиражом в 30.000 экземпляров. В 200.000 городе. Как газета прямо или бумага туалетная. Всё понятно – исторической ценности не представляет, наверняка присутствует почти в каждой семье, возможно кто-то избавляется от старой библиотеки. Подумаем. Подумаем и покопаем глубже, дальше, шире: предложений у букинистов по данному изданию достаточно, не одно и не два. Состояние плюс-минус одинаковое, как и цена. Что-ж, всё однозначно: одно из миллионов местечковых творений выпущенных на рубеже эпох никому и ничему не интересных кроме, разве что, историков, да краеведов. Но цена! Меня смущает цена. От 700 до 1000 рублей в зависимости от продавца, способа и дальности доставки. Что может оказать подобное влияние? Неужто качественная полиграфия? С таким-то тиражом? Дудки, не верю. Может старые, редкие фотографии, как и фотографии из мест не доступных обывателю? Это возможно, тем более на волне гласности, анархии, неразберихи. Может что-то ещё эксклюзивное, что пока не приходит в голову? Как же близок я был к эксклюзивности… хоть и другого плана. Хорошо, даю себе несколько дней на переваривание, да созревание -  есть необходимость или нет?
    Спустя пару дней на обдумывание и принятие, естественно, положительного решения, возвращаюсь. Делаю пробные заказ и оформление. Опа-на… К нам не доставляют! Из Москвы в Питер да, а далее по регионам – нет. Тащиться в город только из-за книги, пускай и хорошей, как думается уже, не совсем впечатляет. Опять же куда? Около Московской, рядом с метро и так далее – ещё можно согласиться, а на другой конец мегаполиса – грусть, тоска обуревают. Ладно. Ладно, переживём, подождём ещё денька два, вдруг, чем чёрт не шутит. В крайнем, в самом крайнем случае, ввиду распространённости заказа, оформлю доставку у другого продавца. Ну не скупят же их все одномоментно!
 
    И вот проходит ещё время. И теперь уже доставка к нам возможна. Правда только в один, строго определённый пункт выдачи. И находится он не совсем по пути, но в шаговой доступности. И забрать можно утром 24 апреля. В Пасху. Делать нечего - соглашаюсь, оформляю, оплачиваю, жду.
 
   Воскресным, Пасхальным утром, к 9 часам спешу в пункт выдачи по пустынному городу. Получаю, но разворачивать не тороплюсь. Что увижу, примерно, представляю – в интернете уже посмотрел фотки. Качество полиграфии среднее, для сегодняшнего дня, но 30 лет назад выглядело очень даже на уровне. «Подвоха» не ожидаю. В спокойной, домашней обстановке, чистыми руками открываю книгу. А она… с дарственной надписью: «Дорогому, любимому, уважаемому, хитрющему Борису Михайловичу с искренней надеждой, что сей труд пробудет у него подольше. От автора. 24.06.1994 г.Норильск». И автограф собственно автора. Теперь, на минуточку, Борис Михайлович – это Борис Михайлович Благих, бывший Первый Секретарь Горкома КПСС Норильска. Человек очень уважаемый и любимый норильчанами; человек много сделавший для Комбината и города в целом; почётный житель Норильска (1989); человек не потерявший, не утративший веса даже после развала СССР. Как написано в Википедии: советский и российский хозяйственный, государственный и политический деятель. Современным языком – это мэр города, но учитывая значение Норникеля в годы работы Благих Б.М. – не ниже губернатора. Автор же данного фотоальбома – Гладыш Юрий Львович. Человек, естественно, более молодой, нежели Борис Михайлович, но не менее значимый. Норильчанами также любим и уважаем. Зачинатель, создатель, основатель, руководитель и много другое Норильского Медиа Холдинга. Пришёл на работу в советское время и в разные годы возглавлял, как сказали бы ныне, средства массовой информации. От норильской газеты, до норильского телевидения. А по сути весь информационно-административный ресурс был в его руках. Поднял Норильское Телевидение до уровня недосягаемого ранее региональными телевизионщиками. К нему приезжали перенимать опыт с «большой земли» - как малыми средствами добиться впечатляющих результатов. Норильское телевидение производило передачи и фильмы по полному циклу: от идеи, до воплощения в жизнь и проката, своими силами. С 2010 года, предположительно, Гладыш живёт и работает в Санкт-Петербурге. Пишет, снимает, режиссирует, продюсирует. На одной из страниц нашёл форму для обратной связи, сиречь почту, но что писать Юрию Львовичу? Что его книга теперь у меня? А ему то что от этого факта? Отделается дежурными фразами, хотя и могут быть варианты. Мялся-мялся, передумал. Зачем тревожить незнакомого человека, пожилого, своими глупостями. Ну и вишенкой на торте стал тот самый, пресловутый 1994-ый год – момент дарения, момент передачи от автора-составителя хозяину города, пускай и бывшему. Тут тоже немного отвлекусь и скажу, что до рождения того, благодаря кому 1994-ый год стал «пресловутым» ещё 48 дней, но формально-то она уже существует. С ноября 1993…

    Вымыл, вычистил всю книгу, каждую страничку, надраил обложку, наткнулся на пару визиток, забытых между страниц, всё из тех же 90-ых годов с чьими-то рукописными дополнениями, разглядел каждое фото и допустил до себя крамольную мысль: а ну как и все остальные подобные книги у букинистов с «историей». Купив одну глупо будет упускать другие. Возвращаемся и ищем. Ищем-ищем, ищем-ищем, а их нет, больше, совсем. ОНА БЫЛА ОДНА. Спустя более 20 лет со дня смерти Благих Б.М. (январь 2002 года) кто-то «заботливо» выставил книгу из его библиотеки на десяток площадок. Не удосужившись даже пролистать на предмет записок, визиток и других личных свидетельств. Более того разлепив очередные две странички обнаружил засушенные лепестки цветов – фиолетовые, довольно крупные по размеру, рассыпавшиеся при прикосновении. Грустно это. Я не знаю, что происходит с предметами, подаренными руководителям такого ранга. Остаются они в своеобразном музее администрации, бывшем кабинете руководителя или что-то можно забрать с собой, но факт есть факт – книга попала в продажу. И книга выбрала того, к кому прибиться в бурном море действительности. Сфотографировал, выставил на всеобщее обозрение, кратко изложив суть, и тут же удостоился благодарности: «за сохранение нашего общего прошлого». Твою дивизию! И как тут без конспирологии?    


Рецензии