Мераб Мамардашвили и Божий гуманизм
Этот философ всегда привлекал моё внимание. Душа как бы бредила его книгами, но вот читать книгу о цивилизации я не смог: картезианцев я не читаю в принципе! Но влёк, не оставляя, наверное, до постановки поставленной здесь проблемы.
Что можно сказать о его гуманизме? Пишут, что Божьи слова о подобии Его образа в человеке у Мамардашвили носили для него символический характер. Но всё же в Бога он верил. Он говорил о смысле жизни как самореализации человека. Он совершенно правильно говорил о человеке как сверхприродной сущности, тем не менее отрицая природность его существования. Игнорируя, должно быть, и размножение, и питание, и труд, приносящий хлеб. И о смерти он, наверное, не помнил - и почил в 60 лет: сверхъестественно ли, природно ли?
Но обращусь всё-таки к его картезианству. Мераб Мамардашвили провозглашал «тождество бытия и мышления»: «бытие - это существование мыслящего человека». Тем не менее, Декарт представляется мне далеко глядящем провокатором, а эпигоны его - просто дураками. Ведь даже ёжику понятно, что кроме мышления у человека имеются и чувства, от которых, кстати, прямо зависит сознание, и тело, едящее, любящее и страдающее. Всё что ни есть не мыслит: мыслит ум воспаляемый духом (смотри моё определение мышления в статье о Пятигорском), но есть ещё много чего, составляющее то или того, кого мы считаем человеком.
Я могу считать Мамардашвили своим учителем в том, что он неустанно ставил главной проблемой философии сознание.
Для меня это – непреложный принцип!
Именно в гносеологии я осуществил свою философию. Провозгласив, между прочим, что любовь, любовь к жизни, следовательно, к Истине, проявляется в человеке вместе с его зачатием…
Я не могу ругать Мераба, как не могу читать его вполне понятные рассуждения.
Старостин. 30 ноября 2024 года.
Свидетельство о публикации №224120100202