Любовь по-одесски уроки 38-й школы

Любовь по-одесски: уроки 38-й школы

Одесса, весна 1987 года. Всё вокруг цвело, пахло морем и южным ветром, а в 38-й школе, в седьмом “В” классе, разыгрывались страсти, достойные Шекспира. В центре событий оказались Наталья Сычкова — самая красивая девочка в классе, и Андрей Шевчук — тихий, но очень наблюдательный мальчик с последней парты.

Наталья была звездой школы. Её русые косы и ямочки на щеках сводили с ума всех мальчишек. Она была отличницей, но не занудой, а её смех звучал громче школьного звонка. Естественно, за её внимание боролись лучшие парни класса. Самым уверенным среди них был Юра Левченко — капитан школьной футбольной команды.

Но был и Андрей Шевчук. Он не играл в футбол, не блистал на школьных вечеринках, но тихо наблюдал за всем, что происходило вокруг. Андрей был увлечён тем, что его дед называл “наукой о людях”. Он читал книги по психологии и особенно увлекался анализом поведения.

Однажды на уроке литературы Градислава Семёновна задала классу задание написать сочинение на тему “Что такое счастье?”. Все дружно взялись за ручки. Наталья что-то быстро нацарапала о дружбе, Юра написал про победы в футболе, а Андрей… Андрей решил проанализировать то, что делает его счастливым каждый день.

В своём сочинении он описал, как Наталья смеётся, как она поправляет волосы, как её голос может изменить атмосферу в классе. Он не упомянул её имени, но каждый, кто знал Наталью, понял, что речь о ней.

Когда Градислава Семёновна читала это сочинение вслух, в классе повисла тишина. Наталья покраснела, Юра нахмурился, а Андрей тихо опустил глаза, делая вид, что это его не касается.

— Кто автор этого сочинения? — спросила учительница.

Андрей не поднимал руку, но Наталья уже знала. После урока она подошла к нему:

— Андрей, это ты написал?

— А если да? — тихо ответил он, слегка нервничая.

— Знаешь, — улыбнулась Наталья, — счастье — это, наверное, когда кто-то видит тебя вот так.

Юра Левченко, конечно, был поражён этим поворотом. Но Наталья всё чаще оставалась после уроков с Андреем. Он рассказывал ей о своих наблюдениях за людьми, а она смеялась, говоря, что он самый интересный человек, которого она встречала.

Этот рассказ был вдохновлён одним из вопросов по радикальному бихевиоризму, который звучит так:

Вопрос:
Согласно радикальному бихевиоризму, как наиболее точно понять, почему ребенок ведет себя деструктивно в классе?

Ответ:
B. Путем выявления окружных факторов и контингентных обстоятельств в классе.

И хотя этот вопрос не о любви, он напомнил, что окружение действительно влияет на всё: на поведение, чувства и даже первые школьные романы.


Рецензии