Арбалеты, арбалеты...
Первые арбалеты появились в странах Востока еще в античную эпоху. Но европейцам они стали известны после первого крестового похода, состоявшегося в 1096—99 гг. Свинцовые пули, которыми стреляли из арбалетов турки-сельджуки и арабы, пробивали панцири рыцарей с расстояния даже в 150 шагов – для того времени это была необычайно большая дальность прицельной стрельбы. Католическая церковь незамедлительно осудила и запретила арбалеты как «дьявольское оружие» на Лотранском соборе 1139 года. Впрочем, несмотря на запрещения, в последующие десятилетия XII века арбалеты не только не вышли из употребления, а напротив, получили повсеместное признание, особенно среди городского населения. Отказываться от них начали лишь в XVI веке, по мере все большего распространения и совершенствования ручного огнестрельного оружия. Хотя ради справедливости нужно отметить, что германские ландскнехты использовали арбалеты и луки до конца XVI столетия, а британские стрелки воевали ими даже в 1627 году.
Средневековый ручной арбалет (были еще и тяжелые крепостные) состоял из деревянного ложа с прикладом, позволявшим вскидывать его на плечо. В ложе был устроен продольный желобок, куда клали короткую тяжелую стрелу—болт, свинцовую или каменную пулю. К противоположной прикладу оконечности ложа прикрепляли лук, сделанный либо из рога, деревянных пластинок, стянутых жилами, либо из стали. Крепкую толстую тетиву обычно сплетали из воловьих жил или пеньки. Натянуть ее руками было невозможно.
В зависимости от способа взведения тетивы средневековые арбалеты разделялись на три основных типа. Наиболее простым среди них был тот, у которого тетиву натягивали с помощью приставного железного рычага, называвшегося «козья нога». У более мощного арбалета тетиву натягивали колесно-зубчатым механизмом. И, наконец, самым грозным и дальнобойным стал арбалет, снабженный воротом — блочным устройством с двумя рукоятками.
Каждый последующий из названных типов был совершеннее предыдущего, но требовал больше времени на перезарядку. Поэтому численно преобладали арбалеты первого типа. «Козья нога» висела на толстом широком кожаном поясе, соединенная с ним металлическими заклепками. Ею цепляли тетиву, ногой упирались в стремя на конце ложа за луком и, откидывая корпус назад, мгновенно взводили арбалет в боевое положение. Оставалось положить стрелу (или пулю) в желобок, прицелиться и произвести выстрел. От случайных выстрелов избавлял предохранитель. А специальная защелка не позволяла стреле выпадать из арбалета при опускании его вниз. (В более поздних моделях желобок заменили стволом с прорезью по бокам для тетивы).
Стрелы-болты были короткими и тяжелыми. Их делали из металла, снабжая кожаным или деревянным оперением. Встречались стрелы и без оперения. Боевые стрелы имели острые наконечники, для охоты — тупые.
Пули отливали из свинца, делали из глины либо из камней. В XV веке появился так называемый «нюрнбергский вороток», съемное устройство, превратившее арбалет в компактное оружие, удобное даже для конных стрелков (раньше им пользовались только пехотинцы).
Появившееся в XIV в. в Европе огнестрельное оружие — еще очень несовершенное и опасное в обращении — не могло быстро вытеснить лук и арбалет. Даже в конце XV в. аркебуза имела дальность стрельбы не свыше 200 шагов, т.е. вдвое меньшую, чем арбалет. Правда, ведение огня из нее требовало от стрелка меньших физических усилий и производило большой моральный эффект. Это позволило новому оружию пережить свое младенчество, часто не соперничая, а дополняя более метких и дальнобойных неогнестрельных «собратьев».
Так, кондотьеры XVв., имея бомбарды и аркебузы, вооружали в своих отрядах арбалетами легкую пехоту и среднюю кавалерию.
У швейцарцев — известных мастеров арбалета — арбалетчики долго встречались наряду с аркебузерами. Успешно сочетали применение арбалетов и огнестрельного оружия чешские табориты в первой трети XV в. Аркебузы, арбалеты и луки одновременно были в войске французского короля Карла VII, двинувшемся в 1494 г. в Италию. Московское войско князя Дмитрия в 1377 г. столкнулось с совместным использованием огнестрельного «грома» и самострелов камскими болгарами. А в 1382 г. сами москвичи, отражая штурм войск хана Тохтамыша, стреляли из самострелов, метательных машин и огнестрельного оружия. В 1409 г. ордынский хан Едигей призывал к себе на подмогу рать тверского князя Ивана Михайловича с пушками, пищалями, тюфяками и самострелами. Отметим здесь, что изготовление самострелов, хотя и требовало определенного мастерства, было все же проще и дешевле, чем производство огнестрельного оружия. Не говоря уже о том, что, естественно, и проще, и безопаснее хранились «болты», чем порох.
Крупнейший военный теоретик Средневековья Николо Макиавелли в начале XVI в. все еще ставил арбалет рядом с огнестрельным оружием. Испанские конкистадоры в это же время применяли арбалеты вместе с мушкетами против индейцев Центральной Америки. Арбалеты сохранялись и на кораблях. Казаки Ермака Тимофеевича во время сибирского похода 1581-1585 гг. также имели на вооружении самострелы вместе с пищалями. Но именно в XVI в. наследник аркебузы — мушкет почти полностью вытесняет боевые арбалеты. Охотничьи же арбалеты существовали до конца XVII в.: менее громоздкое, почти не боящееся сырости оружие больше привлекало охотников. Встречались и комбинированные арбалеты с коротким огнестрельным стволом над дугой лука.
Но время арбалетов уже кончалось. В XVII веке их использовали еще на охоте и ради развлечения, а потом надолго забыли.
Однако в середине нынешнего столетия арбалеты вернулись в строй. Первыми к ним обратились партизаны стран Индокитайского полуострова во время национально-освободительной войны с французскими колонизаторами. Правда, вызвано это было нехваткой современного оружия. Чаще всего арбалеты применяли для устройства ловушек-самострелов.
Несколько позже арбалеты появились на вооружении войск специального назначения. Но, разумеется, не в средневековых образцах. С середины 50-х годов в странах Запада развивается арбалетный спорт. Именно современные спортивные модели послужили образцом для создания боевых арбалетов. По своим габаритам и весу они близки к автоматам и пистолетам-пулеметам. Часто делаются разборными, что упрощает их транспортировку и маскировку. Дерево в конструкциях заменили сплавы легких металлов, на тетиву идут особо прочные синтетические материалы. Приклады бывают как постоянными, так и откидными. Имеется целый набор оптических, лазерных и коллиматорных прицелов.
Луки боевых арбалетов изготовляют из композитных материалов, тетиву к ним иногда крепят с помощью системы небольших блоков. Взведение ее осуществляется по-прежнему вручную, посредством стремени либо небольшого ворота. Прямо к ложу арбалета крепят от 3-х до 6-и стрел из металла или пластика. Имеются стрелы, снабженные взрывными и зажигательными зарядами, срабатывающими от взрывателей ударного действия. Спусковой механизм у всех моделей боевых арбалетов размещен в рукоятке пистолетного типа.
Арбалет многое оставил в наследство последующему стрелковому оружию: ложе с прикладом, прицелы, спусковые механизмы с рычагом, пружиной и спусковой скобой. Заметим, что шептало в Европе появилось почти одновременно (в конце XV — начале XVI вв.) в спусках арбалетов и фитильных замках огнестрельного оружия. А вот легкий спуск в виде спицы (названный позже «шнеллером») использовали вначале на арбалетах. Учтем также богатый — около полутора тысяч лет — опыт прицельной стрельбы из арбалета.
Военные все же иногда вспоминали о нем, и XX в. дал тому ряд примеров. Позиционный тупик первой мировой войны вынудил искать оружие для обстрела вражеских окопов на малых дальностях, и на фронте появляются импровизированные арбалеты для метания ручных гранат (арбалеты-«гранатометы», кстати, изобрели еще в XV в.). В германских окопах, в частности, попадались тяжелые арбалеты, ложе (станок) и дуга которых были изготовлены из стали, а тетива — из стальной проволоки. Похожие «гранатометы» использовали и партизаны второй мировой. Так, польская Армия Крайова в ходе Варшавского восстания 1944 г. среди прочих «импровизаций» применила станковый арбалет для метания зажигательных бутылок. Сохранившийся образец имеет дугу из рессоры, ворот для ее натяжения, дальность стрельбы — до 80 м.
При недостатке эффективного огнестрельного «бесшумного» оружия надежные и сравнительно дешевые арбалеты не могли быть обойдены вниманием. Правда, оценив их большие размеры, британское Управление специальных операций и американское Управление стратегических служб решили уменьшить их за счет использования резинового шнура - ведь еще в 1920-е гг. изготавливались арбалеты и арбалеты-аркебузы (метающие не только стрелы-болты, но и шаровидные пули) с жесткой дугой и упругой тетивой из резинового шнура.
В каталог УСС вошли два «резиновых» арбалета. В цельнометаллическом «Литл Джо» пистолетного на жесткой вертикальной дуге на полиспастах ста-вились резиновые жгуты, соединенные короткой тетивой. Болт с листообразным наконечником получал начальную скорость 52 м/с, это давало прицельную дальность в 30 ярдов (27,3 м). У более мощного «Вильгельм Тель» резиновые жгуты крепились на раме по сторонам ложи. Он отличатся также наличием складного приклада, передней скобы-цевья, спусковым механизмом с предохранителем (который и ныне считается необходимым для мощного арбалета), переменным прицелом. Масса металлического болта с острым наконечником - 22,7 г, начальная скорость — 55 м/с. «Вильгельм Тель» был удобнее и точнее «Литл Джо», но по «дульной энергии» сопоставим разве что со «стреляющей авторучкой» под 5,6-мм патрон из того же каталога УСС. «Биг Джо»-5 при той же схеме представлял собой действительно мощную конструкцию, якобы запасая усилие в 250 кг — для натяжения жгута здесь служило приспособление из зубчатой рейки и шестерни с рукояткой, заимствованное у средневековых арбалетов. Здесь также имелись складной приклад и передняя рукоятка удержания.
Об использовании арбалетов подумывал и германский Абвер-2. Казалось бы, для немцев возвращение к «боевым» арбалетам было естественно — стрельба из лука и арбалета в Германии национальный спорт, да и в возрождение спортивно-охотничьего арбалета до Второй мировой заметный вклад внесли германские фирмы. Однако, когда летом 1942 г. при подготовке диверсантов для захвата нефтепромыслов в Майкопе и Грозном (операция «Шамиль») в качестве их возможного «бесшумного» вооружения испытали арбалеты, результаты разочаровали, и абверовцы предпочли винтовки с глушителями — благо в том же году в Германии была отработана целая серия глушителей к различным моделям огнестрельного оружия. Да и британское УСО, и американское УСС, хотя и включили «боевые арбалеты» в свои каталоги, на практике предпочитали огнестрельное оружие с глушителями.
Правда, американцы во Вьетнаме уже в конце 1960-х гг., видимо, вдохновившись опытом местных племен, подумывали о снабжении войск специального назначения мощными луками и арбалетами для операций в джунглях. Провели даже соответствующие испытания, разрабатывали снаряжение для ношения метательного оружия и стрел, но «бесшумное» огнестрельное оружие (включая образцы Второй мировой войны и даже кустарно изготовленные) и тут оказалось предпочтительнее. Так что «лук Рембо» не так уж далек от реальности, если, конечно, не обращать внимания на явно фантастические «боеголовки» его стрел. Создание целой гаммы огнестрельного оружия специального назначения не дало, впрочем, арбалету и луку вернуться на военную службу.
Реально возродить арбалет удалось только спортсменам и охотникам. Хотя стрельба из него, в отличие от стрельбы из лука, еще не стала олимпийским видом спорта, а охота с ним и с луком пока привлекает больше любителей, арбалеты уже не первое десяти¬летие занимают достойное место в каталогах спортивного и охотничьего оружия. В охотничьей периодике ныне мелькают имена страстных поклонников арбалета — Ф.Муриша, супругов Боуэр и др.
Современный арбалет, конечно, отличается от своего предка, вобрав достижения новых технологий. Дуга лука изготавливается из специальных сплавов, фигурное деревянное ложе имеет пистолетную рукоятку или выступ шейки, нередко регулируемый по длине приклад, «щеку» для лучшей прикладки; спортивные образцы снабжают и штангами с балансировочными грузиками, опорным грибком. Ложе спортивных арбалетов обычно делают довольно длинным — для лучшего направления стрелы («болта») и удлинения прицельной линии. Для безопасности и удобства металлические дуги порой закрывают пластиковыми накладками, ложе усиливают продольным стержнем. Есть также модели с дугой из композитов (стеклопластика), пластиковым ложем сложных очертаний. Композитные дуги долговечнее и безопаснее: не случайно IAU (Международный союз арбалетчиков) установил предел натяжения металлической дуги спортивного арбалета в 95 фунтов (43 кг), а неметаллической — 105 фунтов (47 кг).
Подобно охотничьему и военному оружию арбалеты могут покрываться маскировочной окраской. Но хотя некоторые модели и носят «военные» имена «Коммандо» или «Снайпер», армия и силы специальных операций предпочитают все же другие типы оружия. На арбалеты устанавливают диоптрические и оптические прицелы, предлагают и лазерные целеуказатели типа LS-45. Выпускают на рынок и короткие, лишенные прикладов, «пистолеты-арбалеты» типа «Фантом» или «Трайдент», а для женщин и подростков — арбалеты с ослабленными дугами.
Стреляют из спортивных арбалетов обычно трубчатыми легкими стрелами с точеным наконечником и небольшим оперением. Охотничьи «болты» более разнообразны. Популярны весьма грозные их наконечники с тремя-четырьмя бритвенно заточенными лезвиями. Стрелы носятся в традиционном колчане или на планке ложа — своеобразном «ускорителе заряжания». Магазинные коробки (подобные старым китайским арбалетам) вряд ли применимы. По скорострельности охотничий арбалет равен однозарядному ружью, а по кучности боя может и превзойти его. И это — при меньшем весе и практической бесшумности. Бесшумность, между прочим, сделала его в 20 — 30-е годы нашего века популярным среди браконьеров в Европе. Арбалеты с гарпунным болтом и леской на бобине или вьюшке (в виде рогов впереди ложа) используются для рыбной ловли. Кстати, для поиска подстреленного, но ушедшего зверя, к «болтам» подвязываются шнуры, соединяемые с охотничьим арбалетом. На современных арбалетах сохранились рычажные механизмы натяжения, только теперь, они, подобно «магазинкам», приводятся в действие движением приклада, особой скобы и т.д. Традиционный механизм включает рычаг, откидываемый назад, и шарнирно соединенный с ним крюк. Любопытна конструкция рычага, по которому тетива как бы соскальзывает по мере подъема вверх — назад: момент рычага растет пропорционально напряжению дуги, и процесс натяжения получается плавнее. Установка на дугах блоков, образующих с тетивой своего рода полиспаст, облегчила натяжение при достаточно большом запасаемом усилии.
Охота с арбалетом требует крепких нервов и хорошей подготовки — дальность до зверя невелика, а времени на перезарядку может и не оказаться. Вероятно, из уважения к этому, а также из-за меньшего числа подранков в США и Канаде сезон охоты с арбалетом и луком расширен по сравнению с обычным. Вполне реально охотничье применение оружия типа «арбалет-аркебуза». Кроме современных, встречаются на рынке и «реплики» — действующие копии старинных арбалетов, выполненные по старым технологиям и из традиционных материалов.
Арбалеты появились и в наших оружейных магазинах. Ряд фирм («Сервайв», «Снайп») предлагает отечественные модели. Опасения по поводу применения арбалетов террористами вряд ли обоснованы: арбалет для этого слишком громоздок. Курьезно звучат утверждения о «фугасных» или «кумулятивных» наконечниках для «болтов». Малоудобен арбалет и как средство самообороны.
Новые технологии породили и такое остроумное развитие арбалета, как установленная на ложе вместо лука... резиновая рогатка. Вообще-то «спортивные» рогатки с упругим жгутом, рамой из проволоки и пластика с упором под локоть довольно распространены на рынке — модели «Тагет», «Давид», «Дрэгон».
Уже в 20-е годы изготавливались арбалеты и «арбалеты-аркебузы» с жесткой, не гнущейся дугой и упругой тетивой из резинового шнура, ныне такие «арбалеты» получили развитие. Так, американская фирма «Бриик-Фрее Корп» предложила «Узкий лук», уже вовсе лишенный дуги: каучуковый жгут крепится концами в задних концах полутруб, закрепленных по обеим бокам легкого ложа. Для плавности натяжения жгута он перекинут через ролики в передних концах полутруб. В задней части ложа, позади пистолетной рукоятки смонтирован спусковой механизм с двумя фиксированными положениями зацепа, соответствующий силе натяжения 60 и 125 фунтов (соответственно 27,2 и 56,6 кг, т.е. сравнимо с охотничьим арбалетом). Ложе из авиационного алюминия снабжено легким металлическим или пластиковым прикладом, стоечным прицелом, «стременем». Легкая — 32 г — стрела с древком из алюминиевой трубки вылетает с начальной скоростью 70 (при натяжении 60 фунтов) или 84 (при 125 фунтов) м/с. Т.е. энергия стрелы составляет около 78,5 или 113 Дж.
Есть на европейском рынке и «модульные» конструкции — на одно ложе со спусковым механизмом можно крепить по выбору либо лук, либо «рогатку». Изящное, похожее на птицу оружие продолжает свою службу.
Свидетельство о публикации №224120100447