О великомученице Екатерине Александрийской
Что же объединяет христианскую великомученицу Екатерину Александрийскую и античного философа Гипатию Александрийскую?
Далее мы подробно остановимся только на жизни Екатерины, так как Гипатии была посвящена отдельная статья. Познакомиться с ней можно, пройдя по ссылке https://vk.com/wall-92735838_2174.
В 287 году н.э. в столице Египта Александрии в знатной семье родилась девочка, которую назвали Доротея ("дарованная Богом"). Выросла она очень умной и красивой девушкой.
Согласно житию в изложении святителя Димитрия Ростовского
"Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям".
Родители предложили дочери задуматься о выборе супруга (много достойных молодых людей просили руки Доротеи). К тому же её отец хотел передать своё царское наследие будущим внукам и опасался, как бы всё имущество не досталось кому-нибудь чужому. Однако, сама Доротея решила сохранить себя в чистоте и остаться девой на всю жизнь, а на уговоры родителей ответила:
"Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из сих дарований, недостоин меня".
Понимая, что выполнить условие дочери не представляется возможным, её мама, тайная христианка, обратилась за советом к своему духовному отцу, сирийскому монаху-отшельнику. Он попросил привести Доротею к нему. Вместе с мамой девушка посетила монаха, который внимательно выслушал её и ответил:
"Знаю я, – сказал он ей, – одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему".
Доротея, услышав такое описание, подумала, что речь идёт о каком-то земном князе, и стала расспрашивать старца, чей он сын и как его увидеть.
Старец передал девушке икону Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках и сказал, что если она будет усердно молиться Ей с просьбой показать Сына Своего, то, возможно, её желание исполнится.
Вернувшись домой, Доротея уединилась в комнате и всю ночь молилась как учил её старец. От усталости она заснула и увидела необычный сон: перед ней сидела Пресвятая Богородица с Младенцем точно как на иконе. Только девушка не могла разглядеть лицо Младенца, так как Он отвернулся от неё, посчитав нечистой и недостойной. Пробудившись, отправилась Доротея со слезами на глазах обратно к старцу и поделилась с ним своим видением, попросила у него совета.
Преподобный старец раскрыл ей тайны христианской веры, а после того, как девушка со временем освоила учение Иисуса Христа, она приняла крещение под именем Екатерина (имя имеет несколько версий происхождения и перевода - "всегда чистая"; "каждый из двух"; от имени богини Луны - Гекаты).
После крещения видение Екатерины повторилось, только на этот раз Иисус Христос обрадовался её появлению, и сам предложил ей стать его невестой. Он надел ей на палец кольцо, после чего Екатерина проснулась. К своему изумлению на своей правой руке она действительно увидела кольцо. С этого дня девушка преисполнилась Божественной любви и стала исповедовать учение Христа.
Тем временем в Александрию прибыл император Максимин, и в честь одного из языческих праздников повелел всенародно принести жертвы богам. Животных убивали сотнями, город наполнился их стонами, воздух был пропитан смрадом от приносимых жертв, повсюду была теснота и смятение. Екатерина, видя всё это, решилась обратиться лично к императору с целью раскрыть ему глаза на весь ужас происходящего.
"Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, потом сказала:
– Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя бы своему мудрецу Диодору, который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, но, думая, что самая вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им, как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя сим учителям своим, и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Его единым словом всё было создано и сохраняет свое бытие. Сей всесильный и преблагий Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закаланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо".
Императора неприятно задели смелые речи молодой девушки, но он решил познакомиться с ней поближе. Пообщавшись с Екатериной, Максимин был пленён не столько её умом, сколько внешностью. Он стал говорить соблазнительные речи, бысстыдно взирая на девушку, предлагал вернуться к почитанию языческих богов. Но Екатерина была непоколебима. Тогда Максимин повелел найти и привести во дворец самых мудрых философов города, чтобы они смогли переубедить юную особу. Прибыло 50 философов.
"Собралось также множество народа слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами. Но прежде, чем посланные успели прийти к Екатерине, явился ей с небес Архангел Михаил и сказал:
– Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.
Сказав сие, Ангел отошел".
Так и произошло. Всех, кто слушал спор и уверовал в Иисуса Христа, казнили. Император же, ласково и нежно стал уговаривать Екатерину стать его женой и принять язычество, но получил отказ.
"Тогда сильно разгневанный царь велел снять с Екатерины порфиру и обнаженную бить немилосердно воловьими жилами. Слуги били мученицу жестоко в течение двух часов по плечам и чреву, так что всё тело ее покрылось ранами и обезобразилось; кровь текла ручьями и обагряла землю. Но все эти мучения святая переносила с таким мужеством и доблестью, что смотревшие на нее были поражены великим изумлением. После сего жестокий царь приказал заключить Екатерину в темницу и не давать ей ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить ее".
"один вельможа, по имени Хурсаден – жестокий и немилосердный мучитель христиан, – желая показать любовь и расположение к царю, сказал ему:
– Я, царь, изобрел такое мучение, посредством которого ты победишь сию девицу. Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, – то пусть примет мучительную смерть".
Так и поступили. Екатерина не испугалась вида орудия пыток, и разгневанный император велел привести приговор в исполнение. Но сделать этого не удалось, колесо сломалось. Тогда Максимин приказал обезглавить Екатерину. То было исполнено. Тело Екатерины чудесным образом исчезло, а найдено оно было монахами на вершине священной горы Синай. Опознали они великомученицу по кольцу на пальце её правой руки.
С тех пор самая высокая гора в Египте называется Джебель Катрин в честь Екатерины Александрийской. Первоначально на горе Синай находился древнейший монастырь Неопалимой Купины, который в дальнейшем стал монастырём Святой Екатерины.
Как вы могли заметить, многие факты из биографии Екатерины и Гипатии, действительно, совпадают. Возможно, поэтому, 14 февраля 1969 года папа римский Павел VI апостольским посланием Mysterii Paschalis удалил из католического календаря имя Екатерины с формулировкой: «страдания святой Екатерины совершенно невероятны, и о ней нельзя сказать ничего определённого».
В России отношение к Екатерине Александрийской совершенно иное. В Православии она почитается как Небесная Покровительница наук и образования. Особенно чтили её члены императорской семьи. Например, Пётр I основал город в её честь - Екатеринбург, а также женский Орден Святой Великомученицы Екатерины (второй по старшинству в иерархии орденов Российской Империи). Он был учреждён в 1713 году, а в 1917 году в связи с ликвидацией института императорской власти награждение Орденом было прекращено. Однако, Орден существует как династическая награда Романовых.
3 мая 2012 года указом президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева «Об учреждении ордена Святой великомученицы Екатерины и знака отличия „За благодеяние“» был учреждён сходный с историческим новый орден — Святой великомученицы Екатерины.
В Царском Селе по указанию императора Николая I в 1835-1840 гг. был построен Собор Святой Великомученицы Екатерины, который в 1939 году был взорван большевиками.
26 ноября 2008 года председатель правительства России Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение о создании организационного комитета по подготовке празднования 300-летия основания Царского Села, важнейшим элементом которой станет воссоздание собора.
27 июня 2010 года патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма.
Княгиня Мария Владимировна Романова передала в дар храму раку с мощами Екатерины Александрийской.
Вот что в 2010 году писали об этом событии в СМИ:
"Во время своего недавнего визита в Петербург княгиня Мария Владимировна вручила строящемуся Екатерининскому собору поистине царский подарок. Во время посещения Царского села она передала храму раку с мощами Святой великомученицы Екатерины.
Одну из двух, которые до недавнего времени хранились на горе Синай в Египте, в монастыре Св. Ектерины.
- Преклониться и помолиться у мощей великомученицы может каждый человек, - сказал настоятель собора, иерей Никита Зверев. - Чтобы получить просимое, главное - искренне верить" (https://www.spb.kp.ru/online/news/681083/)
Свидетельство о публикации №224120100449