И вот она нарядная...
Правильно – сочинять сценарий своей двадцать пятой «Новогодней Ёлки» для театра «Современник». То есть, это у нас «Ёлка» двадцать пятая, тогда как у нашей идейной вдохновительницы, главной ёлочницы «Современника» Елены Юрьевны Миллиоти – аж пятьдесят шестая или седьмая... Точно уже никто не помнит. Родилась эта «Ёлочка» в шестьдесят лохматом году, когда молодые актёры театра обзавелись потомством, а детям, как известно, полагается дарить радость и культурно развлекать, особенно в Новый год. Провели общее собрание, инициативу одобрили и всячески посодействовали по линии месткома. Так появилась наша домашняя «Ёлка». По Москве сразу поползли слухи, что в «Современнике» устраивают какое-то уникальное Новогоднее представление, на которое абсолютно невозможно попасть, ибо предназначено оно исключительно для «внутреннего употребления», а играют его всего лишь один раз в году. И добыть туда приглашение гораздо труднее, чем пропуск в валютный магазин «Берёзка»… Позже ряды «избранных счастливчиков» пополнились ребятами из подшефного детского дома.
Между прочим, первым Дедом Морозом был ни абы кто, а сам Евгений Александрович Евстигнеев. С тех пор каждый, уважающий себя, артист хоть раз принимал участие в «Ёлке». Да и не только артист. Любой работник театра – кого ни спроси – был в ней задействован в том или ином качестве. Кто играл, кто сочинял, кто шил костюмы, кто строил декорацию, кто подарки добывал, кто ёлку наряжал… Однако, встречаются «ёлочники хронические», а самая преданная и заядлая – наша Елена Юрьевна.
Вот и мы с Настей двадцать пять лет назад угодили в эту ловушку, умело расставленную, Миллиоти (влипли по самые уши). Не зря за Еленой Юрьевной закрепилось вполне заслуженное звание «Ёлкина Мать». Она, кого хочешь, уговорит, убедит, заразит своей бешеной энергией, «пионерским задором», придаст ускорение и вдруг – оглянуться не успеешь, как ты уже попался – поёшь, пляшешь, мастеришь… Несмотря на то, что ни я, ни Настя в «Современнике» давно не работаем, «Ёлка» остаётся нашим священным долгом и почётной обязанностью.
Начинали мы, как большинство, статистами, которые встречают гостей, вовлекают в действие, окружают заботой и лаской (в итальянской традиции их называют «дзанни», Е.Ю. обожает это слово – звучит загадочно и не так убого, как «статист»). Но постепенно весьма продвинулись по ёлочной карьерной лестнице, добравшись до самой вершины – нам доверили придумывать то, что заслуженным и народным придётся сыграть, а цехам – построить, сшить, осветить и озвучить. Выходит – мы теперь главные (после «Бабушки-Забавушки», конечно). Получился своего рода триумвират: Елена Юрьевна, Настя и я. Настя – правая рука Миллиоти по праву рождения, поскольку выросла за кулисами. Я – рука левая, потому что в театре человек левый (так, с боку припёку, «ни Богу – свечка, ни чёрту – кочерга»), да и, вообще, левша…
Мы с Настей усвоили чётко: что бы ни случилось на этой планете, какие бы катаклизмы ни сотрясали Землю, «Ёлка» состоится при любом раскладе, не страшны ей ни бури, ни ураганы, ни пандемии, ни карантины…
В разгар самоизоляции Елена Юрьевна поймала тогдашнее руководство «Современника», прижала к «тёплой стенке» и заявила: «Ничего не знаю, делайте, что хотите, но даже во время Отечественной войны в Советском Союзе была «Ёлка»!.. А вирус… Да, тьфу… Лишать детей праздника мы не имеем права! Не беспокойтесь, всё проведём тайно, комар носа не подточит. Всякие санитарные нормы и социальную дистанцию обещаем строго соблюдать, всех продезинфицируем и до, и после… Вы, конечно, в праве, запретить, на то вы и начальство, но… Галя бы (имеется в виду Галина Борисовна Волчек) – Царствие ей Небесное – меня поддержала… »
Какие могут быть возражения?! Перечить Миллиоти, когда дело касается «Ёлки» – себе дороже. Пришлось уступить.
Обещание мы сдержали. Играть пришлось два дня, по два захода, чтобы разместить всех желающих в зале по всем правилам эпидбезопасности и ничего не нарушить (никто, кстати, не заболел).
Перед каждым представлением Бабушка-Забавушка вдохновенно произносила душещипательно-устрашающую речь: «Дорогие родители и дети, вы теперь все продвинутые, с телефонами… Я убедительно прошу, пожалуйста, никаких фотографий ни в каких «Стаграммах» (подразумевается Инстаграм) и других Интернетах не выставляйте! Вам известно, какое сейчас время. Наша «Ёлка» – Великий Секрет! Рассказывать никому нельзя! Если о ней кто-нибудь узнает, у театра будут большие неприятности!.. Для себя снимать можно…»
Увещания оказались на удивление действенными – в Сеть не просочилось ни единого упоминания о нашем «преступлении», хотя зрителей в сумме набралось примерно человек триста. Более того, когда племянника одного из актёров родители спросили, как ему понравилось в «Современнике», шестилетний ребёнок заявил (шёпотом): «Это нельзя говорить, а то у театра будут неприятности!»
Надо отметить, за почти шестьдесят лет существования представление ни разу не повторялось. Бесконечно «фонтанировать» на одну и ту же тему – добро побеждает зло, и «давайте жить дружно» – с каждым годом становится всё труднее, а времени свободного от прочих «развлечений» остаётся меньше и меньше. Приходится проводить «мозговые штурмы» без отрыва от «производства», в кулуарах Большого театра, где теперь работает Настя.
– Мысли есть? – привычно спрашивает она.
– Ну-у-у, – неопределённо мямлю я.
– Чаю, хочешь?
– Не-е, я из дома…
– Значит, Год Дракона, – задумчиво бормочет Настёк…
– Начало, полагаю, традиционное: в фойе у ёлки Дед Мороз – справа; Снегурочка – слева; в зоне буфета – фокусники...
– Фокусники будут?
– Будут. Куда они денутся с «подводной лодки»?! Фокусников беру на себя. Аквагрим, горка, мячики, труба – на обычных местах… Бабушка-Забавушка – везде… Когда все наиграются и набесятся, Платонов включает колокольчики «Блям-блям-блям»… Миллиоти кучкует зрителей у ёлочки, Дед со Снегуркой поздравляют народ с Новым Годом и Рождеством, зажигают ёлку. «Потопаем-похлопаем»… Мы готовим площадку… Мороз и Внучка отчаливают за санями с гостинцами. Елена Юрьевна приглашает детей на подушечки. И-и-и…
– И-и-и?!
– Можно зацепиться за «волшебный подарок»…
«Волшебный подарок» – отдельная статья «Ёлки». Помимо обычного набора сладостей дети ежегодно получают маленький сувенир на счастье от Главного героя года, якобы способный исполнять самые заветные мечты. В Год Крысы – чудесную фасоль, которую надо посадить в горшок, а когда она прорастёт загадать желание (всхожесть бобовых из бакалейного отдела «Ашана» оказалась стопроцентной, проверено лично). В Год Быка – милый маленький цветной бубенчик, если в него позвонить, удача, во что бы то ни стало, услышит и придёт (палатка для рукоделья – настоящий «Клондайк»). В Год Кота и Кролика – целых два подарка, морковка мини и особая ириска, их надо съесть, чтобы загаданное сбылось (не сразу, естественно, но в течение года обязательно)…
– А дарить что будем? – интересуется Настя.
– Ну, сама понимаешь, первое, что мне пришло в голову – бенгальские огни. Дракон-то, типа, огнедышащий. Завернуть по штучке в фольгу, как обычно, нехай дома поджигают, под присмотром родителей и загадывают себе на здоровье… Сказала Елене Юрьевне… Она меня обругала, мол – опасно. А, ведь, раньше бенгальские огни были её любимым аттракционом, помнишь, без них ни одна «Ёлка» не обходилась…
– Ага, пока мы театр чуть не спалили.
– Чуть – не считается. К тому же в театре никто ничего жечь не собирается. Пусть на нейтральной территории фейерверки устраивают.
– Всё равно, лучше не связываться, мало ли что…
– Короче, огни отпали… Так вот, жду я позавчера автобус, колею на остановке, рядом – газетный киоск, и на витрине пылится уродская такая коробка с детской игрой, а на ней нарисован дракон, который стережёт сундук с драгоценными камнями… Тут меня осенило…
– Точно, драконы всегда сокровища стерегут. А где мы драгоценности возьмём?
– В зоомагазине, у меня под домом. Есть такие очаровательные разноцветные стекляшки в виде блинчиков, диаметром сантиметра два с половиной, которые в аквариум кладут для красоты. Их там завались. Продаются на вес, двести с чем-то рублей упаковка, в каждой штук двадцать пять. На триста человек – всего двенадцать упаковок…
– Нет. Не дай Бог, малышня эти стекляшки в рот потащит? Кто-нибудь подавится ещё или поранится… Лучше купить конфетки в виде камешков и расфасовать в красивенькие мешочки, пусть хрумкают… Я поищу на Маркетах.
– По-моему, они слишком мелкие. Ими тоже подавиться можно за милую душу, и напихано в них невесть что – красители загустители, консерванты... Случится какая-нибудь аллергия, опять же мы – крайние.
– На всех не угодишь…
– Всё-таки, лучше – стекляшки. Родителям раздадим, после сказки на выходе из зала, проинструктируем, объясним, что есть их нельзя, а дальше сами… И, потом, конфеты сразу слопают, а «сокровище» останется на память… Миллиоти одобрила…
– Это она погорячилась. Ладно, после решим… Давай, лучше подумаем, откуда у Дракона драгоценные камни?
– Гномы накопали.
– Правильно! Гномы везли волшебные камушки с Одинокой горы, чтобы подарить ребятам на Новый год, но огромный Дракон их отобрал… Прекрасно!..
– Огромного мы из чего сделаем?
– Попросим бутафоров, чтобы смастерили какую-нибудь здоровенную лапу, и будем её из-за занавески высовывать, дымка подпустим… Стоп, получается – Дракон у нас злой?! Не годится! Он же символ Года!
– Ну и что? Сначала – злой. Перевоспитается, станет добрым.
– Как станем перевоспитывать?
– Позовём какого-нибудь богатыря, Илью Муромца, например…
– Та-а-ак… Но Дракон – не Змей Горыныч… Кто у нас на драконах специализируется?..
– Китайцы!
– Хорошо. Бабушка-Забавушка приведёт китайскую делегацию, они помогут Илье Муромцу укрощать Дракона…
– Его бы для начала уменьшить...
– Нужно «древнее заклинание»...
– На китайском?
– Не обязательно. Можно пару китайских словечек ввернуть…
– Заклинание я слеплю, дальше.
– Что дальше? Дракон станет маленьким, раскается… Я недавно в Интернете вычитала – чтобы приручить дракона, ему необходимо завязать хвост…
– Ещё и хвост завязать? Значит, китайцы должны об этом поведать… В стихах, наверное?..
– Да, лучше в стихах… В общем, Дракон повредничает немножко, прежде чем вернуть сокровища, пусть заставит пройти испытания, загадки позагадывает… И-и-и… В принципе, всё…
– Давай, запишем.
Настя достаёт из рабочего стола лист бумаги, берёт ручку и быстро пишет заголовок – «Ёлка 2024».
– Итак, действующие лица… Диктуй!
– Пиши! Дед Мороз, Снегурочка, Бабушка-Забавушка, Гномы…
– Сколько?
– Не знаю. Много не надо, чтоб на сцене не толпились …
– Двоих достаточно.
– Значит, два Гнома, Илья Муромец, китайцы…
– Лучше – китаянки… Тоже две… Хорошо бы им танец забацать… С веерами...
– Только веера нужны особые, которые открываются налету. Я знаю, где продаются… Прям – балет «Красный мак»… «Филиал» Большого театра…
– А то! Чем мы хуже?!
– Музыку подберёшь?
– Разумеется. Найду, пришлю тебе варианты…
– Гномам на выход тоже музычка нужна… и Муромцу…
– Гномам возьмём песенку из «Белоснежки»: «Избушка у нас мала, зато мила и ля-ля-ля»,– напевает Настёк, – а Муромцу… «Богатырская наша сила…»
– «Сила духа, да сила воли…»,– подхватываю я, – Супер!!! Записала?
– Сейчас ключевые моменты отмечу, чтобы не упустить… Уменьшаем.,. завязываем… Тебе скопировать?
– Спасибо, мне не надо. Такое разве забудешь… Бред сумасшедшего: гномы, китаянки, Илья Муромец, дракон – хорошенькая компания… «Люди, львы, орлы и куропатки…»
– А, по-моему, замечательно!
– По-моему, тоже, – весело соглашаюсь я, – на твоей совести – техзадание цехам, на моей – заклинания, загадки и стишки по ходу…
– Текст набросаю, пришлю, ты посмотришь, добавишь, подредактируешь…
– «Ещё пять тысяч вёдер, и Золотой Ключик – наш!»… Только постарайся побыстрее,а то Миллиоти уже «копытом бьёт». Я сегодня ближе к ночи с ней соединюсь, перескажу коротенько, чего мы с тобой настряпали. Надеюсь, Елена Юрьевна оценит плоды нашей буйной фантазии… Правда, она опять половину переделает…
– Дай Бабушке-Забавушке покомандовать! Нормальный творческий процесс…
– Сначала – процесс, потом – психоз и бешеная скачка…
– А что делать?! Театр!.. Вроде бы всё выяснили?
– Остался открытым вопрос с «волшебным подарком» … Предлагаю компромисс – дарить и мешочки с конфетками, и стёклышки. Детям – конфетки, родителям – стёклышки… Строго в руки…
– Может быть…
Настёк бросает беглый взгляд на панель видеотрансляции.
– Закругляемся, – торопливо произносит она, вставая, – через пять минут антракт, мне пора бежать на сцену, кое-что проконтролировать… Давай, я тебя провожу.
Мы быстро идём по коридору, продолжая на ходу обсуждать детали.
– Прикинь, сколько нам людей понадобится в фойе. И подумай, кто в этот раз будет Снегурочкой…
Снегурочка – наша самая большая головная боль. Удивительно, молоденьких актрис в театре полно, а Снегурки нет. Зато Дедов Морозов – хоть отбавляй…
– Белоусову попросить? Она маленькая, выглядит как девочка…
– Не согласится, неё премьера на выпуске…
– Настёк, а почему бы тебе не поснегурить?
Настя резко тормозит.
– Ты чего, совсем?! Лет мне сколько?
– Лет тебе, практически, как Белоусовой. Неважно, что там в твоём паспорте нарисовано. В зеркале ты очень даже… При любом освещении и с любого расстояния свежа, яки майская роза!.. Гнома я сыграть могу, если угодно. С моим ростом – исключительно гнома…
– Посмотрим, – уклончиво бурчит Настя, уже выбегая из лифта вместе со стайкой юных балеринок миманса, – тебе – на первый. Выход через холл, за углом. Короче, на связи… Елене Юрьевне – привет!..
На улице пакостно: серо, ветрено, моросит дождь, в точности, как год назад...
Мне отчётливо представляется ближайшее будущее: вечером я позвоню Миллиоти и доложу о наших успехах, ей всё очень понравится. Потом мы с Настей дней десять будем перебрасываться электронными письмами с поправками и дополнениями к сценарию, а недели через две встретимся в «Современнике», чтобы прочитать Елене Юрьевне готовый текст по ролям с выражением, потому что наша Бабушка-Забавушка почти ничего не видит и прочесть его сама давно уже не может. Она задаст нам уйму самых неожиданных детских вопросов, исправит часть реплик (процентов примерно сорок), добавит в действие Лесовичка, который примет на себя часть её нагрузки («на всякий случай, для подстраховки»). И все завертится, понесётся … Гномы смешно запляшут и лихо закувыркаются, китаянки затанцуют под музыку Чайковского, грациозно взмахивая веерами, и нежно защебечут с иностранным акцентом. Огромный Дракон предстанет в виде зловещей тени на занавесе, но когда Илья Муромец, звеня доспехами (принесёнными Настей из Большого театра) вытащит его на сцену, то окажется маленьким, неуклюжим и совсем нестрашным… Мы, как положено, не будем ничего успевать, и, тем не менее, всё успеем. С криками, техническими накладками, нервотрёпкой, мелкими обидами, но успеем, потому что управляет этим «высокохудожественным бедламом» легендарная Елена Юрьевна Миллиоти – «великая и ужасная Ёлкина Мать»!
Дети и их родители придут в полнейший восторг от нашей умопомрачительной новогодней феерии (кто из них в больший, не определить). Героев «сказки разберут на сувениры», и радостные зрители выстроятся в длинную очередь, чтобы сфотографироваться с каждым...
Однако наибольшую долю всеобщей любви получит Настёк. Она будет ослепительно прекрасна в роли Снегурочки и станет лучшей Снегурочкой последних лет.
А после представления гости получат волшебные драгоценные камушки (и съедобные, и несъедобные). Возвратившись домой, они загадают свои самые главные, самые сокровенные желания, которые непременно однажды сбудутся.
Свидетельство о публикации №224120100796
Людмила Алексеева 3 19.01.2025 13:10 Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.
С уважением. О.А.
Оксана Александровна Богданова 19.01.2025 18:10 Заявить о нарушении