В зоне особого внимания

            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
            …
            …   
            «В    з о н е    о с о б о г о    в н и м а н и я». 

            Советские воздушно-десантные войска, кроме собственно десантных операций, также могли (и умели) проводить на вражеской территории диверсионные акты (т.е. выполнять в какой-то мере функции групп СпН ГРУ), выводить из строя жизненно важные коммуникации и пункты управления противника.

            Так, в остросюжетном фильме «В зоне особого внимания», в центре сюжета показаны учения гвардейского парашютно-десантного полка, из которого в тыл «Северных» забрасываются три разведывательно-диверсионные группы для совершения диверсий на объектах условного противника с целью отвлечь его внимание, а затем попытаться обнаружить ЗКП в течение двух суток, оставшихся до начала запланированной наступательной операции. При этом самими десантниками полковой разведроты выполняются задания, максимально приближенные к реальным.

            После выхода фильма «В зоне особого внимания» (1977) количество желающих служить в войсках ВДВ и кандидатов на поступление в ряды Высшего Рязанского училища резко возросло. Естественно, в фильме все далеко не так, как в жизни, и это понятно, что в кино все немного приукрашивается. Картина, конечно, замечательная, но все же и в ней имеются неточности и ляпы (впрочем, они нисколько не умаляют сам фильм). 

            Большую часть фильма снимали в Литве, в учебном центре ВДВ, в деревне Гайжюнай и его окрестностях. Актеры Борис Галкин (род. 19.09.1947 г. рост - 170 см) и Михаил Волонтир (1934-2015, рост - 173-175 см) приехали туда почти на месяц раньше, где недели три жили в воинской части с десантниками, по их законам и распорядку, выполняли марш-броски по 10 км и занимались тем же, что и они.

            Что примечательно, во время марш-бросков, по словам Б. Галкина, Михаил Волонтир, которому уже было за сорок, бегал быстрее и был выносливее его. Единственное, что режиссер не разрешил сделать актерам самим - это прыжки с парашютом, так как боялся, что кто-либо из съемочной группы получит травму, которая сорвет съемки. 

            В центре сюжета учения гвардейского полка ВДВ, которые должны устраивать диверсии на объектах условного «противника». При этом задания десантниками выполняются максимально приближенные к реальным. 

            Фильм снимался также на аэродроме Витебск-Северный (в районе деревни Журжево), расположенный севернее г. Витебска, в съемках принимал участие 339-й военно-транспортный авиационный полк (который в числе первых в СССР получил на вооружение самолеты Ил-76). Все авиационные сцены, собственно, снимались именно на этом аэродроме (ru.wikipedia.org). [On-line конференция с участием режиссера фильма «В зоне особого внимания» и многих других Малюкова А.И. | Десантура.ру.]. 

            Витебск-Северный (Журжево) - военный аэродром, расположенный севернее г. Витебска. Построен в 1946 г. в районе деревни Журжево Витебского района, который использовался военно-транспортной авиацией. На аэродроме базировался 339-й военно-транспортный авиационный полк, который в числе первых получил на вооружение самолет Ил-76. [В Витебске появится памятник авиаторам 339-го ВТАП | Народные новости Витебска. vitebsk.cc.].

            В последние годы существования Советского Союза здесь постоянно базировались 30 самолетов Ил-76. В 1995 г. 339-й ВТАП расформирован, самолеты частично передислоцированы, частично проданы, аэродром прекратил свое существование 30.07.1996 г. [Аэродром военно-транспортной авиации «Журжево» | Meridian28.com.] | [Военные объекты / Аэродром «Журжево» | Лаборатория Злого гения.].

            Воздушно-десантные войска в мировой традиции неофициально называют «малиновыми беретами» (crimson berets), этот цвет головного убора ВДВ утвердился, например, в Великобритании, США, Израиле, Германии и Италии. В 1963 г. черные береты появились у морских пехотинцев - что был первый случай введения беретов в вооруженных силах СССР.

            Новый головной убор хорошо отличал морских пехотинцев от других моряков и визуально удачно подчеркивал их специфику; вскоре морская пехота даже стала выходить на парады в полевой, а не в парадной форме одежды.

             В Рабоче-Крестьянской Красной Армии (с 1946 г. переименована в Советскую Армию) первые береты были введены с 1936 г., но исключительно синего цвета и только для женщин.

            В первый раз воздушных десантников хотели одеть в оранжевые береты, какие были у десантников 40-го парашютно-десантного батальона «Willi Zenger» (ГДР), в ходе подготовки к московскому параду на 01.05.1961, но заместитель министра обороны маршал Баграмян И.Х. (1897-1982) сменил цвет берета на темно-синий.

            В марте-апреле 1961 г. проект формы переходил от одного военачальника к другому, и цвет берета вновь поменяли: он стал защитного цвета. 

            Однако на первомайский парад десантники вышли в традиционных шлемах, хотя другие элементы формы изменились, - по какой причине берет в итоге «забраковали», история умалчивает. В дальнейшем береты были двух видов - голубой - повседневный и парадный - малиновый (по воспоминаниям чехословацких руководителей, в 1968 г. советские десантники были в малиновых беретах) - это 1967-1969 гг., - в училище их носили до 1979 г.

            Но малиновый берет, который впервые появился «на публике» во время парада 07.11.1967 г., резко контрастировал с голубым цветом петлиц и других элементов формы десантников. Тогда по предложению заместителя главкома Воздушно-десантных войск генерала И.И. Лисова (1912-1997), сменили и цвет берета на голубой. 

            Начнем с самого очевидного и самого известного факта, что разведчики ВДВ на задание не носят голубые береты, но командующий в бытность того времени, воздушно-десантными войсками, Маргелов В.Ф. (1908-1990), настоял именно на том, чтобы разведчиков снимали именно в голубых беретах, как на символе ВДВ, хотя почему-то кокарда на них осталась солдатской.

            Возможно, что создатели картины решили показать, что вся разведгруппа «выходит» на задание без документов и знаков различия, чтобы в случае пленения не сразу узнали, кто командир, в связи с чем логично, что у всех кокарды солдатские, хотя по сценарию фильма, командиры групп были уже известны противнику. 

            В сцене на мосту, прапорщик Волонтир ударом ноги «открывает» дверь «кунга» вовнутрь, которую с обратной стороны пытается не дать открыть срочник-охранник. Но дело в том, что не было таких «кунгов», у которых дверь открывалась бы вовнутрь: на дверях у кунгов в 1980 гг. стояли наружные накладные петли. Эти двери конструкционно могли открываться только наружу, что кстати сделано для герметизации и плотного прилегания двери к дверному проему - для уменьшения вероятности прохода отравляющих веществ и «типа радиационной пыли».

            В Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Москве, в экспозиции, посвященной Воздушно-десантным войскам, есть экспонат, который бросается в глаза практически всем: на солдатском ремне с «классической» советской бляхой манекена, одетого в форму ВДВ 1970 гг., висит необычный нож.

            Судя по ножнам и ограничителю упора, нож этот представлял собой переделку стандартного советского штык-ножа АК-47 (изделие 6x2), на который поставили весьма необычную рукоять, выполненную (судя по повреждениям) из мягкого белого металла, в которой от «штатной» рукояти осталось только перекрестие с кольцом для крепления штык-ножа на стволе автомата. 

            Актеры, игравшие основные и даже второстепенные роли, очень часто появлялись в кадре с этим ножом в ножнах (причем хорошо заметны толщина рукояти и кольцо на перекрестие ограничителя упора), на ремне, с которым одновременно могли мелькать не более пятерых разведчиков сразу. Кадры, на которых этот нож был извлечен из ножен, подтверждали, что клинок у него был именно от штык-ножа 6х2 - на это указывала характерная форма и долы на плоскостях.

            Мнения обсуждавших историю появления этого оружия разделились - одни предполагали самоделку для съемок фильма, другие - экспериментальный нож для ВДВ, который по каким-то причинам в серию не пошел. Сотрудники музея (по словам одного из участников обсуждения в 2010 г.) заявили, что нож этот в количестве 5 штук был сделан для подарка командному составу ВДВ. 

            Тайну этого «ножа десантника» раскрыл знаменитый советский спортсмен, актер и каскадер Тадеуш Касьянов (14.11.1938 г.р., рост - 172), который был дублером актера М. Волонтира, сыгравшего прапорщика Волентира. В книге «Наставление по метанию ножей», изданной в 2000 г., в главе «Ножи» Т. Касьянов, говоря о достоинствах и недостатках (с точки зрения метания) армейских ножей, упоминает не только о съемках фильма «В зоне особого внимания», но и об этом загадочном ноже, раскрывая историю его появления.

            «Кинжальный прямой штык от автомата АКМ (…) для метания был бы удобен, если бы не имел кольца для насадки на ствол и чрезмерно загнутого и утяжеленного конца ручки (здесь: рукоять). Когда я снимал все эти причиндалы, то прекрасно пользовался этим штыком, как это было, например, на съемках фильма «В зоне особого внимания». [«Нож советских десантников» оказался киношным реквизитом / Историческое оружиеведение, 20.05.2021 г.]. 

            Именно этот штык-нож в своем первозданном виде показан в советском фильме о морских пехотинцах, «Одиночное плавание» (1985), в качестве метательного оружия. 

            В фильме также показана рация Р-126 (на тот момент совершенно секретная), которая комплектовалась двумя антеннами - со штыревой антенной на среднепересеченной местности уверенный прием составлял не менее 2 км, с лучевой антенной  (при помощи грузика на дереве натягивают струну) от 3 до 5 км, в зависимости от пересеченности местности.

            При этом работа в приеме-передаче Р-126 с мощными войсковыми радиостанциями в  диапазоне частот 48,5-51,5 МГц, даже при штыревой антенне прием мог осуществляться до 15 км, а иногда и более в зависимости от местности и погодных условий, а передача до 5 км.

            В фильме же - это просто чудо техники: передает сообщения в штаб за десятки (а может и сотни километров), кроме того, выполняет еще и развлекательные функции - разведчики слушают на ней песни Аллы Пугачевой, хотя ловить сигналы гражданских устройств (радио, ТВ) она по своим техническим характеристикам не может. 

            Вызывает критику и схватка прапорщика Волентира с бежавшими рецидивистами («драться с одним - то же самое, что и с четырьмя, только устаешь сильнее»): навались они все вместе, и прапорщик бы проиграл. 

            В этом фильме имеются и логические нестыковки, например, почему бандиты сразу не убили старика, зачем бандитам понадобился мотоцикл, если на нем могут уехать максимум три человека, а их было четверо. При большой необходимости мотоцикл можно было завести без ключа. Кроме того - у одного из напавших был автомат с боевыми патронами (автомат, который бандиты отобрали у прапорщика, с холостыми патронами), но драться бандит почему-то предпочитает штык-ножом. 

            Первый из бандитов застрелен из охотничьего ружья своим же, когда прапорщик (в исполнении Тадеуша Касьянова в сцене боя) развернул бандита спиной к выстрелу. Изба - тесная, здесь только с ножом и можно попытаться одержать победу, но возможно, создатели фильма попытались показать, что хорошо обученный десантник, владеющий тактикой боя в узком пространстве, в зависимости от ситуации, способен положить вооруженных врагов еще до того, как они начнут соображать. 

            Вообще в фильме не так и много ляпов, что практически они незаметны: видимо потому, что сам Маргелов В.Ф. следил за тем, чтобы фильм получился, как можно более достоверным. Во время монтажа большое количество сцен пришлось вырезать из соображений секретности, а это, по словам режиссера, были лучшие и самые эффектные сцены. Так например, когда сняли массовый взлет Ил-76, его пришлось удалять, так как Гражданский воздушный флот (ГВФ) не должен был участвовать в военных делах - то есть, самолеты взлетали с надписью «Аэрофлот» на борту, что было категорически запрещено показывать. 

            Кадры, которые остались, попадали в цех комбинированных съемок на «Мосфильме», где сидели люди и по кадрикам замазывали «боевую раскраску» самолетов, которые нельзя было показывать. К сожалению все эти вырезанные сцены были утилизированы сразу, и теперь никогда не увидеть режиссерскую версию фильма. 

            Но в конечном итоге свою задачу фильм выполнил, воздушно-десантные войска стали чуть ли не самым привлекательным родом войск (а может и самым), наравне с морской пехотой и пограничниками, про которых было снято достаточно фильмов в СССР.  В конце фильма при исполнении хорошей песни показывают документальные кадры прыжков с парашютом.

            Почему-то почти все машут ногами кто куда, скорее всего, что их не учили как вести себя при прыжках из люка самолета (отделение парашютистов от самолета производится или в двери, расположенные по сторонам фюзеляжа, или через специальные люки, расположенные в хвосте фюзеляжа. bibliofond.ru), при этом у одного солдата слетает сапог и улетает, что к сожалению, иногда случалось и так. 

            Зрительский успех первого фильма Андрея Малюкова подтолкнул руководство «Мосфильма» к съемкам «Ответного хода» (снят по сценарию того же Евгения Месяцева, но в качестве режиссера руководство «Мосфильма» на этот раз пригласило Михаила Туманишвили) - продолжения суперпопулярного советского боевика, но зрители восприняли его более прохладно, хотя сиквел (от англ. sequel - «продолжение», «приложение») получился вполне достойным. 
            …
            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
            …
            …   


Рецензии