ЛЮДИ

Часть вторая

 Прошли годы, пробежали столетия. Как живут русичи на земле русской? И какая эта страна? Больше стала, или такая же осталась?
Много столетий пробежало с тех давних пор, когда русичи чтили свою исконную веру, жили по своим родным порядкам и конам. Их страна, земля такая же, или больше стала? Новгородское княжество была ликвидировано московскими хозяевами. Плохое и вредное было в ту пору на земле русской. И немало людей были против этого. Но власть была уже иной. Не та, настоящая народная, с выборными всем людом князьями, да вечем всенародным. Всего этого уже не было. И славянский народ прижимали, как в какой диктатуре и империи. И страна уже становилась империей. Всё больше и больше чужих земель себе отхватывала, или осваивала. Веру славянскую ещё чтил русский народ, да уже на так, как в века Гостомысла, или чуть позже. Сейчас и лета поменяли на новые, по христиански считают. И вере христианской тоже дали реформу. Много людей русских когда-то приняли ту веру, чужеземную, неродную. И немало людей не приняли те реформы, да стали уходить в дальние места, чтобы сохранить ту христианскую веру, что когда-то получили. Таковы были времена, а вернее - люди. В новгородской земле немало людей ушли куда-то подальше, на восток страны. На земли, присоединённые нынешними властителями. Ушла и семья Радостевых. Те самые, кто одни из первых принимал ту веру христинскую в 10 веке. Ушли всей большой семьёй, более 16 человек. Ну что ж. Они так решили.
Не все уходили. Не ушли из костромских земель семьи христиан, что не шибко противились тем реформам. Но кто видимо как. Некоторые из семей для виду соглашались на реформы, да обязательную веру для русского народа. На самом деле они хранили свою родную, исконную веру, славянскую. Так у них передавалось из поколения в поколение. И в той семье Кузнецовых было также. Так завещал их дальний предок, Владостав. Так они и передавали это завещание. И хранили его, продолжали.

- Ну что, Владимир? Куда сегодня поедем с утра? Надо бы на ярмарку в Новгород съездить. Подкупить каких деталей для утвари. Не всё наши кузнецы умеют склепать. Приходиться и в большие города ездить.
- Да Андрей. Ехать надо - ответил своему брату самый юный брат из той семьи. Скоро и Купало подойдёт. Надо успеть до праздника всю утварь починить, да обновить. Конечно поедем. И тебе ещё надо домой возвернуться. Не близко до твоего костромского села. Вы то там по-настоящему отмечаете наши славянские праздники. Молодцы, чтите веру исконную. У нас на новгородчине с этим построже. Священники строжатся, да выговаривают. Даже на гуслях наших не дают вволю наиграться. Говорят не христианское это дело. Во как.
- А ты переезжай к нам, в костромскую землю. Тут всё посвободней. Ведь чудом спаслись, когда Москва новгородчину присоединяла. Сколько тогда люду погибло. Эх. Подумай, брат Андрей. Семья у тебя большая, да поможем с переездом.
- Я бы не против, но жёнушка родом отсюда. Не хочет уезжать далеко от своих родных. Ну как-нибудь здесь поживём. Я вот слышал, что немало люду христианского вообще далеко отсюда бегут. За Уральские горы и дальше наверно. Они по первой христинской вере живут. А тут реформы эти повыдумали. Те ни в какую. Вот сегодня опять поди увидим те обозы с уезжающими. Много семей уходит. Мы то как христиане, но веру нашу исконную помним и чтим. Всё равно наши праздники отмечаем. Ваша семья особенно. Помнишь же, что завещал предок наш, Владостав? Молодец, Владимир. Ладно, пора ехать. А то ещё не успеем вернуться к вечеру. А тебе завтра домой возвращаться.
И братья поехали в неближний город, старинный, Новгород славянский.

- Вот смотри, Владимир. Вот они - обозы.  Смотри сколько людей уезжает. Очень много.
- Да, много. Не принимают те реформы. Бегут на вольные земли. Да найдут ли где такие?
- Да найдут. Народ сказывал, что далеко в Сибири много свободной и богатой земли есть. Шибко холодно там зимами бывает, но люди живут. Может когда и мы туда переедем, или наши потомки. Ведь смотри как прижимают. Оброки, да другие требования от этих властей. Сейчас то мы их и не выбираем, как когда-то в стольном Новгороде.
- Да, Андрей. Это так. Плохо это, но не будет всегда такое безобразие на земле русской твориться. Не будет, уверен. Люд то наш русский, вольный и честный. Не должен так безропотно слушаться тех ненародных властителей. Ведь так?
- Эх, Владимир. Так то оно так, но посмотри какой народ наш стал, всё послушнее и послушнее. Не тот уже народ. Помнит ещё свои традиции и корни, но уже не так. Эх. Может лет через двести, триста и возвернётся к своим порядкам, да конам. Что думаешь? Будет так?
- Будет. Обязательно будет. Коли ещё есть честные да вольные люди, то народ вернётся к своим порядкам, к корням да конам. Так и будет.

Братья продолжали свою беседу и поровнялись с теми многочисленными обозами. Какие из них встали на небольшой отдых. Ехали из дальних новгородских земель. И вот братья решили поговорить с одними из тех уезжающих на волю семей.

- Здравствуйте люди добрые. Куда путь держите? Что вас сподвигло уезжать из родных мест - начал разговор Андрей.
- Здравствуйте и вам. Вот уезжаем за Уральские горы, подальше отсюда. Нам не дают первоначальную веру хранить. Изменений понавыдумывали. А это негоже, неправильно. Наша семья ещё при первых Рюриках христианство приняла. А теперь нам запрещают верить в ту веру. Не так креститесь и подобное. Мы уедем подальше отсюда, где не будут мешать верить в свою веру.
- Понятно, люди добрые. Да много вас. Поди всей семьёй уезжаете? Нелегко это.
- Да, всей семьёй. Найдём место посвободнее, устроимся и будем жить. Сказывали что там за горами много свободной и богатой земли есть. Туда и уезжаем. Много таких тоже уезжают. Хотят сохранить свою веру. И мы её сохраним.
- Как вас зовут то? Я Кузнецов Андрей. Из городка Лужьи, из новгородчины. В 150 верстах от стольного Новгорода. Вас как звать, величать?
- Наша фамилия Радостевы. Вот вся семья, почти 20 человек. Мы под Новгородом жили, ещё до Рюриков там обосновались. А ранее в ободритских землях жили наши предки, возле острова Руяна.
- Вот как. И наши предки из тех земель переехали в псковские земли. Тоже до Рюриков обосновались в псковских землях. Затем и в костромских и в новгородских. В псковских тоже остались родные. Я понимаю вас. Вы веру сохраняете. Мы тоже. Мы ж, как наверно весь русский люд христианами стали. Но наша семья продолжает чтить нашу исконную русскую веру, праздники наши отмечаем. Мы куда далеко не поедем. Тут будем жить. Не такие мы уж и христиане. Нам не мешают их изменения по вере. Но вас понимаем. Удачи вам. Хорошо добраться до новых земель и хорошо жить там. Кто знает, может когда наши потомки и встретятся. Да что полезное совместно создадут. Мы ценности наши русские храним. Надёжно храним. Книги старинные о нашем народе русичей бережём. Никому посторонему не показываем. Сейчас же их ищут и изымают. А эти книги надо сохранить. Вот думали с братом Владимиром через таких переселенцев их отправить подальше отсюда. Чтобы сохранились. Да мы сами их надёжно сохраним. И может лет через 300 наши потомки покажут их всему люду русскому, или российскому, как говорят нынешние властители.
- Вы молодцы, Кузнецовы. Сохраняйте эти книги. Мы тоже такие книги храним. И на новом месте их будем хранить. Пусть там и про первую веру русичей сказано, но мы эти книги сохраним. Там правда пишется.
- Ну ладно, люди добрые. Счастливо вам добраться. Нам тоже пора ехать. Надо успеть в Новгороде утварь купить и обратно домой приехать. Счастливо, братья русичи. Может когда и встретятся наши потомки. Брат Владимир из городка Лесное в костромких землях, я из Лужьи в новгородчине. Вы из каких, люд добрый?
- Мы из села Дубровки. Сотни лет там жили. Теперь на новых землях будем обживаться. Благодарю вас на добром слове. Счастливо вам.
- И вам счастливо. Нам пора ехать.

 И вот братья Кузнецовы поехали дальше. До Новгорода совсем рядом. И они скоро туда доберутся, купят какой утвари и поедут обратно, в свои городки русские.
- Вот как, брат Владимир. Видишь сколько люду уезжает. Русичи уходят из своих земель. Но поди устроятся на новых местах.
- Да, Андрей. Конечно устроятся. Люди работящие, положительные. Это сразу видно. Такие люди всегда будут небедно жить. Работяги, молодцы. Молодцы что книги наши старинные  сохраняют. Ты то надёжно ту книгу хранишь?
- Надёжно, Владимир. И ты ж поди надёжно хранишь? У тебя поболее их будет. Четыре книги всё ж.
- Да, надёжно храним. Вот думал с такими переселенцами их подальше отправить. Теперь  думаю - сами сохраним. И потомки наши будут сохранять.
Скоро Андрей доедет до своего городка. Владимир у него переночует и поедет в свой городок. Переживали братья, что столько люду русского уезжает из своих родных мест, но это их выбор и решение. И может молодцы что уезжают. Там и почестней и свободней будет жить. Сами себе хозяева будут. И книги те сохранят. Память родовую будут сохранять и передавать потомкам.
Пройдут годы, столетия и возможно потомки этих семей, оставшейся в западной Руси Кузнецовых и переселенцев Радостевых встретятся, где и смогут показать люду тех сохранённые книги. Немного поди людей останется, кто знает о них. Будет так или нет, об этом узнаем через столетия. Но так должно быть. Чтобы память русского рода сохранялась и помогала народу честно жить и развиваться.

Много столетий живёт русский народ. И немало земель обжил или присоединил. Более тысячи лет назад он жил лишь в восточной части Европы. За Уралом и в Сибири и близко не хаживал. Но пролетели столетия, и вот русские люди и в Сибири живут, и на Дальнем Востоке. Да и в других частях планеты нашей. Немало русских людей проживает и в Западной Сибири. Да поди и больше, чем в Восточной и на том Дальнем Востоке. Западная Сибирь большая, огромная, богатая и красивая. На самом её юге расположился живописный и красивый Алтайский край. Ещё южнее величественные алтайские горы. И там, в дальних труднодоступных селениях живут люди. И не только коренные алтайцы, но ещё и русские. Давно они туда перебрались. Ещё со времен раскола, уходили от церковных реформ, от гонения власти. Это их выбор, их вера и смысл жизни. В Алтайском крае и соседних областях таких гонимых за веру поменьше. Тут больше рядовые люди живут. Вроде как и верующие, но по сути почти все атеисты. Ну так сложилось в российском государстве. Раскидало русский народ по земле матушке, по огромной Евразии, да и другим материкам тоже. И вот теперь там живут русские люди. Как они живут - это их выбор и решение.

- Привет, Сергей. Куда собрался, сосед? - обратился к Сергею его пожилой сосед по улице.
- Привет, Дмитрий. Собираюсь на Алтай съездить. Давно туда собирался. В дальние деревни, к староверам. Хочу посмотреть, как они живут. Всегда интересно было. И может останусь там, женюсь на староверке - как бы в шутку дополнил Сергей.
- Нее. К чужим они равнодушные. У них строго. Если не свой, и близко не пустят. Да и ещё жениться. Ну ты даёшь.
- Я к слову. Давно хотел туда съездить, да на Алтай посмотреть. Красиво там очень. Уже за 20 лет, а не разу там не был. И не так далеко ехать, но не получалось. В прошлом году ездил на родину Шукшина, а в сам горный Алтай не получилось. В этот раз съезжу.
- Ну давай, удачи тебе. Да давай женись. Тебе ж 23 уже, а без семьи. Пора жениться. Ну давай, счастливо тебе.

 Закончив беседу Сергей, пойдёт дальше готовить какие немногие вещи к поездке. Решил ехать на общественном транспорте, чтобы не бить машину в дороге. Неновенькую иномарку берег по возможности. Да и шибко не ездил на ней. Так, по необходимости, родственников куда свозить, или к родне съёздить.

- Ну что сынок, завтра едешь?
- Да родители. Завтра поеду. Я ненадолго. В дальние деревни в горном Алтае посещу и обратно. Интесно мне со староверами поговорить. Всегда этого хотел. Поеду. Не переживайте шибко. Через дней 10 вернусь.
- Хорошо, сын. Аккуратней там. Звони по возможности. Счастливо тебе съёздить.

И вот он в дороге. Дорога дальняя, до нужного места более 800 километров. И большая часть уже по горным дорогам. Вернее по красивому чуйскому тракту и затем по другой ветке, до нужного места. В Уймонскую долину Сергей собрался съездить. Там были старинные деревни староверов. Сергей давно интересовался историей своей страны. Хотел больше об этом разузнать. Да и свои знания, сохранённые от его предков говорили - не сиди сиднем, ищи наши корни, знания о нашем народе. От бабушки ему достались три старинные книги. Они были очень старые и Сергей редко их брал в руки. Но он их скопировал и смог перевести на современый язык те тексты. А там много чего интересного говорилось. Говорилось о древней истории русского народа. Что жили и на балтийских берегах и в новгородских и псковских землях. Знал Сергей что их фамилия старинная. Из поколение в поколение передавалась история семьи. Почти полторы тысячи лет назад его предки переселились на псковские земли из нынешних германских земель , из земли ободритов. Интересно всё это было Сергею. И вот он решил поехать к староверам и поразузнать у них, что-нибудь об истории страны и народа. Поди знают что либо.

Выйдя рано утром из дома Сергей отправился на ж/д вокзал своего небольшого сибирского городка. Дорога дальняя. До столицы алтайского края на двух электричках надо ехать. Часов пять пути. Дальше до ворот Алтая, города Бийска. А оттуда уже в ту Уймонскую долину. Вся дорога занимала два дня пути. Быстрее на общественном транспорте не доберёшься.

- Красиво здесь. Природа первозданная. И не загажена так человеком - обратился Сергей к пассажиру рейсового автобуса, мчащего пассажиров в ту дальную Уймонскую долину.
- Да, красиво. Я сюда уже третий раз приезжаю. У нас на Урале тоже красиво, но сюда хочется возвращаться. Красиво на Алтае.
- Я первый раз туда еду. Дальше Бийска не ездил. Вот хочу Уймонскую долину посетить. К староверам хочу сходить. Не прогонят наверно.
- Не знаю. Они по разному к чужим относятся. Одних пускают, других же нет. Попробуй.
- Попробуем. Через сколько доедем? Часов через 7?
- Да, примерно через 7 часов.
- Ладно, я подремлю, сосед. А ты смотри на красоты. Когда ещё такие увидишь.
А посмотреть было на что. Неописуемая красота открывалась взору путников. Горы, холмы, равнины, реки, озёра, облака, леса и жизнь прекрасной матушки природы.

  И через те часы пути рейсовый автобус привёз своих пассажиров в ту дальнюю и красивую Уймонскую долину. Сергей был доволен. Устал конечно в дороге. Больше 10 часов на том автобусе добирался. Но это мелочи. Завтра он поедет в те деревни староверов. Попробует с кем поговорить там. Может кто и ответит ему. Не всех же они прогоняют. С кем то и говорят.

 Рано утром Сергей отправился на местном автобусе в одну из деревень староверов той красивой долины. Долина красивая, просторная, совместно с красавицей Катунью простирается с запада на восток. Три десятка километров в длину, и до десяти в ширину. Красиво здесь, много различных полей растилается вокруг. И пшеничные, и ржаные и другие. Это труженники староверы трудятся, хлеб растят, на земле работают, как было заведено столетия у русского люда.
И вот Сергей в этой старинной деревне. Там не только староверы живут. Есть и рядовые жители, есть и турбазы чуть поодаль. Таковы времена, люди приезжают сюда, любуются красотами природы великого Алтая.

 Сергей шёл по небольшой улочке, наблюдая за жизнью местных дворов. Думал, где бы спроситься на разговор. Вот в одном из дворов увидел несколько человек, в необычных одеждах. Ну как необычных. В традиционных русских одеяних, в каких столетия ходили. Обычная крестьянская одежда русского народа. Современному россиянину видится странной. Но он и не знает, как одевались его предки лет 300 и более назад. Сергей подошёл к этому двору, постучался в небольшую калитку, стараясь позвать хозяев.

- Здравствуйте, добрые люди. Я приехал издалека, почти тысячу километров отсюда. Я собираю материал для книги о русском народе. Дозвольте мне спросить у вас об этом, задать пару вопросов.
 На слова Сергея откликнулись несколько человек, молодой мужчина, мужчина постарше и молодая девушка. Они смотрели на Сергея и не сразу ответили. Первый ответил тот мужчина, что постарше.
- Добрый день вам, путник. Мы не всех привечаем, кто приходит. У нас свои правила и порядки. Но просящих накормим и напоим. Вам надо что-то рассказать. Это другое. У вас доброе лицо. Это видно. Хорошо. Проходите, но ненадолго. У нас много работы. Долго беседовать некогда.
Этот старший хозяин открыл калитку Сергею и повёл за собой, в сторону небольшой постройки. Там было подобие сарая с небольшим столом и лавками. Молодой мужчина и та девушка остались заниматься своими делами. Молодой мужчина налаживал сельхозинвентарь, а девушка носила воду в большую кадку. Сергей обратил внимание на эту молодую девушку староверку, понравилась она ему. Очень понравилась. Но она староверка, а он обычный атеист. Вдруг решат создать семью, и кто ж её отдаст за мирского.
- Проходи сюда, путник, садись. Как тебя звать, величать?
- Меня Сергеем зовут. Я рабочий, из небольшого городка. Вас как зовут, добрый человек?
- Меня Яромир. Я из староверов. Наша семья давно здесь живёт. Уже почти 200 лет. Ну спрашивай, что хотел узнать о русском народе. Может что и отвечу. Но недолго, путник Сергей. У нас много дел. Не серчай. Но у нас работа кормит. Работать надо обязательно.
 Сергей с доброй улыбкой смотрел на Яромира. Ему приятны были эти слова, про работу, про труд. Он и сам любил работать. Считал одним из главных дел для человека. Главное, чтобы работа пользу приносила.
- Добрый человек, Яромир. Я хочу побольше узнать о истории нашего русского народа. Вы, как староверы видимо больше знаете об этом, чем рядовые люди. Может знаете, с каких лет, или веков известно о появлении нашего народа, или наших славянских племён, родов? Скажите, пожалуйста, если что знаете
- Хороший у тебя вопрос, правильный, верный. И не так трудно на него ответить. Староверы стараются сохранить память о наших предках. Моя семья знает о своих предках, что издревле жили. Ещё во времена первых Рюриков. При реформах церковных наши предки уехали сюда, в далекую Сибирь. Наша фамилия Радостевы. Те далёкие предки в новгородской земле жили. А до этого на земле бодричей жили. Давно это было. Устно передается память об этом. Но ещё есть и книги священные, древние. Моя семья сохранила такие. Их немного, но они сохранены и говорят о истории нашего народа. Я бы показал тебе какую из них, но мало знаю тебя. Не обижайся путник Сергей. Эти книги мы должны потомкам передавать. Чтобы веками хранились и сохраняли память народа.
- Я вас понимаю, Яромир. У моей семьи тоже есть четыре таких книги. Я вроде верю в бога христианского, да не соблюдаю правила церковные. Считай атеист я. Да, такие многие в стране. Это правда. Но я тоже стараюсь сохранять память своего народа, своего рода и семьи. Предки моей семьи тоже жили на самом западе страны, в псковской области. Наша фамилия Кузнецовы. Книги эти от них остались. Сотни лет наша семья их хранит. Теперь я храню. И конечно сохраню. Вот только передавать пока некому. Я неженатый. Мне уже за 23 года. Давно пора жениться, но не получилось пока. Эх. Неправильно это - продолжил Сергей, посмотрев в сторону, где молодая староверка этой семьи занималась своимм домашними делами.

 Яромир заметил это, и заметил как Сергей смотрел в сторону его сестры. Он понял, что его сестрица Любава понравилась этому гостю путнику. Но староверы с атеистами семьи не заводят. Нельзя этого допускать. Это понимал и Сергей. Но возможно и получится у этих двух человек, с семейной жизнью. Или Сергей примет часть староверских правил.
 
- Яромир. Скажите, пожалуйста - что пишется в ваших книгах о появлении нашего народа?
Яромир, немного подумав ответил: там многое пишется. Всё сразу и сейчас не расскажешь. Тут несколько часов надо, чтобы подробно обсказать. Если бы ты остался у нас, на день, или два, то выбрал бы время и обсказал тебе про те знания. Но у нас не принято оставлять у себя не староверов.
- Я вас понимаю. И я бы остался, и помог вам с делами. Но ваши правила нарушать нельзя. Я понимаю. А вы ответьте в нескольких словах, с каких лет о нашем народе известно. Если вы не против.
- Хм. Я вижу у тебя доброе сердце, и ты с душою и любовью думаешь о нашем народе. И неположено оставлять у себя не староверов, но мы тебя оставим у себя. Сегодня и завтра я расскажу тебе о знаниях тех книг. Помогать нам в работе не надо, но если шибко хочешь помочь, то помоги, путник Сергей. С братом Еремеем надо часть трав покосить. До вечера работы хватить. Готов на такую работу? И умеешь ли косить траву?
- Готов, конечно готов. И траву косить умею. Пусть не так шустро, но умею. Я часто в деревню к родным ездил. Там и научился разному деревенскому делу и работе.
- Ну хорошо, путник Сергей. Сейчас Любава вас покормит и отправляйся с братом Еремеем на сенокос. А вечером я расскажу тебе что писано в тех книгах. И завтра ещё расскажу. Как раз успею те знания поведать. Спасибо за помощь, путник. Ну ладно, мне пора за работу приниматься.

 Большие и просторные поля в этой чудной горной долине. Пашни, засеянные и пшеницей, и рожью, и гречихой и другими злаковыми растениями. Много и сенокосных полей. Там и работал сегодня Сергей. Он с тем парнем старовером прокашивал полосы, а Любава собирала их в будущие валки. Она время от времени посматривала на путника, работника. Любовалась его трудолюбием. Ну и что-то большее проявлялось в её сердце. Ей нравился этот пришлый молодой мужчина. Ей уже скоро 20 исполнится, а всё не замужем. Хотя есть за кого пойти. И пошла бы. Но тут, рядом обоятельный пришлый и трудолюбивый мужчина. Добрый, скромный и видно что честный. Время близилось к макушке жаркого июльского дня. Труженники решили устроить небольшой отдых. И он необходим в таком нелёгком крестянском труде. И чуть поодаль сенокосных угодий работники устроились на отдых. У небольшой телеги с пологом, сели и немного перекусили. Ну и с полчаса небольшого отдыха. Сергей с Еремеем сидели рядом. И Сергей нередко поглядывал на Любаву. Она с теплотой встречала его взгляды, скромно опускала глаза и сама поглядывала на добросовестного труженника. В их сердцах зарождалась любовь. Она зародилась раньше, при их первой встрече. Но сегодня их любовь ещё больше укрепилась. Вечером работники вернулись домой. Уставшие, но довольные от проделанных трудов.

- Благодарю тебя, путник Сергей. Ты хорошо поработал. Помог нашей семье. И работал честно, добросовестно. Как учили наш народ наши предки. Ужинайте, отдыхайте. И попозже я расскажу тебе, что знаю о нашем народе, о его корнях. И покажу те древние книги.
- Спасибо большое, Яромир. Я давно ждал этого. Мечтал увидеть такую книгу. Спасибо вам.

 Быстро поужинав, и немного передохнув Сергей пойдёт к Яромиру изучать историю русского народа. И те древние книги он наконец то увидит. Не такой долгой была беседа этих двух человек. И книги он недолго рассматривал. И ему нужно было время, чтобы сфотографировать все страницы. Сергей попросил оставить их у себя. Он их сфотографирует и вернёт. Но это будет делать рано утром. Сегодня же он займётся другим делом. Он аккуратно вызовет ту полюбившубся ему девушку староверку. Любава не заставила себя долго ждать. Они уединились в дальнем краю небольшого сада и стали словами и без слов выражать свои чувства. Сергей понимал, что родные Любавы не отдадут за него его любимую девушку. Не знал как их уговорить. Может самому в староверы податься, или увезти её отсюда. Непростой вопрос.

- Что ты хотел мне сказать, путник Сергей - начала разговор Любава. Скромно поглядывая на Сергея. Она понимала, зачем он её вызвал, что хотел сказать. Видела влюблённые глаза Сергея. И тоже понимала, что родные не отпустят её к нему. Но возможно что и придумают. Любовь славянского люда должна жить и продолжать их род.
- Любава. Ты мне очень нравишься. Ты единственный человек на земле, которого я люблю как и своих родителей. Но ты можешь быть моей супругой женой. Я второй день у вас и не знаю как буду дальше жить без тебя. Я очень тебя люблю. Я не знаю что ты мне ответишь. Какое примешь решение. Но любой твой ответ приму.
- Сережа. Я тоже тебя полюбила. Я это почувствовала, когда ты впервые зашёл к нам во двор. Сначала не хотела это принимать, ведь я староверка. И нам нельзя соединяться с мирскими людьми, но я тебя полюбила - отвечала Любава, скромно опуская глаза.
 Сергей молча смотрел на свою любимую юную женщину, и был счастлив. Он уже подзабыл о своём деле здесь, о поисках истории своего народа. Он был влюблён и очень хотел навсегда быть со своею любовью, юной и прекрасной Любавой.
Тихо, незаметно чуть поодаль за их разговором следил старший в этом доме, брат Яромир. Он сразу увидел чувства своей сестры и путника. И думал, как поступить. Ему понравился этот человек, не испорченный, честный, трудолюбивый, добрый. Возможно можно и отпустить сестру жить с тем путником, но он не старовер. Так нельзя. Но возможно завтра что и придумают.

 Завтрашним днём Сергей рано утром быстро скопировал те древние книги и вернул их хозяину. И обратился с просьбой.
- Спасибо вам, Яромир. Книгу я скопировал. Буду разбирать, учить, изучать. У меня к вам небольшая просьба. Можно где в вашей деревне остаться пожить на недели три? У меня отпуск и хочется отдохнуть в красивом месте. Может и вам когда помогу, если не против. Вы добрые люди, приветливые. Просто красивые, и особенно ваша сестра - незаметно продолжил Сергей, понимая что говорит уже лишнее.
- Сергей. Я знаю о твоём чувстве к моей сестре. Вижу что и она также к тебе относится. У вас любовь. И это хорошо. Я буду не против если вы станете семьей. А если ты перейдёшь в нашу веру, то вообще замечательно и правильно. Но так просто старовером не стать. Ты наверно не согласишься.
 Сергей был очень рад положительному ответу Яромира. Он почти отпустил свою сестру к нему. Согласился на их новую русскую семью.
- Я подумаю, Яромир. И пусть я не стану старовером, но историю нашего народа я сохраню и сохраню настоящие обычаи наших предков. У нашего народа своя же вера была. И кто то её помнит.
- Живи у нас. Две недели отдыхай. Отдых нужен. И подумаем как вам устроится.

 И Сергей остался гостить в этом староверском селе. Он гулял по равнине, уходил в окрестные горы, любовался красотой природы. Периодически занимался разбором книги. Там было очень много полезной информации. Настоящая история русского народа. В будущем он напишет общую книгу об этом. Включит в неё и данные из этой древней книги и данные из четырёх своих, доставшихся ему от дальних предков. Сергей отдыхал в этом прекрасном уголке природы и мира. И не только отдыхал. Периодически помогал той семье староверов с работами. Ну и конечно встречался со своей любимой. Однажды в стороне от долины и её сёл, они уединяться в тихом горном месте этого края. Уединятся, совершив своё таинство любви. Раньше свадьбы. Но свадьба будет. Сергей сьездит домой в свою область, уволится с работы и вернётся к своей любимой юной женщине. Они поселятся в соседнем селе. Не так далеко от родного села Любавы. Сергей продолжит работу над книгой, ну и развернёт немалую сельхоздеятельность. Неплохо зная такую работу он успешно будет работать в этом деле. И зерновые выращивать и небольшую ферму иметь.

 Пройдут годы, у молодой русской семьи родятся дети. Кто то из них останется в том селе, в той красивой долине. Кто то уедет в большие города. Но эти дети продолжат традиции и обычаи своего народа. Будут сохранять свои корни, распространять знания о русских обычаях и жизни. О истории страны. Много людей в стране прочтёт эту книгу Сергея. И многие продолжат дело его детей. Исконные традиции русского народа и память рода сохранятся. Русский народ продолжит жить в мире, согласии, добре и процветании.

март 2021 - декабрь 2024


Рецензии