О древности государственности русов и славян
Всеволод Иванов "В городе русского рода
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В научной статье кандидата исторических наук доцента кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета Д.А. Суровень «Ранняя форма государства» говорится о том, что: «В результате обширных исследований, ученые пришли к выводу, что общины – государства («города- государства) являются универсальной формой государства древности и средневековья на этапе становления ранней государственности в Азии, Европе, Америке и Африке, включая и Древнюю Русь …»( Д.А. Суровень «Ранняя форма
Города – государства (общины – государства) были характерны не только для Древней Руси средневековья, но и для Древнейшей Руси. Версию о городах –государствах Древней Руси в работе «Города-государства Древней Руси.» доказали доктора исторических наук И. Я. Фроянов и А. Ю. Дворниченко. О путях возникновения древнерусского города они пишут: «Прав, на наш взгляд, В.В. Седов, когда он связывает градообразование с племенными центрами. Но мы не можем согласиться с его представлением об эволюции городов из племенных центров. Мы считаем, что племенные центры это и есть города в социальном смысле слова. Дальнейшее же их развитие, как уже мы отмечали, шло по линии умножения конкретных функциональных свойств.» (И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко «Города-государства Древней Руси.»)
Градообразование конечно связано с племенными центрами, об этом говорит этимология слова город. Как считал Василий Флоринский написавший в своем труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни»: «С горою может быть связано первое представление о естественной крепости» и тогда слова «городить» и «огораживать» появились позднее от слова «город». Когда возвышенные и защищённые природой пункты, стали обноситься искусственными сооружениями, земляным валом, стеною и палисадом». Так же объясняется появление в слове город буквы «д»: «Тогда буква «д» в слове город должна принадлежать другому слову. Как сложное слово «город» таким образом производили от слов «гора» и «род», племя, то есть центр или место управления при первоначальном родовом складе общины».
О древних городах – государствах Руси писал А. Васильев в изданной в 1858 году в типографии генерального штаба работе «О древнейшей истории северных славян до времени Рюрика», в которой он говорит о государственности северных славян до призвания Рюрика: «Неизвестность времен даже существования городов, которых видны теперь только следы, неизвестность времени построения многих и до ныне существующих городов – доказывают, что славяне севера за много столетий до Рюрика имели оседлость, значительность и гражданственность, следовательно столь же устроены как и греки древних отдельных государств Греции и естественно имели своих Демосфенов, Периклов, Фемистоклов, которые неминуемо проявляются в стране, раздробленной на малые области и управляемые выборными лицами.( Примеры – Любшанская крепость и Рюриково городище VII и VIII веков и др. автор)
Но многие русские не хотят сообразить, что существование городов, т.е. благоустроенных общин не может быть без благоустроенности гражданской и как бы боятся подумать, что северные славяне, имея города должны были иметь установления законы войны и замирения» - то есть собственную государственность.»
Процесс формирования ранней формы государства начинался: «С объединения нескольких соседских общин в более крупную территориальную». Затем объединение нескольких территориальных общин в общину – государство… Почему же данная форма государства называется «община – государство»?
Это связано с тем, что продолжают действовать общинные органы управления, правитель – глава общины, совет знати и народное собрание. … Никаких над общинных органов власти еще не существовало … Если взять наших предков восточных славян. У них первые государства у них первые государства образовались тоже в виде общин- государств («городов – государств», которые назывались «волость» (слово однокоренное со словом власть). Глава общины – государства назывался волостель (то же, что властитель)» (Д.А. Суровень «Ранняя форма государства»
Отметим, что государства без законов не бывает поэтому: «В период появления первых государств законодательного регулирования государственно – правовых отношений не существовало. Основным источником государственного права был государственный обычай, который является разновидностью правового обычая. Но правовой обычай не имеет строго фиксированной формы (он не записан). Поэтому становление и развитие органов государственной власти изначально основывалось на правовых обычаях… Органы государственного управления трансформировались из прежних органов управления общины, существовавших на протяжении столетий.»
Можно сделать вывод о том, что правовой обычай племен или союза племен чтобы не входить в противоречие при объединении и создании зачатков государства должен быть одинаковым, значит объединяемые племена (соседские и территориальные общины) могут быть только близкородственными иметь сходные обычаи и предания на основе древних архаичных негласных законов и древнейших традиций русов и славян.
Значит и племена, призвавшие варягов и сами варяги должны быть близкородственными друг другу, говорящими на одном языке, имеющими общую историю происхождения. Поэтому племена весь, меря, а также чудь и мурома не имеют никакого отношения к финно-угорским племенам, это племена относящиеся к племенам русов.
«Меря живут в городе Ростове, весь в городе Белоозеро, чудь в городе Изборске. Говорят по славянски, поклоняются славянским богам и из их захоронений выделены славянские субклады» (Станислав Глушков) – подтвердим это мнение.
О мере в статье «Русские среди славян» Александра Пересвета: «Ещё более детальные и интересные данные даёт совсем недавнее исследование специалистов из Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН, которые в 2013 – 2015 годах брали образцы на анализ ДНК у местного населения как раз и интересующей нас Ярославской области. При этом брались образцы целенаправленно у людей, которые считают себя отдельными если не этносами, то популяциями: сицкарей (самоназвание происходит от речки Сить), кацкарей (самоназвание от речки Кадка), мологжан — потомков жителей города Молога, затопленного при строительстве Рыбинского водохранилища, и жителей Мологского района. Кроме них обследовалась, условно говоря, "контрольная" группа - коренное русское население Ярославской области по сборной выборке.
Важно, почему выбрали именно эти этнографические группы. Сицкари – группа малочисленная: взятые у них 30 образцов не родственных между собой мужчин охватывает практически всю популяцию (по разным оценкам, 500 – 2000 человек обоего пола и всех возрастов). Отличаются специфическим диалектом, резко отличающимся от других ярославских говоров, отличным антропологическим типом - невысокие, коренастые блондины, а также самосознанием: они считают себя потомками монголо-татар.
Кацкари считаются чуть ли не самопровозглашённой субэтнической группой русских, хотя сами считают себя народом, вроде казаков. Их тоже около 2000 человек ….
Мологжане в некотором смысле похожи на них – общностью они себя тоже осознавать стали, так сказать, волевым решением: в 1960-х годах начали встречаться между собою жители затопленного при создании Рыбинского водохранилища города Мологи. Но нам они интересны тем, что, как считается, именно на территории города Молога были найдены наиболее поздние захоронения с элементами культуры мерян. Возможно, их след остался в жителях города….
От "настоящих" финнов далеки как эти возможные кандидаты на роль мери, так и те, кого сегодня прочат в их потомки. Марийцы с чувашами оказываются совсем отдельными от мери народами, возможно, восходящими к волжским булгарам (если связывать "однотипных" с марийцами чувашей с булгаро - суварами, да хоть и просто с суварами). Зато в целом к населению Ярославской области (и Ростова), в котором должны быть гены мери, приближаются литовцы, русские Смоленска, Новгорода, а также мордва.
После чего следует вывод: «Меря с генетической точки зрения не принадлежит к финно-угорским мигрантам с Урала, хотя, несомненно, приняла от них определённые генетические импульсы. Но больше в этом народе доли автохтонного волжского населения …» («Русские среди славян» Александр Пересвет https://a-pereswet.livejournal.com/776943.html)
В 2016 году вышла книга Андрея Александровича Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI –XII веков. Древняя Русь устами жителей XI –XII веков», книга имеет более короткое название – «Словарь берестяных грамот XI –XII веков». А. Тюняев в своей работе использовал 178 библиографических источников касающихся берестяных грамот, составил словарь из русских слов, в найденных в грамотах на год его составления, общее количество слов 3294 (конечно в словарь вошли не все русские слова, а только из найденных грамот)
Здесь следует сказать и о личных именах на Руси XI –XII веков: «Всего в берестяных грамотах выявлено 393 имени из них 289 (74%) русские, 5 (1%) спорные, 99 (25% христианские). Эта статистика красноречиво показывает, что русский пласт имен на Руси в XI –XII веках был мощным, а количество христианских имен едва доходило до четверти».
Примеры древних русских имен из берестяных грамот XI –XII веков Бездед, Борз, Братила, Воеслав, Войнята, Волос, Волыня, Городил Городок, Гостил, Даньслав, Неделька, Непробуд, Неседа, Окула, Неслуй, Полчак, Полюд, Прибыла, Промысл, Радонежь, Радослав, Ростила, Русила, Сватята, Сестрата, Сновид, Солмир, Станимир, Твердила, Творимир, Урока, Хотеслав, Худота, Черень, Чудин, Шелонь, Шишак, Ярило, Ярко, Яромир, Ярыш и другие.
Так же отмечено: «Полное отсутствие имен других народов удивляет. Но одновременно показывает, что никаких «финно-угорских», «балтийских», «германских», «болгарских» и тому подобных влияний на русский народ не было»!!!
В книге показано, что берестяные грамоты XI –XII веков: «Содержат бесценный пласт древних русских имен, а также существенное количество имен христианских. Русские имена объясняют появление в России и в соседних регионах наиболее распространенных русских топонимов».
Свидетельство о публикации №224120201107