Гений Кнорозова и социальная Культурология

Гений Кнорозова и социальная Культурология

Официоз биографии говорит: -

«Ю.В.Кнорозов родился под Харьковым в Южном 19 ноября 1922 года в семье инженера, которого еще до революции направили из Петербурга в Харьков строить железные дороги. Кнорозовы были типичной руской семьей. Первоначальным воспитанием детей занималась в основном мать по типичной великоруской  системности педологического определения природной склонности ребенка. В итоге все их дети по жизни занялись всевозможной изследовательской деятельностью. Двое стали докторами наук и лауреатами государственных премий, двое — кандидатами.

В 1939 г. Кнорозов поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета им. А.М. Горького. С началом войны Украина была оккупирована. После Харьковской операции, 9 марта 1943 года семейство Кнорозовых бежало вслед за отступавшими советскими войсками на территорию Воронежской области и после Кнорозов перебрался в Москве. В 1943 году он учился уже на историческом факультете МГУ. Затем был призван в армию, где служил под Москвой, телефонистом 158 артиллеристского полка резерва ставки главнокомандующего.

Сразу после войны закончил он исторический факультет МГУ, специализируясь по этнографии. Но уже тогда Ю.В. Кнорозов всерьез увлекся дешифровкой письма майя, вопреки общему скептическому настрою. Основным источником для работы с письмом письма майя послужили две книги: «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды и «Кодексы майя». Его девизом было утверждение: - «То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!», считал он.

Первая публикация результатов дешифровки, вышедшая все в той же Советской Этнографии в 1952 г., со скромным названием «Древняя письменность Центральной Америки», произвела настоящий фурор. Гениальное открытие Кнорозова было с восторгом принято отечественной научной общественностью. Предстояла защита кандидатской диссертации в качестве соискателя. Тема диссертации звучала нейтрально: «Сообщение о делах в Юкатане Диего де Ланды как этно-исторический источник». Однако в качестве основной задачи ставилось доказательство наличия государства у индейцев майя и затем обоснование присутствия фонетического письма. Защита проходила в Москве 29 марта 1955 г. Результатом - стало присвоение звания не кандидата, а доктора исторических наук, что в гуманитарной области происходит крайне редко.

Защита диссертации по индейцам майя стала научной и культурной сенсацией в Советском Союзе, очень быстро о дешифровке узнали и за рубежом. Казалось парадоксом - ни разу не побывав в Мексике, советский исследователь сделал то, чего не добились многие ученые разных стран, годами проводившие полевые исследования среди индейцев майя.

И вот сравнительно недавно публикуются книги Г.Г. Ершовой о Кнорозове: - «Последний Гений XX века» и «Избранные труды Ю.В. Кнорозова» М.Ф. Альбедиль. Они побудили обширную публицистику о Кнорозове и его открытиях сопровождаемую разными критическими материалами. Разсмотрим две публикации характерные для современного публицистического поля РФ, сделаем свои выводы и подведем свои итоги великой изследовательской деятельности Руского Гения, Юрия Валентиновича Кнорозова.

Статья либерально политиканствующего автора «Гений снаружи всех измерений: Илья Стогов о новой биографии Кнорозова»: -

«В июне 1954-го границу Гватемалы пересекли несколько вооруженных отрядов. Одновременно небо над страной принялись патрулировать борта авиации США. Уже несколько лет подряд гватемальский президент пытался выстроить у себя в стране чуть ли не первый в Западном полушарии коммунистический режим, и вот теперь этому было решено положить конец.

Все было кончено за считанные дни: президент все-таки бежал из страны, а сама Гватемала на ближайшие сорок лет погрузилась в хаос гражданской войны.

Американцы утверждали, будто реформы в Гватемале проводились по указаниям, поступавшим из СССР. В Москве свою причастность вполсилы отрицали (когда через несколько лет все точно по тому же сценарию стало происходить на Кубе, в Москве будут отрицать опять). Зато ровно через четыре месяца после вторжения газеты сообщили: в СССР расшифрованы иероглифы майя. Совершил открытие совсем молоденький, тридцати-с-чем-то-летний, аспирант Юрий Валентинович Кнорозов.

 Кнорозов — фигура почти культовая. О нем писали Пелевин и философ Пятигорский. Шутка ли — наш собственный, отечественный Шампольон, расшифровавший целую неведомую письменность!

Написать о защите диссертации (в 1955 году) мало кому известного ленинградского аспиранта Кнорозова пришли даже золотые перья центральных партийных газет. Зал был битком. Еще более странным выглядит состав комиссии. Во главе стола восседает великий археолог Сергей Толстов — в сталинские времена чуть ли не наиболее влиятельный функционер от науки. Дальше идут директора академических институтов, главы кафедр, плюс (не до конца понятно, с какой стати) бывший кадровый разведчик, резидент в Египте Михаил Коростовцев.

Сухие строки стенограммы: члены комиссии настаивают — аспирант Кнорозов совершил эпохальное открытие. То, что было не под силу буржуазной науке, сделал он — простой советский ученый. В ответ Кнорозов молчит. Серьезные мужчины, каждый из которых занимает ответственный пост и курирует одно из направлений внешней политики могучего сталинского СССР, повторяют с нажимом: открытия такого уровня, как у Кнорозова, случаются от силы раз в столетие. Сам виновник торжества  пытается объяснить, что по сути никакого открытия-то пока еще и нет. Но слушать его члены комиссии не желают: вместо кандидата наук Кнорозову присуждают звание сразу доктора. Заседание окончено, все свободны.

Очень скоро (в начале 60-х годов В.М.) СССР захлестнет мода на Кубу и бородатых команданте. О Гватемале после этого будет забыто, а уж об острове Пасхи и подавно. Впереди у Кнорозова оставалось больше сорока лет жизни. И почти все эти годы будут посвящены жуткому, самоубийственному пьянству»

И цивилизационно-эволюционная статья Евгении Коровиной,
младшего научного сотрудника Института языкознания РАН
опубликована в «Троицкий вариант» №21(389), 17 октября 2023 года.

«О Кнорозове публикуют научные статьи о его исследованиях, переиздают его работы. Несколько лет назад вышла огромная книга Галины Гавриловны Ершовой: - «Последний гений XX века», а также «Избранные труды» Ю. В. Кнорозова под редакцией М. Ф. Альбедиль. Редко какой ученый, особенно гуманитарий, удостаивается такого обсуждения. Однако еще далеко не всё прояснено… 

Это связано с тем, что архив ученого разделен... взгляды Кнорозова, как и любого ученого его уровня, естественно, эволюционировали... «Перекрестные чтения» впервые упомянуты в работе 1957 года, а «позиционная статистика» — лишь в начале 1960-х.

В книге М. Ф. Альбедиль почти не говорится, а ради чего Ю. В. Кнорозов занимался весьма разнородными цивилизациями. Делалось это, как представляется, в частности, для того, чтобы построить общую теорию дешифровки.


Эволюция идей Юрия Валентиновича всё еще ждет своего подробного анализа. Очень хочется верить, что эта работа кем-либо и когда-либо будет проделана, но в настоящее время об этом приходится только мечтать»

Так давайте Мы с Вами и помечтаем вместе.

Первой статье завзятого либерала, политического инсургента Стогова безповоротно разрешен «национальный» вопрос происхождения Кнорозова! Только «руский пьяниц» может всю жизнь заниматься алкогольным саморазрушением, так что иного не руского происхождения ему уже не «прилепить». Тенденциозное очернительство Стоговым Кнорозова вылезает из всех щелей его статьи.

Вот пример защиты диссертации. Наверное, там действительно присутствовал весь журналистский сброд «золотых перьев» условной «газеты правда» и прочих изданий, и естественно представители политической полиции, красных надзирателей «органов» надзирателей политической полиции. Ведь им было так сладко показать своим партийным хозяевам причастность к великому открытию и выразить свою поддержку молодому гению советской науки. Ведь он своим открытием заткнул за пояс всех западных ученых-лингвистов. Но сразу после защиты диссертации в западной прессе возник вал публикаций, разных опровержений идей Кнорозова. В том числе было указано, что открытие Кнорозова идеологически умозрительно.

По своим взглядам Кнорозов опровергает цивилизационные социальные догмы Маркса и Энгельса. Согласно догматике теории «марксизма» у американских аборигенов-дикарей не могло быть государственности. И естественно не могло быть письма такого государственного уровня. Либеральные политические дикари, хозяева «ссср» только тогда узрели, что с признанием открытия Кнорозова летит в тартара их догматика «линейки эволюционной смены формаций» и все прочие колониальные догмы перлов их политической иудаистики, «марксизма-ленинизма». Кнорозова тут же закопали политически. Он в глазах «академической науки ссср» сразу превратился в псевдонаучного ретограда. Также естественно Кнорозов стал невыездным за рубеж, несмотря на настойчивые предложения об участиях в конференциях  западных почитателей своего открытия.

Юрий Валентинович Кнорозов вместе с Борисом Федоровичем Поршневым и Виктором Михайловичем Глушковым принадлежит к плеяде великих ученых XX века, которые сумели, в расцвет, казалось бы, все большего обособления науки «ссср» по узким академическим колониальным областям, понять и почувствовать, что будущее науки все же лежит в междисциплинарных подходах к решению любых социальных и иных проблем. Эта великоруская троица, по великоруски расово, каждый по своему, пришли к максиму Козьмы Пруткова: - «узкий специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя».

В своей многогранной изследовательской деятельности Кнорозов занимался темами далеко выходящими за рамки его «узкой» специализации «майяниста». Это было закономерно, ведь сама дешифровка иероглифического письма уже требовала сочетания знаний по мировой истории, этнографии, лингвистике, психофизиологии. Все это естественно в ракурсе расового имперского мироощущения единого поля Великоруской Культурологии. Только для того, чтобы доказать независимое от культур Старого Света происхождение письма майя, Кнорозову пришлось решать вопросы, связанные и с этногенезом мезоамериканцев и с теорией заселения Америки.

У главного оппонента Кнорозова американского ученого Моргана, по взятой им классификации уровней цивилизации Энгельса, индейцы относились к «дикарям», у которых письменности не могло быть по определению. Как замечал Ю.В. Кнорозов, он «вынужден был пересматривать Энгельса для доказательства того, что «возникновение фонетического письма у майя не противоречит марксистской догме», не зная, чем все это может закончиться». Кнорозов прекрасно понимал, что дешифровка системы письма природно связана с происхождением народов и их социальной историей. Она связана с важной теоретической проблемой – выявлением закономерностей природных социальных процессов разных народов.  Тут же сразу становилась проблема, почему разные народы, обладающие письмом, в период становления социальности останавливались на разительно разном уровне своей Социальности. Так у Кнорозова возникла тема исследований, которую можно определить как «формирование и развитие информационного поля коллектива».

В основу положений легла «теория коллектива», в которой под коллективом подразумевалось структурированное «объединение объединений» людей, природно социально контактирующих за счет совершенствования способов коммуникации и усложнения внутриколлективных связей. Ассоциацию людей Кнорозов рассматривал, не как дальнейшее развитие или высшую форму объединения животных, а как следующий тип дифференцированной системы – «объединение объединений» подчиняющуюся природным задаткам социальности, в ее высшем имперском выражении вплоть до ее Культурологии Человека Созидательного. При этом составляющей единицей внутри ассоциацитивного объединения людей (не совпадающей с бытовыми интересами общества) является не особь, а коллектив, складывающийся в духе его фактических социальных задатков своего «природного безсознательного».

Кнорозов обратился к методологии позитивизма, закону рекапитуляции Геккеля, согласно которому развитие особи повторяет развитие вида. Он применил его к развитию социальных связей в народной среде, как воспроизводящейся системе, предложил важное уточнение: «онтогенез повторяет филогенез с обратно пропорциональной скоростью». Это системное свойство оказывается присущим и составляющим компонентам «универсальной системы» – например, становлению природного интеллектуального потенциала homo sapiens и коллектива. Первоочередное внимание уделялось становлению коммуникации способам передачи и фиксации информации – возникновение звуков, деноминаций, рисунков, письма, моделей социального поведения.

Основные положения этой сложнейшей основополагающей тематики социальных изследований были изложены Кнорозовым в статье «К вопросу о классификации сигнализации», опубликованной в журнале «Основные проблемы африканистики» в 1973г. Для решения этих проблем Ю.В.Кнорозов позитивистски обратился к исследованию интеллектуально- познавательной деятельности детей и сопоставлению этапов развития ребенка, перенося некоторые положения на  этапы становления социальной Культурологии народов и частей общества. Проблемам семиотики Кнорозов уделял самое пристальное внимание, создав даже специальную группу этнической семиотики, регулярно издававшую сборники с этим же названием. Его все больше притягивали темы, связанные с работой головного мозга человека, его функциональной организацией.

В этом смысле главное достижение Кнорозова состоит в том, что он своими прозрениями социальной классификации народов ее внутриколлективной организации, заложил Основы будущей тематики подобной области человековедения.


Рецензии