Патерсон

     В тихом городке Патерсон живет простой водитель автобуса по имени Патерсон. Каждое утро он встает в 6.00, тихо завтракает, целует жену и идет на работу, в автобусный парк. Маршрут его неизменен, как и течение его жизни. Его жена Лора печет кап-кейки, любит черно-белое кино и представляет собой чудо в черно-белом фартуке, иногда импровизирующее с гитарой и мечтающее петь в стиле кантри. Вечерами Патерсон гуляет с собакой - американским бульдогом Марвином, пьет пиво в местном баре и говорит с незнакомцами, которые встречаются ему по пути. И так изо дня в день. Простая проза будней. Но за всем этим Патерсон замечает только ему неуловимые детали, красоту будней, и облачает это в стихи в свободной форме. Будь то разговоры случайных людей, пиво на дне стакана или обыкновенные спички Ohio Blue Tip. И все это не случайно - ведь он родился в городе, где жил его любимый писатель Уильям Карлос Уильямс, и знаковой его работой была поэма "Патерсон", посвященная самому городу. 
    Очередное творение Джима Джармуша не оставит равнодушным его поклонников. Ведь все его фильмы как поэзия, в них так много невысказанного и непонятного простому обывателю, они не рассчитаны на широкий круг любителей кино. Особенно мне понравились стихи Патерсона - они такие легкие, ненавязчивые и невесомые.   

"Стихотворение о любви" (Love poem)   

У нас так много спичек в доме, 
Протянешь руку — и возьмешь.
Сейчас мы покупаем синие "Огайо", 
Хотя нам прежде нравился "Алмаз".
Но прежде мы не знали об "Огайо".

Они прекрасны — эти чудо-коробки
и сделаны на совесть, 
На синем фоне — бело-голубые буквы, 
Словно летят из рупора и громко возвещают миру:
 "Вот спичка — краше которой нет на свете! 
На гладкой тонкой ножке из сосны — 
Шероховатая лиловая головка,
 разумная и пылкая — 
Она — всегда готова вспыхнуть, дать огня, 
Который, может быть, однажды коснется
Первой — сигареты любимой женщины твоей… 

 "Еще одно стихотворение" (Another one) 

В детстве  ты узнаешь, 
Что существует три измерения: 
Высота, ширина и глубина. 
Как у коробки из-под обуви.
 А потом тебе говорят: 
Есть еще и четвертое —  Время.  Хм.
Некоторые даже считают,
Что бывает и пятое, шестое, седьмое…
 Я закончил работу,
 Захожу в бар  выпить пива. 
Смотрю на кружку, и мне радостно.

   "Без названия"

Я двигаюсь сквозь триллионы молекул
они расступаются расчищая мне путь
а другие триллионы с обеих сторон остаются на месте.
Дворник на ветровом стекле начал скрипеть.
Дождь прекратился. Я остановился.
На углу мальчик в желтом дождевике держит за руку маму.   

    Читать стихи в переводе как принимать душ в пальто — такую мысль высказывает один из персонажей фильма. И тем не менее без перевода стихов в российском релизе фильма было не обойтись. Мне понравились и другие стихи Патерсона - "Строчка" ("The Line"), "Рейс" ("The Run"),"Стихотворение" ("Poem") и "Мерцание дня" ("Glow"). Кульминация фильма происходит тогда, когда герой осознает потерю, что его стихов больше нет: "Сегодня ты есть, завтра тебя уже нет". В этом и весь трагизм фильма. Фильм оканчивается фразой - "Белый лист - это начало" и все начинается заново, новый отсчет времени, и мы понимаем, что Патерсон напишет новые стихи.  Этот фильм не понравится всем, в нем нет экшна, бурных сцен и апогея чувств. Мы видим неприметную, размеренную жизнь двух обычных людей, искренне любящих и принимающих друг друга такими, какие они есть. В этом его прелесть, в этом его цельность и глубина. Мне очень понравился герой фильма - романтичный и простодушный Патерсон, тихий и скромный, обычный человек, коих можно встретить всюду. И тем не менее он не совсем обычный, он умеет видеть красоту и в душе его рождаются прекрасные стихи.  Любителям творчества Джармуша и любителям поэзии настоятельно рекомендую к просмотру.


Рецензии