Радость бытия. Эссе
РАДОСТЬ БЫТИЯ.
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
После написания своей книги "Вознесение" я изрядно "выгорел", устал от этой тяжелой работы. Потом - многое навалилось, многое изменилось; годы шли, моложе я не становился. На некоторые вещи я посмотрел иначе просто в силу того, что писал о них находясь на верхнем пороге, но все же молодости, а ныне я нахожусь на нижнем пороге, но все-таки уже "чего-то, молодости противоположного". Как-никак, в моем случае к пенсии лежит более краткий путь, чем, скажем, к первому классу школы. Я не замечал по молодости, что эндорфины, вызывающие чересчур оптимистичные прогнозы, вырабатывались во мне в силу именно той самой молодости. Даже тренировки тела, к которым я призывал - и призываю молодых - мне стали недоступны просто в силу занятости графика. Знаете ли, в сорок пять лет дел куда больше, чем в тридцать с небольшим. Доходы мои сильно уменьшились - опять же в силу того, что работать (и зарабатывать) ныне мне куда сложнее чисто физически. Попутно с этим сильно уменьшился "приход" со стороны масс-медиа: то, что сейчас выдают за массовое искусство, далеко не чета тому, что было, скажем, в 2013 году. Скажем проще и понятнее - я стал меньше радоваться.
Однако, что для искателя проблема?
Это новый поиск.
Как говорил Толстой в своем послании самому себе и всем нам: "если не радовался, ищи, в чем ошибся". Именно этим и занимается истинный следопыт духа - ищет. А поиск это анализ, то есть вдумчивое изучение - что само по себе может быть источником эндорфинов.
И я стал задумываться о том, что же все-таки представляет из себя это самое "простое человеческое счастье", естественные "гормоны счастья", радость бытия и прочее - и задумываться именно в силу того, что постарел на десять лет. В конце-концов, первые главы "Вознесения" были написаны примерно в 2015 - сейчас на дворе 2025...
В процессе пространных размышлений я начал все чаще обращаться к философии. Но не той, которую являет собой толстый фолиант Гегеля сотоварищи, а той, которая "философия жизни".
И вот что обратило на себя мое внимание...
2. СЧАСТЬЕ ФИЛОСОФИИ - ПЕРВЫЙ ПУТЬ.
Почитывая разные философствования в интернете - да и в бумажном варианте тоже - я заметил, сколь мрачна эта юдоль человеческой мысли. "Экзистенциальное отчаяние", "ужас бытия"; а если уж философ появлялся на людях, то нас встречала мрачная физиономия, на которой было написано одно: от этого самого бытия умным человеком у персонажа в душе полный разлад, трагедия, а взгляд его полон того самого "экзистенциального отчаяния".
Но у духа должны быть легкие ноги и свежая голова, а не натертые мозоли и мигрень.
Изучать философию, знание, мысль и вообще жизнь под боком с мрачным выражением - огромная ошибка. Да, этому может быть свое время - но устремляясь во вторую половину жизни, от этой огрехи молодости надо избавляться, как избавляются от каких-то любовных драм юности, подростковых рессентиментов и прочей благоглупости.
Как?... неужели люди изучают философию, чтобы стать тяжелой тенью самого себя, и сделать из жизни юдоль мрачной озлобленности?... Это ли не полная профанация всего, ради чего мы изучаем жизнь?... Изучать жизнь для того, чтобы зачахнуть под весом собственного знания?... Знание было дано нам для того, чтобы избавить нас от мук обезьяньего существования, а не для того, чтобы мучиться, но уже по-другому, "мучиться философски".
Я даже вижу эту морально-психологическую рекламную вывеску на базаре человеческих знаний и представлений:
"Давайте посмотрим на этого современного Иова, который нагрузил себя тоннами знаний и представлений - как скоро он сломается под этим весом, как скоро его натужное кряхтение заглушит все остальные звуки, и как скоро он запоет привычную песню о том, что во многих знаниях многие печали? - и се, узрите, он столкнулся с жизненной неприятностью и оглашает все окрестности воплями рессентимента".
Познание жизни на высоком уровне - это в первую очередь улыбка. Пусть даже иногда грустная. Философия - это спокойная радость, это тихая песня внутри человека, которая играет в нем. Мудрость - это когда ты видишь в жизненных проблемах естественный путь жизни, а не "нечто, что мешает развивать чувство собственной важности". Жизнь просвещенного - это когда знание дает тебе больше радости в жизни. Философия - это когда ты доволен (истинно доволен) тем, что имеешь... и даже не имеешь.
Все остальное - это уже от лукавого, коварная игра человеческой природы, "насмешка богов".
Философ - не Сизиф, толкающий в гору камень познания; - это человек, который понял, что быть Сизифом самого себя есть добровольный само-саботаж.
И если мудрец не улыбается, это не мудрец.
Это жертва.
"Страдать от неудачной действительности - значит самому быть неудачной действительностью".
3. СЧАСТЬЕ ТВОРЧЕСТВА - ВТОРОЙ ПУТЬ.
Часто мы говорим о счастье... но оно давно с нами. Каждый раз, когда человек творит, он счастлив. Пишет ли он мелодию, сочиняет ли рассказ или стишок, проектирует ли что-то инженерное или рисует в третий раз эскиз котика - в этот момент он счастлив, и вам о том скажет любой творец (а если не скажет, то был не творец). Мы забываем об этом, гоняясь за некими "целями в жизни". Но цель в жизни - быть счастливым в процессе создания чего-то высшего (даже если это мелодия из пяти нот или проект радиоприемника).
Конечно, в какой-то мере безусловно важен и конечный результат - никто не хочет творить вечно одну картину - но нельзя отводить процессу создания второстепенную роль. Сам этот процесс душеспасителен, дарует счастье и радость самую чистую, врачует раны и возвышает дух - даже если результат его будет рядовым рассказом или песенкой.
В этом Пути главным является именно Путь, а результаты - уже дело вложенных в человека даров; не каждому дано быть гением или даже талантом, но процесс создания един для гения или начинающего. Что с того, что кому-то не дано стать Микеланджело или Пушкиным? Главное, что внутри него поет та же песня, что пела внутри великих - и написали эту песню ТАМ (указывает наверх). Возможность услышать эту мелодию Инженеров - само по себе чудо. И с этим чудом живет каждый творческий человек. И даже его читатель, зритель или слушатель. Творца не бывает без зрителей, и зритель - такая же часть сотворения, как и его создатель.
4. СЧАСТЬЕ БЫТИЯ - ТРЕТИЙ ПУТЬ.
Но это что касается интеллектуалов - что может быть более "интеллигентским", чем разговоры о философии и душе? Давайте коснемся обычной жизни. В конце-концов, она вызывает у меня куда больше симпатий, чем пыль университетской библиотеки, как бы странно это не звучало от человека, который пишет книги о жизни, полные размышлений.
И в ней, "обычной жизни" - и в своей, и в чужой - я видел много лишнего, наносного, обусловленного исключительно физиологией молодости. И даже борьба со своими грешками обретала характер какой-то детско-юношеской забавы, лихачества и перебора, свойственного молодым годам.
Почему говорили древние, что свои пороки и грехи надо знать по имени, а не яростно избивать их палкою? - Потому что в определенный момент времени, в процессе изгнания внутренней обезьяны, человек понимает, что выдохся, и что пора вернуться домой. Каждый из нас ближе к сорока должен понять, что если он будет двигаться дальше столь же лихо, как и в молодые годы, то просто "убежит из дома". Пора радоваться компьютерным играм, футболу по телевизору или чему еще радуются люди? Кто-то рисует, кто-то поет, кто-то наслаждается трудами тех, кто танцует и поет - не суть важно. Важно, что пора остановиться и начать жить с самим собой. Да, работать над собою нужно, работать над недостатками... Но если их изгонять так же рьяно, как в молодости, то в душе останется только одна борьба и дым сражений.
Да, мы многого добились на пути очищения, мы вознеслись туда, куда надо было - теперь надо в этом месте начать обживаться. Нельзя бесконечно брать вершины - надо строить на вершине дом, и ЖИТЬ там. Именно жить, а не искать других вершин. Мы достаточно сделали, чтобы почивать на лаврах наших душевных достижений - какими бы крошечными они не были (главное, что каждый из нас отдал этому процессу все свои силы). Смешно было бы видеть человека, который построил себе домик в горах, и вместо того, чтобы в нем жить, играть в приставку и смотреть кино, начинает лезть на другую вершину, а домик его стоит заброшенным и ветшает...
5. ОБРЕСТИ ПОКОЙ?...
Для этого надо обрести покой. Но не тот покой, который "вечный", конечно же. Покой именно бытовой. Мы достаточно далеко ушли от чужого представления о жизни - пора понимать, как налаживать свой "тихий мирок".
Вообще, у человечества проблемы с покоем и пребыванием в нем.
Что неудивительно - суета присуща облысевшим мартышкам. И покой у нас, мартышек - всегда знак начинающегося заболевания или даже смерти. Поэтому вечная бурная деятельность есть признак хорошего здоровья и жизненности. Кто больше всех суетится - тот здоров, силен и бодр, а кто лежит и смотрит вдаль - тот либо временно приболел, либо вообще скоро умрет.
(Из той же оперы, кстати, желание близких к природе бабушек из деревни накормить внучку или внука: в дикой фауне животное, которое отказывается есть, скорее всего, заболело чем-то вроде чумки или было изранено врагом; а хороший аппетит первый признак здоровой биологии. Думается, любой, кто заводил, скажем, котенка или щенка, может ощутить то же самое - какая грусть накатывает, когда ты видишь, что любимый питомец внезапно перестал бегать по комнате и отказался кушать...).
Другое дело, что это поведение перекочевало с человечеством далеко-далеко в веках, опередив любой прогресс и развитие - разве что формы суеты стали чуть выше, а формы покоя чуть цивилизованнее ("он не умирает, он медитирует"). Но по-прежнему, покой как таковой для человека и человечества - один из смертных грехов. Даже тех, кто умеет отдыхать, человечество почти презирает (а под "красивым отдыхом" понимает только "яхты, Мальдивы, модный мерседес" и прочее, присущее исключительно иерархическому типу развития). Во сколько обходится весь этот отдых, и какую цену, особенно душевную, придется за это заплатить, скромно умолчим.
На самом деле умение грамотно отдыхать, распределять силы и отказываться от ненужной суеты зачастую намного полезнее грамотной работы. Любая фабрика, завод или отдельно взятый человек, работающий в суете и создавая ненужный шум, как правило, обречены на провал (или, вернее, серию маленьких, но перманентных провалов) - у фабрик ломается от чрезмерной амортизации оборудование, у человека случается нервный срыв... И так оно длится и длится - ведь "активность ради активности есть жизнь". Как-то организовать процесс работы удается немногим. Количество менеджеров на предприятиях (равно как и число книг для индивидов об управлении собой и своей жизнью) возросло невероятно, но это количество породило только новую суету.
Потому, что все "управленцы самих себя" подходили с неверного угла, и, повинуясь природе макаки-резус, думали лишь о том, как организовать конкретно труд. В то время как паузы между подходами намного важнее (для примера - боксер, которому не дадут минуту перерыва между раундами, может и умереть от разрыва сердца, как бы грамотно он не боксировал).
Наполнение этих пауз тоже важно - нужно какое-то не слишком радующее действо с успокаивающим эффектом, при этом достаточно креативное (ибо поглощать в полу-ступоре бесконечный сериал это не отдых, а именно "обезьяна с чумкой").
Тит Нат Хан в своей книге "Лотос растет из грязи" писал о том, как необходим покой и умиротворение даже в тяжелых ситуациях, не говоря уже о легких, привычных:
"Как при порезе пальца, достаточно промыть рану, чтобы тело знало, как вылечить ее, так и дикие звери инстинктивно знают о том, что им нужно остановиться и лечиться в случае болезни. К сожалению, мы, люди, разучились отдыхать и позволять телу оставаться в покое, избавляться от напряжения и лечить себя. Наиболее эффективные методы облегчения страданий уже доступны нам без рецептов и финансовых затрат. Я не советую выбрасывать все таблетки; некоторым из нас действительно нужны лекарства. Но иногда мы можем использовать их в меньших количествах и с большим эффектом, если умеем давать телу и уму настоящий отдых".
В конце-концов, отдых, пауза, расслабление - это искусство. Которое надо освоить - и желательно без "многочасовой медитации в позе лотоса на индийском ритрите" - а здесь, сейчас, дома.... Достаточно научить себя самому-самому простому, примитивному - а именно умению радоваться жизни, какой она есть. Если в ней появится "нечто большее" - что ж! замечательно. А не появится - что с того? Умение наслаждаться бытовой жизнью - уже результат. И это не половина дела, а все дело целиком. Все, что сверху - лишь вишенка на торте.
Умение грамотно отдыхать и наполнять часы покоя каким-то радостным, успокаивающим действием на пользу самого себя - "потерянное искусство" (если бы оно, конечно, когда-то существовало).
6. НО КАК МОЖНО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, КОГДА ЖИЗНЬ ТАК УЖАСНА?
Первое же возражение на подобные "проповеди" радости и счастья - это, конечно, риторика о том, как страшно жить: о войнах, насильственной смерти, неизлечимых болезнях, инвалидности, маньяках-убийцах и прочих ужасах. И это возражение вполне легитимно: подходить к человеку, сбитому машиной, и, похлопывая по плечу, убеждать в пользе написания симфонии для души было бы самым настоящим кощунством. Поэтому стоит уточнить: здесь идет речь о самой обычной жизни обычного человека, так называемого обывателя. В ней, конечно, будут и свои проблемы - но в целом речь здесь идет об относительно здоровых людях, живущих относительно спокойную жизнь - то есть о великом множестве граждан, среди которых мы живем и каковыми сами являемся. И слово "обыватель" здесь не имеет негативного окраса: именно т.н. обывательское существование и есть объект нашего исследования. Все, что указано в начальном возражении, есть именно то, что отличает страшные времена и события от "обычной" жизни. Мы не станем касаться подробно этих отличий - и те, кто переживает подобные эксцессы жизни, обычно не читают книг, подобных нашей: у них свои проблемы, которые надо решать прямо сейчас.
Более того!
Чем занимаются люди, находящиеся в страшных ситуациях? Всеми силами стараются - или просто мечтают, за неимением сил изменить ситуацию - оказаться... в той самой "обычной жизни", обывательском быту, "где все так просто и знакомо". Ведь цель любой, скажем, великой войны - вернуть человечеству... мирную жизнь; а желание человека, получившего несовместимую с жизнью травму или ставшего инвалидом в результате несчастного случая, только одно: жить, как раньше... Эта самая обывательская жизнь и есть некая ультимативная ценность - ради нее сражались войска Македонского, о ней мечтали все, кто попадал в руки мучителей, и к ней стремились все цивилизации мира; в конце-концов, даже тюрьмы и прочие пугающие места созданы для того, чтобы держать за решеткою всех, кто способен эту обывательскую жизнь уничтожить... Вот как важна эта жизнь - и вот почему она уже сама по себе ценность.
А что до естественных причин - до того, что мы стареем, болеем и умираем... Процесс старения, болезни, даже сама смерть - все это часть пути, который проходит каждый человек. Любое увядание лишь часть роста и прогресса. Его надо принять - и возможно, даже проанализировать, изучить... Чем не вызов для ищущего?
7. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ РАЯ.
Давайте отметим, что по меркам, скажем, 18-19 веков, в нашем обществе достигнут предел представлений о том, что такое "простое человеческое счастье" и даже "райские кущи". По меркам того самого прошлого, люди наших дней живут практически в раю.
Человек, который живет в средней американской квартире и получает по 3-4 тысячи долларов в месяц - житель райских кущ, в которых может себе позволить в принципе все - при этом не проводя свою жизнь в шахтах или на дальнем Севере. Даже у нас стало модно жаловаться, что людям не хватает 200 тысяч рублей в месяц на еду для одного человека. Это даже не проблемы "стран первого мира"! Это уже "имитация трудностей в раю, чтобы рай не казался слишком приторным". Эта жизнь не была оценена по достоинству. Человечество продолжило жаловаться на собственное существование. Если посмотреть на сытые страны, то можно заметить, что люди там зачастую "бесятся с жиру". В истории и литературе мы неоднократно наблюдали то же самое (вспомним Обломовщину и прочую барскую жизнь) : тут нет ничего нового. Все старо как мир... Прогресс, будущее, счастье - все было достигнуто и все было забыто, потому что человек пронесся мимо них, не замечая блаженных островов радости и чудес. "Мне некогда, я должен решать проблемы" - сказал человек. Вслед ему смотрели ангелы и херувимы, заготовившие праздничный концерт для тех, кто прибыл в их благословенные края - и разводили руками.
(Стоит упомянуть про апологетов токсичной радости, которые составляют пренеприятнейшую часть бытия... мы говорим о тех, кто приемлет в своей жизни только восторги и пафос по отношению к чему-либо... "Жизнь прекрасна, и попробуй не восторгаться ею менее экзальтированно, чем я", как бы говорят они и грозят нам пальцем. Просьба не путать нас с подобными персонажами...)
8. СУЕТА СУЕТ.
Некрасов писал:
"Всем живущим в Петербурге всегда бывает некогда. Некогда думать, некогда чувствовать, некогда любить. Некогда жить душою и для души, некогда думать не только о счастье, но даже об отдыхе. И только умирать есть время".
И здесь ничего не изменить: жизнь это перманентная неприятность, и если ее нет в жизни, он ищет ее, скажем, в искусстве: не бывает фильма без драмы, нет книги, где все только танцуют и радуются жизни; и человек, видимо, не приспособлен к радости и счастью - напротив, человек проявляется в преодолении. Человек прекращает преодолевать, суетиться и бороться с обстоятельствами только в одном случае: находясь на том свете. Возможно, что смерть как раз и есть единственное доступное человеку счастье в его абсолютном понимании... и поэтому слова "счастье" побаиваются: оно слишком сильно напоминает смерть или навевает мысль о ней. Кто знает, что случилось бы с человечеством, умей оно обретать покой по собственной воле? Блез Паскаль говорил: "Всего невыносимее для человека, это полный покой. Он чувствует тогда свое ничтожество, свое несовершенство, свою зависимость, немощь, пустоту. Немедленно из глубины души поднимается скука, мрак, горесть, печаль, досада, отчаяние".
Таковы мы, люди. Но, быть может, есть способы как-то разбавить эту суету существования чем-то полезным, обрести правильный вектор постоянного движения куда-то, и, наконец, увидеть некую цель перманентной гонки бытовой жизни?...
Конечно, такие способы существуют: все, что нужно, это успокоить свою "внутреннюю обезьяну", дабы увидеть в этой обывательской, суетливой жизни нечто большее. Все мы ходим на работу, все мы имеем какие-то отношения, все мы чем-то заняты - мы в равных условиях, по большому счету. Но многие из нас, обывателей, стремятся всю эту безусловно необходимую суету и движение каким-то образом усугубить.
9. "НЕ НАГНЕТАЙ".
В заголовок этого раздела я поставил известное выражение, которое адресуют тем, кто излишне усложняет жизнь себе и другим: мы знаем слишком много таких персонажей (возможно, мы даже видели их в зеркале). Каждый день мы видим вокруг себя людей, бьющихся головою о стены непреодолимых препятствий. И как только голова у них перестает болеть, они с размаху ударяются в следующую твердыню. То по телевизору что-то показали нехорошее, то в интернете кто-то неправ... Вообще, медиа, интернет и прочее стали "нагнетающим насосом", который накачивает "веселящий газ" в существование...
Когда человек долго лежит в больнице, сфера его интересов резко сужается. Ему, например, интереснее знать, во сколько будет обход главврача и когда идти на процедуры, чем что угодно другое; он знает имена всех медсестер лучше, чем школьную программу... Это нормально. Другое дело, что с приходом интернета многие стали такими "завсегдатаями больницы", закрывшись в своем инфо-мирке. Для них становится важно, "кто и что сказал в очередном вложике или комментарии", хайп, хейт и кринж становятся поводками, удерживающими зрителей на цепи у светящегося экрана... в то время как жизнь настоящая (обретение покоя в душе и получение знаний, достойных добродетельного человека) размывается до степени "заднего фона".
И это нагнетание сугубо медийное: "начитался новостей и пошел в мир, портить всем настроение". Но есть множество других способов испортить себе жизнь. Помимо бесконечных жалоб на финансы (о которых мы уже говорили), можно вступить с размаху в неудачные отношения или завести семью, в которой несчастлив будет каждый из ее членов. Т.е. обрести некую зависимость, а потом пытаться из нее вырваться - тоже развлечение!
10. СЕМЬЯ КАК ЗАВИСИМОСТЬ.
Я видел, как спивались молодые парни в тридцать; я видел, как начинали превращаться в "старых ведьм" молодые девицы; я видел, как после разрыва люди забывали двадцать, тридцать лет счастливых лет, кидаясь друг в друга самыми страшными обвинениями. Я и сам изрядно пережил "страданий" - причем страданий совершенно "self-inflicted", страданий гормонально-юношеских, обезьяньих (я по молодости мало отличался от друзей-приятелей и совершал те же ошибки).
А все потому, что каждый видел свое счастье только в другом человеке - и никогда в себе. "Меня бросил муж, теперь я не могу жить, так как у меня нет социальных навыков" - удивительно ли, что новое поколение выросло запуганным и депрессивным? Они ведь этот пример видят каждый божий день...
Чрезмерная зависимость (от чужой любви, от чужого мнения, от чужих денег) порождает слабость, и слабость в возрастающей прогрессии. Чем больше ты полагаешься на чужое, тем меньше имеешь своего, тем меньше "твое" развивается.
Это я не к тому, что "вам надо немедленно развестись и уйти постигать дзен на вершинах Гималаев", вовсе нет. А к тому, что ценить, любить и лелеять надо не только общее и "совместно нажитое", но и свое, личное, глубинное; вкладываться надо и в свою душу; "делать карьеру" и в личностном росте тоже - и учиться, учиться и учиться независимости. Чтобы даже когда что-то дало трещину (даже лучшие семьи, бывает, разваливаются - умирают близкие, родные и любимые, и иногда даже слишком молодыми) - ты мог жить дальше.
11. ОСКОРБЛЕНИЕ ДУХА НЕ ПРОЩАЕТСЯ.
Можно обидеть человека - человек может простить, а когда мы оскорбляем Дух в нас (всем вышеперечисленным), то прощение заслужить будет куда тяжелее. Многим это кажется смешным - но это лишь потому, что они не понимают, что такое Дух Высшего внутри человека. Все мы видели, что бывает с теми, кто игнорирует высокое в себе: озлобленные, перекошенные лица, уткнувшиеся в светящийся экран; уныние, апатия, нежелание что-либо делать, трагедии на ровном месте по самым ничтожным мирским поводам, постоянные зависимости от чего угодно. Это само по себе уже страшное, пожизненное наказание.
Победа зла не в том, что появится из преисподней черт с рогами. Вовсе нет. Его победа в том, что человек сам, добровольно и с неким радостным остервенением растопчет зачатки высшего, которые в нем прорастали, продав свою душу светящемуся экрану, где он смакует грязь, кровь и низменное во всех его проявлениях.
И после этого винить будет во всем... Бога.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал:
"Бог становится виновным во всем: это Он не отвечает на просьбы-требования, это Он не дает человеку всю полноту жизненного счастья. А то, что сам человек не живет по предписаниям Божиим и в законе Божием, что он пожинает горечь разрушенной своими же беззакониями жизни, не приходит ему на ум".
Именно поэтому есть известная фраза за неизвестным авторством - "Зачем ты бродишь среди проклятых?"... Проклятые не демонами, не "темными силами зла", а самими собой. В Писании сказано - "не любите мира, и того, что в мире, ибо кто любит мир, в том нет любви Божьей". Это - опять же - говорится не к тому, что надо закрыть на все глаза и уйти в медитацию - а наоборот, к тому, что пора перестать грешить против Вечности в себе. Возлюбить ближнего своего - это мы, как люди, кое-как, с горем пополам, умеем: какие люди, так и любим, и такие же и ближние наши... а вот главная заповедь всегда была, есть и остается одной - возлюби Господа своего.
Речь опять же не о бородатом дядюшке в облаках, который карает грешников - а о том светлом, что пульсирует внутри каждой души и просится наружу...
12. ВОЗВРАЩАЯСЬ К СУЕТЕ.
Райнер Мария Рильке писал:
"Есть только одно, что необходимо нам: это великое одиночество духа.
Быть одиноким, как это с каждым из нас бывает в детстве, когда взрослые ходят мимо, и их окружают вещи, которые кажутся нам большими и важными, и взрослые выглядят такими занятыми, потому что тебе непонятны их дела.
И когда ты, наконец, увидишь (повзрослев - Авт.), что все их дела ничтожны, их занятия окостенели и ничем уже не связаны с жизнью, почему бы и впредь не смотреть на них, как смотрит ребёнок, смотреть как на что-то чужое; смотреть из самой глубины своего мира? Есть ли смысл менять мудрое детское непонимание на возмущение и презрение?
Ведь... возмущение и презрение есть участие в том, от чего мы желаем отгородиться этими чувствами".
Пожалуй, стоит поддержать великого Рильке. Помните ту незамысловатую риторику, которой каждого из нас потчевали в детстве наравне со школьными обедами? "Подрастешь - поймешь". И вот мы выросли, и поняли - поняли, что те, кто нас учил, сами многого не осознали. Все это мирское, грешное - ипотека, подержанная иномарка, алименты, жизнь в кредит: все там, среди "учителей". Там и отказ от всего творческого в жизни, отказ от радости этой самой жизни; и на старость лет они зарабатывают себе невроз с преждевременным инфарктом. Крутые тачки в глухом кредите, долги, недостроенные двухэтажные дачи, если бизнес - то всегда с бесконечной суетой и авралами, если семья - обязательно на нервах и приправлено скандалами.
Можно ли это назвать "взрослой жизнью" и можно ли брать с этого существования пример?...
А впереди у всех нас - нам уже далеко за сорок - дай бог двадцать лет более-менее активной жизни; в старости не побегать и не "поднять бабла", и все, что нужно - это нечто для личного удовольствия в этой жизни, чтобы душа пела; иметь какое-то хобби и увлечение. Часто можно видеть в интернете совсем седых дедушек, которые, попивая кофе и кряхтя от радикулита, играют на синтезаторе или гитаре, на бабушек, которые едва успели закрасить седину, но все же что-то творят, чему-то радуются, общаются с себе подобными, работают даже на пенсии, но в коллективе близких по духу людей. Да, возможно это выглядит глупо - со стороны молодежи, которые хотят чего-то добиться в этой жизни; и мы прекрасно их понимаем. Мы сами были такими же. Но переносить молодеческий задор в жизнь "вокруг да около пятидесяти"... Суета сует! Хорошо, если у человека все получается - мало ли мы видели удачливых и счастливых бизнесменов за шестьдесят и даже за семьдесят?... Но это - "если получается".
13. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЯГОТАМ.
Частенько мы можем видеть, как люди начинают после неприятных и тяжелых событий в жизни кого-то винить, ненавидеть, презирать и т.д.
Это ловушка внутренней обезьяны.
Да, случается всякое - жизнь вещь зачастую подлая и несправедливая. И начинаются трагедии, ненависть, депрессии. Я все это прочувствовал на себе сполна. Не буду вам говорить, какой я ледяной буддист, которого не трогает ничто в мире - это не так. Но именно оттого, что я не ледяная глыба, именно для сохранения себя я и выработал для следующий принцип.
Он звучит так: "если случилось что-то плохое, об этом нельзя вспоминать, мусолить это, нельзя ненавидеть никого, даже если хочется". Когда в твоей голове живут какие-то "плохие люди, которые (вставить плохое деяние), ты даешь их поступкам усиленную жизнь в ментальной проекции. Плохое и так уже случилось. Этого не исправить, не переиграть, не переписать. Но дальше все зависит от вас - вы можете либо дать яду влиться в ваш организм, либо не дать. И третьего вам не дано.
Кто-то позволит этим плохим мыслям жить в своем теле и даже позволит им плодиться. А кто-то нет. Да, тяжело придти в себя после чего-то страшного - но "в жизни после" в тебе должно шириться место для светлого. А не для темного. И чем больше плохого в жизни - тем больше надо искать света. Я стараюсь следовать своему же совету, каким бы сложным он оказывался на практике, в реализации - и ни разу об этом не пожалел. "Лучше забыть, чем вспоминать".
Об этом, кстати, писал и великий мудрец Тит Нат Хан:
"Если в вас вонзается стрела, вы чувствуете боль в конкретном месте. Если затем вторая стрела попадает точно туда же, боль усиливается не вдвое, а как минимум в десять раз.
Иногда в жизни случаются неприятные события: нас бросают, мы теряем ценные вещи, проваливаем экзамены, получаем травму в результате несчастного случая; такое происшествие можно назвать "первой стрелой". Она вызывает определенную боль. Но "вторую стрелу" мы выпускаем сами - это наша реакция, переживания и беспокойство. Всё это многократно усиливает страдания".
14. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ.
Еще в книге "Вознесение" я вывел формулу: в жизни все "священно", в некоторой степени. Необходимо развивать не только уход от толпы, но и работать в толпе, не будучи шокированным нравами широких масс народа; надо работать и над тем, что нам не нравится, и даже по необходимости в этом жить , и жить без ярого рессентимента и невротических реакций. Многие постоянно возражают: но я живу в "городском муравейнике"! Мне просто некогда, не получается, соседи и все такое прочее... Это действительно, сложный вопрос.
Но... мы все были там.
Сложно найти человека, который не жил бы в таких местах - пусть даже какое-то время. Пусть все это - социальными обязанности, коммунальные квартиры, общие дворы и работа от звонка до звонка - будет путем развития, тренингом. Если человек не может развиваться в трудные времена, то чего же стоит его духовность? Духовность, рожденная и умершая на перинах - дорога ли она?... Имеет ли она внутреннюю силу в своих убеждениях и принципах?
Так что социальная, вынужденная, жизнь с необходимостями - это и есть жертвоприношение. И совершать его надобно с честью и достоинством, понимая, что это отказ от чего-то во имя высшей цели; понимая, что это укрепляет стены царствия небесного внутри вас.
15. УСТРАНЕНИЕ ЛИШНИХ ЖАЛОБ.
Когда мы говорим о свободе, то надо в первую очередь освобождаться и уходить от стонов и жалоб. Все эти мелочи собственной ментальности куда неприятнее многих событий вокруг нас, и отнимают много сил, необходимых для будущего. Неизвестно, сколько здоровья мы потеряли от бесконечных жалоб на самое устройство бытия... - а сколько сил понадобится для будущего?
В конце-концов, вы ничего не должны самому себе. Как смело мы говорим "я никому ничего не должен!" когда это касается бунта молодежного, выкриков в сторону морали, учителей, родителей - не правда ли? Но как насчет того, чтобы взбунтоваться по-настоящему, то есть внутри себя против самого себя же?...
Вас накрыло чувство горького сожаления - но вы не должны этому чувству, вы не обязаны его испытывать. Вас накрыло ощущение слабости и презрения к самому себе - вы не в долгу перед низменным, низовым чувством. И это ваша главная духовная практика - отказывать всем неприятным ощущениям в праве на существование, сводить их к минимуму, "выселять из квартиры". Во имя, высшего, конечно же.
"Моя (Бога - Авт.)мысль заключалась в том, чтобы ты был счастлив, черпал каждый день радость, чтобы она переполняла тебя. Весь этот мир создан для того, чтобы он тебя радовал, приносил тебе наслаждение. Но в том, что ты печален и удручен, твоя вина, ведь ты нарушил закон, данный Мною тебе. Ты поссорился не только со Мной, но и со всем миром. Ты в конфликте со всей природой. И она страдает от твоего греха".
Протоиерей Сергий Баранов.
16. ТРАУР ПО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Мы часто говорим о редуцировании зависимостей в жизни - ведь это крайне важно для того, кто хочет быть свободным. Но забываем об одной - и самой важной - зависимости: зависимости от негативных эмоций. Если обратить внимание, то в наш век упадка массового искусства мы постоянно ходим практически в трауре. Приглядитесь к себе и другим: часто ли мы улыбаемся? Вовсе нет. Улыбка это редкость, доброе настроение - тоже; на лицах угрюмая гримаса; обсуждаем "тяжёлые темы" и так далее. Это не дело: приобретённое "траурное мышление" является тяжелым расстройством психики, которое я наблюдаю зачастую не только у других. Мы, как вид, почти утеряли умение радоваться в принципе: как давно мы искренне улыбались? Как давно мы по-доброму смеялись? Как давно мы счастливо пели внутри себя? Вот именно. Все искажено, все травмировано: и не только снаружи. Что случилось с нами и как мы дошли до жизни такой? Времена тяжелы - безусловно. Я не хочу лукавить и превращаться в закоренелого оптимиста с нездорово-положительным взглядом на жизнь только ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Так оно и есть, вы правы - "трудно стало на свете жить, господа хорошие".
Но...
Не жалкое ли это оправдание? Неужели трудность времени это причина презреть хорошее, доброе и вечное?... Я сам долго оправдывал себя подобным: "Здоровье слабое - пора на воды, лечиться, бумажник пустоват, да времена нонче тяжкия" - но это и есть упадническая ловушка. "Найди себе причину для оправдания собственной мрачности" - так шепчет дьявол в наши уши. Недаром Ницше так напирал на радость в противопоставление страданию: он лучше нас понимал важность подобных вещей.
Я и сам устал носить этот повседневный траур по "неудавшейся действительности". Nevermore.
17. БЕРЕМ ПРИМЕР С ФЛАНДЕРСА.
Я всегда беру пример со старого доброго Неда Фландерса с ницшевскими усами: его "мультяшная", всегда добрая, вера в Господа очень хорошо передает мое отношение к миру.
Пусть мир такой-сякой, пусть не все идеально, но эта преданная любовь вежливого, милого старика в зеленом свитере определенно дает правильный вектор развития: веришь ты в Бога или нет, дело десятое, важно именно отношение. Отношение доброе, можно сказать, даже ласковое, как любящего сына к любящим родителям; без злости, паники и угрюмости; отношение безмерного доверия...
Помните его слова?
"Спасибо, Боже, что дал насладиться этим местом перед тем, как здесь начнется Конец Света" - такой подход к миру вовсе не жертвенность - а именно что биологически верный подход к существованию, отказ от борьбы с ветряными мельницами, ультимативный уход от рессентимента, некое почти детское, младенческое доверие добрым рукам Вечности.
Да, есть проблемы - и..? Пусть кто-нибудь другой бегает в панике, заламывая руки, отравляя свое и чужое существование. Старина Нед берет свою верную Библию и идет посидеть на пеньке, глядя в ночное небо: "я доверяю Вечности".
18. КАК ОБРЕТАТЬ РАДОСТЬ.
Конечно, надо уметь настроить себя на радость такого рода, радость бытия - настроить путем концентрации. Позволю себе еще одну пространную цитату:
"Все, чем мы обладаем, все, что собрали в жизни, все вещи, все они преходящи; но то, что мы создали в наших мыслях, в нашем уме, остаётся жить. Контроль деятельности ума... называется концентрацией. Значение этого слова часто понимают неправильно. Люди склонны думать, что концентрация - это просто закрыть глаза. Но раздражение и печаль не исчезают от простого закрывания глаз. Именно концентрация делает это. Концентрация - это деятельность ума в желаемом направлении; наше желание диктует, в каком направлении ум должен работать. И процесс, с помощью которого обретается мастерство, есть единственное достижение цели этой жизни" - так говорил великий мудрец Хазрат Инайят Хан.
Проще говоря - надо учить мозг двигаться туда, куда хочет двигаться обладатель этого мозга; это ровно тот же механизм, что используют спортсмены, заставляя свое туловище тягать тяжеленные гантели и вставать на пробежку в пять утра.
Начать можно с малого: хотя бы понять простейшую мысль о том, что... хорошее это повод для улыбки! Все положительное надо воспринимать именно как повод для радости, а не как нечто само собой разумеющееся - ибо если воспринимаешь хорошее как должное, тем самым обесцениваешь его. Приятное, хорошее, доброе надо видеть как каждодневный дар свыше - даже если это хорошее делаешь ты сам.
"Ничто так не способствует добродетели в гуманистическом понимании, как переживание радости и счастья, которые сопутствуют всякой плодотворной деятельности. Само умножение радости, которое может дать культура, сделает для этического воспитания ее членов больше, чем могли бы сделать все угрозы наказания и проповеди добродетели" - так утверждал великий психолог Эрих Фромм.
19. ВАЖНОСТЬ РАДОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДУХОВНОСТИ.
Кстати, в православной традиции существует еще один подход к радости - весьма необычный. Процитируем уже известного нам Протоиерея Сергия Баранова: "Люди представляют так: надо эту жизнь перестрадать, чтобы потом там что-то наследовать. .. Симеон Новый Богослов говорит: "Если вы не стяжали царство небесное здесь, то не надейтесь стяжать его и там".
И действительно, это очень интересная мысль: быть может, наша задача обрести некий высший покой здесь, на грешной земле? В поисках источника я открыл старый фолиант под названием "Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана" - и прочел там еще более строгие наставления, которые здесь и процитирую:
"Когда отойдем туда, услышим от Христа такие слова: "Зачем вы ищете здесь то, что не хотели взять, когда Я давал вам то в свое время и в своем месте? Не умолял ли Я вас много раз: потрудитесь немного, и Я дам вам царство небесное, а вы не хотели и презрели его, предпочетши ему земное и тленное? – Теперь же что ищете? Какими делами можете вы стяжать его здесь, КОГДА ТЕПЕРЬ НЕ ВРЕМЯ ДЕЛАНИЯ, А ВРЕМЯ ВОЗДАЯНИЯ?"
Быть может, именно в этих словах и лежит некое наставление нам? Быть может, высшее хочет от нас чего-то именно здесь, среди земного? Возможно, даже сегодня и сейчас?... Стоит признаться, я и сам не задумывался об этом; я даже не знал, что существует такая строгая точка зрения - почти ультимативная. За все свои годы я ни разу не встречал этой цитаты, сколько бы не читал разных толстых книг в твердом переплете. И, как любят говорить, "крепко-накрепко задумался"...
И кстати, как понять, что мы на верном пути? Допустим, мы наконец-то следуем всем строгим предписаниям такого рода - но как... почувствовать это? На самом деле, это достаточно просто. Для этого нам придется открыть еще одну книгу и прочесть следующее:
Ошо писал: "Подтвердить то, что вы на верном пути, очень просто: ваша напряженность начнет исчезать, вы будете становиться все более и более спокойными, невозмутимыми... Самые маленькие вещи приобретут огромное значение. Весь мир будет становиться все более и более загадочным с каждым днем; вы будете становиться все более и более невинными - совсем как ребенок, бегущий за бабочкой, или собирающий морские камешки на берегу. Если вы находитесь на правильном пути, будет все больше и больше доказательств этого. Если вы на неверном пути, будет происходить противоположное".
Пожалуй, не стоит прибавлять ничего от себя: все уже сказано за нас.
20. ФИНАЛ. КАК Я НАШЕЛ СВОЮ РАДОСТЬ.
В этот момент - собирая материалы для книги, и обнаружив, что их накопилось достаточно (на тему "радости от рядового бытия") - я начал смотреть на все иначе. Мною было решено взглянуть на жизнь, как на... эксперимент познающего. Да, я научился жить в покое, имея то, что имею и радуясь этому. Да, я творил, сочинял, выдумывал, пробовал - в общем, шел по обеим дорогам к радости. Но зуд философа не давал покоя - как раз в радостном домашнем бытии он и начал проявлять свои лучшие стороны. Я чувствовал, что есть и третья дорога, которую я где-то упустил в этом густом лесу нашего существования...
Что, если смелое вопрошание бытия, изучение его "целости и многосмысленности" (и недоверчивость к простым ответам) само по себе является чем-то важным, ценным, даже необходимым для развития человека?... Что, если это в чем-то детское любопытство, "игра в почемучку" - не игра, и не принадлежит детству по сути своей? В процессе познания - как и в любой компьютерной игре - важен не столько результат, сколько само путешествие к вопросам без ответов, к великому непознанному. Вспомним слова Ницше: "Человек... хочет все познать. И отныне он должен спуститься в глубины бытия, с рядом необычайных вопросов на устах: зачем я живу? Какой урок могу я взять от жизни? Как я стал тем, что я есть? Но нам нужно нечто невыразимое - и тогда все вокруг озаряется тихим светом, как в летний вечер".
Что, если сам поиск этого невыразимого, даже вопрос "существует ли оно?" - уже есть что-то критически важное для бытия и его счастья? - так задумывался я все чаще. Я сравнивал это с базовыми, бытовыми эндорфиновыми посылами: если, скажем, любовь к женщине дает прилив эндорфинов (и "сладкое забытье, когда летишь как на крыльях" - во всяком случае, так любят писать в художественных произведениях), то любовь к высшему, любовь к познанию должна давать тот же эффект. И снова задумывался. Открывал книги и читал.
"От нас нельзя ожидать, чтобы мы все были учеными, но природа создала нас такими, что мы все можем быть художниками - не в буквальном смысле мастерами искусств, как живописцы, скульпторы, музыканты, поэты и т.д., а художниками жизни. Этот художник не нуждается в холсте, кистях и красках. Его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная - холстом, на котором он пишет свою жизнь в течение семидесяти, восьмидесяти или даже девяноста лет" - так писал Д. Т. Судзуки и призывал "...трансформировать повседневную жизнь человека, жизнь монотонную и бездуховно-обыденную - в произведение искусства, полное великого внутреннего творчества".
Творец ли человек, или потребитель творчества; активно ли он проживает эту жизнь, или наоборот, пассивно - не все ли равно? Важно, что он познает эту жизнь - и тем самым пишет ее для себя. Нет такого знания, которое не окрашивало бы существование в разные цвета - все, что ты познал, открывает для тебя картину мира, которая, в свою очередь, формирует и тебя самого. А уже ты сам, как человек, многое познавший, творишь мир не только внутри себя, но и рядом с собой.
И тут я понял, что все эти годы своей жизни, когда я считал себя в чем-то неудавшимся, даже в чем-то несчастным... как я был неправ! Изучение жизни дало мне больше счастливых моментов, чем что-либо еще - даже больше, чем творчество (хотя эти процессы шли рука об руку).
Познание мира и непрерывный процесс обучения самого себя есть самоценность.
Как скажем, школьное образование - неважно, стал ты профессором или нет, важно что ты ходил в школу - в отличие от тех, кто там никогда не был. Можно не написать ни одной симфонии, но быть счастливым, сочиняя их.
Процесс познания - и одновременно само-познания - уже с вами; он всегда был с вами, и всегда вел вас ровно туда, куда надо. Что там было извне вашего разума и души - дело десятое. Как говорил один мудрец, "отзывайте поиск, все уже здесь" - и как вторил ему второй - "не за морем божий человек, а здесь, в тебе". Цицерон за тысячу лет до них утверждал: "Дух сам познает себя и свою связь с высшим, и это будет источником бесконечной душевной радости - удел всякого мудреца блажен".
Мы с вами уже нашли истину и путь, как нашли ее до нас тысячи лет назад. Невыразимое - вот тут, в нашей груди. Просто мы... разучились ценить это, иметь благодарность. "Карьера", "социальная жизнь", все это замечательно и нужно - но не тогда, когда ослепляет идущего.
Каждый день жизни в познании - счастье, и если вы не чувствуете себя счастливым, прожив такую жизнь, вы, скорее всего, ее не так поняли...
И - чтобы нас не поняли превратно - при этом я не оставил своих бытовых дел и задач. Я хожу на работу, общаюсь с людьми, выполняю социальные и семейные обязанности по отношению к коллегам и родным, и так же как все, устаю от быта, имею разные возрастные заболевания (я почти ослеп на правый глаз - а левый и без того слаб; у меня начинается Паркинсон, мучает застарелая язва желудка, а на каждый перепад погодных условий я реагирую мигренью) - но это не мешает мне понимать то, что я пытался донести до вас, дорогие читатели.
Одно не мешает другому, быт не противоречит высшему - просто нужно в какой-то момент поменять свои приоритеты со "стяжательства жизни" до "познания ее", перейти от "бурной деятельности на благо будущего" на проживание в этом самом будущем". В конце-концов, вся наша сумбурная молодость есть то, что должно вести к, так сказать, "пребыванию на пенсии", создавать ему базу. Вот она создана - что мы сделаем с нею?...
Решать только нам с вами, а я лишь попытался высказать свою точку зрения, которую, впрочем никому не навязываю и не считаю истиной в последней инстанции. Да и бог с ней, с истиной! Пора улыбнуться своей жизни - в конце-то концов...
Свидетельство о публикации №224120201310