О парфянско-монг. прилаг. в чеч. яз
Оформление чеченских прилагательных совсем не похоже на ауарское. В чеченском намного проще и без использования в конце основ классных показателей. Мы уверено, что от них логично отказаться и в ауарском языке, так как они не нужны. И никакой архаики в них нет. Это - мусор, налипший к ауарскому языку.
Чеч. ГОРГА "круг, округлось" - горганиг "округлый" ( ср. ав. ГУРГЕН "округло", ГУРГЕН-аб "округлый". Чеченская форма здесь перекликается с парфянским, напр. VRKAN "волки, "Страна Волков" ( Прикаспийский регион), но VRKANIG "Прикаспийский" (более позднее - ГОРГАНИГ)*.
Чеч. ГОВР "конь", ГОВРАНИГ "конский, конный".
Парф. PARTHAVA, позднее PAHLAV "Парфия", но PAHLAVIG "парфянский". Но не все среднеперсидские ( пехлеви) прилагательные так образуются, см. HROM "Рим", но HROMAG "римский", ERAN-SHAHR "Сасанидская держава", но ERAN- SHAHRIG "Сасанидский", при этом ERANAG "иранский/ арийский".
Другой тип образования в чеченском явно совпадает с халха-монгольским: НОХЧИ "чеченец, чеченка", НОХЧИЙН "чеченский".
Вот образец среднеперсидского ( парфянского) типа образования прилагательных в халхаском: ЛАВ "воск", ЛАВМАГ "пластичный". Вместе с тем МАНАЙ "наш, наше, наши", МАНАЙХИЙН "наши (о людях), МАРК "марка", МАРКИЙН "марочный" и т.д.
Налицо совпадение монгольского типа создания прилагательных с данными чеченского языка и расхождения его с ауарским. В ауарском создание прилагательных выглядит как поздняя самодеятельность. Это не архаика. И от этих нововведений можно спокойно отказаться безо всякого ущерба для языка.
Громоздкие морфологические конструкции совр. ауарского я за вас совершенно не стоят того, чтобы за них держаться.
Предлагаемые нами изменения для ауарского языка: ориентироваться на парфянские (пехлеви), чеченские и монгольские формы прилагательных. Подобрать из них те, которые наиболее приемлимы для нужд ауарского языка.
Обращает на себя внимание и мнг. конструкция типа МАНХ(ан) "бархан", но МАНУУЛ "барханный, степной кот, манул). И здесь уже нет множественного числа, которое заметно в мнг. БАЯЧУУД и БАЯЧУУЛ. Оба слова означают одно и то же - "богатые", т.е. здесь уже мнж. число. Между этими явлениями есть связь. С одной стороны мы видим МЭДЭЭЛ "информация" ( МЭДЭХ "знать"). Такие случаи, когда окончание "-эл" указывает на обобщение, совокупность абстрактных понятий в ауарском много. Но мы также видим, что в ав. -ОЛ и -УЛ это показатель родительного падежа. Если мнг. МАНХ(ан) "бархан", а МАНУУЛ имеет как бы мнж. число, но стоит всё же в единственном числе, то между этими значениями имеется связь. Здесь представлен какой-то общий механизм словообразования.
В халхаском прослеживается целая обойма соответствий с морфологией нахско-дагестанских языков. Некоторые из них понятны, другие же пока недоступны для понимания. Это касается конечного мнг. "-уул". То оно в роли показателя мнж. числа, то в роли некоего "затёртого" род. падежа.
Мнг. МАНЛАЙ "вождь, глава, авангард, первый", но МАНЛАЙЛАЛ "гегемония" - здесь уже основа уходит в абстракцию, обобщение. Она может быть также связана с показателем мнж. числа в ав. языке.
Никаких ответов от тех, кто считает себя лингвистами нет. Этимологический словарь монгольских языков Санджеева читать бессмысленно, так как это лапидарное издание с поверхностными суждениями и совершенно неуместными параллелями в киргизском языке, как будто монгольские вообще имеют хоть какое-то отношение к киргизскому языку. А нахско-дагестанских этимологических словарей по-просту не существует. Уровень дагестанских филологов таков, что они скорее узнают что-либо от нас, чем оповестят о том, что нам неизвестно. Поэтому здесь тупиковая ситуация.
* Др.-греч.,лат. HYRKANIA/ HYRCANIA. В узком смысле - юго-вост. берег Каспия. При Сасанидах небольшая провинция с таким названием входила в более крупную административную единицу ABARSHAHR. Все эти названия были впоследствии упразднены из за территориальных споров с т.н. "иранскими гуннами". Столица провинции "Абаршаhр" (на монетах 'BRShHR) переименована в "Нишапур". При Сасанидах в Дербент "марзбанами" (маркграфами) назначались исключительно лица из провинции Абаршаhр. Они считались специалистами по борьбе с агрессивными номадами До самого монг. нашествия в Нишапуре не проживал ни один шиит, все жители принадлежали к двум суннитских общинам - шафиитов и ханафитов, которые враждовали между собой. В Нишапуре имели место 8 восстаний против мнг. оккупации, по размаху и ожесточению которые превосходили все русские антимонгольские выступления.
Город Нишапур внёс выдающийся вклад в арабо-мусульманскую культуру Более значимый чем всех арабских стран Красного моря и Персидского залива. Омар Хайям также являлся жителем Нишапура. Полное его имя 'Умар Хайам Нишабури. Персидский Хорасан ( вместе с Абаршаhром) всегда давал лучших ремесленников, оружейников, профессиональных воинов, а в мусульманскую эпоху и учёных-богословов. Когда где-либо указано "Перс. Хорасан" то это почти всегда г. Нишапур ( бывший Абаршаhр), а не полуеврейско-шиитский Мешhед. В эти края - прежде всего Гирканию- иудейство из Палестины стало стекаться ещё при парфянах.
Самым богатым человеком в Иудее считался выходец из иудейской общины парфянской Гиркании (Hyrcania). Всемирная слава этого северо-восточной окраины Ирана угасла после утраты значения Великого Шёлкового Пути и убыли коренного населения. Понятно, что персоязычные горские евреи в дербентской зоне появились благодаря гирканскому фактору. Этим же влиянием Гиркании можно объяснить и переход хазарской верхушки в иудаизм. В эпоху халифатских войн против Хазарии, спровоцированная самими хазарами своими претензиями на бывший Сасанидский укрепрайон, арабы не были знакомы ни с какой Лекетией, легами, а равно Кумыкией. Они у них проходят в источниках как походы в Джурджанию (от иран. Горган/ Выркан).
Они знали хазар, берсилов/барсилоа, Землю Трона и Джурджанию. Последнее являлось обозначением Прикаспия. "Земля Трона" - это Тагъ - общий для монгольских и нахско-дагъестанских народов термин "крыша/крышка, плоская вершина горы". Царство Сарир (Ауар, Туман/Лакия, Зирихгеран, Ичкерия и др., включая Табасаран) - мнг. ТАГЪ ГУЬРЭН и тюрк. УЬСТ-ЮРТ. Дагъестана же не существовало вовсе. ТАГЪ не входил в Хазарию, но в противостоянии арабам занимал прохазарскую позицию.
Свидетельство о публикации №224120201495