Горловка

Однажды звоню в Горловскую епархию узнать, как дела. Мне впопыхах рассказывают, что идет сильный обстрел и нижний храм переполнен людьми. Недолго думая, прыгаю в машину «Крафтер», длинная база (маршрутка), переоборудованная под туризм 8+1 место.

Через 40 минут из Донецка доезжаю до Горловки, но через Макеевку и Ясиноватую, так как прямой дороги уже не было. Заезжаю на территорию собора как раз после прилета в районе дома через дорогу. На дороге трупы.

Мне грузят в машину 19 детей, самому меньшему около года, три мамашки и пару пожилых людей, итого 24 человека и я. Мне дают адрес, какой-то пансионат в Житомире, куда нужно доставить, и вперед. Выехав со двора, думаю, нужно заехать в епархию, она там рядом, и взять благословение у Владыки Митрофана.

Мамашка, которую посадили последней с двумя детьми, одному из которых год, начала рассказывать, что помыла в летнем душе детей, сама пошла мыться, когда начался обстрел. Накинув на себя сарафан на голое тело, схватив подмышку двоих пацанов, без документов, без обуви прибежала в собор. Это было всё на 5-м квартале. До сих пор не знаю, где в Горловке 5-й квартал. Стала просить заехать домой, документы и какие-нибудь вещи взять.

Придя к Владыке Митрофану, попросил благословения и спросил, где 5-й квартал, вкратце рассказав событие. «Юра, какой 5-й квартал, разворот на 180 градусов и в сторону Донецка, а там на Славянск, Киев, Житомир».

Выхожу, говорю, что на 5-й квартал нельзя, там всё очень серьезно и небезопасно. Но за время моего отсутствия слабый пол спелся. Да, давай заедем, хоть документы возьмет. Да и по большому счету всё-таки брюки носил. Не устоял.

Едем, куда дорогу показывают. Буквально через пару кварталов как посыпалось со всех сторон. Крики детей, паника женщин, поворачиваю вправо в сторону собора, получился крюк, и в сторону Донецка. Поворот на Верхнеторецкое, на Константиновскую трассу, Славянск. В Славянске чуть не пристрелили.

Блокпост на въезд в Харьковскую область, пробки километровые, сутками люди (беженцы) стояли на таможнях и блокпостах. В машине нет ни воды, ни еды, гам, слезы, смех. За пару часов все освоились.

Выезжаю на встречку, включаю фары и, не сбавляя скорости, направляюсь к блокпосту. Бегут с автоматами наперевес и готовностью открыть огонь, перекрывают дорогу. Останавливаюсь. Вытаскивают из машины, попинали, поорали, но, когда открыли салон, пропустили первыми, правда, не извинились. Важен результат.
 
Приехав в Харьков, пожилая пара вышла. Купили воды, еды и дальше на Киев. В Житомир прибыл ночью, высадил свой ценный груз, сразу же поехал в обратную дорогу.

Под Днепропетровском начало морить, примерно 14 часов, возле водоема остановился, искупался и снова в дорогу, до комендантского часа нужно успеть. Между Константиновкой и Донецком блокпост, на Донецк не пускают, нужно сворачивать влево по полям на трассу Горловка-Донецк.

Дело уже к вечеру. В поле ночевать не будешь, а по Донецку вечером и ночью ездить небезопасно, а на дорогу нужно часа два точно.

Смотрю, таксист после проверки едет прямо в сторону Донецка, я за ним. Таксисты все проныры. Поморгав ему фарами, остановились. Спрашиваю: «Ты куда?». Таксист ответил: «В Донецк». «Я тоже в Донецк, а дорогу-то знаешь?» — продолжаю расспрашивать. Он: «Да, через Авдеевский коксохим». Я ему говорю: «Ну, я тогда с тобой».

 Так повернули через какое-то время вправо вдоль ж/д путей, через тоннель под ж/д путями и попадаем на Авдеевский коксохим, потом Авдеевка, блокпост. Таксиста проверили, отпустили. Куда он поехал, не знаю, да и я здесь хорошо ориентировался.

Меня крутили долго. На посту рассказал, почему так поехал, чтобы успеть до комендантского часа в Донецк. Да, еще у меня был «волшебный» документик, ламинированный от Владыки Иллариона, что являюсь водителем епархии Донецкой, также за детей, за Житомир рассказал, но всё-таки после долгих расспросов отпускают.

Но как-то это мне показалось подозрительно, мысли бегают что сумасшедшие, чувствую подвох. Начинают спускаться первые сумерки.

Принимаю решение сразу на Донецк не ехать, поеду по объездной через Пески. Подъезжаю к развязке сделать поворот направо, вижу посередине дороги стоит легковушка с открытыми дверями, на асфальте трупы, объехать невозможно.

Сразу поворачиваю голову влево, в сторону Ясиноватой, там обрушен мост, пролет на дороге. (Вкратце про мост. Слышал эту историю ранее, до того, как увидел. Когда за нашим танком шел взвод под его прикрытием, попадание было прямо в мост. Мост обрушивается на танк, танкист резко дает назад и давит весь взвод.)

Ловушка: ни вправо, ни влево, только прямо на Донецк через Спартак. Тревожность нарастает еще больше, через какое-то время я понимаю почему.

Вижу, впереди перекрыта дорога, справа аэропорт, слева пшеничное поле, которое перед созреванием отпахивают противопожарным рвом. Подъезжаю ближе, на всю дорогу стоит танковый, поставленный на попа, лафет.

И в это время слева раздаются автоматные очереди. Боковым зрением выхватываю где-то в тридцати метрах человек пять автоматчиков, которые стреляют в мою сторону не прицельно, а от пояса.

Реакция мгновенная, прибавляю еще газ к полу и в пшеничное поле через траншею. В это время успеваю переместиться между водительским и пассажирским сидением, перехватив руль левой рукой, и на педаль газа давлю левой ногой, частично запрятался.

Мысль одна — бусик направить по отношению к траншее так, чтобы опора всегда была на три колеса. В этот момент где-то в области солнечного сплетения появляется комок холода в виде шара и спирает дыхание.

Выскакиваю обратно на дорогу, за лафетом стоит легковушка, но уже со всеми открытыми дверями, и 4 трупа. Всё это время стрельба не прекращается. Доезжаю до Спартака, тишина.

Проезжаю по одной из улиц, и как в фильме «Белое солнце пустыни», только там были аксакалы, а здесь три бабки на лавочке возле двора, как в мирное время, грызут семечки. Такой контраст меня, конечно, удивил, но было не до этого.

До первого блокпоста при въезде в Донецк, кажется, не дышал и с этим комком холода. Остановили, первый вопрос: «Сколько дырок?», а я слово «мама» сказать не могу, вопросов не задавали больше. Все поняли.

Там нужно было меня направить по дороге в сторону аэропорта, одностороннее движение. Направляют сразу по встречке на мост со словами, на сегодня с него хватит.

Поднявшись на мост по встречке, снова блокпост и первый вопрос: «Сколько дырок?». Тут меня попустило, я вышел, обошли вместе автобус, не то что дырок, царапин не было. Все удивились. Но тут же вернусь к одному номеру комика «Смеркалось». По Донецку со стороны аэропорта, т. е. Киевский проспект, ехать было не менее опасно, чем то, что пережил, но только пальнуть могут уже свои.

Ребята покричали по рации, чтобы машину пропустили, мол, свои, но предупредили, если что, сразу останавливайся. Попрощались, я поехал. Заезжаю на Киевский проспект — не то что людей, собак и кошек нет, жуть.

Жизнь возвратилась ко мне и в город только когда свернул на улицу Артема, после Шахтерской площади: авто, люди, жизнь.

Отходил дня два, потому что первую ночь не спал, это была уже вторая бессонная ночь. Приключение длинною в полтора суток, а впечатлений на всю жизнь. Потом еще были Дебальцево, Пески, Углегорск, Константиновка, Волноваха и т. д., но обо всем по порядку.

Миф 120


Рецензии