Цена трамвайного билета
Плата за проезд на конно-железных дорогах была введена 21-го сентября 1862-го года и составляла вплоть до 1895-го года 5 коп. внутри вагона и 3 коп. - на империале. Пассажиры расплачивались с кондукторами медными монетами выпуска 1850-1871г. и последующих годов. Оплата производилась по маршрутным участкам, т.е. 3 и 5 коп. за 2-3 остановки, за весь маршрут необходимо было заплатить 15-30 коп.
С пуском электрического трамвая в 1907 г. цена билета оставалась такой же, а с 23 марта 1908 г. устанавливается единая стоимость проезда - 5 коп. и 6 коп. для пересадки на другой маршрут. В 1909 г. была введена зонная оплата - по 5 коп. за каждую зону. У кондуктора имелось 3-4 катушки билетов разной расцветки. Тогда же появились и льготные билеты для учащихся до 15 лет. В 1915 г., когда шла война, и из оборота исчезли медные монеты, вместо них были выпущены бумажные кредитные билеты достоинством 1, 2, 3, 5 и 50 коп. Льготные билеты для. учащихся выдавались в учебных заведениях бесплатно. Обычные пассажиры могли приобрести с августа 1919 г. 20 билетов ценой в один рубль и на 60 поездок ценой в три руб. Это была первая попытка введения на транспорте талонной системы оплаты. Население оплачивало их кредитными билетами достоинством в один рубль образца 1898-го года и в три рубля образцов 1898-1912 г.
Большие ли это тогда были деньги? Так, в 1907 году бутылка пива стоила 8 копеек, а литр молока - 10 коп. Зарплата инженера в 1900-1913 г. составляла 200-250 руб. в месяц, высококвалифицированный рабочий получал 120-140 руб., но нельзя забывать, что работал он 315 часов в месяц против 200 в наше время.
Война 1914 г. и революция 1917 г. сильно пошатнули денежную систему России. Стали выпускаться всевозможные денежные суррогаты и даже почтовые марки, посвященные 300-летию дома Романовых, которые имели хождение наравне с медной и серебряной монетами. Эмиссия (печатание) денег резко увеличилась, и в феврале 1917 г. один рубль по покупательской способности составил только 27 коп., т. е. упал почти в 4 раза, что сразу отразилось на цене проездных билетов. Так в начале 1917 г. обычный участок стоил 7 коп., а длинный - 10. В апреле 1917 г. в обращение было выпущено около полумиллиарда бумажных рублей, а уже в октябре эта астрономическая цифра увеличилась до двух миллиардов. Неудержимо поднимались цены на все, в том числе и на трамвайные билеты. За время своего недолгого правления временное правительство выпустило бумажных денег более чем на 9 млрд. руб. и действительная стоимость рубля (образца 1898 г.) упала до 6 коп.
Молодая Советская власть получила после Октябрьской Революции тяжелейшее наследие. “Денег нет, вот, где наша слабость” - говорил В.И. Ленин на Всероссийском съезде крестьян в 1918 г. Денежная реформа намечалась в 1918-ом году, но ей помешала интервенция и гражданская война. О золоте, обеспечивающем море бумажных денег, говорить не приходилось. Наличный золотой запас в Государственном банке на конец 1917 г. составлял всего 1,3 млрд. руб.
Цена трамвайного билета в начале 1919 г. была три рубля, а с февраля 1920 г. уже 6 рублей, то есть возросла в 120 раз относительно 1908 г. Оплата велась теми же ассигнациями выпуска 1898-1913 г. Заработная же плата в этот период росла значительно медленнее - только в 24 раза, в то время как покупательная способность рубля уменьшилась в 188 раз. Реальная стоимость купюры в 10000 руб. составляла всего лишь 59 коп. Наравне с ассигнациями выпуска 1898-1913 годов ходили деньги и выпуска 1918 г. номиналом от 1 до 10000 руб. Эти деньги мелкого номинала выпускались целыми листами и
- 2 -
при выдаче зарплаты над окошком кассы можно было встретить надпись: «Товарищи! Не утруждайте кассира резанием денег! Режьте сами!» Наличный золотой запас к концу 1919 г. составлял уже менее 400 млн. руб., а к сере-дине, 1920-го года еще уменьшился в 3 раза и та же ассигнация в 10 тысяч руб. стоила уже 1 копейку в ценах 1913 г. С лета 1919 г. положение с продовольствием резко ухудшилось, деньги полностью обесценились.
В городах росла безработица, кто мог уехать из города в деревню - уезжали. В 1920 г. городское население составляло всего 15,3%. На Россию надвигался голод. В Петрограде стали организовывать огородные хозяйства, где работали на трудодни. В 1920-ом году по сравнению с 1917 г. население страны уменьшилось с 163 млн. человек до 136,8 млн.
Цены на трамвайные билеты, (трамвай, который в то время плохо, но все-таки ходил), достигли баснословных величин. Так, в апреле 1922 г. за меньший участок пути билет стоил 40 тыс. руб. (талон Б), а за больший участок - 60 тыс. руб., а карточка на месяц стоила 7,5 млн. руб. Декретом Совнаркома с 1 октября 1922 г. были изъяты из обращения ассигнации выпуска до 1922 г. и производился их обмен на новые, в соотношении 10 тысяч рублей старого образца на 1 рубль нового. С 1 января 1923 г. стоимость трамвайного билета составила соответственно 4 рубля и 6 рублей. Карточка на месяц стоила 750 руб. До мая 1924 г. деньги не раз менялись и в конце-концов были заменены на банковские билеты (червонцы). Их появление (10 рублей) вносило серьезные изменения в денежную систему страны, поскольку они обеспечивались платиной, золотом и серебром. Один червонец обмени-вался на 8,6 граммов чистого золота. Он стал твердой советской валютой, признанной многими капиталистическими странами. Цены трамвайных билетов падали, и с ноября 1932-го года составили 15 коп., за багаж - 50 коп., а проездные карточки на месяц стоили 12 и 15 руб. Эта стоимость трамвайных билетов сохранилась до конца 1947 г., а с начала 1948 г. червонцы были изъяты из обращения и заменены в результате денежной реформы на Госзнаки достоинством от 1 до 100 руб. В результате деноминации 1961 года стоимость трамвайного билета стала 3 коп., а перевозка багажа - 10 коп. С 1 декабря 1985 года - 5 копеек, потом пошла новая современная история, с 1 апреля 1991 г. уже 10 коп. В 1991 г. электрический транспорт города переходит с федерального уровня на муниципальный, плата за проезд покрывает только 20–25%, против 40% в восьмидесятые годы от эксплуатационных расходов. Начиная с 1992 г. экономика страны сильно пошатнулась, в стране началась инфляция, цены на проезд на трамвае стали “скакать” аналогично 1923 г., она становится единая на всём наземном электрическом транспорте. Так в 1992 г. они менялись три раза в год с 30 коп. в марте до 2 рублей в ноябре. В 1993 г. цены менялись четыре раза с 5 руб. в марте до 30 руб. в декабре. В 1994 г. – четыре раза, с 80 руб. в марте до 300 руб. в ноябре. В 1995 г. – два раза с 400 руб. до 600 руб. С 20 января 1996 г. цена билета уже составила 1000 руб., с 20 января 1996 г. трамвайный билет стоил 1000 руб., С ноября 1996 г. вновь вводятся кондукторная система сбора платы за проезд, талоны и косовые аппараты отменяются. После денаминационной реформы 1998 г. цена на проезд продолжала расти с 1 руб. в начале года. С 19 сентября – уже 2 руб. С август 2000 г. билет стоит уже 4 руб., затем денежная доминационная реформа 2001 г., с середины февраля 2002 г. – 5 руб. С января 2003 г. – 6 руб. Месячная карточка – 165 руб. В 2004 г. – 7 руб., в 2005 г. – 10 руб., с февраля 2006 г – 12 руб., и к февралю 2007 г. билет в общественном транспорте уже стоит 14 руб. С апреля 2008 г. стоимость проезда составила 16 руб. С 1 января 2009 г. билет за проезд стоит 18 руб., а с января 2010 г. – 19 руб. С 1 января 2011 г. – 21 руб., с 1 июня 2012 г. – 23 руб., с 1 января 2013 г. – 25 руб., с 1 января 2015
- 3 -
г. – 28 руб., с 1 января 2016 г. – 30 руб. С 1 января 2017 г. по 2019 г. – 40 руб. С 1 января 2020 г. – 50 руб. С 1 января 2021 г. - 55 руб. С 2022 г. – 60 руб. С
2023 г. – 65 руб. За восемнадцать последних лет (1998 – 2023 г.) цена билета за проезд на трамвае увеличилась в 33 раза (без учёта инфляционных процессов) и в ближайшее время стабилизация цены проезда на электрическом городском транспорте не предвидится.
Кстати, ещё одна интересная страница истории транспорта. На электрическом транспорте разрешается перевозка домашних животных по федеральному закону, но в нём не регламентируется размер и порода этого животного. За провоз животного взимается плата как и за обычного пассажира, а вот бесплатно можно провести только птицу в клетке. Бесплатный проезд ребёнка в сопровождении взрослых допускается до пятилетнего возраста. Конечно, никакими метрами детей не меряют.
В заключении было бы интересно сравнить относительную стоимость проезда на трамвае за весь период его существования в городе. Для проведения такого сравнения выберем среднюю зарплату инженера в разные временные периоды и количество трамвайных билетов, которые можно купить на эти деньги. В 1907 – 1911 г. зарплата в среднем составляла 75 руб. в месяц, а средняя цена проезда – 20 коп. по всему маршруту и количество билетов – 375. В 1939 г. зарплата – 600 руб., проезд – 15 коп., приобретённых билетов – 4000. В 1957 г. зарплата – 1300 руб., стоимость проезда – 30 коп., приобретённых билетов – 4333. В 1963 г. зарплата 120 руб., стоимость проезда – 3 коп., приобретённых билетов – 4000. В 2009 г. зарплата 11000 руб., стоимость проезда – 18 руб., приобретённых билетов – 611. Самый дешёвый проезд был в довоенные 1930 –1941 г., несколько дороже в послевоенный период 1957 – 1986 г., а самый дорогой для пассажира - это дореволюционный 1907 – 1914 г. и в настоящее время. В 1963 г. при месячной зарплате в 130 руб. можно было купить 4333 трамвайных билета, а в 2009 г. при аналогичной работе и зарплате в 13000 руб. – только 722 билета, в 2015 г. при средней зарплате 22000 руб. – 710 билетов. В среднем, за более 100 лет работы трамвая плата за проезд на 2024 г. (считая по единому тарифу с 1961 г.) увеличилась в 22 тыс. раз, а зарплата – в 208 раз выше и более.
Трамвайные вагоны разных лет: Бреш 1907 г., ЛМ и ЛП – 33; 1933 г.,
ЛМ – 57; 1957 г.
Материал подготовил Львов Ю.М. 22.03.2024
(ранее материал готовился в 01.12 .07, 10.12.09, 01.12.15, 15 11.24)
Свидетельство о публикации №224120201759