Доброе дерево
Обычно все признают березу в городе, но черемуха Маака тоже легко узнаваема. У березы ствол снизу такой корявый, что прикасаться к нему не хочется. А ствол этой черемухи абсолютно гладкий, оранжевый, как хорошее настроение, особенно на солнце. Да он и не корой покрыт, отслаивается тонкой прозрачной пленкой. Красавица, пусть и в лохмотьях. Прикасаешься, а под руками не кора, а нежная кожа. Ягоды ее черные, но никто есть их не собирается. И это хорошо.
Странно, что для ботаников это дерево так же не понятно, как для нас. Одни считают ее сливой, другие вишней, а некоторые даже новым родом из долины реки По. Мы будем считать ее черемухой, чтобы было с чем сравнивать. Весной она зацветает гораздо позже обыкновенной черемухи и ее цветение не связано с майским снегом и похолоданием. Чем теле лето, тем ярче на солнце ветки черемухи Маака. Наша черемуха цветет в июне и ее пышные белые цветы не пахнут, не то, что сорванная у реки, букет дома представить невозможно, голова заболит. Зато пчелы в кронах черемухи Маака блаженствуют. Обыкновенная черемуха хороша на берегу речки, а наша черемух горожанка, на проспектах можно увидеть ее мощные деревья с крепким бронзовым стволом. Вы слышите доброе гудение пчел? И еще странно. Похожа черемуха на бруннеру. Тоже реликт, тоже в Красной книге на родине и процветает возле человека. Бывает и возле человека хорошо.
А вместе с каким же именем вы вспомните березу? Может, с Есениным, или Буниным? Черемуха Маака подарена нам добрым человеком. Во-первых, Маак учитель, он приехал в Иркутск почти двести лет назад и стал работать в гимназии, хотя окончил Петербургский университет. Во-вторых, он натуралист, причем бескорыстный натуралист. Из гимназии он направился в свою первую экспедицию к истокам Вилюя, где зимой работал без жилья, нормальной одежды и почти без еды. Представляете якутские морозы! Все уже считали его мертвым, а он объявился в Иркутске с огромными коллекциями и сразу собрался в плавание по Амуру. Для меня это всегда было удивительным. Ведь экспедицию организовало не государство, географическое общество, местный купец Степан Соловьев подарил полпуда золота на расходы.
Были такие люди, ныне вымершие, как динозавры и мамонты. Высшим благом они считали путешествия в девственным природе, не ради праздного любопытства туриста, а как исследователи: составлять карты, собирать гербарии, минералы и изучать народы, не известные цивилизованному миру. Амур был неизвестной землей для научного мира. На его берегах не было русских поселений, а маньчжуры приезжали летом, чтобы собирать налоги. Хотели бы вы, читатель испытать чувство торжественного одиночества в лесах, неведомых в Сибири, слушая шум ветра в вершинах и зная, что рядом бродят тигры и медведи. Хотели бы плыть в лодке по пустынной реке и вечером наблюдать крутые берега горящие зеленым огнем от множества светлячков, чтобы над вашими головами летали тучи поденок, и таких крупных бабочек махаонов, что глазам не верилось, а вокруг взбивали мелководья хвостами калуги и осетры, выставляли свои спины под остроги гольдов. А днем бы вас жалили пауты, а ночью мошка и комары. Маак и спутники были первыми учеными на Амуре и понимали, что не могут создать всеобъемлющих теорий об этом крае. Но они мечтали, что пройдет совсем немного лет и на Амур приплывут торговые гости из Америки, Японии, Китая, а может быть из Индии, ведь Амур судоходен по всему течению до истоков, но вот пока гостей что-то не видно. И еще из путешествия привез нам Маак дерево, через несколько лет черемуху ввели в культуру в ботанических садах, а сегодня оно захватило весь мир и живет почти во всех странах. Реликт стал космополитом. Это редкость. Но не редкость, что люди не обращают внимания на национальность других людей, стараются жить дружно. Да и сам Маак? Ни капли русской крови! Кто он? Отец обрусевший немец, мать англичанка, родился в Эстонии, всю жизнь провел в Сибири и считал русский родным языком.
В нашем поселке черемуха Маака одна из самых уважаемых. В советское время ее сажали возле всех школ и детских садов, иногда длинными рядами вдоль оград, и встречает высокие деревья и провожает многие поколения ребят. А разве не добрый уголок – маленький базарчик в микрорайоне, пол сенью черемухи, здесь торгуют старушки излишками урожая со своих дачных участков.
И. наконец, о, чудо из чудес. В поселковой библиотеке появилась книга Маака. Дневник был издан сразу после великого путешествия и с тех пор не переиздавался. Конечно, сибирский учитель и натуралист рассказал в ней не только о встреченных животных и растениях. Каждому народу на берегах Амура посвящены доброжелательные страницы. Кто знает, и народов этих нет, но они живут в дневнике, и вы тоже можете помянуть их добрым словом. И это еще один повод, чтобы остановиться у черемухи Маака и прикоснуться к ее гладкому дружелюбному стволу.
Свидетельство о публикации №224120200313
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 04.12.2024 21:26 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 05.12.2024 03:13 Заявить о нарушении
Мара Рушева 05.12.2024 17:11 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 05.12.2024 19:11 Заявить о нарушении
Мара Рушева 05.12.2024 19:45 Заявить о нарушении